Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совместное предприятие 1 page





Предприятие, в формировании уставного фонда которого участвуют два или более учредителей, один из которых является представителем иностранного государства (физическим или – чаще – юридическим лицом).

СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека, проявляющийся в способности активно отражать (постигать) реальное бытие в чувствах, художественных и словесных образах, понятиях, теориях, мифах, религиозных догматах и т. д.

Своеобразие этой активности заключается в том, что она предвосхищает активность практическую, прида­вая действиям человека целенаправленный характер. Благодаря сознанию, человек, в отличие от животных, всегда готов к осмысленным, контролируемым дейст­виям, направленным на бытие и на самого себя.

Благодаря сознанию, человек способен отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире. Испытывая влияние материального общественно-экономического бытия, сознание тем не менее обла­дает относительной самостоятельностью, внутренней энергией саморазвития, воздействуя на общественное бытие, иногда изменяя его самым кардинальным образом.

Сознание — сложное системное образование, имеющее различные уровни: от обыденного до теоретического, различный характер: художественный, научно-рацио­нальный, религиозно-иррациональный. Кроме того, со­знание бывает индивидуальным и общественным; между ними происходит постоянное взаимодействие. Общественное сознание проявляется в различных формах: в языке, науке, искусстве, праве, морали, верованиях, философии, народной мудрости, политиче­ских и экономических идеях, в эстетике, во всей совокупности отношений между людьми.

Сознание — одно из основополагающих понятий филосо­фии, психологии и социологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных обра­зах. Сознание связано с речью и целеполагающей деятельно­стью человека. Оно интегрирует (сочетает) способности чело­века осмысливать бытие мира и себя в этом бытии, осознавать себя, общаться с другими людьми, создавать условия для само­реализации и т. д. Сознание охватывает сферы рационального мышления, духовно-образного, чувственного восприятия мира, волевые процессы, память. Интуиция и воображение также аспекты сознания. Особенность сознания — его направленность как на внешний, так и на внутренний мир человека, способность к самооценке, самоанализу, саморегуляции и т. д. В сознании представлены самые разнообразные чувства и переживания, включая любовь и ненависть, радость и грусть, страх и веру. На состояние сознания влияют неосознанные процессы психики человека (см. Бессознательное).

В процессе сознательного отражения и регуляции поведе­ния у человека постоянно присутствует ощущение своего «Я». Иными словами, человек не только что-то знает о действитель­ности, но и знает, что он знает о ней. Это характеризует актив­ность и многоплановость сознания, которые обеспечивают ус­пешное взаимодействие человека с природной и социальной средой его существования и деятельности.

Сознательное — важнейшая способность человека, проявляющаяся прежде всего в рациональном отношении к миру, в его готовности вступать в заранее запланированные отноше­ния с людьми, вещами, природой. Сознательное — очевидный антипод бессознательного. Оно отличается сложным сочета­нием мыслительных, чувственных, эмоциональных, волевых про­цессов и теснейшим образом связано с речью. Тем не менее конкретные проявления сознания, его ошибки, преувеличения (фантазии) находятся в разнообразной зависимости от области явлений бессознательного. Сознательное выступает в двух фор­мах: в индивидуальном: (индивидуальное, личное созна­ние) и общественном {общественное сознание).

Хотя сознание любого индивида уникально, тем не менее оно не произвольно и обусловлено факторами внешними по отношению к индивиду (в первую очередь системой социальных связей).

В ходе индивидуального развития каждый человек приобща­ется к общественному сознанию (совместному знанию) путем овладения языком. Индивидуальное сознание формируется под влиянием языка и носит общественно-исторический характер.

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

СОСЛОВИЯ — большие общественные группы в дока­питалистическом, в доиндустриальном (аграрном) обществе, отличающиеся друг от друга прежде всего своим правовым статусом, наличием или отсутствием привилегий, а также социально-профессиональными обязанностями, закрепленными в обычаях или зако­не и передаваемыми по наследству. К концу XVIII в. в России окончательно сформиро­вались следующие основные сословия: крестьянство, мещанство, купечество, казачество, дворянство, ду­ховенство.


СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ - политическое течение и одно из направлений общественно-политической мысли, возникшее в последней трети XIX в. на базе II Интернационала (основатель — Ф. Энгельс). Первоначально в социал-демократии доминировали идеи революционного преобразования капиталистиче­ского мира с целью построения социализма. На ру­беже XIX и XX вв. западная социал-демократия, интегрированная в буржуазную политическую систему, стала склоняться к реформизму, к идее эволюционного преобразования капитализма, насыщения его ценностями демократии, социальной справедливости, социальной гармонии. В России же социал-демократия претерпела раскол на левых (большевистское революционное крыло во главе с В. Лениным) и умеренных (меньшевистское реформистское, крыло во главе с Ю. Мартовым). Фактически перестала существовать с момента создания III, коммунистического, Интернационала в 1919 г. с центром в Москве. Ныне западная социал-демократия — влиятельная политическая сила. В мире существует свыше 80 социал-демократических партий и партий социал-демократической ориентации, из них более 30 в разное время являлись правящими (Франция, Германия, Израиль, Италия, Швеция, Португалия, Норвегия, Финляндия, Испания и т. д.). 70 партий объединены в международную организацию — Социнтерн. В то же самое время социал-демократическое движе­ние не получило широкого распространения на Аме­риканском континенте, в том числе и в США, в странах Африки и Азии, в современной России.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом норм •т и ценностей той или иной социальной среды, социу­ма, всей культуры общества, в результате чего проис­ходит формирование личности.

В процессе социализации происходит также освоение индивидом целого набора социальных ролей, поиск и нахождение своего места в обществе, индивид вовле­кается во все более усложняющиеся социальные от­ношения. Социализация происходит в процессе воспитания и самовоспитания, образования и само­образования, трудовой, политической и пр. деятель­ности, в процессе общения, творческого самовыра­жения и пр. Социализация как процесс становления личности начинается с момента рождения и продол­жается всю жизнь, т. к. всю жизнь человек накапли­вает, перерабатывает и использует социальный жиз­ненный опыт, применяет его в различных конкретных ситуациях и в конкретных больших и малых социаль­ных группах.

Первичная социализация происходит в детстве и юнос­ти в малых первичных социальных группах в сфере межличностных отношений.

Вторичная социализация происходит в больших соци­альных группах, в сфере формализованных отноше­ний (не личностей, а социальных статусов). Высшим этапом социализации является интериоризация, когда воспринимаемые индивидом нормы и ценности из санкционированных извне превращаются во внутрен­ние духовные установки, во внутреннюю культуру.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (СОЦРЕАЛИЗМ) — принцип отражения советской действительности (СССР в 30-80-х гг. XX столетия) в худо­жественных произведениях; творческий метод соци­алистического искусства, навязанный большевистской олигархией, чиновничеством творческой интеллиген­ции Советского Союза. В основу метода был положен ленинский принцип «партийности» литературы и искусства, подчинивший художественное творчество коммунистической идео­логии и потребностям становления социалистической государственности. В соответствии с этим методом любое художественное произведение должно быть близко и понятно народу, интернационально, напол­нено исторической коммунистической патетикой и оптимизмом, героикой и романтикой революционной борьбы и трудовых свершений во имя воплощения в жизнь коммунистических идеалов.; В литературе и искусстве должен воспеваться человек новой формации, герой-подвижник, общественник-альтруист, беззаветно преданный делу строительства социализма, делу партии, делу Ленина—Сталина и ведущий непримиримую борьбу с пережитками про­шлого, с классовыми врагами, с частнособственни­ческой, буржуазной моралью. Особую роль разработчики теории соцреализма от­водили показу грандиозных свершений народа, ру­ководимого партией большевиков, показу непогре­шимых и неустрашимых, мудрых и волевых партий­ных работников. Несмотря на очевидную узость рамок метода и установок соцреализма, наряду с массой бездарных произведений в 30—70-е гг. в Со­ветском Союзе создавались и талантливые условно «соцреалистические» художественные произведения человека, с помощью которой государство регулиру­ет отношения в обществе и удовлетворяет интересы различных групп населения. Социальная политика производна от экономики, но не второстепенна: она играет большую роль в развитии материальной и духовной культуры общества. Государство, в котором социально ориентированная политика является ос­новным направлением деятельности, называют соци­альным государством. Идея социального государства получила воплощение в практике и конституциях многих современных государств (Швеция, Норвегия, Финляндия, ФРГ, Австрия, Бельгия, Японии и др.). Согласно Статье 7 Конституции Российской Федера­ции, Россия также является социальным государст­вом, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека».


СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением, интеграцией в те или иные социальные группы, а также психологические характеристики этих групп в целом. «Социальный заказ» на разработку средств для «конт­роля» и «управления» социально-психологическими процессами в сфере производства, бизнеса, пропаганды, военной сфере сформировался в западном обществе в 20—30-х гг. XX столетия после известных катаклизмов начала века. С тех пор социальная психология в западных странах достигла значительных успехов в исследовании целого ряда конкретных явлений: динамики развития малых и больших групп, форм взаимодействия людей, типов межличностных и межгрупповых взаимо­действий, воздействия группы на индивиды и индиви­дов на группы, формирования социальных установок личности, способов принятия групповых решений, лидерства и подчиненности, использования средств коммуникации, бунтарства и конформизма, разобщен­ности и сплоченности групп, коллективов.


СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ — совокупность норм, определя­ющих поведение лиц, действующих в социальном пространстве, в зависимости от их статуса, а также само поведение, реализующее данные нормы. Социальная роль — это модель поведения, соответствую­щая тому или иному статусу и отвечающая ожиданиям и требованиям той или иной социальной группы. Социальная роль представляет собой точку, где смы­каются воедино личность и общество. Здесь индиви­дуальное поведение превращается в социальное. Так как каждый человек является носителем несколь­ких статусов, он является исполнителем многих соци­альных ролей (напр., один только статус главы семьи предполагает исполнение социальных ролей мужа, отца, защитника семьи, кормильца, воспитателя и т. д.). Социальная роль задается устойчивыми ожиданиями общества или отдельной социальной группы, ценност­ными ориентациями, которые «подталкивают» чело­века исполнять социальные роли, и внешними образ­цами — наличием людей, которым подражают.

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи. В социальную систему входит совокупность взаимосвязанных малых и больших социальных групп, социальные институты и отношения между ними, т. е. все многообразие социальных статусов и ролей, которые, несмотря на относительную автономию, объединены единой целью, единой системой ценностей, управлением и имеют иерархическую упорядоченность.

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - мера равенства в жизненном положении людей, социальных групп, страт, объективно обусловленная уровнем материаль­ного и духовного развития общества, субъективно же v оцениваемая как идеал, как высший принцип взаимо­отношения между людьми. Понятие не имеет абсолютного, универсального правового и морального к толкования. Содержание социальной справедливости как принципа и как практики менялось от эпохи к эпохе, зависело от обычаев и культурных традиций народов, увязывалось с интересами больших соци­альных групп, с уровнем материального и духовного развития. Современное гуманистическое толкование понятия, как и ее частичная реализация, тесно свя­зано с такими социальными гарантиями, как право на труд, отдых, достойную оплату труда, образование, о частную жизнь, защиту жизни, здоровья и достоинства, право на жилье, культурные ценности, на участие в политической жизни, предпринимательство, свободу слова, совести, передвижений, на свободную саморе­ализацию в любой сфере общественной жизни. Одним словом, социальная справедливость реализу­ется тогда, когда прекращается всякая дискриминация личности и утверждается равенство в правах и воз­можностях.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - понятие, описы­вающее социальное неравенство, социальное рассло­ение в обществе, обусловлено в самом широком смысле неравным доступом к ограниченно матери­альным и духовным ресурсам. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую сту­пеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю.

К историческим системам социальной стратификации в современной социологии относят: рабство, касты, сословия (аграрное, закрытое общество) и классы (ин­дустриальное, открытое общество). В основе страти­фикации аграрных обществ лежат предписываемые статусы, от которых зависят доход и власть. В основе современной социальной стратификации открытого, социально мобильного общества лежит неравенство личных способностей, доходов, образо­вания, социального престижа, доступа к источникам информации, власти и духовного влияния на населе­ние. В совокупности эти факторы формируют дости­гаемый статус — обобщенный показатель стратифи­кации.

В существующей типологии выделяют три основных класса (страты) и по несколько слоев внутри них. Верхний и нижний высший класс («высшая страта») включает различные политические, финансовые, ду­ховные, спортивные, масс-медиумные и пр. элиты. Верхний слой среднего класса состоит из средней бур­жуазии, генералитета, высокооплачиваемых профессионалов (крупных адвокатов, известных врачей, киноактеров, телекомментаторов, телеведущих, ака­демиков, спортсменов, звезд эстрады, крупных ме­неджеров и т. д.).

Средний слой среднего класса представляет самую мас­совую прослойку развитого индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих (чиновников), высшее офицерство, среднеоплачивае­мых профессионалов, в том числе преподавателей вузов, учителей, врачей, менеджеров среднего звена, представителей малого бизнеса, высококвалифици­рованных рабочих и т. д. Это костяк информацион­ного общества и сферы обслуживания. Нижний слой среднего класса составляют низшие слу­жащие, младшее офицерство, квалифицированные рабочие и т. д. Отличительная черта — приличеству­ющий образ жизни.

Низший класс включает средне- и малоквалифициро­ванных рабочих, занятых в массовом производстве, низкоквалифицированных служащих. Отличительные черты: низкие доходы (на уровне прожиточного ми­нимума и немного выше), низкий уровень образова­ния, пассивный досуг (просмотр телевизора), прими­тивные развлечения.

Андеркласс (люмпены, социальное дно) составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих мало­пригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо имеют начальное образование, чаще всего пе­ребиваются случайными заработками, попрошайни­чеством, воровством и т.д., постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений.

Стабилизирует социальную и политическую обста­новку в обществе и является наиболее законопослуш­ным средний класс. В индустриально развитых странах он составляет большинство населения — от 60 до 80 %. В российском обществе, считающемся переходным, а потому нестабильным, доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 25 до 30 %. В частности, в средний класс не входят учителя, мно­гие врачи, инженеры, работники культуры, которые, несмотря на высшее образование, среднеквалифицированный труд и высокие духовные запросы, имеют доход (в расчете на человека), лишь немного превы­шающий прожиточный минимум.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ — общности людей с устой­чивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов. В основе деления общества на социальные группы лежат социально значимые критерии: пол, возраст, национальность, раса, профессия, экономический и политический статус, уровень образования, религия, семейное положение, культура, язык, место житель­ство и т. д., а также та или иная комбинация этих признаков. По оценкам специалистов, количество социальных групп в 2—3 раза превышает количество людей, про­живающих на планете. Это обусловлено тем, что поч­ти каждый человек в среднем состоит в 5—6 социальных группах одновременно (член семьи, профессиональной группы, спортивного общества, дружеской компании, национального сообщества, клуба избирателей и т. д.). Социальные группы являются своеобразным посредни­ком между отдельным человеком и обществом в целом. В рамках социальных групп формируются трудовые навыки человека, речь, язык, самосознание, нравст­венность, самодисциплина, способность к абстракт­ному мышлению. В них рождаются и реализуются нормы, традиции, обычаи, правила поведения. Таким образом, социальные группы являются первоосновой, фундаментом отдельных обществ, цивилизаций, чело­вечества в целом. Социальные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.

Социальная группа — любая совокупность людей, име­ющая какой-либо общий социально значимый признак (пол, воз­раст, национальность, профессия, доход, образование, власть и др.).

Между социальными группами существует определенное неравенство с точки зрения их общественного положения, объе­ма и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния. Они занимают разное социальное положение. Приня­то различать экономическую, политическую и профессиональ­ную дифференциацию. Экономическая дифференциация выражается в существовании социальных групп, различающих­ся по доходам, уровню жизни. Политическая дифференци­ация проявляется в делении общества на группы управляющих и управляемых, политических лидеров и массу. К профессиональной дифференциации можно отнести выделение раз­личных групп по роду деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - массовые, масштабные протестные движения, имеющие своей целью крупные социальные изменения. Социальные движения длятся многие годы и даже десятилетия (движение за отмену рабства негров, феминистские движения и т. д.). В соответствии с конкретными целями и формами проявления социальные движения подразделяются на четыре типа: реформаторские, регрессивные, утопиче­ские и революционные. Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы (западное социал-демократи­ческое движение с опорой на существующие левоцен­тристские и левореформистские партии). Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам (ортодоксально-комму­нистическое движение в современной России, движе­ние за возрождение монархии и т. д.). Утопические движения выступают за построение идеальных общественных отношений, по крайней мере, для ограниченного круга последователей (основание опытных коммун Р. Оуэном в США, некоторые религиозные движения, например кришнаитов, и т. д.). Революци­онные движения подразумевают коренное изменение существующего строя, его ценностей и институтов. Часто сопровождаются насильственными, террористи­ческими действиями.

Социальная дифференциация (от лат. differentia — различие) — расчленение, разделение общества на группы с точки зрения неравенства в их общественном положении, при­вилегиях и обязанностях, престиже и влиянии и пр. Социальная дифференциация включает разделение труда, появление различ­ных профессий, статусов, ролей, групп и т. д.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ - формы организации общественной деятельности, социальных отношений и взаимодействий на базе социальных норм и санкций. Охватывают некие совокупности социальных статусов и ролей. Социальные институты — это такие общественные устройства, которые сформированы для удовлетворения важнейших потребностей общества и регулируются сводом формализованных социальных норм. Те или иные социальные отношения и взаимосвязи институализируются, когда приобретают особую ус­тойчивость, системность и значимость (институт семьи, политические, экономические институты, институты образования, здравоохранения, социаль­ного обеспечения, прокурорского надзора и т. д.). Можно говорить об обществе как совокупности семи фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование, культура, наука, религия.

Социальная психология1) совокупность разнооб­разных проявлений групповой духовной деятельности (рацио­нальных и эмоциональных, теоретических и практических), яв­ляющихся выражением отношения данной социальной группы к действительности, ее реальным сознанием. Отличительная черта социальной психологии — причудливое сочетание рацио­нального уровня осмысления действительности с элементами те­оретического знания, эмоциями, чувствами, настроениями; 2) научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенных в конкретные социальные группы реальных общественных отношений (экономических, правовых, религиозных и т. п.). Возникновение этой научной дисциплины связано с плодотворным взаимодействием психо­логии и социологии.

Социализация (от лат. socialis — общественный, това­рищеский) — освоение индивидом социальных норм и куль­турных ценностей общества. Процесс социализации начинается с того мгновения, когда индивид, вступая в человеческие отно­шения, определяет себя и свое отношение к другим людям. Осу­ществляется процесс социализации в ходе усвоения и воспроиз­водства социального опыта, определения человеком своего места в обществе, самого себя как личности. Социализацию относят к тем процессам, посредством которых люди учатся совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом.

Социализация происходит как в результате стихийного, не­намеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воздействия целенаправ­ленного, в том числе педагогически организованного (см. Вос­питание).

Представители различных научных школ рассматривают социализацию по-разному:

• как социальное научение;

• как результат социального взаимодействия;

• как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Социальное знание — результат социального позна­ния, совокупность знаний общества о себе самом, включая и частно-индивидуальную жизнь людей. В системе научного по­знания социальное знание всегда объединено с гуманитарным знанием. Но в отличие от гуманитарного знания, кото­рое представляет знание о внутренней жизни человеческой личности во всем разнообразии ее по­требностей, самовыражения и самореализации, социальное знание является знанием о внешней жизни личности. Социаль­ное знание — это знание о формах социальных связей (произ­водство, право, образование и т. д.) и типах деятельности людей.

Социальный контроль (от фр. contrdle — проверка) — система способов воздействия общества, социальных групп на личность. Цель такого воздействия — регуляция поведения личности, приведение его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами, т. е. нормами поведения, необходи­мыми для соблюдения с точки зрения других людей.

Социальный контроль служит достижению и поддержанию стабильности социальной системы, является условием позитив­ного развития данного сообщества.

Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе те индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся. В зависимости от того, каковы эти отклонения, социальная группа применяет к человеку те или иные санкции. Чем выше уровень развития социальной группы, тем большей гибкостью, дифференцированностью отличается ее социальный контроль.

Считается, что социальный контроль способствует форми­рованию самоконтроля у людей, позволяет им успешно интег­рироваться в социум.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - особый механизм под­держания общественного порядка, направленный против общественного хаоса, деградации. Включает два элемента — нормы и санкции. Нормы («стражи ценностей») — это предписания того, как надо правильно вести себя в обществе. На язык норм, предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом (семья, качество товаров, здоровье, образование и пр.). Нормы или социальные предписания — это запреты или разрешения каких-либо действий, обращенные к индивиду или группе лиц и выраженные в любой форме (устной или пись­менной, формальной или неформальной). Нормы формируют систему социального взаимодействия и проявляются в качестве стандартов поведения (обя­занности и правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

Санкции — система наказаний и поощрений, способст­вующих соблюдению социальных норм. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний: формаль­ные позитивные санкции; неформальные позитивные санкции; формальные негативные санкции; нефор­мальные негативные санкции.

• Когда человек сам критически осмысливает и кор­ректирует свое поведение в соответствии с нормами, как бы применяя санкции к самому себе, то он осу­ществляет самоконтроль. Самоконтроль сдерживает инстинктивную, природную стихию, он основывает­ся на моральных принципах и волевом усилии. О взрос­лом человеке, не умеющем контролировать себя, гово­рят, что он «впал в детство», проявил инфантилизм. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше ему приходится прибегать к внешнему конт­ролю со стороны государства, государственных орга­нов. Жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие гражданского самосозна­ния, приглушают внутренние волевые усилия. Гражда­не, привыкшие подчиняться только принудительному контролю, не развивают внутренний контроль. Они деградируют как социальные существа, будучи не спо­собными брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ - тип социального вза­имодействия, субъектами которого становятся отде­льные общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми интересами, целями, идейными установками и пр. Основные субъекты конфликта называются оппонен­тами, или противоборствующими сторонами, имею­щими одинаковые или разные ранги. В конфликте также есть свидетели, посредники, подстрекатели и пособники.

Причины конфликтов лежат в существующем обще­ственном неравенстве, порождающем различия в отношениях собственности, власти, в области удовле­творения потребностей, защиты интересов, духовных устремлений.

Объект конфликта чаще всего представляет собой некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом).

Социологи выделяют следующие виды конфликтов: долгосрочные и краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся; объективные, субъективные и ложные; внутренние и внешние; преднамеренные и спонтанные; глобальные, локальные, региональные и местные; груп­повые и личные; насильственные и ненасильствен­ные; прогрессивные и регрессивные; экономические, политические, этнические, конфессиональные, идео­логические, семейно-бытовые. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Самым оптимальным разрешением конфликта социо­логи считают достижение консенсуса — согласия значимого количества представителей конфликтую­щих групп.







Date: 2016-05-17; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию