Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстенсивный экономический рост





Увеличение производственных возможностей страны за счет расширения масштабов использования ресурсов.

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ - право дипломатических представителей, находящихся в каком-либо государстве, подчиняться законам только своего государства; то же, что и дипломатический иммунитет. Правом экстерриториальности может также обладать любой гражданин, находящийся в другом государстве, если он пребывает на территории своего дипломатического представительства, на торговом, военном судне и т. д.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ — крайний, радикальный, пере­ломный, особо неблагоприятный, пограничный по своему проявлению, силе, масштабам (экстремальный момент, экстремальное условие и пр.).

ЭКСТРЕМИЗМ — приверженность в политике, в идеях, взглядах к крайним позициям, выходящим за преде­лы действующих правовых и моральных норм. Экс­тремизм, как правило, порождается социально-эко­номическими кризисами и связанными с ними резким падением жизненного уровня основной массы насе­ления и неспособностью традиционных политических институтов и структур решать наиболее острые соци­альные вопросы.

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — проявле­ние крайних взглядов и мер. Приверженцы экстремизма не гну­шаются и насильственными методами в достижении своих це­лей. Особенно опасен экстремизм в политике и в религии.

ЭКУМЕНИЗМ — движение за сближение христианских церквей, возникшее в начале XX в. в протестантизме. В настоящее время участниками экуменического движения являются протестантские, старокатоличес­кие, некоторые православные церкви. Христианские церкви рассчитывают совместными усилиями выра­ботать меры против сужения сферы религиозного влияния на человека, развивать миссионерство, най­ти ответы на основные вопросы, волнующие совре­менное человечество. По мнению идеологов экуменизма, современность обязывает видеть в реальной истории и жизни разных конфессий печальное «недостоинство христиан», контрастирующее с «достоинством христианства» (выражение Н. Бердяева); поощрять «дела искренней любви к Богу и ближнему» представителя любой конфессии; выделять существенную сердцевину хрис­тианского учения, просматриваемую сквозь частные особенности того или иного исторического типа христианства; учиться совмещать то или иное веро­учение с интеллектуальной честностью и гуманисти­ческими началами; вырабатывать «общехристианскую социальную программу», пригодную для стран с раз­ными политическими режимами и уровнями эконо­мического развития.

ЭЛЕКТОРАТ — круг избирателей, традиционно голосу­ющих за какую-либо политическую партию, ее вы­движенцев, лидера на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Элита (от фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — избранный круг людей, наиболее ярко проявивших себя в той или иной сфере. Элита имеет реальные господствующие пози­ции в управлении обществом, развитии науки, культуры. Чаще всего говорят о политической элите — социальном слое, обладающем таким положением и качествами, которые позво­ляют ему более активно и эффективно, чем другие слои, уча­ствовать в общественной жизни (управлять обществом, опреде­лять направления общественного развития, влиять на формиро­вание общественных ценностей).

ЭЛИТА — небольшая группа людей, обладающая на­ибольшей (формальной и неформальной) властью в обществе, высшим профессиональным статусом, доходами (деньгами). Возможна при этом и высокая популярность, харизма, высокая степень духовного влияния. К элите обычно относят наиболее богатых представителей деловых и финансовых кругов, спе­циалистов высокого класса в области внешней поли­тики, обороны, промышленности, науки, выдающих­ся деятелей искусства и литературы, владельцев на­иболее известных изданий, телесетей, известных телеведущих, телекомментаторов, наиболее популярных парламентариев, лидеров политических партий и движений, правительственную верхушку. В США элита (истеблишмент) составляет от 0,5 до 1 % насе­ления, в чьих руках сосредоточено до 35 % нацио­нального богатства. В России ее «новая элита» размыта, находится в стадии формирования, составляет «примерно 5 % населения, владеющих или контроли­рующих до 50 % национального богатства. Помимо деления элиты на формальную и неформаль­ную, различают элиту официальную и неофициальную («власть знаменитостей»). Элиту, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называют правящей. Та часть элиты, которая при наличии больших денег, престижа и пр., лишена возможности осуществлять властные полномочия, принадлежит к контрэлите. Элиты бы­вают также закрытого и открытого типа. Политологи выделяют две основные системы отбора в политическую элиту: антрепренерскую и гильдийскую (корпоративную).


Антрепренерская система позволяет отбирать канди­датов в элиту в зависимости от их личных качеств, в том числе и от умения нравиться людям. Система характеризуется открытостью, демократизмом, огра­ниченным числом «фильтров», т. е. формальных требований. При этом предполагается острая конку­ренция между кандидатами на высокие посты. Селекторатом (субъектом отбора) является все взрослое население. Такая система не рассчитана на серьезный выбор по принципу профессиональной компетент­ности кандидата, качества его образования. Открывается возможность прихода в большую политику или на крупную административную должность случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект и мало предсказуемых в своих дейст­виях. Кроме того, высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри ее. Система гильдийского рекрутирования предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти (велико количество формальных требований к соискателю). Отбор кандидатов осуществляется из определенных корпораций (сословных, классовых, клановых, партийных и т. д.). Эта система закрыта и консервативна, в ней отсутствует конкуренция, она вяло (формально) реагирует на требование времени, обрекает элиту на постепенную деградацию с превра­щением ее в замкнутую касту. Вместе с тем она обес­печивает высокую степень предсказуемости в поли­тике, исключает конфликты внутри элиты. Элементы гильдийской системы отбора характерны и для демократических стран, где, напр., существуют партии с сильной структурой (строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.). Особую разновидность гильдийского подхода пред­ставляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма. Ее отли­чало то, что замещение ключевых постов почти во всех сферах общественной жизни осуществлялось партийными руководителями определенного уровня. Элитарность и элита формировались на основе не экономического, а политического неравенства. Современная элита в индустриально развитых, демократических странах рациональна, т. е. опирается на закон, формальные правила, что не исключает случаи (рецидивы) противоправной девиации. Рационализация российской политической, админи­стративной и пр. общественных элит, изменение их менталитета в сторону права, гражданственности, гуманизма остается одной из насущных проблем российского общества. Необходимо помнить людям, оказавшимся наверху тех или иных иерархических пирамид, что они «задают тон» во вкусах, поведении, моральных оценках, на них ориентируются, с них берут пример многие рядовые граждане.

ЭМАНСИПАЦИЯ — освобождение от какой-либо зави­симости, подчиненности, унижающей достоинство человека; получение самостоятельности и равнопра­вия; освобождение от предрассудков, от всего уста­ревшего, рутинного, догматизированного, сковыва­ющего прогрессивное развитие; обретение духовной свободы.

Эмбарго

Запрет на импорт или экспорт определенных товаров или валютных ценностей.


ЭМИГРАЦИЯ И ИММИГРАЦИЯ - формы социальной мобильности на глобальном уровне. В первом слу­чае — выезд за пределы страны, связанный с утратой статуса гражданина данного государства и вызванный экономическими, политическими и личными причи­нами, с целью временного или постоянного поселения на территории какого-либо иностранного государства. Иногда говорят о так наз. внутренней эмиграции — вы­нужденной утрате духовных связей с обществом без выезда за пределы страны.

Во втором случае — въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан других стран.

ЭМИССИЯ (ДЕНЕЖНАЯ) — выпуск в обращение де­нежных купюр, ценных бумаг, облигаций государст­венных займов и т. д.

ЭМПИРИЗМ — направление в теории познания, кото­рое сводит процесс познания к чувственному опыту (посредством органов чувств). В эмпиризме содержа­ние истинного знания представляется как описание этого опыта с весьма осторожными выводами. Эмпирики не доверяют чисто рациональному, абстрактно-логическому мышлению, как якобы мышлению «спекулятивному», оторванному от фактов, от жиз­ненной конкретики. Роль разума они сводят лишь к ограниченному обобщению опыта, но никак не к замене его на язык отвлеченных рассуждений, знаков и формул, «таящих в себе все заблуждения чистого рассудка».

ЭНТРОПИЯ — в физике, химии, биологии, теории ин­формации величина, характеризующая меру, степень неопределенности, неупорядоченности системы. В современном философском толковании — предраспо­ложенность системы, организма к потере внутренней энергии, гибкости связей и потенциала системного существования, упорядоченной жизнедеятельности, к переходу на более низкие ступени развития, к распаду, к социальной, органической и физической смерти.

ЭПИГОНСТВО — нетворческое, некритическое, формальное следование каким-либо образцам в искусстве, науке, мышлении, общении и т. д.; слабое, жалкое подражание чему-либо.

ЭПИКУРЕЙСТВО — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура (341—270 гг. до н. э.), главная из ко­торых — идея достижения безмятежности духа и со­стояния наслаждения жизнью в любых ее проявлениях. Под наслаждением жизнью Эпикур понимал прежде всего отсутствие страданий, страха перед смертью и спокойную совесть, не омраченную страданиями других людей. Лучшие наслаждения те, считал философ, которые обусловлены разумом, совестью и чувством меры. Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от любых дел, связанных со страстями и амбициями. В дальнейшем учение Эпикура было значительно извращено и на обыденном уровне стало восприни­маться как вульгарный призыв к исключительно те­лесным наслаждениям, неге, праздности, роскоши.

ЭРОТИКА— в широком смысле слова совокупность всего, что связано с половой любовью, сексуально­стью, стремлением к сексуальной разрядке, в том числе психологические и эстетические аспекты сексуальности, их проявления в моде, литературе, искус­стве, медицине.


ЭСКАЛАЦИЯ — постепенное расширение масштабов политического, идеологического, военного, экономического и пр. вмешательства, агрессии.

ЭСКАПИЗМ — стремление индивида уйти от действи­тельности в мир иллюзий и фантазий (наркотический эскапизм, художественный эскапизм, религиозный эскапизм и т. д.).

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувствен­ный) — философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, а также искусство как особый вид человеческой творческой деятельности.

ЭСТЕТИКА — форма общественного сознания и частьфилософии, занимающаяся проблемами «прекрасно­го» в жизни человека; наука о природе и нормах ос­воения мира по законам красоты; теория создания произведений искусства, доставляющих людям худо­жественное (эстетическое) наслаждение, развивающих художественный вкус, облагораживающих душу человека и окружающую социальную и предметную среду. К категориям эстетики относятся «прекрасное» и «безобразное», «возвышенное» и «низменное», «высокоху­дожественное» и «пошлое», «вульгарное».

ЭСХАТОЛОГИЯ — религиозное учение о конечности мироздания («конце света»), о неизбежности прекращения исторического развития материального, посю­стороннего мира (отмечено будет великими потрясе­ниями, воскрешением мертвых, Страшным Судом), о загробной, потусторонней жизни и о конечном воссоединении «блуждающих во тьме» материального мира с Царствием Божием. Согласно эсхатологическим представлениям, «конец света» не сводим к глобальным катаклизмам и катастрофам, но в этом понятии заложена еще идея «обновления» мироздания, утверждение с нового, внеисторического, вневременного и совершенного вселенского строя. С наибольшей полнотой эс­хатологические представления выражены в Апокалип­сисе, или Откровении Иоанна Богослова.

ЭТАТИЗМ — одно из направлений политической мысли, рассматривающее государство как наивысший резуль­тат и цель существования общества. Этатизм несовместим с идеей становления гражданского общества и правового государства, но как «религия бюрократии» продолжает во многих странах навязываться обществу в различных идеологических формах.

Этика (от греч. ethos — обычай, привычка, характер) — раздел философии, система учений о нравственности и морали. Этикой также называют практическую философию, т. е. учение о правильном и достойном поведении, поскольку ее главная задача — находить ответы на вопросы, которые всегда встают перед человеком: как правильно вести себя? Что я должен де­лать? Что такое добро и что такое зло?

Как философское учение, этика призвана определять систе­му высших ценностей и идеалов (Бог, природа, жизнь, человек и т. д.). Без общепризнанных ценностей истины, добра, красоты не может быть морали.

Однако практическое поведение человека лишь тогда ста­новится нравственным, когда он не только знает о высших цен­ностях, но и умеет сознательно подчинять им свое поведение.

Не следует путать этику с морализаторством, для которого типичны назидательность, внушение, ссылки на авторитеты и образцы поведения.

Этика опирается на разум, на аргументы, она стремится привести доказательства, обосновать доводы. Поэтому этика обращена к личности мыслящей, умеющей критически оценить свое поведение, найти морально обоснованное решение и прак­тически следовать ему. В свою очередь, занятие этикой способ­ствует формированию мыслящей личности.

События нашего времени с особой остротой поставили пе­ред человечеством проблемы этики. Исключительное значение приобретает этика ненасилия, а также этические аспекты ре­шения глобальных проблем современности.

Вместе с тем с ростом требований к отдельной личности, усилением ее ответственности резко повышается роль профес­сиональной этики — этики политика, ученого, военного, менед­жера, юриста, врача и т. д.

ЭТИКА — часть философии, занимающаяся проблемами морали, нравственности как формы общественного сознания, как сферы духовной деятельности челове­ка; наука о морали как стихийно развивающейся совокупности норм, принципов, оценок, регулирующих общение и поведение людей в обществе. Этика оперирует категориями: добро и зло, честь и бесчестье, совесть и бессовестность, стыд и бесстыдство, досто­инство и униженность, сострадание и черствость, уважение и презрение и т. д.

Этика предпринимательства (греч. ethika от ethos — обычай, нрав, характер) — совокупность нравственных правил и норм поведения предпринимателя; деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов, умении вести бизнес. Этика предпринимательства противостоит морали экономического стяжательства, иждивенчеству, стрем­лению к всеобщей уравниловке.

Этнос (от греч. ethnoc — народ) — исторически сложив­шаяся на определенной территории общность людей, обладаю­щих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отли­чия от всех других подобных образований.

Исторически сложившиеся этнические общности — племя, народность, нация. В мире насчитывается несколько тысяч эт­носов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку, культуре.

При формировании этноса значительную роль играет общ­ность территории и языка. Но в процессе дальнейшего развития многие этносы утрачивают общую территорию. К числу призна­ков уже существующих этносов относят язык, общую истори­ческую память, народное искусство, обычаи, традиции, нормы поведения, привычки. Культурное единство влияет на особенно­сти психического склада. Со временем отдельные части этноса могут разобщаться территориально, переходить на язык другого этноса, но, пока у них сохраняется этническое самосознание, они считаются принадлежащими к этому этносу. Этнические яв­ления изменяются медленнее, чем другие явления обществен­ной жизни. С течением времени этнос может претерпеть изме­нения и даже прекратить существование, войдя в более круп­ный этнос, или дать начало другим этническим общностям.

ЭТНОС — исторически возникшая, локализованная, устойчивая, большая группа людей, объединенная общностью ландшафта, территории, языка, хозяйст­венного уклада, культуры, социального строя, мента­литета, т. е. этнос сочетает в себе как биологические, так и социальные свойства, это явление и природное, антропологическое и социокультурное. К этносам при­числяют только племена, народности и нации. Им предшествовала другая генетическая цепочка: семья, род, клан.

Племя— исторически первая ступенька формирова­ния этноса. Включает значительное число родов и кланов, объединяемых общим происхождением, тер­риторией, языком (при наличии диалектов), религи­ей, хозяйственным укладом, обычаями, менталите­том.

Народность — этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между пле­менем, союзом племен и нацией. Она представляет собой более масштабную, чем племя языковую, тер­риториальную, экономическую и культурную общ­ность. Решающую роль в превращении союзов племен в народность играет государство, а в нем — надплеменная военная и жреческая или церковная знать. Чаще всего в народность консолидируются близкородствен­ные племена, но нередко сюда включаются также и неродственные этнические группы. Например, древ­нерусская народность сформировалась из восточнос­лавянских, угро-финских, балтских и тюркских племен.

Нация — высший исторический тип этноса, формиро­вался на базе народностей в эпоху преодоления фео­дальной разобщенности и зарождения капитализма, развивался при капитализме под большим воздействи­ем складывающегося внутреннего национального рынка и формировавшейся светской национальной культуры, прежде всего — литературы и искусства.

ЭТОС — совокупность стабильных черт индивидуально­го или социального характера, проявляющихся в речи, поступках, пристрастиях, профессиональных действиях, чувствах, увлечениях.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА- важный ин­тегральный показатель общественного производства, включающий в себя такие частные показатели, как производительность труда, фондоотдача, себестои­мость, рентабельность. Этот единый показатель позволяет объективно судить о динамике развития макро- и микроэкономического комплекса с учетом разнонаправленного изменения его отдельных составляющих. В наиболее общем смысле эффективность производства характеризует достижение наибольших результатов при наименьших затратах.

Эволюция (лат. evolutio развитие, развертывание). Процесс по­степенного изменения, развития (в противоположность революции).

Экология (греч. oikos дом, родина + logos учение). Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений, микроорганизмов между собой и с окружающей средой, а также условия существования человека, животных и растений в том или ином регионе.

Экологические проблемы. Совокупность проблем, порожден­ных отрицательными последствиями воздействия человека на приро­ду. Нарастание экологических проблем нарушает баланс в отношени­ях природы и общества, создает угрозу существованию человечества.

Экономика (греч. oikonomike искусство управления хозяйством). Система общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормально­го существования и развития, а также наука, изучающая экономиче­ские процессы.

Экономические права; Совокупность прав человека, обеспечи­вающих свободу хозяйственной инициативы. К экономическим пра­вам относят: право собственности; свобода предпринимательской деятельности; право на труд; свобода интеллектуальной деятельно­сти. См. Права и свободы человека.

Экоцид (греч. oikos дом, родина + лат. caedere убивать). Уничто­жение среды обитания народа, отравление атмосферы и водных ре­сурсов, совершение действий, способных вызвать экологическую ка­тастрофу.

Экспансия (лат. expansio растягивание). Политика, направленная на экономическое и политическое подчинение других стран, на за­хват чужих территорий, на расширение сфер влияния.

Эксперимент (лат. experimentum опыт, практика). Научно по­ставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно фикси­руемых условиях, воспроизведение объекта познания с целью про­верки гипотез, установления научной истины.

Экспроприация (лат. ех от, из + proprius собственный). Прину­дительное изъятие собственности.

Экстремизм (лат. extremus крайний). В политике — привержен­ность к крайним взглядам и мерам.

Электорат (лат. elector выбирающий, избиратель). Совокупность избирателей, голосующих за какую-либо кандидатуру или за полити­ческую партию, блок партий, движение.

Элемент (лат. elementum стихия, первоначальное вещество). Составная часть сложного целого, неделимый компонент системы. См. Система.

Элита (франц. elire выбирать, отбирать). Группа лиц, пользую­щихся в обществе наибольшим престижем, влиянием на власть, за­нимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества.

Элитарная культура. Форма культуры (см. Культура), которая создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами (серьезная музыка, высокоинтеллектуальная литература, условная живопись и др.).

Эмансипация (лат. emancipatio освобождение от опеки). В гра­жданском праве — объявление полностью дееспособным несовер-. шеннолетнего, достигшего 16 лет, который работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усы­новителей или попечителей занимается предпринимательской дея­тельностью. Уравнение в правах.

Эмбарго (исп. embargo наложение ареста, запрещение). Нало­жение государством или международной организацией запрета на ввоз в какую-либо страну или вывоз из нее определенных видов то­варов.

Эмиссия (лат. emissio выпуск). Выпуск в обращение денег или ценных бумаг.

Эпоха (греч. epoche значительный момент). Длительный период времени, имеющий какие-либо характерные особенности.

Эстетика (греч. aisthetikos относящийся к чувственному воспри­ятию). Философское учение о сущности и формах прекрасного в ис­кусстве, в художественном творчестве, в природе.

Этатизм (франц. etat государство). Активное участие государст­ва во всех сферах жизни общества. См. Административно-командная система.

Этика (греч. ethos обычай, характер). Учение о нравственности, область философского знания.

Этногенез (греч. ethos народ + genesis происхождение). Проис­хождение народов.

Этнократия (греч. ethos народ + kratos власть). Политика уста­новления политического господства национальных элит, а также обосновывающие ее теории.

Этнос (греч. ethos народ). Большая группа людей, выделяемая на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исто­рической судьбы. Виды этноса: нация, народность, племя.

 

Ю

ЮМОР — согласно античному учению, «правильная мера влажности» и наличие «здоровых соков» в че­ловеке, обусловливающих хорошее настроение. Хорошее настроение с помощью юмора достигается тем, что юмор способен в серьезном, великом видеть недостатки, курьезы, изъяны, смеясь над ними, но не издеваясь, не подвергая уничижительному осме­янию. Юмор умеет видеть возвышенное в ограни­ченном, значительное в смешном и несовершен­ном.

В юморе очень часто смеющийся не отделяет себя от смешного как от чего-то чуждого и враждебного (в этом смысле юмор противостоит сатире). Уметь с юмором говорить прежде всего о себе, о своих недо­статках и достижениях есть признак развитого, сво­бодного интеллекта и силы характера, позволяющих человеку самоутверждаться, несмотря ни на какие житейские трудности.

Юмор оптимизирует жизнь, т. к. одновременно с выявлением комических черт в жизни и культуре он предлагает высокие этические и эстетические идеалы, без которых юмор девальвируется, теряет свой очи­щающий эффект, превращается в цинизм, пошлость, скабрезность. Не случайно выдающиеся представи­тели мировой литературы — Шекспир, Сервантес, Диккенс, Шоу, Чехов, Булгаков, Чапек и др. — не­редко использовали свойственный юмору дружелюб­ный смех для выражения сущности положительных героев, для раскрытия в комедийных формах прекрас­ного, гуманистического начала в человеке.

ЮНЕСКО — сокращенное название Организации Объ­единенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, созданной 16 февраля 1945 г. в Лондоне. Ставит своей задачей борьбу с невежеством, свободный обмен информацией, идеями, концепциями развития в духовной сфере независимо от государственных границ. Деятельность ЮНЕСКО направлена также на создание в мире таких условий и предпосылок, которые дали бы возможность в равной мере каждо­му человеку пользоваться достижениями науки, куль­туры и просвещения. Секретариат ЮНЕСКО нахо­дится в Париже. Официальным органом является журнал «Курьер ЮНЕСКО».

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - неблаго­приятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процес­суальной форме. Нормативным основанием юридиче­ской ответственности является та или иная правовая норма. Фактическим основанием привлечения лица к юридической ответственности служит совершенное им правонарушение. Без правонарушения (в случае преступления — без состава преступления) нет и юридической ответственности. Юридическая ответственность обладает следующими признаками: а) имеет ретроспективный характер, т. е. представляет собой реакцию государства на уже со­вершенное в прошлом правонарушение; б) устанавливается государством в нормах права и обеспечива­ется его принудительной силой; в) налагается компе­тентными государственными органами; г) заключается в неблагоприятных для правонарушителя последстви­ях личного, имущественного и иного характера. Юридическая ответственность защищает права и свободы человека, обеспечивает в обществе закон­ность и правопорядок.

К функциям юридической ответственности относятся: 1) функция возмездия за совершенное правонаруше­ние; 2) правовосстановительная функция, имеющая целью компенсацию причиненного правонарушите­лем морального или материального вреда, восстанов­ление нарушенного права; 3) предупредительная (превентивная) функция, заключающаяся как в пре­дупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонарушителем, так и в предупреж­дении всего общества о невыгодности и наказуемос­ти противоправных деяний; 4) воспитательная фун­кция, целью которой является воспитание всего об­щества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей.

К принципам осуществления юридической ответст­венности относятся:

- юридическая ответственность налагается только за поступки;

- юридическая ответственность неотвратима; юридическая ответственность налагается только ком­петентным органом на основе закона и в соответствии с установленной процедурой;

за противоправный поступок несет ответственность только тот, кто его совершил;

за одно и то же правонарушение юридическая ответст­венность наступает только один раз; наказание за совершенное правонарушение должно соответствовать содеянному;

привлечение к юридической ответственности возмож­но только при условии вины правонарушителя, без­винное привлечение к ответственности (объективное вменение) законом запрещается. В зависимости от характера совершенного правона­рушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданско-правовую, материаль­ную, дисциплинарную, административную и уголов­ную.

Юридическая ответственность — одна из форм со­циальной ответственности, особенность которой состоит в том, что она предусматривает определенные меры государственного воздействия по отношению к правонарушителю.

К главным чертам юридической ответственности относятся следующие:

а) она возлагается только за правонарушение; б) она на­ступает лишь при наличии вины в действиях правонарушителя; в) она наступает лишь в случаях, предусмотренных нормами права; г) она неизбежно влечет за собой определенные нега­тивные последствия (наказание) для правонарушителя (штраф, конфискация имущества, лишение свободы и т. д.); д) она озна­чает неотвратимость наказания (иначе говоря, ни одно правона­рушение не должно оставаться безнаказанным).

Виды юридической ответственности различаются в соответ­ствии с отраслями права: уголовная, административ­ная, гражданско-правовая и дисциплинарная. Самый суровый вид ответственности — уголовная.

Юридическое лицо

Организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, могущая от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — по гражданскому законода­тельству РФ организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обя­зательствам этим имуществом. От своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком, иметь самостоятельный баланс или смету. Юридические лица — это, как правило, собственники своего имущества: хозяйственные това­рищества и общества, производственные и потреби­тельские кооперативы и т. д. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, различные ассоциации и союзы. Юридические лица вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.). Они имеют свое наименование с указанием организаци­онно-правовой формы и места нахождения органи­зации.

Организация приобретает статус юридического лица с момента его государственной регистрации, действует на основании устава либо учредительного договора. Если юридические лица преследуют извлечение при­были в качестве основной цели своей деятельности, они признаются коммерческими организациями. Прекращение деятельности юридических лиц может произойти по решению его учредителей (участников), либо по решению суда в форме реорганизации (сли­яние, присоединение, разделение, выделение, преоб­разование), либо путем ликвидации.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность личных воз­можностей, претензий и обязанностей человека, за­фиксированных в государственных общеобязательных правилах и нормах поведения, исполнение которых обеспечивается всей силой государственного принуж­дения (в отличие от «права», не зафиксированного в государственных законах, например право на уваже­ние, право иметь свою точку зрения и т. д.). Юридическое право и свод юридических законов суть синонимы. Юридические законы, в отличие от зако­нов морали, законов обычая, установленных тради­ций, принимаются высшими законодательными ор­ганами государственной власти — парламентами. Среди них высшей юридической силой обладает Конституция — основной закон государства.

Юрисдикция (лат. jurisdictio - судопроизводство)

Установленная законом (или иным нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Юридическая ответственность. Мера государственного прину­ждения, правоотношение, каждая из сторон которого обязана отве­чать за свои поступки перед другой стороной, государством и обще­ством. К видам юридической ответственности относятся уголовная, материальная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

Юридическое лицо. В гражданском праве — предприятия, объе­динения, учреждения, общественные организации. Признаки юриди­ческого лица: имущественная самостоятельность (наличие своего имущества на праве собственности, самостоятельного баланса, своего счета в банке); организационное единство (наличие устава или учредительного договора, учредительных документов; регистрация в ус­тановленном законом порядке); выступление в обороте от собствен­ного имени (наличие официального наименования); самостоятельная ответственность по обязательствам (государство не отвечает по дол­гам юридических лиц). См. Физическое лицо.

Юрисдикция (лат. jurisdictio ведение судопроизводства). Уста­новленная законом совокупность правомочий соответствующих го­сударственных органов разрешать правовые споры и применять пра­вовые санкции к правонарушителям.

Юриспруденция (лат. jus право, закон + prudentia знание). Сово­купность науки о праве, правоведение, а также практическая деятель­ность юристов.

Юстиция (лат. justitia справедливость, законность). Система су­дебных учреждений, правосудие.

 

Я

ЯЗЫЧЕСТВО — Религия, основанная на обожествлении сил природы, термин богословского происхождения, применяемый в основном христианами по отноше­нию ко всем политеистическим, дохристианским и внехристианским религиям. Впервые употреблен в Новом Завете по отношению к народам («языцам»), поклонявшимся нескольким богам сразу. Кроме политеизма, для язычества характерны: тесная связь с явлениями природы, с природно-хозяйственными циклами, с наиболее важными человеческими занятиями; идолопоклонничество; жертвоприноше­ние; наличие магии, ворожбы, заклинаний, заговоров; обрядовость; территориальная обособленность. На Руси к X в. в связи с образованием союзов племен и объединительной политикой киевских князей (Рю­риковичей) культы многочисленных богов и божков уступали место более упорядоченной культовой орга­низации, упорядоченному пантеону общепризнанных славянских божеств. Основными богами восточных славян в это время считались (по «Повести временных лет»): Перун— бог грозы, метатель молний (с Х в. покровитель военной знати и дружинников); Хоре — бог весеннего возрождения, плодородия и любви; Даждьбог — бог Солнца, бог света; Стрибог — бог ветра; Симаргл — бог огня; Мокошь (Макошь) — бо­гиня земли, урожая, судьбы, плодородия; Велес — бог скота, мудрости (покровитель волхвов); Зевана — бо­гиня лесов; Кащей — бог-покровитель подземного царства мертвых; Коляда — бог времени; Купало — бог воды; Лада и Лель — боги любви, юности, согласия.

В течение XI-XII вв. на Руси в связи с принятием христианства происходил синтез византийского (грече­ского) христианства и восточнославянского язычес­тва с образованием специфических форм русского православия.

Явление. В философии — внешняя форма существования пред­мета.

Язычество.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 1996.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.

3. Барулин В. С. Социальная философия. М, 1999.

4. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права: Краткий словарь. СПб., 2000.

5. Борее Ю. В. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997.

6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993.

7. Вечканов Г. С. и др. Краткая экономическая энцикло­педия. СПб., 1998.

8. Владимирская Е. А. Основы экономической теории. СПб., 1995.

9. Воскресенская ГГ. М., Давлетшина Н. В. Граждановедение: Пособие для учащихся общеобразоват. учеб. за­ведений. М., 1997.

10. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебн. пособие. М., 1994.

11. Гаджиев К. С. и др. Введение в политологию: Учебн. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1998.

12. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. М., 1998.

13. Гречко П. К. Введение в обществознание. М., 2001.

14. Грушевицкая Т. Г. и др. Словарь по мировой художес­твенной культуре. М., 2001.

15. Гуревич П. С. Популярный психологический словарь. М., 2001.

16. Добренькое В. И. и др. Основы социологии и полито­логии. Ростов н/Д., 2001.

П. Ильин В. В. Философия. М., 1999.

18. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

19. История мировой экономики. М., 1995.

20. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995.

21. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. пособие для старшеклассников. М., 1993.

22. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М., 1994.

23. Клименко А. В., Румынина В. В, Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. М., 2001.

24. Коротец И, Д. Теория политологии: 100 экзаменаци­онных ответов. Ростов н/Д., 1998.

25. Кравченко А. И. Обществознание: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М., 2000.

26. Кравченко А. И. Политология. М., 2001.
27. П.Кравченко А. И., Резникова Т. П. Обществознание: Справочное пособие для абитуриентов. М., 2001.

28. Крапивенский С. Э. Курс общей философии. М., 1998.

29. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

30. Краткий словарь современных понятий и терминов / под ред. В. А. Макаренко. М., 1993.

31. Краткий философский словарь / под ред. А. Д. Алек­сеева. М., 1998.

32. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д., 1995.

33.Липсиц И. В. Экономика: В 2 кн.: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1998.

34. Малышевский А. Ф. Мир человека: Учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. учреждений. М., 1995.

35. Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. Минск, 1997.

36. Момджян К. X. Введение в социальную философию. М., 1997.

37. Мухаев Р. Т. Политология: Учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1997.

38. Мушинский В. О. Основы правоведения. М., 1995.

39. Основы политологии: Краткий словарь основных терминов и понятий. М., 1993.

40.0 человеческом в человеке / под ред. И. Т. Фролова. М„ 1991.

41. Панарин А. С. Политология. М., 1998.

42. Политология: Краткий словарь / под ред. В. И. Коно­валова. Ростов н/Д., 2001.

43. Политология: Энциклопедический словарь / под ред. Ю. И.Аверьянова. М., 1993.

44. Психология / отв. ред. А. А. Крылов. М., 1999.

45. Радугин А. А. Введение в религиоведение. М., 1999.
46. Радугин А. А. Политология. М., 1996.

47. Райзберг Б. А. и др. Современный экономический словарь. М., 1998. 48.РосенкоМ. И. и др. Основы этических знаний. СПб.,1998.

49. Рыночная экономии: Словарь / под ред. Г. Я. Кипермана. М., 1993.

50. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармо­нии. Ч. 1, 2. СПб., 1997.

51. Самыгин С. И., Перов Г. О. Социология: 100 экзамена­ционных ответов. Ростов н/Д., 2000.

52. Словарь терминов и понятий по обществознанию/автор- составитель А.М. Лопухов.- М.: Айрис-пресс, 2012.

53..Современный философский словарь/ под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996.

54. Сорокин Л. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

55. Социология: Краткий тематический словарь / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д., 2001.

56. Социология / под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М., 1998.

57. ТойнбиА. Постижение истории. М., 1991.

58..Толковый словарь рыночной экономики/ под ред. Ф. А. Крутикова. М., 1993.

59. ТощенкоЖ. Т. Социология. М., 1994.

60. Учебное пособие: Эстетика / под ред. А. А. Радушна. М., 1998.

61. Феномен человека: Антология / сост. П. С. Гуревич. М., 1993.

62..Философия/ под ред. В. П. Кохановского. М., 1996.

63. Философия в вопросах и ответах / под ред. Е. Е. Не­смеянова. М., 1999.

64. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева. М., 1989.

65. Фролов С. С. Социология. М., 1999.

66. Харчева В. Г. Основа социологии. М., 1999.

67. Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. / сост. С. С. Аверинцев и др. М., 1995.

68. Человек и общество. Современный мир: Учеб. посо­бие для 11 кл. общеобразоват. учреждений / под. ред. В. И. Купцова. М., 1994.

69. Человек и общество: Учеб. пособие / под ред. Л. Н. Бо­голюбова, А. Ю. Лазебниковой. М., 2001.

70..Эстетика: Словарь/ под. ред. Л.А.Беляева. М.,1989.

71. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения/ под ред. А. А. Гусейнова. М., 1992. 72.ЯдгоровЯ. С. История экономической мысли. М.,1996.

 







Date: 2016-05-17; view: 273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.071 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию