Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экстенсивный экономический рост
Увеличение производственных возможностей страны за счет расширения масштабов использования ресурсов. ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ - право дипломатических представителей, находящихся в каком-либо государстве, подчиняться законам только своего государства; то же, что и дипломатический иммунитет. Правом экстерриториальности может также обладать любой гражданин, находящийся в другом государстве, если он пребывает на территории своего дипломатического представительства, на торговом, военном судне и т. д. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ — крайний, радикальный, переломный, особо неблагоприятный, пограничный по своему проявлению, силе, масштабам (экстремальный момент, экстремальное условие и пр.). ЭКСТРЕМИЗМ — приверженность в политике, в идеях, взглядах к крайним позициям, выходящим за пределы действующих правовых и моральных норм. Экстремизм, как правило, порождается социально-экономическими кризисами и связанными с ними резким падением жизненного уровня основной массы населения и неспособностью традиционных политических институтов и структур решать наиболее острые социальные вопросы. Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — проявление крайних взглядов и мер. Приверженцы экстремизма не гнушаются и насильственными методами в достижении своих целей. Особенно опасен экстремизм в политике и в религии. ЭКУМЕНИЗМ — движение за сближение христианских церквей, возникшее в начале XX в. в протестантизме. В настоящее время участниками экуменического движения являются протестантские, старокатолические, некоторые православные церкви. Христианские церкви рассчитывают совместными усилиями выработать меры против сужения сферы религиозного влияния на человека, развивать миссионерство, найти ответы на основные вопросы, волнующие современное человечество. По мнению идеологов экуменизма, современность обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства» (выражение Н. Бердяева); поощрять «дела искренней любви к Богу и ближнему» представителя любой конфессии; выделять существенную сердцевину христианского учения, просматриваемую сквозь частные особенности того или иного исторического типа христианства; учиться совмещать то или иное вероучение с интеллектуальной честностью и гуманистическими началами; вырабатывать «общехристианскую социальную программу», пригодную для стран с разными политическими режимами и уровнями экономического развития. ЭЛЕКТОРАТ — круг избирателей, традиционно голосующих за какую-либо политическую партию, ее выдвиженцев, лидера на парламентских, президентских или муниципальных выборах. Элита (от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — избранный круг людей, наиболее ярко проявивших себя в той или иной сфере. Элита имеет реальные господствующие позиции в управлении обществом, развитии науки, культуры. Чаще всего говорят о политической элите — социальном слое, обладающем таким положением и качествами, которые позволяют ему более активно и эффективно, чем другие слои, участвовать в общественной жизни (управлять обществом, определять направления общественного развития, влиять на формирование общественных ценностей). ЭЛИТА — небольшая группа людей, обладающая наибольшей (формальной и неформальной) властью в обществе, высшим профессиональным статусом, доходами (деньгами). Возможна при этом и высокая популярность, харизма, высокая степень духовного влияния. К элите обычно относят наиболее богатых представителей деловых и финансовых кругов, специалистов высокого класса в области внешней политики, обороны, промышленности, науки, выдающихся деятелей искусства и литературы, владельцев наиболее известных изданий, телесетей, известных телеведущих, телекомментаторов, наиболее популярных парламентариев, лидеров политических партий и движений, правительственную верхушку. В США элита (истеблишмент) составляет от 0,5 до 1 % населения, в чьих руках сосредоточено до 35 % национального богатства. В России ее «новая элита» размыта, находится в стадии формирования, составляет «примерно 5 % населения, владеющих или контролирующих до 50 % национального богатства. Помимо деления элиты на формальную и неформальную, различают элиту официальную и неофициальную («власть знаменитостей»). Элиту, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называют правящей. Та часть элиты, которая при наличии больших денег, престижа и пр., лишена возможности осуществлять властные полномочия, принадлежит к контрэлите. Элиты бывают также закрытого и открытого типа. Политологи выделяют две основные системы отбора в политическую элиту: антрепренерскую и гильдийскую (корпоративную). Антрепренерская система позволяет отбирать кандидатов в элиту в зависимости от их личных качеств, в том числе и от умения нравиться людям. Система характеризуется открытостью, демократизмом, ограниченным числом «фильтров», т. е. формальных требований. При этом предполагается острая конкуренция между кандидатами на высокие посты. Селекторатом (субъектом отбора) является все взрослое население. Такая система не рассчитана на серьезный выбор по принципу профессиональной компетентности кандидата, качества его образования. Открывается возможность прихода в большую политику или на крупную административную должность случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект и мало предсказуемых в своих действиях. Кроме того, высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри ее. Система гильдийского рекрутирования предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти (велико количество формальных требований к соискателю). Отбор кандидатов осуществляется из определенных корпораций (сословных, классовых, клановых, партийных и т. д.). Эта система закрыта и консервативна, в ней отсутствует конкуренция, она вяло (формально) реагирует на требование времени, обрекает элиту на постепенную деградацию с превращением ее в замкнутую касту. Вместе с тем она обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, исключает конфликты внутри элиты. Элементы гильдийской системы отбора характерны и для демократических стран, где, напр., существуют партии с сильной структурой (строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.). Особую разновидность гильдийского подхода представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее отличало то, что замещение ключевых постов почти во всех сферах общественной жизни осуществлялось партийными руководителями определенного уровня. Элитарность и элита формировались на основе не экономического, а политического неравенства. Современная элита в индустриально развитых, демократических странах рациональна, т. е. опирается на закон, формальные правила, что не исключает случаи (рецидивы) противоправной девиации. Рационализация российской политической, административной и пр. общественных элит, изменение их менталитета в сторону права, гражданственности, гуманизма остается одной из насущных проблем российского общества. Необходимо помнить людям, оказавшимся наверху тех или иных иерархических пирамид, что они «задают тон» во вкусах, поведении, моральных оценках, на них ориентируются, с них берут пример многие рядовые граждане. ЭМАНСИПАЦИЯ — освобождение от какой-либо зависимости, подчиненности, унижающей достоинство человека; получение самостоятельности и равноправия; освобождение от предрассудков, от всего устаревшего, рутинного, догматизированного, сковывающего прогрессивное развитие; обретение духовной свободы. Эмбарго Запрет на импорт или экспорт определенных товаров или валютных ценностей. ЭМИГРАЦИЯ И ИММИГРАЦИЯ - формы социальной мобильности на глобальном уровне. В первом случае — выезд за пределы страны, связанный с утратой статуса гражданина данного государства и вызванный экономическими, политическими и личными причинами, с целью временного или постоянного поселения на территории какого-либо иностранного государства. Иногда говорят о так наз. внутренней эмиграции — вынужденной утрате духовных связей с обществом без выезда за пределы страны. Во втором случае — въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан других стран. ЭМИССИЯ (ДЕНЕЖНАЯ) — выпуск в обращение денежных купюр, ценных бумаг, облигаций государственных займов и т. д. ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, которое сводит процесс познания к чувственному опыту (посредством органов чувств). В эмпиризме содержание истинного знания представляется как описание этого опыта с весьма осторожными выводами. Эмпирики не доверяют чисто рациональному, абстрактно-логическому мышлению, как якобы мышлению «спекулятивному», оторванному от фактов, от жизненной конкретики. Роль разума они сводят лишь к ограниченному обобщению опыта, но никак не к замене его на язык отвлеченных рассуждений, знаков и формул, «таящих в себе все заблуждения чистого рассудка». ЭНТРОПИЯ — в физике, химии, биологии, теории информации величина, характеризующая меру, степень неопределенности, неупорядоченности системы. В современном философском толковании — предрасположенность системы, организма к потере внутренней энергии, гибкости связей и потенциала системного существования, упорядоченной жизнедеятельности, к переходу на более низкие ступени развития, к распаду, к социальной, органической и физической смерти. ЭПИГОНСТВО — нетворческое, некритическое, формальное следование каким-либо образцам в искусстве, науке, мышлении, общении и т. д.; слабое, жалкое подражание чему-либо. ЭПИКУРЕЙСТВО — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура (341—270 гг. до н. э.), главная из которых — идея достижения безмятежности духа и состояния наслаждения жизнью в любых ее проявлениях. Под наслаждением жизнью Эпикур понимал прежде всего отсутствие страданий, страха перед смертью и спокойную совесть, не омраченную страданиями других людей. Лучшие наслаждения те, считал философ, которые обусловлены разумом, совестью и чувством меры. Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от любых дел, связанных со страстями и амбициями. В дальнейшем учение Эпикура было значительно извращено и на обыденном уровне стало восприниматься как вульгарный призыв к исключительно телесным наслаждениям, неге, праздности, роскоши. ЭРОТИКА— в широком смысле слова совокупность всего, что связано с половой любовью, сексуальностью, стремлением к сексуальной разрядке, в том числе психологические и эстетические аспекты сексуальности, их проявления в моде, литературе, искусстве, медицине. ЭСКАЛАЦИЯ — постепенное расширение масштабов политического, идеологического, военного, экономического и пр. вмешательства, агрессии. ЭСКАПИЗМ — стремление индивида уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий (наркотический эскапизм, художественный эскапизм, религиозный эскапизм и т. д.). Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, а также искусство как особый вид человеческой творческой деятельности. ЭСТЕТИКА — форма общественного сознания и частьфилософии, занимающаяся проблемами «прекрасного» в жизни человека; наука о природе и нормах освоения мира по законам красоты; теория создания произведений искусства, доставляющих людям художественное (эстетическое) наслаждение, развивающих художественный вкус, облагораживающих душу человека и окружающую социальную и предметную среду. К категориям эстетики относятся «прекрасное» и «безобразное», «возвышенное» и «низменное», «высокохудожественное» и «пошлое», «вульгарное». ЭСХАТОЛОГИЯ — религиозное учение о конечности мироздания («конце света»), о неизбежности прекращения исторического развития материального, посюстороннего мира (отмечено будет великими потрясениями, воскрешением мертвых, Страшным Судом), о загробной, потусторонней жизни и о конечном воссоединении «блуждающих во тьме» материального мира с Царствием Божием. Согласно эсхатологическим представлениям, «конец света» не сводим к глобальным катаклизмам и катастрофам, но в этом понятии заложена еще идея «обновления» мироздания, утверждение с нового, внеисторического, вневременного и совершенного вселенского строя. С наибольшей полнотой эсхатологические представления выражены в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова. ЭТАТИЗМ — одно из направлений политической мысли, рассматривающее государство как наивысший результат и цель существования общества. Этатизм несовместим с идеей становления гражданского общества и правового государства, но как «религия бюрократии» продолжает во многих странах навязываться обществу в различных идеологических формах. Этика (от греч. ethos — обычай, привычка, характер) — раздел философии, система учений о нравственности и морали. Этикой также называют практическую философию, т. е. учение о правильном и достойном поведении, поскольку ее главная задача — находить ответы на вопросы, которые всегда встают перед человеком: как правильно вести себя? Что я должен делать? Что такое добро и что такое зло? Как философское учение, этика призвана определять систему высших ценностей и идеалов (Бог, природа, жизнь, человек и т. д.). Без общепризнанных ценностей истины, добра, красоты не может быть морали. Однако практическое поведение человека лишь тогда становится нравственным, когда он не только знает о высших ценностях, но и умеет сознательно подчинять им свое поведение. Не следует путать этику с морализаторством, для которого типичны назидательность, внушение, ссылки на авторитеты и образцы поведения. Этика опирается на разум, на аргументы, она стремится привести доказательства, обосновать доводы. Поэтому этика обращена к личности мыслящей, умеющей критически оценить свое поведение, найти морально обоснованное решение и практически следовать ему. В свою очередь, занятие этикой способствует формированию мыслящей личности. События нашего времени с особой остротой поставили перед человечеством проблемы этики. Исключительное значение приобретает этика ненасилия, а также этические аспекты решения глобальных проблем современности. Вместе с тем с ростом требований к отдельной личности, усилением ее ответственности резко повышается роль профессиональной этики — этики политика, ученого, военного, менеджера, юриста, врача и т. д. ЭТИКА — часть философии, занимающаяся проблемами морали, нравственности как формы общественного сознания, как сферы духовной деятельности человека; наука о морали как стихийно развивающейся совокупности норм, принципов, оценок, регулирующих общение и поведение людей в обществе. Этика оперирует категориями: добро и зло, честь и бесчестье, совесть и бессовестность, стыд и бесстыдство, достоинство и униженность, сострадание и черствость, уважение и презрение и т. д. Этика предпринимательства (греч. ethika от ethos — обычай, нрав, характер) — совокупность нравственных правил и норм поведения предпринимателя; деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов, умении вести бизнес. Этика предпринимательства противостоит морали экономического стяжательства, иждивенчеству, стремлению к всеобщей уравниловке. Этнос (от греч. ethnoc — народ) — исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований. Исторически сложившиеся этнические общности — племя, народность, нация. В мире насчитывается несколько тысяч этносов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку, культуре. При формировании этноса значительную роль играет общность территории и языка. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу признаков уже существующих этносов относят язык, общую историческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. Культурное единство влияет на особенности психического склада. Со временем отдельные части этноса могут разобщаться территориально, переходить на язык другого этноса, но, пока у них сохраняется этническое самосознание, они считаются принадлежащими к этому этносу. Этнические явления изменяются медленнее, чем другие явления общественной жизни. С течением времени этнос может претерпеть изменения и даже прекратить существование, войдя в более крупный этнос, или дать начало другим этническим общностям. ЭТНОС — исторически возникшая, локализованная, устойчивая, большая группа людей, объединенная общностью ландшафта, территории, языка, хозяйственного уклада, культуры, социального строя, менталитета, т. е. этнос сочетает в себе как биологические, так и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. К этносам причисляют только племена, народности и нации. Им предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан. Племя— исторически первая ступенька формирования этноса. Включает значительное число родов и кланов, объединяемых общим происхождением, территорией, языком (при наличии диалектов), религией, хозяйственным укладом, обычаями, менталитетом. Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенем, союзом племен и нацией. Она представляет собой более масштабную, чем племя языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. Решающую роль в превращении союзов племен в народность играет государство, а в нем — надплеменная военная и жреческая или церковная знать. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, но нередко сюда включаются также и неродственные этнические группы. Например, древнерусская народность сформировалась из восточнославянских, угро-финских, балтских и тюркских племен. Нация — высший исторический тип этноса, формировался на базе народностей в эпоху преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, развивался при капитализме под большим воздействием складывающегося внутреннего национального рынка и формировавшейся светской национальной культуры, прежде всего — литературы и искусства. ЭТОС — совокупность стабильных черт индивидуального или социального характера, проявляющихся в речи, поступках, пристрастиях, профессиональных действиях, чувствах, увлечениях. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА- важный интегральный показатель общественного производства, включающий в себя такие частные показатели, как производительность труда, фондоотдача, себестоимость, рентабельность. Этот единый показатель позволяет объективно судить о динамике развития макро- и микроэкономического комплекса с учетом разнонаправленного изменения его отдельных составляющих. В наиболее общем смысле эффективность производства характеризует достижение наибольших результатов при наименьших затратах. Эволюция (лат. evolutio развитие, развертывание). Процесс постепенного изменения, развития (в противоположность революции). Экология (греч. oikos дом, родина + logos учение). Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой, а также условия существования человека, животных и растений в том или ином регионе. Экологические проблемы. Совокупность проблем, порожденных отрицательными последствиями воздействия человека на природу. Нарастание экологических проблем нарушает баланс в отношениях природы и общества, создает угрозу существованию человечества. Экономика (греч. oikonomike искусство управления хозяйством). Система общественного производства, процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также наука, изучающая экономические процессы. Экономические права; Совокупность прав человека, обеспечивающих свободу хозяйственной инициативы. К экономическим правам относят: право собственности; свобода предпринимательской деятельности; право на труд; свобода интеллектуальной деятельности. См. Права и свободы человека. Экоцид (греч. oikos дом, родина + лат. caedere убивать). Уничтожение среды обитания народа, отравление атмосферы и водных ресурсов, совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Экспансия (лат. expansio растягивание). Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на захват чужих территорий, на расширение сфер влияния. Эксперимент (лат. experimentum опыт, практика). Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно фиксируемых условиях, воспроизведение объекта познания с целью проверки гипотез, установления научной истины. Экспроприация (лат. ех от, из + proprius собственный). Принудительное изъятие собственности. Экстремизм (лат. extremus крайний). В политике — приверженность к крайним взглядам и мерам. Электорат (лат. elector выбирающий, избиратель). Совокупность избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или за политическую партию, блок партий, движение. Элемент (лат. elementum стихия, первоначальное вещество). Составная часть сложного целого, неделимый компонент системы. См. Система. Элита (франц. elire выбирать, отбирать). Группа лиц, пользующихся в обществе наибольшим престижем, влиянием на власть, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества. Элитарная культура. Форма культуры (см. Культура), которая создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами (серьезная музыка, высокоинтеллектуальная литература, условная живопись и др.). Эмансипация (лат. emancipatio освобождение от опеки). В гражданском праве — объявление полностью дееспособным несовер-. шеннолетнего, достигшего 16 лет, который работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Уравнение в правах. Эмбарго (исп. embargo наложение ареста, запрещение). Наложение государством или международной организацией запрета на ввоз в какую-либо страну или вывоз из нее определенных видов товаров. Эмиссия (лат. emissio выпуск). Выпуск в обращение денег или ценных бумаг. Эпоха (греч. epoche значительный момент). Длительный период времени, имеющий какие-либо характерные особенности. Эстетика (греч. aisthetikos относящийся к чувственному восприятию). Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в художественном творчестве, в природе. Этатизм (франц. etat государство). Активное участие государства во всех сферах жизни общества. См. Административно-командная система. Этика (греч. ethos обычай, характер). Учение о нравственности, область философского знания. Этногенез (греч. ethos народ + genesis происхождение). Происхождение народов. Этнократия (греч. ethos народ + kratos власть). Политика установления политического господства национальных элит, а также обосновывающие ее теории. Этнос (греч. ethos народ). Большая группа людей, выделяемая на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы. Виды этноса: нация, народность, племя.
Ю ЮМОР — согласно античному учению, «правильная мера влажности» и наличие «здоровых соков» в человеке, обусловливающих хорошее настроение. Хорошее настроение с помощью юмора достигается тем, что юмор способен в серьезном, великом видеть недостатки, курьезы, изъяны, смеясь над ними, но не издеваясь, не подвергая уничижительному осмеянию. Юмор умеет видеть возвышенное в ограниченном, значительное в смешном и несовершенном. В юморе очень часто смеющийся не отделяет себя от смешного как от чего-то чуждого и враждебного (в этом смысле юмор противостоит сатире). Уметь с юмором говорить прежде всего о себе, о своих недостатках и достижениях есть признак развитого, свободного интеллекта и силы характера, позволяющих человеку самоутверждаться, несмотря ни на какие житейские трудности. Юмор оптимизирует жизнь, т. к. одновременно с выявлением комических черт в жизни и культуре он предлагает высокие этические и эстетические идеалы, без которых юмор девальвируется, теряет свой очищающий эффект, превращается в цинизм, пошлость, скабрезность. Не случайно выдающиеся представители мировой литературы — Шекспир, Сервантес, Диккенс, Шоу, Чехов, Булгаков, Чапек и др. — нередко использовали свойственный юмору дружелюбный смех для выражения сущности положительных героев, для раскрытия в комедийных формах прекрасного, гуманистического начала в человеке. ЮНЕСКО — сокращенное название Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, созданной 16 февраля 1945 г. в Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с невежеством, свободный обмен информацией, идеями, концепциями развития в духовной сфере независимо от государственных границ. Деятельность ЮНЕСКО направлена также на создание в мире таких условий и предпосылок, которые дали бы возможность в равной мере каждому человеку пользоваться достижениями науки, культуры и просвещения. Секретариат ЮНЕСКО находится в Париже. Официальным органом является журнал «Курьер ЮНЕСКО». ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме. Нормативным основанием юридической ответственности является та или иная правовая норма. Фактическим основанием привлечения лица к юридической ответственности служит совершенное им правонарушение. Без правонарушения (в случае преступления — без состава преступления) нет и юридической ответственности. Юридическая ответственность обладает следующими признаками: а) имеет ретроспективный характер, т. е. представляет собой реакцию государства на уже совершенное в прошлом правонарушение; б) устанавливается государством в нормах права и обеспечивается его принудительной силой; в) налагается компетентными государственными органами; г) заключается в неблагоприятных для правонарушителя последствиях личного, имущественного и иного характера. Юридическая ответственность защищает права и свободы человека, обеспечивает в обществе законность и правопорядок. К функциям юридической ответственности относятся: 1) функция возмездия за совершенное правонарушение; 2) правовосстановительная функция, имеющая целью компенсацию причиненного правонарушителем морального или материального вреда, восстановление нарушенного права; 3) предупредительная (превентивная) функция, заключающаяся как в предупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонарушителем, так и в предупреждении всего общества о невыгодности и наказуемости противоправных деяний; 4) воспитательная функция, целью которой является воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей. К принципам осуществления юридической ответственности относятся: - юридическая ответственность налагается только за поступки; - юридическая ответственность неотвратима; юридическая ответственность налагается только компетентным органом на основе закона и в соответствии с установленной процедурой; за противоправный поступок несет ответственность только тот, кто его совершил; за одно и то же правонарушение юридическая ответственность наступает только один раз; наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать содеянному; привлечение к юридической ответственности возможно только при условии вины правонарушителя, безвинное привлечение к ответственности (объективное вменение) законом запрещается. В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную. Юридическая ответственность — одна из форм социальной ответственности, особенность которой состоит в том, что она предусматривает определенные меры государственного воздействия по отношению к правонарушителю. К главным чертам юридической ответственности относятся следующие: а) она возлагается только за правонарушение; б) она наступает лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; в) она наступает лишь в случаях, предусмотренных нормами права; г) она неизбежно влечет за собой определенные негативные последствия (наказание) для правонарушителя (штраф, конфискация имущества, лишение свободы и т. д.); д) она означает неотвратимость наказания (иначе говоря, ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным). Виды юридической ответственности различаются в соответствии с отраслями права: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Самый суровый вид ответственности — уголовная. Юридическое лицо Организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, могущая от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — по гражданскому законодательству РФ организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам этим имуществом. От своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком, иметь самостоятельный баланс или смету. Юридические лица — это, как правило, собственники своего имущества: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы и т. д. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, различные ассоциации и союзы. Юридические лица вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.). Они имеют свое наименование с указанием организационно-правовой формы и места нахождения организации. Организация приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации, действует на основании устава либо учредительного договора. Если юридические лица преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, они признаются коммерческими организациями. Прекращение деятельности юридических лиц может произойти по решению его учредителей (участников), либо по решению суда в форме реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), либо путем ликвидации. ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность личных возможностей, претензий и обязанностей человека, зафиксированных в государственных общеобязательных правилах и нормах поведения, исполнение которых обеспечивается всей силой государственного принуждения (в отличие от «права», не зафиксированного в государственных законах, например право на уважение, право иметь свою точку зрения и т. д.). Юридическое право и свод юридических законов суть синонимы. Юридические законы, в отличие от законов морали, законов обычая, установленных традиций, принимаются высшими законодательными органами государственной власти — парламентами. Среди них высшей юридической силой обладает Конституция — основной закон государства. Юрисдикция (лат. jurisdictio - судопроизводство) Установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Юридическая ответственность. Мера государственного принуждения, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом. К видам юридической ответственности относятся уголовная, материальная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая. Юридическое лицо. В гражданском праве — предприятия, объединения, учреждения, общественные организации. Признаки юридического лица: имущественная самостоятельность (наличие своего имущества на праве собственности, самостоятельного баланса, своего счета в банке); организационное единство (наличие устава или учредительного договора, учредительных документов; регистрация в установленном законом порядке); выступление в обороте от собственного имени (наличие официального наименования); самостоятельная ответственность по обязательствам (государство не отвечает по долгам юридических лиц). См. Физическое лицо. Юрисдикция (лат. jurisdictio ведение судопроизводства). Установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и применять правовые санкции к правонарушителям. Юриспруденция (лат. jus право, закон + prudentia знание). Совокупность науки о праве, правоведение, а также практическая деятельность юристов. Юстиция (лат. justitia справедливость, законность). Система судебных учреждений, правосудие.
Я ЯЗЫЧЕСТВО — Религия, основанная на обожествлении сил природы, термин богословского происхождения, применяемый в основном христианами по отношению ко всем политеистическим, дохристианским и внехристианским религиям. Впервые употреблен в Новом Завете по отношению к народам («языцам»), поклонявшимся нескольким богам сразу. Кроме политеизма, для язычества характерны: тесная связь с явлениями природы, с природно-хозяйственными циклами, с наиболее важными человеческими занятиями; идолопоклонничество; жертвоприношение; наличие магии, ворожбы, заклинаний, заговоров; обрядовость; территориальная обособленность. На Руси к X в. в связи с образованием союзов племен и объединительной политикой киевских князей (Рюриковичей) культы многочисленных богов и божков уступали место более упорядоченной культовой организации, упорядоченному пантеону общепризнанных славянских божеств. Основными богами восточных славян в это время считались (по «Повести временных лет»): Перун— бог грозы, метатель молний (с Х в. покровитель военной знати и дружинников); Хоре — бог весеннего возрождения, плодородия и любви; Даждьбог — бог Солнца, бог света; Стрибог — бог ветра; Симаргл — бог огня; Мокошь (Макошь) — богиня земли, урожая, судьбы, плодородия; Велес — бог скота, мудрости (покровитель волхвов); Зевана — богиня лесов; Кащей — бог-покровитель подземного царства мертвых; Коляда — бог времени; Купало — бог воды; Лада и Лель — боги любви, юности, согласия. В течение XI-XII вв. на Руси в связи с принятием христианства происходил синтез византийского (греческого) христианства и восточнославянского язычества с образованием специфических форм русского православия. Явление. В философии — внешняя форма существования предмета. Язычество.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1996. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998. 3. Барулин В. С. Социальная философия. М, 1999. 4. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права: Краткий словарь. СПб., 2000. 5. Борее Ю. В. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. 6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993. 7. Вечканов Г. С. и др. Краткая экономическая энциклопедия. СПб., 1998. 8. Владимирская Е. А. Основы экономической теории. СПб., 1995. 9. Воскресенская ГГ. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. М., 1997. 10. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебн. пособие. М., 1994. 11. Гаджиев К. С. и др. Введение в политологию: Учебн. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1998. 12. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. М., 1998. 13. Гречко П. К. Введение в обществознание. М., 2001. 14. Грушевицкая Т. Г. и др. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. 15. Гуревич П. С. Популярный психологический словарь. М., 2001. 16. Добренькое В. И. и др. Основы социологии и политологии. Ростов н/Д., 2001. П. Ильин В. В. Философия. М., 1999. 18. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. 19. История мировой экономики. М., 1995. 20. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995. 21. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. пособие для старшеклассников. М., 1993. 22. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М., 1994. 23. Клименко А. В., Румынина В. В, Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. М., 2001. 24. Коротец И, Д. Теория политологии: 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д., 1998. 25. Кравченко А. И. Обществознание: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М., 2000. 26. Кравченко А. И. Политология. М., 2001. 28. Крапивенский С. Э. Курс общей философии. М., 1998. 29. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 30. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. М., 1993. 31. Краткий философский словарь / под ред. А. Д. Алексеева. М., 1998. 32. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д., 1995. 33.Липсиц И. В. Экономика: В 2 кн.: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1998. 34. Малышевский А. Ф. Мир человека: Учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. учреждений. М., 1995. 35. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. Минск, 1997. 36. Момджян К. X. Введение в социальную философию. М., 1997. 37. Мухаев Р. Т. Политология: Учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1997. 38. Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1995. 39. Основы политологии: Краткий словарь основных терминов и понятий. М., 1993. 40.0 человеческом в человеке / под ред. И. Т. Фролова. М„ 1991. 41. Панарин А. С. Политология. М., 1998. 42. Политология: Краткий словарь / под ред. В. И. Коновалова. Ростов н/Д., 2001. 43. Политология: Энциклопедический словарь / под ред. Ю. И.Аверьянова. М., 1993. 44. Психология / отв. ред. А. А. Крылов. М., 1999. 45. Радугин А. А. Введение в религиоведение. М., 1999. 47. Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1998. 48.РосенкоМ. И. и др. Основы этических знаний. СПб.,1998. 49. Рыночная экономии: Словарь / под ред. Г. Я. Кипермана. М., 1993. 50. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Ч. 1, 2. СПб., 1997. 51. Самыгин С. И., Перов Г. О. Социология: 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д., 2000. 52. Словарь терминов и понятий по обществознанию/автор- составитель А.М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс, 2012. 53..Современный философский словарь/ под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996. 54. Сорокин Л. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 55. Социология: Краткий тематический словарь / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д., 2001. 56. Социология / под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М., 1998. 57. ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991. 58..Толковый словарь рыночной экономики/ под ред. Ф. А. Крутикова. М., 1993. 59. ТощенкоЖ. Т. Социология. М., 1994. 60. Учебное пособие: Эстетика / под ред. А. А. Радушна. М., 1998. 61. Феномен человека: Антология / сост. П. С. Гуревич. М., 1993. 62..Философия/ под ред. В. П. Кохановского. М., 1996. 63. Философия в вопросах и ответах / под ред. Е. Е. Несмеянова. М., 1999. 64. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева. М., 1989. 65. Фролов С. С. Социология. М., 1999. 66. Харчева В. Г. Основа социологии. М., 1999. 67. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / сост. С. С. Аверинцев и др. М., 1995. 68. Человек и общество. Современный мир: Учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений / под. ред. В. И. Купцова. М., 1994. 69. Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., 2001. 70..Эстетика: Словарь/ под. ред. Л.А.Беляева. М.,1989. 71. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения/ под ред. А. А. Гусейнова. М., 1992. 72.ЯдгоровЯ. С. История экономической мысли. М.,1996.
Date: 2016-05-17; view: 273; Нарушение авторских прав |