Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совместное предприятие 2 page
В предотвращении и своевременном разрежении конфликтов большую роль играет социальная политика, проводимая государством, опирающимся на развитое гражданское общество, на авторитет его выдающихся представителей. Социальная мобильность (от фр. mobile — подвижный) — любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы. Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобильность предполагает передвижение на одном и том же уровне (переход из одной школы в другую, с одного предприятия на другое). Вертикальная мобильность связана с изменением социального статуса. Это может быть как социальное восхождение (рабочий становится мастером, начальником цеха, директором завода), так и социальный спуск (бригадир становится рядовым членом бригады). Социальное неравенство — специфическая форма социального различия, которое характеризуется неравномерным распределением доходов, власти, образования, престижа между различными стратами, слоями населения. Отдельные личности, социальные слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии (см. Социальная стратификация), обладают неравными возможностями удовлетворения своих жизненных потребностей. Социальная (общественная) норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей. С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно соответствовать их поведение. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Нормы вырабатываются обществом и отражают господствующие в нем представления о допустимом и недопустимом, желательном и нежелательном поведении людей. Выполнение социальных норм обеспечивается внутренним убеждением, нравственными принципами людей либо силой общественной привычки. Выделяют следующие виды социальных норм:. • нормы морали, которые выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п.; • традиции и обычаи, в которых выражаются исторически сложившиеся правила поведения людей, вошедшие в привычку в результате частого повторения;.;.-.. • религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные церковью; • политические нормы, регулирующие политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами и государством; • правовые нормы, которые закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения и наказания за нарушение закона; • эстетические нормы не носят категорического характера и закрепляют представления о прекрасном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей в быту и на производстве. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ — общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные сложившимися общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Соблюдение социальных норм обычно обеспечивается внутренним убеждением людей либо путем применения к ним социальных санкций (социальных поощрений и социальных наказаний). Социальная общность — разнообразные совокупности (союзы, объединения) людей, отличающиеся друг от друга количественным составом, временем существования, а также разной степенью организованности и сплоченности. Социальная общность формируется на основе одинаковых условий жизни образующих ее людей. Она может складываться на основе участия в общественном производстве (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа); этнической принадлежности (народность, нация), естественно-демографических признаков (пол, возраст). Вырабатываются единые нормы и правила поведения, формируются общие черты массового сознания, культуры, образа жизни и ценностного отношения, высшим выражением чего являются общие интересы. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - социальные группы с внутренней иерархией статусов, системой управления, четким разделением труда, нормативной регуляцией поведения и системой социального контроля (армия, политическая партия, система среднего образования, правительство, налоговая инспекция,— коммунальное хозяйство, коллектив предприятия и т. д.). Социальное познание — один из видов познавательной деятельности (см. Чувственное познание, Рациональное познание); его отличительная особенность — совпадение субъекта и объекта познания, которыми являются люди, составляющие общество и постигающие его закономерности. В качестве объекта социального познания здесь выступает деятельность самих людей — субъектов познания. В процессе социального познания общество познает себя. Поскольку получаемое социальное знание всегда связано с интересами, убеждениями, ценностями и пристрастиями индивидов — субъектов познания, постольку оно всегда носит оценочный характер; в социальном познании сильно ощущается личностный фактор. Социальная действительность, являющаяся источником получения знаний об обществе, отличается сложностью своей структуры и скоротечностью происходящих в ней процессов и явлений. К тому же направленность и результаты социального познания непосредственно затрагивают коренные интересы различных социальных групп и отдельных личностей. В социальном познании весьма ограничены возможности проведения экспериментальных исследований. Достижениями в социальном познании обыкновенно являются оценочные суждения, гипотезы и теории. Их подтверждает {или опровергает) ход общественной жизни. Социальное прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) — в широком смысле — научно обоснованное суждение о возможном состоянии того или иного явления в будущем и (или) альтернативных путях и сроках осуществления этих состояний; в узком смысле — прогнозирование отдельных областей, сфер общественной жизни, например: социально-экономическое (перспективы развития экономических отношений); социально-географическое (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности); социально-экологическое (перспективы сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельности общества); демографическое (рост населения, изменение половозрастной структуры, миграция населения); образовательно-педагогическое (развитие системы образования и воспитания, подготовка кадров для учреждений народного образования). Социальная роль — совокупность конкретных действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное положение (статус) в данном обществе. Роли определяются ожиданиями людей. В нашем обществе (и большинстве других) укоренились представления о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если кто-то «не выполняет» своих ролей в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются. Усвоить (принять) социальную роль — означает дать ейсобственное, индивидуальное определение, оценить и выработать личное отношение к социальной позиции. Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. В ходе этого усвоения социальных ролей принятые социальные нормы оцениваются через установки, убеждения, принципы, разделяемые индивидом. Общество навязывает индивиду социальную роль, но ее принятие, исполнение либо отвержение всегда носит личностную окраску, накладывает отпечаток на реальное поведение человека. Каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций. Например, инженер, работая на производстве, выступает в роли труженика, в семье — он семьянин, а в магазине — потребитель. Между ролями может возникнуть конфликт — ролевой конфликт. Если мать наказывает сына, запретив ему встречу с друзьями, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма (затруднительный выбор): исполняя роль мужа, он должен поддерживать решения своей жены, но, как отец, он должен включиться в воспитательный процесс. Социальная стратификация (от лат. stratum — слой nfacio — делаю) — социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в социальной структуре на основе четырех критериев: размера доходов, уровня образования, доступа к власти, престижа профессии. Представители одной страты (слоя) обычно обладают схожими жизненными возможностями и жизненными стилями и могут обладать коллективной идентичностью, чем и отличаются от представителей других страт. Выделяют следующие страты в современных обществах: ^социальная элита (президенты, премьер-министры и другие политические лидеры, крупные бизнесмены, наиболее влиятельные представители творческой интеллигенции); 2) слой профессионалов (ученые, писатели, художники, врачи, юристы, преподаватели, средние и мелкие бизнесмены, высококвалифицированные рабочие); 3) квалифицированные рабочие (фабрик, заводов, строительных фирм, сельскохозяйственных предприятий, сферы услуг и т. д. с постоянной и надежной работой); ^неквалифицированные рабочие. Кроме этого, нижнюю ступень занимают безработные, неимущие люди с доходом на грани или за гранью бедности, бродяги, нищие, уголовные элементы. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены немецким социологом, историком, экономистом и юристом Максом Вебером (1864—1920). Термин «стратификация» позаимствован из геологии, где он обозначает вертикально расположенные слои земли, обнаруживаемые при разрезе. Стратификация — определенный срез социальной структуры общества, или теоретический угол зрения на то, как устроено человеческое общество. В реальной жизни одни люди не стоят под другими. Стратификационный подход нередко противопоставляют марксистскому учению о классах. Но классовое деление представляет частный случай социальной стратификации, где принадлежность к социальным группам определяется экономическим положением людей на основе отношений собственности на средства производства (капиталист, наемный рабочий) (см. Социальное неравенство, Социальная мобильность). СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ — значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей, социальному положению индивидов, их профессии, морально-психологическим качествам, физическим достоинствам, а также социальным группам, институтам и организациям в целом. Перераспределению социального престижа в огромной степени способствуют средства массовой информации, которые часто это делают в интересах и под контролем различных элитарных группировок. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Эти достижения, несомненно, способствовали и способствуют приращению как внутренней, так и внешней свободы человека (социальный прогресс — это движение от несвободы к свободе), возрастанию его ответственности, навыков индивидуальной и групповой самоорганизации. К современным критериям социального прогресса относят не только уровень развития науки, техники, технологий, но и среднюю продолжительность и уровень жизни людей, их здоровье, участие в общественной деятельности, доступ к социальным благам, уровень гуманизации общественного сознания. Социальный прогресс надо понимать отнюдь не как поступательное движение от низшего к высшему, но как процесс противоречивый: то эволюционный, то скачкообразный с локальными, регрессивными изменениями как в отдельных сферах жизни, так и в отдельных регионах страны и планеты. Кроме того, надо учитывать, что социальное развитие происходит в соответствии с законом «уплотнения исторического времени», а народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Социальный статус — позиция индивида в группе или обществе. Социальный статус (от лат. status — состояние, положение) — место (позиция) индивида или группы в социальной структуре общества, определяемое социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование), природными признаками (пол, возраст), а также престижем, авторитетом и ролью в структуре власти. Он предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы, которые связаны с выполнением соответствующих социальных функций (социальных ролей) (см. Социальная роль). Каждый человек выполняет множество ролей в обществе. Например, женщина может быть женой, матерью, учительницей, музыкантом, членом профсоюза, избирателем. Среди группы статусов выделяется главный — наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Главный статус чаще всего определяется местом работы, характером деятельности (директор, профессор, инженер, школьник и т. п.). Различают предписанный статус и статус достигнутый. Предписанный — статус, получаемый на основе принадлежности к социальной группе и определяющийся общественным положением, унаследованным от родителей. Достигнутый — это статус, приобретаемый индивидом благодаря его собственным усилиям и требующий от него определенных индивидуальных способностей, знаний, труда, квалификации, образования и т. д. Социальный статус, хотя и связан с оценкой положения индивида или социальной группы («ниже», «выше» по уважению, привлекательности), однако не определяется произвольно. Кто имеет более высокий статус — профессор университета или главарь мафии — зависит от господствующей в данном обществе системы ценностей, от культуры конкретного общества. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель какой-либо социальной группы (военный, чиновник, профессор, рабочий, студент, пенсионер, мусульманин, домохозяйка, телохранитель, калужанин, узбек и т. д.); положение личности или социальной группы, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей, соответствующих тем или иным социальным ролям. Социальный статус — интегративный (обобщающий) показатель, охватывающий профессию, экономические и политические возможности, доходы, возраст и т. д., по сути дела — это ступенька социальной лестницы. Социальные статусы бывают предписанные, достигаемые и смешанные. К первой группе относятся статусы, предоставляемые индивиду в силу его сословной, классовой, национальной, родственной и иной принадлежности (характерны для доиндустриальных, традиционных обществ). Ко второй группе относятся статусы, занимаемые благодаря личным свойствам и качествам индивида, т. е. благодаря личным усилиям, свободному выбору профессии, образованию, деятельности, приносящей доход, профессиональному совершенствованию, политической деятельности, духовному влиянию на людей и т. д. С точки зрения общественного блага, оптимальным является приобретение статуса через достижение, поскольку ориентация человека на более высокий социальный статус стимулирует его социальную активность, а это, в свою очередь, обеспечивает общую динамику развития общества. Тем не менее и в индустриальных обществах существует статусное продвижение по предписанию (напр., дети устраиваются в престижные вузы или занимают высокооплачиваемые должности благодаря авторитету, связям, финансовым средствам родителей, родственников). Тот или иной статус важно определять, потому что он объясняет, почему человек поступил так, а не иначе. Когда говорят «положение обязывает», то подразумевают, что форму и способ поведения определяют не только (и не столько) личные качества человека, сколько занимаемое им положение, насколько оно престижно, значимо. Функции статусных символов выполняют внешние знаки отличия (в армии, милиции и т. д. они весьма четко определены). Страты и статусы гражданского населения можно приблизительно определить по стилю одежды, атрибутике, жилью, манере поведения, жестам, языку. Существуют и более тоньше статусные характеристики, например круг чтения, меломанские пристрастия, характер досуга, хобби и пр. Статусные символы, права, обязанности и социальная роль создают статусный образ — имидж. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как соотносятся между собой права и обязанности в данном статусе. Социальная структура общества (от лат. struct ига — строение, расположение, порядок) — структура общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Эти группы различают по их положению в обществе, по доступу к таким социальным благам, как деньги. власть, престиж. Существует мнение, что социальная структура общества — это различные виды социальных общностей и отношения между ними: социально-классовые, социально-демографические, социально-этнические, социально-духовные. Люди не полностью свободны в выборе своих действий, они ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые вступают друг с другом. Другое мнение состоит в том, что социальная структура общества — это только социально-классовые общности и отношения между ними. Социальная структура отражает сложную картину социального неравенства между общественными классами. В современной социологии понятие «страта» используется чаще, чем понятие «класс» (см. Социальная стратификация.) СОЦИАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ — относительно небольшие, как правило, привилегированные социальные группы, концентрирующие в своих руках значительный объем тех или иных жизненно важных ресурсов (финансовых, информационных, властных и пр.) с целью использования их (идеальный вариант) в интересах общественного прогресса. К социальной элите могут относиться люди: 1) обладающие высшими показателями в своей области; 2) харизматические личности; 3) наиболее активные и деятельные; 4) имеющие высокое происхождение; 5) оказывающие решающее влияние на социально значимые решения; 6) имеющие наивысший престиж, статус; 7) имеющие материальные и нематериальные ценности в максимальных размерах. К критериям эффективной деятельности социальной элиты относятся: высокий уровень прогресса и благосостояния народа; социально-политическая стабильность общества; высокая национальная безопасность; оптимальное взаимодействие между гражданским обществом и государством. Социальные элиты, если не принимать соответствующих мер, обнаруживают склонность к корпоративной замкнутости и деградации. Гарантиями против этого могут быть: широкая гласность и свобода слова; свободная экономическая, политическая, культурная конкуренция, соперничество элит; разделение властей; периодическое обновление состава элитарных групп; строгое соблюдение законов и моральных норм. Социология (от лат. societas — общество и греч. logos — учение) — наука о законах становления, развития, функционирования общества в целом. Она рассматривает общество как социальный организм, как органическое единство экономической, социальной, политической и духовной сфер, развивающихся благодаря социальной деятельности людей. Социология изучает общественную деятельность людей, возникающие в ее процессе социальные отношения во взаимосвязи и взаимодействии материальной и духовной сторон жизни Ученые-социологи проводят социологические исследования, делают теоретические обобщения, определяют основные направления общественного развития. Социология насчитывает более 40 специализированных отраслей, численность которых продолжает расти. СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе, о закономерностях его функционирования и развития как целостной системы, о составляющих его социальных институтах (государстве, классах, партиях, стратах, профессиональных группах, семье и пр.), малых и больших социальных группах, их взаимодействиях, их объективных и субъективных качествах. Социология исследует всю совокупность таких, например, общественных явлений, как миграция, маргинализация, национальные конфликты и национальная гармония, народ, брак, семья, гражданское общество, социальные движения и объединения, их возникновение, развитие и исчезновение. «Отцом социологии» считается О. Конт (1798—1857). Предмет социологии, по Конту, — социальная статика (социальные связи, отношения между людьми и группами) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений). СОЦИУМ — общество, сообщество; социальная среда, социальное окружение человека (семья, круг друзей, профессиональный коллектив, соседи, население микрорайона, города, региона, страны и т. д.). Социум — одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляется в нескольких значениях: 1) общество как единая социальная система; 2) разновидность человеческой общности (род, община, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее культурных потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все виды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.). СПЕКУЛЯНТ — лицо, стремящееся извлечь доход из колебания цен на товары, услуги, ценные бумаги, а часто и влияющее на изменение цен к собственной выгоде. Биржевые спекулянты — «быки» и «медведи», играя на повышение и понижение биржевых цен, способствуют ослаблению их колебания. На биржах активен еще один тип спекулянтов — скалперы. Чаще всего это профессиональные дилеры, работающие за свой счет. Свою позицию они меняют почти ежедневно, производя много сделок, легко улавливая самые незначительные колебания цен. Функционирование на биржах различного типа спекулянтов содействует тому, что цены начинают полнее отражать действительную величину стоимости товара, услуги, ресурсов. В условиях становления российской рыночной системы подобная спекуляция ныне рассматривается как разновидность бизнеса. Иное дело — спекуляция в теневом секторе экономики. СПЕКУЛЯЦИЯ ТЕНЕВАЯ — торгово-финансовые операции в сфере теневой экономики, когда продукция, ценные бумаги, средства производства скупаются агентами «черного рынка» в кризисный период по бросовым ценам и в ситуации искусственно созданного острого дефицита реализуются по максимально высоким ценам. Таким путем создается так наз. спекулятивный капитал, скрываемый от налогов. Именно такой капитал, как утверждают серьезные экономисты, явился для многих современных российских финансово-промышленных и торговых воротил первоначальным капиталом, который затем «отмывался» в сфере легального обращения и пускался в рост по многим коммерческим каналам. Специализация производства — сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров, услуг. СПИД (СИНДРОМ ПРИОБРЕТЁННОГО ИММУНОДЕФИЦИТА) — вирусное заболевание человека, при котором в результате поражения лимфатической системы резко ослабляются или выключаются защитные силы организма. Заболевание, как утверждают специалисты-медики, передается в основном половым путем в результате беспорядочных половых связей, а также через зараженные шприцы многоразового использования. Отсюда — группы риска: наркоманы, проститутки, гомосексуалисты и пр. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — способ добывания материальных благ (средств производства и предметов потребления), необходимых для жизнедеятельности и развития общества и индивидов. Представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производительных сил и производственных (экономических) отношений. Характер и уровень развития производительных сил определяют экономические отношения между людьми, в первую очередь отношения собственности. Но и производственные отношения со своей стороны оказывают активное влияние на производительные силы: они могут обеспечить их развитие, но могут и затормозить это развитие, а при определенных обстоятельствах даже обречь производительные силы на частичное разрушение. Когда производственные отношения общества перестают соответствовать уровню производительных сил, то возникает объективная потребность замены отживающего способа производства новым, более прогрессивным. В историческом развитии способ производства соответствовал экономической формации общества. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности. Различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (условие выполнения определенной деятельности — музыкальной, сценической, литературной и др.). Способности нельзя свести просто к знаниям, умениям или навыкам. Они проявляются в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и качественно, легко и прочно осваивает ту или иную деятельность. Способности личности могут изменяться, развиваться. В связи с этим их рассматривают и как предпосылку успешного хода деятельности человека, и как продукт его деятельности. В этом состоит взаимосвязь способностей человека и его деятельности. Ученые полагают, что развитие способностей происходит на основе врожденных задатков ребенка. Такими задатками может быть музыкальный слух, память и т. п. Для того чтобы задатки развились в способности, требуются определенные социальные условия. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успехов в различных видах деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями «талант» (получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности) и «гениальность» (осуществление принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества). СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью или являющиеся условием успешной деятельности. Выступают как диалектическое единство анатомических, физиологических, психических индивидуальных врожденных качеств человека и качеств, приобретенных в сложной системе социальных отношений в процессе социализации. Качественно высокий уровень развития способностей называется талантом, высший — гениальностью. Талант — высокий уровень развития способностей, когда либо сама деятельность, либо ее продукт отличается подлинной новизной, высокой степенью совершенства, общественной значимостью и пользуется широким общественным признанием. Гениальность — высшая ступень проявления способностей, когда в результате какой-либо деятельности осуществляются фундаментальные сдвиги в какой-либо сфере общественной жизни, создаются уникальные творения, имеющие огромное значение для всей последующей культуры, осуществляется мощный прорыв в крупных отраслях производства, знаний, творчества, открываются неизведанные способы освоения действительности. Спрос — подкрепленное денежной возможностью желание приобрести данный товар. Спрос- Зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар. Средние издержки Общие издержки фирмы в расчете на единицу выпускаемой ею продукции СРЕДНИЙ КЛАСС — слой в системе социальной стратификации, который расположен между высшим и низшим классами (стратами). К критериям, используемым в социологии для определения принадлежности к среднему классу, относятся: средний уровень текущего дохода (в России — от 2 до 10 прожиточных минимума на человека); «стандартный имущественный набор» в виде дома, хорошей квартиры, одного-двух автомобилей, предметов длительного пользования; высшее образование; достаточно высокая профессиональная квалификация; наличие определенного ресурса власти (управления), но в относительно узких сферах деятельности; достаточно высокий социальный престиж; доступ к разнообразным источникам информации (выписывается 3—4 журнала, столько же газет; имеется свободный доступ в Интернет); приверженность существующим нормам права и традиционным нормам морали; в гражданском аспекте — тяготение к самостоятельности, самоуправлению, инициативе, решительной защите своих прав и свобод как от произвола «сверху», со стороны политических, финансовых, административно-бюрократических элит, так и от произвола «снизу», со стороны социальных низов, люмпенизированных слоев населения. Средний класс в современном смысле, сформировавшись в наиболее развитых странах лишь в XX в., является стабилизатором общества, состоит в основном 'из тех, кто сделал свою судьбу собственными руками и головой, следовательно, заинтересован в сохранении того строя, который предоставил ему такую возможность. Date: 2016-05-17; view: 382; Нарушение авторских прав |