Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идентификация и самоидентификация. 12 page
Преступное поведение отдельного человека объясняется сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек. К результатам неправильного развития могут быть отнесены дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, особенности характера, эмоциональной, волевой сферы личности и др. Первые проявления отклоняющегося поведения нередко наблюдаются в подростковом возрасте. Они могут объясняться недостаточным интеллектуальным и волевым развитием, отрицательным влиянием ближайшего окружения (семьи или приятелей). Отклоняющееся поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительности, против кажущейся несправедливости. Вместе с тем следует понимать, что отклоняющееся поведение подростков в значительной степени определяется недостатками воспитания. Они могут привести к образованию устойчивых личностных психических свойств, способствующих совершению аморальных и противоправных поступков. Особенно опасно проявление отклоняющегося поведения как массового явления (наркомания, религиозный фанатизм, международный терроризм, расовая нетерпимость и т. п.). Отклонения от норм могут носить не только негативный, но и позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (новаторские предложения, изобретения). Бывают также сугубо индивидуальные, не приносящие ни вреда, ни: пользы обществу, особенности поведения человека (чудачества, эксцентричность и др.). Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты и т. д.) и юридических лиц (налог на прибыль). ПОЗИТИВИЗМ — философское направление, возникшее в XIX в. и развивавшееся под влиянием научных и технических достижений, всего процесса капиталистической модернизации. Позитивизм исходит из того, что действительной ценностью являются не отвлеченные философские и религиозные идеи или образы искусства, а конкретные положительные (позитивные) результаты практической деятельности человека, а также знания о них. По мнению позитивистов (О. Конт, Г. Спенсер, далее Э. Мах, Р. Авенариус и др.), нет необходимости пытаться объяснить глубинные явления природы, социальной жизни, самого процесса познания ввиду абсолютной невозможности проверить правильность этих объяснений. То есть нет необходимости в какой-либо фундаментальной теории. Надо лишь уметь описывать наблюдаемые события, процессы, фиксировать и группировать факты и положительные результаты этих процессов с целью их практического применения. Сумма таких описаний, по мнению позитивистов, и есть истинные знания. Все, что находится за порогом очевидного, результативного, за порогом ясных, четких описаний такового, является, в принципе, непознаваемой, идеалистической и бесполезной метафизикой. Познание — творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку. По своему функциональному предназначению познание осуществляется в различных формах. Это — обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное, социальное познание. Природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, предпосылки познавательного процесса, критерии истинности, его формы и уровни изучаются теорией познания (гносеологией). Происхождение этого термина связано с греческими словами gnosis — знание и logos — понятие, учение. Центром этого учения является познающий человек. Важнейшая проблема познавательного процесса — «субъект-объектные» отношения: людям, наделенным сознанием и волей, противостоят объекты познания — предметы и явления природы, независимые от сознания и воли. Целью познания является достижение истины, т. е. достоверной информации, соответствующей действительному положению вещей. Мера объективности познания, его истинности, находится в прямой зависимости от состояния предшествующих знаний, широты кругозора и духовной активности познающего субъекта. Познание распадается как бы на две части (ступени) — чувственное (эмоциональное) познание и рациональное познание, которые дополняют одна другую. ПОЗНАНИЕ — процесс активного отражения и воспроизведения окружающей действительности в сознании человека, в образном и понятийном мышлении; постижение закономерностей существования и развития объективного мира и его отдельных фрагментов, постижение всего того, что выработало человечество и что стало неотъемлемой принадлежностью человеческой культуры, в том числе и то, что составляет систему ценностей. Результатом познания является получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, социальное, философское, художественное, мифологическое и религиозное познание. Обыденное познание занимает в духовно-практической деятельности человека видное место. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей (природная среда, быт, экономические процессы, в которые человек включен каждодневно). Ядром обыденного познания является так наз. здравый смысл, который включает элементарные сведения о мире. Обыденное познание «схватывает» простейшие, лежащие на поверхности связи бытия, развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, народную мудрость в элементах фольклора, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику. Основной формой познания является научное познание. Специфика данного вида познания заключается в том, что оно подчиняется некоторым строгим принципам (причинности явлений и событий, истинности или достоверности, объективности и относительности научного знания). В процессе познания используются такие методы познания как наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент, анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, метод, формализации, гипотезы, выдвижения идеи, формулирования научной концепции, теории, в которой представлена система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Наконец, специфической стороной научного познания является научный язык — язык понятий и символов. Научное познание протекает не стихийно, а целенаправленно, нацелено на получение объективного (достоверного) знания об объекте. Оно не допускает привнесения в знание субъективных моментов от познающего субъекта. Для науки окружающий мир представляет собой всего лишь реальность, которая дана человеку в ощущениях его и которая должна быть беспристрастно исследована. Свои особенности имеет социальное познание. Главной его особенностью является совпадение субъекта и объекта познания. В социальном познании затруднена постановка эксперимента, равно как и строгое следование принципу объективности. Результатам социального познания является обнаружение устойчивых связей между фактами и явлениями, открытие закономерностей, имеющих вероятностный характер, а также так наз. социальное прогнозирование. Чтобы социальное познание максимально приближалось к научному, особое внимание уделяется установлению социальных фактов (явления, события, действия отдельных людей или групп, продукты материальной и духовной деятельности, мнения, суждения, оценки). Далее следует отбор, систематизация, классификация, интерпретация социальных фактов с использованием конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, принципа объективности, причинности. На этапе обобщения требуется строгое логическое обоснование выводов, идей, умозаключений. Философскому познанию присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского познания характерен специфический язык, глубина проникновения в суть наиболее характерных общественных, природных, психосоциальных явлений. Философия стремится привести все сведения о мире в строчную систему, понять всё сущее как единство многообразия. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания. Ее удел и призвание — постигать всеобщее в бытии, находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Художественное познание представляет собой «мышление образами» (В. Г. Белинский), воплощенное в различных формах искусства и фольклора. Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Художественное познание осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. К средствам художественного познания относится звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный, сценический образ, благодаря которым постигается внутренний мир человека, закономерности и противоречия его становления как личности. Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не сформировалась духовно свободная личность с развитым интеллектом. В основе мифологического познания эмоционально-образное и образно-конкретное восприятие мира. В древних мифах, сказаниях, легендах, преданиях главными действующими силами выступали очеловеченные силы природы. Через них человек постигал себя, свои возможности, природные явления и связи между ними. Древние мифы оставили после себя не только образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания. В системе форм познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных представлений о мире, на основании которых возводится так наз. вторичное бытие (монастыри, храмы, религиозные общности, предметы религиозных культов и т. д.). Религиозное познание — это богопознание, познание божественных откровений во имя совершенствования человеческого духа и человеческих отношений, познание частицы Бога в себе, формирование религиозной картины мира. Религиозное познание и религиозная картина мира наложили огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. Религия — одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в котором воплощены искания более человечного мира, нежели мир реальный. В системе рационального познания различают следующие ступени познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Первые три ступени относятся к чувственному уровню познания, вторые три — к абстрактно-теоретическому. Цель познания — поиск истины как совокупности сведений, бесконечно приближающих отражение изучаемого (познаваемого) объекта в сознании познающего субъекта к сущности объекта. Нельзя забывать, что на каждом этапе познания истина выступает как относительный, незавершенный, меняющийся образ познаваемого объекта. В силу этого принципиально невозможен результат, завершающий процесс познания. ПОЛИТЕИЗМ (МНОГОБОЖИЕ) - религия, основанная на вере во множество богов, божеств, божков и т. д. Характерен для языческой религиозной культуры (древнегреческий политеизм, древнеславянский политеизм). Политеизм (от греч. polys — многочисленный, обширный и theos — Бог (многобожие) — религиозные верования, основанные на представлениях о многих богах. Традиции политеизма идут от первобытных верований (веры в духов, поклонения предкам, животным, душам умерших). ПОЛИТИКА — сфера деятельности человека, групп людей, партий, государств, направленной на реализацию социально значимых интересов с помощью власти. Политика — это также совокупность социальных отношений между людьми, группами, объединениями, нациями, классами и государственными структурами по поводу овладения, распределения, осуществления, упрочнения, удержания власти и ее использования для решения важных, с точки зрения субъектов политики, общественных задач. Политика — деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами. Политическая партия — политическая организация, выражающая интересы социальных групп, стремящихся к власти. Политический процесс — цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени. ПОЛИТИКАН — беспринципный, циничный человек, занимающийся политикой из корыстных побуждений, использующий политические интриги и демагогию в целях возможно большего обладания ресурсом власти. Политическая идеология (греч. idea — понятие, представление и logos — учение) — совокупность систематизированных идей, взглядов, представлений, сложившаяся в результате теоретического осмысления политического устройства общества и политических процессов с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеалов определенной социальной группы. Она может также выражать политические цели, не сводимые к интересам отдельных социальных групп. Политическая идеология выполняет следующие функции: влияние на массовое политическое сознание; определение для политического сознания критериев ориентации в политической жизни; формирование привлекательного для граждан образа предлагаемой политической линии; воздействие на мотивы политического поведения граждан. Помимо теоретического уровня, характеризующего цели, идеалы, ценности, принципы, которыми руководствуется данная социальная группа, идеология функционирует на уровне политической программы, политических лозунгов и требований к власти, а также на уровне сознания масс, усвоивших идеалы и цели данной идеологии. Политическая культура — неотъемлемая часть общенациональной культуры, структурный элемент политической системы. Политическая культура рассматривается на двух уровнях: общества и личности. 1. Политическая культура общества — это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых политических идей и теорий, политических ценностей, моделей поведения, присущих данному обществу. Политическая культура воплощает политический опыт, передаваемый из поколения в поколение. Он фиксирует историю развития политических отношений в различных формах: исторических, литературных, научных памятниках; в политических обычаях и традициях; в политических символах (государственный герб, гимн, флаг); в форме действующих политических институтов и пр. Политическая культура, будучи составной частью политической системы, во многом определяется ее типом. На основе типологии политических систем выделяют три типа политических культур: тоталитарный, авторитарный, демократический. 2. Политическая культура личности —совокупность знаний и представлений о политике, политических ценностных ориентации, способов практических политических действий. Политические знания и представления, политические ценностные ориентации относятся к области политического сознания. Способы практических политических действий — к моделям политического поведения. Политическое сознание и политическое поведение состоят в тесной взаимосвязи и активно влияют одно на другое. Политическая культура личности тесно связана с общенациональной политической культурой. Демократическая политическая культура характеризуется установками на утверждение политических ценностей (права человека, правовое государство, политический плюрализм, ненасильственные способы разрешения социальных конфликтов и пр.). Она предполагает также согласованные с демократическими правилами механизмы поведения, наличие определенных личностных качеств: толерантность, демократизм и др. Одна из насущных политических задач России — преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - часть общей культуры народа, которая связана с деятельностью политических институтов общества и политическими процессами. Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели (стереотипы) поведения человека и социальных групп. Политическая культура — это также система ценностей и аргументов, обеспечивающих относительное единство и устойчивость существующей политической системы, ее институтов и организаций. Структурно политическую культуру можно представить как совокупность культуры политического сознания (представления, убеждения, ценности, нормы, традиции, обычаи, идеи, идеалы), культуры политического поведения (деятельности, участия) и культуры функционирования политических институтов. Ряд ученых склонны классифицировать политическую культуру в зависимости от уровня политической социализации основной массы населения. При патриархальной политической культуре наблюдается полное отсутствие интереса населения к политическим институтам, безразличие к центральным органам власти, к политике вообще, ориентация исключительно на местные проблемы и ценности (нулевая политическая социализация). Подданническая политическая культура характеризуется сильной ориентацией субъектов политики на существующую политическую систему, на деятельность центральных властей, но велико ожидание от центральной власти исходящих распоряжений, приказов и благ, нет активного участия населения в политической жизни, господствует абсолютное неверие в возможность как-то влиять на органы власти, контролировать их деятельность (политическая социализация носит односторонний, однонаправленный характер). Гражданская политическая культура предполагает не только ориентацию ее носителей на существующую политическую систему, на центральные политические институты, но и активное участие в политических процессах. Они подчиняются велениям государственных органов власти, но при этом воздействуют на выработку и принятие решений органами местной и центральной власти, используя механизмы представительной и непосредственной демократии (высокий уровень политической социализации, ее разносторонний характер). ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА - совокупность национально-государственных символов (герб, флаг, гимн, праздники, денежные знаки, конституция, политические ритуалы, священные реликвии, репрезентативная скульптура и архитектура, столица и т. д.). Представляет собой концентрированное образное и понятийное выражение идеи национально-государственного единства. Политическая символика призвана воплотить эмоционально-идейный, героизированный, мифологизированный образ нации, государственной власти, утвердить их независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Каждый народ создает и почитает как священные свои национально-государственные символы, в которых проявляются вековые традиции его политической культуры и одновременно его политический идеал, к которому надо стремиться. Политическая система — целостный механизм осуществления политической власти и управления обществом. К структурным элементам политической системы относятся: ^организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления); 2) нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции); 3) культурный (политическая идеология, политическая культура); 4) коммуникативный (информационные связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом). В процессе взаимодействия структурных элементов осуществляется политическая власть — процесс разработки, принятия и реализации политических решений. Решения политической системы так или иначе воздействуют на общество — управляют им. Цель управления — придать совместной деятельности людей согласованный характер, обеспечить стабильность и развитие общества. Функции политической системы: определение целей, задач, программ деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей и и т. д. В соответствии с типологией политических режимов политические системы подразделяются на три типа: демократические, авторитарные, тоталитарные. Политический плюрализм (лат. pluralis — множественный) — основополагающий принцип политической жизни, согласно которому допускается и поддерживается многообразие идейных, социальных и политических течений, движений, организаций, партий и иных объединений, свободно взаимодействующих, конкурирующих между собой по определенным демократическим правилам. Это один из важнейших признаков демократии. Проявлением политического плюрализма является многопартийность. В условиях политического плюрализма на основе свободной конкуренции, взаимного уважения и компромисса должен складываться баланс общественных интересов. Политический режим (лат. regimen — управление) — совокупность способов и средств осуществления политической власти. Его характеризуют следующие показатели: взаимоотношения между властью, обществом и личностью, доминирующая идеология, тип политической культуры общества; наличие или отсутствие многопартийности, легальной оппозиции, разделения властей; глубина расхождения между конституционными нормами и фактически проводимой властями политикой; роль институтов гражданского общества. С учетом названных показателей различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы. Политология — наука, изучающая закономерности развития политических отношений и процессов. Она охватывает практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность. Нередко политологию отождествляют с политической наукой, с формой научной деятельности по получению новых знаний о политической реальности. Центральным объектом политологии является политическая власть, механизмы ее распределения и функционирования. Политология в России официально оформилась в научную дисциплину совсем недавно — в начале 90-х гг. прошлого века. Власти бывшего СССР всячески препятствовали развитию этого научного направления, понимая, что оно неизбежно войдет в противоречие с политической практикой и господствовавшей тогда коммунистической идеологией. Популизм (лат. populus — народ) — 1) стиль в политике, опирающийся на примитивные лозунги, апеллирующий к настроениям масс и спекулирующий на внушаемости больших групп людей; 2) черта политического лидера, склонного к демагогии, т. е. к заведомо невыполнимым обещаниям и пустым разговорам. Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в сфере обслуживания (торговля, транспорт, финансы, здравоохранение, досуг, наука, образование). Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей (человек, фирма, общество). Потребитель в экономике стремится совершать рациональный выбор, т. е. удовлетворять свои потребности с наименьшими затратами ограниченных средств. Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние проблемы ограниченных возможностей и участвует в ее разрешении. Потребность — надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Неудовлетворение потребности может привести либо к изменению нормальной жизнедеятельности организма, либо к его гибели. Для животных характерно использование предметов потребностей, которые в готовом виде даны природой; для человека — производство предметов потребностей. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. В самом общем виде можно выделить три группы потребностей: 1. Естественные потребности. По-другому их могут называть биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п. 2. Социальные потребности. Они связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относятся, например, потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни. 3. Идеальные потребности — потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и своего места в нем, познанием смысла своего существования. Потребности являются источником активности людей. Процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), социально-политическую и духовную. Потребности динамичны, изменчивы. Они носят исторический характер и зависят от уровня культуры человеческого общества и отдельного человека. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразнее потребности людей. В процессе вовлечения человека в различные сферы и виды деятельности на базе удовлетворенных потребностей возникают новые. Источник развития потребностей — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Права человека — понятие, характеризующее правовой статус (положение) человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на следующие группы: 1) гражданские или личные права (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на владение имуществом и др.); 2) экономические права (право на труд, свободу предпринимательства и пр.); 3) социальные права (право на социальное обеспечение, охрану здоровья, медицинскую помощь и др.); политические (право на объединение, мирные публичные мероприятия — собрания, митинги и др.; право на участие в государственных делах и пр.); 5) культурные (право на образование, право доступа к культурным ценностям, право пользования учреждениями культуры и др.); 6)экологические права (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и др.). Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные пакты о правах человека 1966 г. и др.), а также конституциях и законах государств. Право — 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т. е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных отношений в масштабах всего общества. Главное отличие права от других социальных регуляторов (обычая, Морали и т. д.) состоит именно в том, что соблюдение его норм обеспечивается государственным принуждением (т. е. возможностью заставить правонарушителя (см. Правонарушение) исполнять нормы права путем применения силы правоохранительных органов. Право охватывает все важнейшие аспекты общественной жизни. Единая система права внутренне дифференцирована (разделена) на ряд отраслей, каждая из которых имеет свою сферу регулирования (см. Отрасли права). Кроме того, существует деление права на международное, которое создается совместно несколькими государствами, и национальное, целиком находящееся в ведении одного государства; 2) наряду с изложенной точкой зрения, согласно которой право характеризуется как продукт деятельности государства (такое право принято называть позитивным, т. е, положительным, реальным правом), издревле известна также теория естественного права. В соответствии с этой теорией, право не создано никем, оно возникло объективно, из самой природы человека, общества, окружающего мира. В связи с этим право рассматривается как императив (безусловное, категорическое требование, повеление), стоящий выше государства и закона, выступающий по отношению к ним в качестве образца, идеала и одновременно критерия справедливости. В этом смысле (как образец и критерий справедливости) право представляет собой прежде всего совокупность неотчуждаемых (неотъемлемых) и принадлежащих каждому человеку от рождения прав и свобод (например, право на жизнь, личное достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право иметь собственность и др.). Date: 2016-05-17; view: 334; Нарушение авторских прав |