Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лософской веры, открывающей смысл и предназначение истории, призвана объединять человечество на общих духовных основаниях
Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека Философия истории изображает исторический процесс как процесс развития культуры. Для того, чтобы понять содержательную сторону исторического процесса разви- тия общества необходимо уяснить, что представляет собой культура. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее культи- вирование. В этом контексте под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, кото- рые вызваны естественными причинами.
В философии истории в понятие «культура» вводит- ся оценочный момент и соотносится с понятием «цивили- зация». Но здесь возможны различные подходы. В первом случае, цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регио- нов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае, цивилиза- ция толкуется как конкретный этап общественного разви- тия, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формиро- вание национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация ин- терпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Яс- перс). В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествля- ется с высоким уровнем материальной деятельности чело- века: орудий труда, технологии, экономических и полити- ческих отношений и учреждений, а культура как проявле- ние духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков). Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация
трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивили- зация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры. Поэтому необ- ходимо разобраться в том, что лее составляет основное со- держание культуры.
В современной философии истории можно выделить два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяе- мых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов по- ведения, присущих тем или иным индивидам или сооб- ществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.
1. Первый, познавательный, знаково-символичес- кий элемент, т. е. знания, сформулированные в определен- ных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык — это объективная форма аккумуляции, хра- нения и передачи человеческого.опыта. Рассмотрим крат- ко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наде- ленных определенным значением. Знаки и символы вы- ступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для по- лучения, хранения, преобразования и передачи информа- ции о нем. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позво- ляетим понимать смысл сказанного и написанного.
2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность—это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъек- том своих потребностей в соотнесении их с предметами ок- ружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социаль- ного субъекта могут входить различные ценности:
смысложизненные (представления о добре и зле, сча- стье, цели и смысле жизни);
универсальные (жизнь, здоровье, личная безопас- ность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);
Общество и культура как предметы философского анализа 297
общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);
межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);
демократические (свобода слова, совести, партий, на- циональный суверенитет и т. д.).
Ценностное отношение выступает необходимым ком- понентом в формировании ценностной ориентации, дея- тельности и отношений, которые выражаются в ценност- ной установке. Ценностная установка является своеоб- разной предваряющей программой деятельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов де- ятельности и общения, и представляет собой социально- детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т. д. Ценно- стные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидам и последующим поколениям в процессе социа- лизации: обучения, воспитания и т. д.
Ценностные установки ориентирует человека в со- циальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осознание индивидами содержания цен- ностных установок, образует мотив деятельности. Мотив — это фактор, ведущий к превращению установок в ак- тивную, деятельность. Он позволяет социальному субъек- ту соотносить конкретные ситуации, в которых он дейст- вует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.
Ближайший побудительный мотив человеческой де- ятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели. Цель деятельности, как иде- альный прообраз будущего, формируется на основе инте- ресов социального субъекта. Она выражает основание, ре- шимость переделать окружающий мир, приспособить его к своим потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятель- ности, которая протекает во времени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполага- ния. На основе более или менее точного определения вре- мени правомерно говорить о ближайших и дальнейших це-
лях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как ближайшие, долгосрочные, пер- спективные, конечные и т. д. Конечная цель является са- моцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизы- вает эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для собственного достижения. Субъект видит в до- стижении конечной цели смысл своей деятельности, а ино- гда — и всей жизни.
Для выделения конечных целей из многообразия це- лей употребляется понятие идеал. Он принадлежит к фор- мам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целепо- лагающей способности человеческого сознания. Отдель- ный человек, социальная группа, общество в целом, преж- де, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достиже- нию которой подчиняет всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наи- более существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отра- жение коренных тенденций, закономерностей и возмож- ностей, а с другой — как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.
Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальной нормы. В определенном смысле, соци- альную норму следует рассматривать как следствие ус- тойчивой, повторяющейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой человека. Социальные нормы — это историче- ски обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражаю- щие общественную необходимость организации деятель- ности и отношений в соответствии с объективными усло- виями. В них в большей мере, чем в ценностях, при- сутствует приказной момент, требование поступить оп- ределенным образом. Одной из важных особенностей воз- действия социальных норм на деятельность и обществен- ные отношения состоит в том, что их исполнение и пред- Общество и культура как предметы философского анализа 299
писание обеспечивается различными формами принуж- дения, начиная от общественного мнения и кончая госу- дарственными институтами.
Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вы- зывающих определенные коллективные чувства. Сила об- ряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усво- ение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопере- живание их участниками обрядового действия.
Обычай — это воспринятая из прошлого форма соци- альной регуляции деятельности и отношений людей, кото- рая воспроизводится в определенном обществе или соци- альной группе и является привычной для его членов. Обы- чай состоит в неуклонном следовании воспринятых из прошлого предписаний. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай— неписаное правило поведения.
Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и со- храняющиеся в определенном сообществе в течение дли- тельного времени. Традиции функционируют во всех со- циальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в раз- витии общества и культуры, к утрате ценностных дости- жений человечества. Слепое же преклонение перед тра- дицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержание. Освоение смысла культуры всегда должно соотноситься с фундаментальными целями существова- ния человека как универсального существа, жизнь кото- рого носит осмысленный и, в определенном плане, целена- правленный характер. Человек осуществляет в мире свое предназначение. В чем состоит это предназначение и как оно реализуется, раскрывается во втором, более широком подходе к культуре. В широком смысле слова под культу-
рой понимают специфическую, генетическую, ненаследу- емую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой их сущест- вования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. При таким подходе культура включает в себя ре- зультаты материального и духовного производства и ис- толковывается как сотворенная человеком «вторая при- рода», надстроенная над первой, естественной природой.
Однако такой подход к культуре не означает разде- ление окружающей человека среды надва мира: природ- ный, естественный и культурный, «рукотворный», соци- альный. Напротив, он предполагает, что именно через культуру и благодаря культуре происходит соединение этих миров. Культура выступает как связующее звено между природой и обществом. И основой этого соединения выступает человек как субъект деятельности, познания, общения и переживания. Культура представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, переживаний.
Наиболее общие закономерности взаимодействия природы и общества с позиций деятельной общественно- исторической сущности человека были изучены ранее при рассмотрении учения К. Маркса об опредмечивании и рас- предмечивании. Сейчас мы хотели бы обратить внимание на другую сторону связи природы и общества через куль- турную деятельность человека. Человек, как известно, яв- ляется биологическим, природным существом и, одновре- менно, он в значительной мере преодолел свою зависи- мость от природы, перешагнул в мир социума. Культура и выступает как способ и мера овладения человеком естест- венного и социального миров. Создавая культурные цен- ности, человек выходит за рамки природной и социальной детерминации, выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смыс- ле культура равнозначна степени реализации человечес- кой свободы.
В культуре и через культуру проявляется стремле- ние человека преодолеть рамки своего временного, биоло- гического существования. Человек как природное, биоло- гическое существо подобно любому живому организму
Общество и культура как предметы философского анализа 301
двигается по кругу: рождение — жизнь — смерть. Благо- даря культуре, человек преодолевает природные границы своего существования, он становится бессмертным. С по- лучением бессмертия через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое раз- витие В этом плане культура выполняет по отношению к человеческому бытию конструктивную функцию объек- тивации не только сиюминутных целей и стремлений че- ловека, но и его фундаментального призвания, связанного с формированием человека как универсального существа, утверждающего непреходящее, вечное. Субстанциональ- ный смысл человеческого существования раскрывается именно в этом аспекте культуры, которая выступает как основа развития человеческой индивидуальности, лично- сти, воплощающей общечеловеческие цели и устремле- ния, то есть всечеловеческий смысл. Тем самым, культура выступает не просто как процесс создания идей, вещей, знаков, символов, форм и образов поведения, но и как фор- ма самодетерминации человека, его самовоспроизводст- ва или творчества.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что — это связующее звено между природой и обществом. Она охватывает духовную и материальную сферу сущест- вования общества и выступает как форма проявления сво- боды и творчества, как средство самореализации и основ- ных ценностей человека.
Особенности западной и восточной культур Россия в диалоге культур
Философско-исторические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая про- шлое, мы стремимся разобраться в настоящем, опреде- лить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное, актуальное для нас значение приоб- ретает решение вопроса о соотношении западной и вос- точной культур и цивилизаций, а также месте России в диалоге этих культур. Эта проблема довольно часто под- нималась и прежде в работах философов и социологов. Сей- час она стала обсуждаться на страницах не только специа-
лизированной печати — монографиях, статьях, но и в еже- недельных и ежедневных журнальных и газетных мате- риалах, в политических дискуссиях и т. д. В 1992 г. журнал «Вопросы философии» провел «круглый стол» на тему «Россия и Запад: взаимодействие культур», на котором выступили с изложением своих позиций ведущие отечест- венные ученые, философы, историки, филологи, страно- веды и т. д. Используя материалы этой дискуссии, а также значительный, предшествующий ей материал отечествен- ной и мировой мысли, попробуем ответить на поставлен- ные вопросы.
Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные поня- тия. Один из участников «круглого стола», В. С. Степин, от- мечал, что под термином «Запад» он понимает особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV—XVII вв. Циви- лизацию этого типа можно было бы назвать техногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого приме- нения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе, и его место в системе производства. По мере развития техно- генной цивилизации происходит ускоряющееся обновле- ние той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнеде- ятельность В свою очередь, это сопровождается возраста- ющей динамикой социальных связей, их относительно бы- строй трансформацией. Иногда на протяжении жизни од- ного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.
Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Основными вехами ее предыстории были следующие: опыт демократии антично- го полиса, становление в рамках его культуры различных философских систем и первых образцов теоретической на- уки, а затем — сформировавшаяся в эпоху европейского средневековья христианская традиция с ее представлени- ями о человеческой индивидуальности, концепцией мора- ли и пониманием человеческого разума как созданного, «по
Общество и культура как предметы философского анализа 303
образу и подобию Бога», и поэтому способного к рациональ- ному постижению смысла бытия. Синтез этих двух тради- ций в эпоху Возрождения был одним из истоков ценностей техногенной цивилизации. В эпоху Просвещения заверши- лось формирование мировоззренческих установок, опре- деливших последующее развитие техногенной цивилиза- ции. В системе этих установок формировалась особая цен- ность прогресса науки и техники, а также убеждение в принципиальной возможности рациональной организации социальных отношений. В социальном плане западная ци- вилизация отождествляется с эпохой становления и раз- вития капиталистических производственно-экономичес- ких отношений и буржуазно-демократических форм прав- ления, становления гражданского общества и правового господства. В технологическом плане — с индустриальным и постиндустриальным обществом.
Философыи социологи рассматривают мировоззрен- ческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое, показывая их неразрывное единство и взаимодействие. Так, немецкий социолог и философ М. Ве- бер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал роль протес- тантской реформации и религиозного учения кальвиниз- ма в становлении рационалистического духа капитализма и других основных ценностных установок данного общест- ва. Результатом этого синтеза, по Веберу, явились следу- ющие основные ценности западной культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува - жения к человеческой личности; 3) индивидуализм, уста- новка на автономность личности; 4) рациональность; 5) иде- алы свободы, равенства, терпимости; 6) уважение к част- ной собственности.
Западному типу культуры в философии и социоло- гии противопостовляется восточный тип, получивший синтетическое название «традиционного общества». Гео- политически Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально- государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными и, вместе с тем, харак- теризовались некоторыми общими чертами: они были ори- ентированы, прежде всего, на воспроизводство сложив-
шихся социальных структур, стабилизацию устоявшего- ся образа жизни, господствовавшего часто на протяжении многих столетий. Традиционные образцы поведения, ак- кумулирующие опыт предков, рассматривались как выс- шая ценность. Виды деятельности, их средства и цели ме- нялись очень медленно, столетиями воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов. В духовной сфере гос- подствовали религиозно-мифологические представления и канонизировались стили мышления, научной рацио- нальности противопоставлялась нравственно-волевая ус- тановка на созерцательность, безмятежность, интуитив- но-мистическое слияние с бытием.
В мировоззренческом аспекте в восточных культу- рах отсутствует разделение мира на мир природы и соци- ума, естественный и сверхъестественный. Поэтому для восточного восприятия мира не характерно разделение мира на «одно и другое», ему более присущ синкретичес- кий подход «одно в другом» или «все во всем». Отсюда от- рицание индивидуалистического начала и ориентация на коллективизм. Автономия, свобода и достоинство челове- ческой личности чужды духу восточной культуры. В вос- точных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен либо космическим законом, либо Богом.
Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни «восточного человека». Восточ- ным людям чужд дух демократии, гражданского общества. Там исторически господствовали деспоты. Стремление при- вить нормы западной демократии на восточной почве дают очень своеобразные гибриды, и реализация этих устремле- ний связана с глубокими социальными катаклизмами.
Разумеется, все это, в определенном смысле, — умо- зрительные модели, реальная действительность никогда не давала таких чистых «идеальных типов». Тем более в со- временном мире, когда осуществляется такое тесное взаи- модействие всех сфер общественной жизни в различных странах и континентах, которое накладывает огромный от- печаток на взаимодействие и трансформацию культур.
Теперь, когда мы дали самую общую характеристику западному и восточному типу культуры, необходимо разо- браться, а к какой культуре больше всего тяготеет Россия?
Общество и культура как предметы философского анализа 305
1' фшюсофия
Перед философами и социологами уже давно стоит вопрос: как соотносятся в культуре России западное и восточное культурное наследие? Возможен ли и необхо- дим ли самобытный путь развития России? Ответы на эти вопросы давались зачастую противоположные. На этой почве шел идейный спор различных философско-идеоло- гических направлений, концентрированное теоретичес- кое оформление которых состоялось в середине XIX в. в виде идеологии западничества и славянофильства. Запад- ники, как уже упоминалось выше, не стремились подчер- кивать особенности российского культурного опыта и счи- тали, что Россия должна перенимать все лучшие достиже- ния западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути разви- тия, связывая эту самобытность с приверженностью рус- ского народа православию. По их мнению, православие яви- лось источником ряда важнейших особенностей «русской души», русской культуры, важнейшими из которых явля- ются глубокая религиозность, повышенная эмоциональ- ность и связанные с ней коллективистские ценности, при- оритет коллективного начала над индивидуальным, при- верженность к самодержавию и т. д. (Подробнее см. тему «Русская религиозная философия середины XIX—XX вв.»). Вопрос о пути развития России, о своеобразии рос- сийской культуры еще большее значение приобрел для философов России, оказавшихся после Октябрьской рево- люции в эмиграции. В этот период на данную тему в раз- личных зарубежных изданиях было опубликовано не- сколько крупных работ ведущих русских мыслителей: Бердяева Н. А., Вышеславцева Б. П., Зеньковского В. В., Федотова Г. П., Флоровского Г. В., Сорокина П. А. Наиболее полно, с солидными философским и историко-фактологи- чес-ким обоснованием эта тема была подвергнута анализу в работе Н. А. Бердяева «Русская идея. Основные пробле- мы русской мысли XIX и начала XX века».
Н. А. Бердяев считает, что для определения нацио- нального типа, народной индивидуальности, невозможно дать строго научное определение. Тайна всякой индивиду- альности узнается лишь любовью и в ней всегда есть что- то непостижимое до конца, до последней глубины. И глав- ный вопрос состоит, по Бердяеву, не в том, что замыслил
Творец о России, а что представляет собой умопостижи- мый образ русского народа, его идея. Известный русский поэт Ф. И. Тютчев сказал: «Умом России не понять, арши- ном общим не измерить. У ней особенная стать, в Россию можно только верить». Поэтому, считает Бердяев, для по- стижения России нужно применить теологические добро- детели веры, надежды и любви.
Одной из важнейших характеристик русской народ- ной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. «Проти- воречивость и сложность русской души, — отмечает он, — может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европей- ский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала «восточное и западное» (Н. А. Бердяев. Русская идея. Основные пробле- мы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского по- слеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. — С. 44).
Н. А. Бердяев считает, что существует соответствие между необъятностью, безграничностью русской земли и русской души. В душе русского народа есть такая же не- объятность, безграничность, устремленность в бесконеч- ность, как и в русской равнине. Русский народ, утвержда- ет Бердяев, не был народом культуры, основанной на упо- рядоченных рациональных началах. Он был народом откровений и вдохновений. Два противоположных начала легли в основание русской души: языческая дионистичес- кая стихия и аскетически-монашеское православие. Эта двойственность пронизывает все основные характеристи- ки русского народа: деспотизм, гипертрофию государства и анархизм, вольность, жестокость, склонность к насилию и доброте, человечность, мягкость, обрядоверие и искание правды, индивидуализм, обостренное сознание личности и безличии, коллективизм, национализм, самопохвальство и универсализм, всечеловечность, эсхатологически-мис- сионерская религиозность и внешнее благочестие, иска- ние Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт. Эти противоречивые черты русского наци- Общество и культура как предметы философского анализа 307
опального характера и предопределили, по мнению Бер- дяева, сложность и катаклизмы российской истории.
Несколько иной характер носит решение темы о са- мобытных основах российской истории и культуры в ра- ботах представителей так называемого евразийского движения (П. А. Карсавина, Н. С. Трубецкого, Г. В. Норов- ского, П. П. Стучйнского и т. д.). Евразийство существовало как общественно-политическое и идейное течение русской эмигрантской интеллигенции с начала 20-х до конца 30-х годов XX в. Евразийство, как историко-культурная кон- цепция, рассматривает россию как Евразию — особый эт- нографический мир, занимающий срединное пространст- во азии и Европы, приблизительно очерчиваемый тремя равнинами — Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Этому миру принадлежит и своя само- бытная культура, «равно отличная от европейских и ази- атских». Вместе с тем, евразийцы подчеркивали азиатский крен русской культуры, включая в эту культуру туранские народности, связывая преемством Русь с империей Чин- гиз-хана и заявляя, что «русская революция прорубила ок- но в Азию». Определенный интерес представляют взгляды евразийцев на перспективы России в развитии мировой ци- вилизации. Евразийцы считали, что после Октябрьской ре- вол"юции старая Россия со всей ее государственностью и укладом жизни потерпела крушение и канула в вечность. Мировая война и русская революция открывают собой но- вую эпоху. И эта эпоха характеризуется не только исчез- новением прошлой России, но и разложением Европы, все- объемлющим кризисом Запада. А Запад, по мнению евра- зийцев, полностью исчерпал свои духовно-исторические потенции и должен сойти на вторичную и периферийную роль в мировой истории. Будущее же в этой новой эпохе принадлежит обновленной России, а вместе с ней и всему православному миру. Здесь, как мы видим, евразийцы в значительной мере идут вслед за славянофилами.
Темы, поднятые в дискуссиях западников и славяно- филов Н. А. Бердяевым и евразийцами продолжают об- суждаться в современной российской философий. Для многих современных русских философов ясно, что разви- тие западной техногенной культуры и цивилизации при- вело человечество к глобальным проблемам и кризисам. В
связи с этим они ставят вопрос: можем ли мы восприни- мать образцы западного опыта как некоторый идеал или сами эти образцы должны быть подвергнуты критике? Возможно, человечество, для того, чтобы быжйть, должно встать на новый путь цивилизованного развития. А это мо- жет означать, что наступивший в россии глубокий кризис всех сфер общественной жизни и есть необходимый мо- мент, который может послужить толчком для создания этого нового типа цивилизованного развития. В российской культуре, в национальной российской традиции есть серь- езные основания для выработки такого пути развития, ос- новными ценностями которого явилась бы ориентация не на всевозрастающее материальное производство и потре- бительство, а на аскетическую умеренность, основанную на приоритете духовных ценностей. Холодному расчету, калькулйрованностй, рационализму должны противосто- ять теплота человеческих отношений и христианское са- мопожертвование, а индивидуализму — братская взаимо- помощь и коллективизм. Наряду с этими глубокими «ме- тафизическими» вопросами, стоят и более конкретные, связанные с социальной спецификой сегодняшней ситуа- ции в бывшем СССР. Каковы пути, каковы судьбы той це- лостности, той общности, которая раньше называлась Рос- сией, соберется ли она вновь или процесс ее распада нео- братим? Этот и другие вопросы предстоит решить как теоретически, так и практически не только нам, но и буду- щим поколениям народов некогда великой Российской им- перии.
Т""1 тема 17
1лобалъные проблемы современности
1/ Происхождение и сущность глобальных проблем 2/ Гуманизм как ценностная основа решения глобальных
проблем современности
3/ Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Происхождение и сущность глобальных проблем В предыдущей теме были рассмотрены различные подхо- ды к проблеме единства развития человечества. Эти под- ходы в большей мере касаются анализа исторического про- шлого человечества. В отношении настоящего времени все большее количество философов, социологов, историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Укоренение этой идеи в науке и общественном со- знании способствовало осознанию глобализации социаль- ных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация со- циальных и культурных процессов? Этимологический тер- мин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» — то есть Земля, Земной шар и означает общепланетар- ный характер тех или иных процессов. Однако глобализа- ция процессов — это не только их повсеместность, не толь- ко то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей обще- ственной деятельности на Земле. Эта интернационализа- ция означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономи- ческих, политических и иных связей, взаимодействий и от- ношений. Таким образом, в современную эпоху, по сравне- нию с прошлыми историческими эпохами, неизмеримо воз- росло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью. По-
этому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных реги- онов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.
Такой глобалистский подход ярко обнаруживается в концепциях «постиндустриального общества», «технотрон- ной эры» американских социологов Д. Белла, 3. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентируют внимание на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе жизни людей. Особенность же современного технологического переворота, связанного с ин- формацией общества, состоит в том, что он создает принци- пиально новые предпосылки для универсализации и глоба- лизации человеческого взаимодействия. Благодаря широ- кому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человече- ство объединяется в единую социокультурную целостность. Существование такого единства диктует свои требования к человечеству в целом, и к отдельной личности в частности. В этом обществе должна доминировать установка на информа- ционное обогащение, приобретение нового знания, овладе- вание им в процессе непрерывного образования, а также его технологическое и человеческое применение.
Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Соответственно должна сформиро- ваться новая гуманистическая культура, в которой чело- век будет рассматриваться как самоцель общественного развития. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, эконо- мических и политических процессов в современном мире, на- ряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных про- блем, которые получили название «глобальных проблем со-
Глобальные проблемы современности 311
временности»: экологических, демографических, политиче- ских и т. д. Все эти проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них входит в компетенцию специальных наук: социологии, демо- графии и т. д. Философы же, по нашему мнению, концентри- руя внимание на мировоззренческих смысложизненных во- просах, рассматривают эти проблемы под углом зрения воз- можностей и перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит экологическая проблема.
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической проблемы состоит в отчет- ливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не- способным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир» (Печчеи А. Человеческие качества. — М., 1985. — С. 42).
Эти изменения являются плодом всей культурно-пре- образовательной и, прежде всего, производственной дея- тельности человека. Масса всех искусственно созданных че- ловеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, со- ставляет 10П — 1014, а биомасса, производимая на суше, 1021 Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество со- здало искусственную среду, которая в десять раз продук- тивнее естественной среды. Искусственная среда постепен- но и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий по- становку перед человечеством экологической проблемы.
В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в первую очередь, их опас- ных, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жи- теля Земли приходится более 20 тонн промышленных и дру- гих отходов. В атмосферу попадает более 200 миллионов тонн
окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа, вы- брасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим — повышение уровня морей и затопление значи- тельных участков суши. В результате сотни миллионов лю- дей рискуют превратиться в «экологических беженцев».
Описание всех бед, угрожающих человечеству на данном этапе его развития, можно было бы продолжить до бесконечности. Для этого, к сожалению, накоплен огром- ный фактологический материал. Но нам, изучающим фи- лософию, необходимо все же не просто оперировать фак- тами, а опираться на определенные обобщающие выводы. А эти выводы таковы, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологичес- кой ниши, то есть совокупности различных условий и фак- торов окружающей среды. Человек—это биологический вид, хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологи- ческая организация позволяет приспособиться к весьма ши- рокому кругу условий. Однако и его возможности далеко не безграничны. Существуют такие пороговые значения внеш- них условий, за пределами которых биологическая организа- ция не выдерживает, и человечеству угрожает гибель. В ус- ловиях современной техногенной цивилизации возможности приспособления человеческого организма к условиям жизни в окружающей среде близки к исчерпыванию. При этом сле- дует иметь в виду не только физические факторы, связанные с загрязнением среды обитания, но и психологические.
Глобальные проблемы современности и, прежде все- го, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей разви- тия, перестройки своих отношений с окружающей средой. В конкретном социальном и экономическом плане этими проблемами занимаются как на национальном уровне, так и в рамках крупных международных исследовательских центров. Одним из таких ведущих центров является упо- минаемый выше «Римский клуб», объединяющий в своих рядах видных ученых, политиков, бизнесменов всего мира. По заказу «Римского клуба» были проведены широкомас- штабные исследования и построены глобальные модели развития кризисных тенденций во взаимоотношениях между человечеством и средой его обитания: «Мир-2»
Глобальные проблемы современности 313
Д. Форрестером(1971 г.), «Мир-3» Д. Медоузом(1978 г.), «Стратегия выживания» М. Месаровичем и Э. Пестелем и т. д. Авторы этих исследований исходят из предпосылки, что главной причиной экологического кризиса является научно-технический прогресс, ориентированный на безу- держный рост потребления. Отсюда следует вывод о том, что человечество должно предпринять ряд мер, направ- ленных на ограничение технико-экономического разви- тия, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Но из этой рекомендации следуют многие слож- ные социальные и демографические проблемы, которые неспособно решить современное мировое сообщество. В ча- стности, такая концепция неприемлема для «развиваю- щихся стран», поскольку прекращение экономического роста означает для них усугубление голода и нищеты, а значит, и развития социальных катаклизмов.
В данных исследованиях выражен конкретно-науч- ный, социологический и демографический подходы. Эти подходы, без сомнения, очень важные. Ибо без принятия конкретных мер человечество не может решить глобаль- ных проблем и выйти из наступившего кризиса. Однако в решении этих проблем нужна какая-то общая идея, мож- но сказать «философия преодоления кризиса». И филосо- фы ставят вопрос о необходимости изменения пути раз- вития современной цивилизации. Как отмечал видный ав- стрийский теолог, профессор Ч. Берг в своем докладе «Природа, человечество и Бог», прочитанном на конфе- ренции Всемирного Совета церквей (Женева, 1979г.) «Зем- ля не в состоянии давать пристанище такому типу общест- ва, которое мы строим на ее поверхности с помощью науки и техники». Мир, сравниваемый Бергом с печально извест- ным «Титаником», идет к катастрофе, неотвратимо при- ближается к «айсбергу», верхняя часть которого — это эко- логическая ситуация, безудержная экологическая экспан- сия, опрометчивая трата невозобновляемых ресурсов, а нижняя — социальные, политические и экономические по- трясения и духовное смятение относительно целей жизни. Из этого следует вывод—изменить курс современной тех- ногенной цивилизации, совершить коренной «поворот» в развитии современного общества. В чем же видется смысл этого поворота? Большинство мыслителей, придержива-
ющихся различных мировоззренческих ориентации, схо- дятся на том, что глобальные проблемы современности — это не чисто экономические, политические или научные, а прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их ре- шение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценнос- тей на ценности духовные. Речь идет об изменениях соци- альных и нравственных установок личности и общества.
Духовно-нравственной основой появления глобаль- ных проблем современности, с точки зрения этого подхода, является широкое распространение идеологии потреби- тельства. Современное производство создало материаль- ные предпосылки для удовлетворения потребностей насе- ления и в определенной степени освободило его от тирании плотского начала, зависимости от тех или иных вещей. Од- нако, по мере того, как постепенно исчезала рабская зависи- мость от необходимости тратить основное время на добыва- ние «хлеба насущного», современный человек во все возра- стающей степени попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, че- ловек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг.
Распространение идеологии потребительства нано- сит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно способствует некритическому отношению к окружающей действительности, развитию конформизма. Как отмечает французский философ-персоналист Ж.-М. Доменак: «По- требление, простой индивидуальный акт становится об- щественным достоянием. Каждый потребитель, благодаря своим покупкам вступает в тесный контакт со всей эконо- мической системой. Экономика и создает единообразие в поведении всех индивидов и социальных групп. Таким об- разом, внешне свободное общество преобразуется в квази- тоталитарную систему, которая превращает индивида в дисциплинированного производителя-потребителя». В ре- зультате широкого распространения идеологии потреби- тельства в сознании человека укрепляется опасное за- блуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. И это, бес- спорно, наносит огромный урон духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития.
Глобальные проблемы современности 315
Выход из этой ситуации многими мыслителями про- ставляется в самоограничении производства и потребле- ния, принятии идеологии «нового аскетизма». В религиоз- ной философии основой принятия такой идеологии должна послужить переориентация людей с мирских ценностей на ценности духовные, доминирующее положение среди кото- рых занимает идея необходимости восстановления связи человека с Богом. «Если мы будем обладать всеми вещами и потеряем Бога, то мы потеряем все, но если мы потеряем все, кроме Бога, то мы не теряем ничего», — утверждают религиозные мыслители XX века. Развернутое изложение такого подхода к решению глобальных проблем мы можем найти у многих, в том числе и русских, религиозных фило- софов, например у Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др.
С близких позиций выступают и светские мыслители. Так, уже упоминавшийся известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находится вну- три, а не вне человеческого существа, взятого как на индиви- дуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самого человека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию и напра- вить человечество к достойному его будущему, то нам необ- ходимо, прежде всего, подумать об изменении самого чело- века, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет в виду, изменение социальных установок личности и общества, переориентацию человечества с идеологии поступатель- ного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.
Гуманизм как ценностная основа решения
глобальных проблем современности
Решение глобальных проблем современности — это общее дело всего человечества. Человечество должно вырабо- тать эффективные формы сотрудничества, которые поз- воляли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этни- ческих и иных мировоззренческих ориентации. А для это- го оно должно опираться на определенные базисные цен-
ностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентация- ми могут быть ценности гуманизма.
В философской литературе существуют различные интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гу- манизмом чаще всего понимали систему ценностных уста- новок, направленных на удовлетворение потребностей че- ловека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по сво- ему значению с понятием «человечности», «человеколюбия». Гуманизм как определенная система ценностных ори- ентациий и установок, доведенная до логического конца, по- лучает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание не- обходимых условий для полной реализации всех его потен- ций, достижения гармонии в социально-экономической и ду- ховной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной че- ловеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества чело- веческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует пони- мать односторонне, только как полную реализацию челове- ческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с обществен- ным производством, и с системой производственных отно- шений, поскольку без удовлетворения материальных по- требностей общества и человека, ни о каком духовно-нрав- ственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философ- ской литературе чаще всего подчеркивается, что реализа- ция принципов гуманизма означает проявление общечело- веческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подхо- дом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общече- ловеческое в таком подходе рассматривается как нечто зна- чимое не для какого-то ограниченного круга людей (соци- альной группы, класса, партии, государства или коалиции государств), а как то, что имеет значение для всего челове- чества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и
Глобальные проблемы современности 317
т
материальные объекты, от достаточного количества кото- рых зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должного контроля над ними составляет угрозу человечеству. Таким образом, гло- бальные проблемы современности — осознание трагичес- ких перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы — вы- нуждают человечество преодолевать узкий горизонт ло- кальных, партикулярных, относительных ценностей и об- ратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выжива- нию, инстинкт самосохранения, но и глубинная потребность человека в органической связи с другими людьми, которая стала ныне более осознанной и более настоятельной, что вы- ражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высо- ком уровне, при сохранении богатства индивидуального са- мовыражения, человечество как бы обращается к време- нам, когда в индивиде видели не только представителя ро- да, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он но- сит приземленный характер и способствует лишь внешне- му объединению людей в борьбе за выживание. Однако на- ряду с данным значением термин «общечеловеческие цен- ности» имеет более широкий характер. Общечеловеческие ценности рассматриваются как трансцендентные ценности. Трансцендентные ценности понимаются как пре- дельные, исторически не локализуемые. Они в той или иной степени принадлежат всем народам, но не у всех выраже- ны одинаковым образом. Это выражение зависит от степе- ни метафизичности менталитета народа, его устремлен- ности к чему-то абсолютному, трансцендентному, вклю- чающему в себя непрояснимый элемент и требующий особого почтения, пиетета. Эти ценности обусловлены осо- бенностями культурно-исторического развития той или иной страны, его религиозными традициями, типом циви- лизации. Так, например, подспудно присутствующая в со- знании россиян метафизичность нашла свое выражение во вселенском чувстве, мессианской идее, призванной со- единить распавшиеся ветви общечеловеческого прогрес-
са. Отсюда и притягательность идеи коммунизма, вско- лыхнувшее сознание российского народа, и, по сути дела, перевернувших всю общественную жизнь России.
Трансцендентные ценности имеют глубокий внутрен- ний, скрытый от внешнего взгляда смысл, который, как пра- вило, не улавливается, ибо его постижение предполагает вос- хождение к самим истокам фундаментальной традиции, со- храняющей свое духовное содержание. Тогда ценности предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается, в конечном счете, идея Бога как воплощение до- бра, любви, красоты, истины и справедливости. Бог—это мас- штаб, посредством которого оцениваются дела человеческие.
Устремленность человека к некой иной, высшей дея- тельности есть важная и неистребимая психологическая по- требность, дающая импульс к активности, развития творчест- ва, без которой невозможны никакие великие свершения. «Ве- личайшая красота, которая достигается в этом мире, — писал Н. А. Бердяев, — связана не с тем, что человечество ставило се- бе чисто земные цели в этой действительности, а с тем, что оно ставило себе цели за пределами этого мира. Тот порыв, кото- рый вел человечество в мир иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для него красоте, которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» (Бердяев Н. А. Смыслистории. — М.,1990. — С. 157—158).
Общечеловеческие ценности — это идеал, символ, об- разец, регулятивная идея и в таком качестве они имеют пра- во занимать соответствующее место в нашем сознании, в мировоззрении. В этом смысле общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой, за ними стоит опыт человечества, его потенции и устремления. Современ- ная эпоха не только высветила важную роль общечеловечес- ких ценностей, но и показала их протворечия и динамику, причем в разных взаимосвязанных планах. Речь идет о про- тиворечиях в самой природе общечеловеческих ценностей, о противоречиях между ними и конкретными историческими явлениями по разнородности в системе этих ценностей.
Понятию общечеловеческих ценностей как регуля- тивной идее, идеалу, образцу противостоят представле- ния о том, что эти ценности, как таковые, противоречивы по своей природе и не могут быть иными, поскольку одно и
Глобальные проблемы современности 319
то же — всечеловеческое. Один и тот же масштаб приме- няется к различным, в том числе взаимоисключающим яв- лениям. Так, далее самые высокие побуждения во имя доб- ра, блага могут обернуться злом для многих людей и всего общества, когда они равным образом, одинаковой мерой распространяются и на тех, кто просто глух к ним, а ис- пользует призыв к добру в эгоистических целях, для нане- сения ущерба конкретным людям и всему обществу.
И все же противоречивость общечеловеческих ценно- стей не привела в истории к отказу от представления их в качестве цельного, непротиворечивого идеала, то есть к при- знанию их относительного характера, релятивизации. Во многом этого не произошло потому, что релятивизации цен- ностей всегда сопротивлялись различные религии. В рели- гиозной интерпретации общечеловеческие ценности — ос- мысливаются как ценности, имеющие божественную при- роду. Это очищало их от внутренних противоречий, хотя в определенной мере акцентировало внимание на существо- вании противоречия между ними и земной реальностью.
Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова Вышеизложенные нами концепции и подходы находятся в рамках нового планетарного мышления. Однако в недрах философии уже в конце XIX в. начал формироваться но- вый взгляд на пути развития современной цивилизации, выходящей за рамки планетарного мышления и призыва- ющий взглянуть на пути развития и судьбы человечества с позиций космического измерения человеческого бытия. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский кос- мизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский). Центральная идея этого космоцентрического подхода — это единство человека с космосом, космическая природа человека и космический масштаб его деятельности. Наи- более разработанной идея космизма предстает в «Филосо- фии общего дела» Н. Ф. Федорова (1828—1903). Федоров пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его косми-
ческом проекте получает невиданно широкое поле для сво- ей самореализации, становится гарантом сохранения и уве- ковечивания жизни. При этом нравственный критерий че- ловеческих деяний распространяется не только на отноше- ние человека к человеку, но на всю область отношений человека к природе, приобретая онтологический статус. «Философия общего дела» ориентирована не только на по- беду человеческого духа на Земле, но и в русле античной традиции — на повсеместное превращение Хаоса в Космос.
Эту идею Федоров обосновывает с позиций религиоз- ного мировоззрения. Однако мыслитель не шел в русле ка- кой-то узкоконфессиональной традиции. Он отвергал догма- тизированную религию, проповедывающую бездеятель- ность человека, покорность судьбе, смирение. У Федорова довольно сильно выражены деистическая и пантеистичес- кая тенденции. Бог понимается им не как потусторонняя все- мирная сила, творящая все из ничего, а как внутренне прису- щий бытию верховный Разум, всеобщая мирообъединяющая Любовь. Несводимый к природе, но и не отделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, то есть внесение в при- роду человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федо- рову, — есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире.
Ключевую роль в учении Н. Федорова играла идея пре- одоления смерти. Действительным антиподом смерти от счи- тал жизневоссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, воскрешение че- ловека, по мнению Федорова, совершается не в потусторон- нем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Вос- крешение, по мнению Федорова, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние всех, не только всех людей, независимо от звания и сословной принадлеж- ности, но и всех народов, т. е. общенародное, всемирное дело. Воскрешение не означает ожидание чуда, а предполагает активную деятельность всех людей в этом направлении. Сле- довательно, Человек является не только объектом, но и субъ- ектом воскрешения: одни люди воскрешают других, эти вос- кресшие сами могут стать воскресителями.
Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспекта. Первый — оживление в прямом смысле этого слова.
Глобальные проблемы современности 321
Второе — отчасти в метафизическом, как пробуждение к подлинной жизни, которая включает в себя и способность природы к самовоссозданию, и идею «оживления» живых, то есть раскрытия и использования их творческого потенци- ала, воодушевление их на «общее дело» жизнеутверждения и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных пробле- мой воскрешения, входит и «санитарный вопрос»: экологи- ческие мероприятия, направленные на оздоровление Зем- ли, сохранение существующей нашей жизни: преодолева- ние заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления. Наибольшее внимание русский ученый-самоучка уде- лял разработке проекта воскрешения предков. И здесь наи- более фантастическая и утопическая часть его системы, хо- тя он и стремился обосновать эту идею наиболее наукообраз- но. Основная задача, по его мнению, состоит в том, чтобы выявить и собрать все атомы и молекулы, входившие неког- да в состав умерших организмов. Поскольку эти частицы пре- терпели огромные изменения, Федоров предлагает создать специальные научные центры, с привлечением физиков, хи- миков, астрологов, физиологов, археологов. Особую роль, как он полагал, призвана сыграть наука о бесконечно малых мо- лекулярных движениях. Волны, возникающие в результате вибрации молекул и несущие в себе лучевое изображение предков, найдут, считал Федоров, созвучный отклик в со- дрогании частиц, происходящих в живых существах, родст- венно связанных с умершими; химические могут соединить сродное в прахе и отделить чужое. Федоров назвал этот про- цесс теллуро-солярным и теллуро-космическим.
Эта концепция, по сути дела, отрицала наличие грани между живым и неживым, она отрицала специфику жизни как особого качественного состояния материи. Этот подход Федоров распространял и на трактовку духовного мира. Он не видит качественного различия между душой и телом. Следуя вульгарным материалистам, Федоров рассматри- вает мысль как разновидность вещества. Организм, с его точки зрения, — это машина, и сознание относится к нему также, как желчь к печени. «Соберите машину и сознание возвратится к ней», — утверждал он в своей знаменитой работе «Философия общего дела». Поэтому задача полного и телесного воскрешения, в конечном счете, сводится к со- биранию всех составных частей организма человека.
Федоров особо настаивал на буквальном, натуралис- тическом понимании воскрешения. Однако не следует за- мыкать эту идею в чисто технические рамки, ибо основная направленность его учения состоит в идее глобального жиз- неутверждения, преодоления деструктивных сил, препят- ствующих бессмертию человечества. Эта идея логически связывалась Федоровым с признанием спонтанной актив- ности бытия и возможностью овладения пространством и временем. Всеобщее воскрешение представлялось ему по- бедой над временем и пространством. Воскрешение, по его учению, имеет космические параметры. Федоров уже в кон- це XIX в. обосновывает идею о необходимости выхода чело- века за пределы Земли в открытый космос. И это обоснова- ние вытекает у него из предвидения тех глобальных про- блем, с которыми столкнулось человечество в конце XX в.
Связь между проектом воскрешения и проектом вы- хода в космос вытекает у Федорова из того, что в результа- те воскрешения возрастет перенаселенность Земли, вос- крешенным поколениям негде будет жить и нечем будет питаться. С другой стороны, по мысли Федорова, эти поко- ления призваны быть неисчерпаемым источником заселе- ния космоса. Воскрешение трактуется им как одно из важ- ных условий гармонизации Вселенной.
Концепция «общего дела» не сводится Федоровым к воскрешению предков. Общее дело — это прежде всего, ре- гуляция природы, управление ее силами. Воскрешение не- отделимо от регулирования, происходит через него, на его основе. Неустройства нашей жизни коренятся по Федоро- ву, в дисгармоничных отношениях природы и человека. Природа выступает как враждебная нам сила, но не по злой воле, а из-за своей бессознательности. Раскол мироздания на природу и человека, как противоборствующие факторы, обрекает природу на слепоту, бездумность и проистекшую отсюда разрушительность, а людей — на созерцание этого зла и неподвластность ему. Отвергая такое разделение и не признавая его фатальной необходимости, Федоров отстаи- вал принцип единства человека и природы. Чел
Date: 2016-05-17; view: 278; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|