Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание, его возможности и средства 233 1 page
положения формируются на основе познания и практиче- ской деятельности человека. Но содержание веры нельзя непосредственно вывести из этих предпосылок. Между ло- гическими и эмпирическими предпосылками веры и со- держанием самой веры имеется разрыв, преодоление это- го разрыва осуществляется на основе волевого выбора, ин- туиции и других нерациональных форм познания Проблема состоит в том, как объяснить основание этого выбора, дать ему естественное или сверхъестественное толкование. С точки зрения персонализма, основание ве- ры носит не гносеологический, а этико-религиозный ха- рактер. Каждое частное верование возможно лишь в силу приобщения человека к фундаментальной вере — вере в Бога.
Рационализм, не отрицая присутствия в познава- тельном процессе нерациональных моментов, интуиции веры, — считает необходимым дать им естественное объ- яснение на основе взаимодействия общественной и инди- видуальной сторон познающего субъекта. Реальный по- знающий субъект — это индивид, освоивший достиже- ния человечества, культуру, превративший их в свои силы и способности. Интуиция — это и есть действие раз- витого на основе освоения материальной и духовной куль- туры творческого воображения субъекта, или, как выра- жается ростовский философ В. Дубровин «действие чу- жого, общественного «Я» во мне». Следовательно, реальной базой интуитивных прозрений выступает ин- териоризованная, то есть освоенная индивидом общест- венная культура. Но эта культура начинает «говорить» в индивиде в какие-то особенные моменты, «моменты про- зрения». Каковы конкретные предпосылки возникнове- ния этих моментов, раскрывается в учении о роли вооб- ражения в познании.
Таким образом, основные направления современной философии признают принципиальную возможность по- знания действительности. Однако они существенно рас- ходятся во мнении при решении вопросов о характере про- цесса познания и наиболее эффективных познавательных средствах. У каждой школы, течения есть свои серьезные аргументы и с ними надо считаться в своей теоретической и практической деятельности.
Д тема14
роблемы научной рациональности
в современной «философии науки»
I/ Неокантианские концепции методов научного познания
(Марбургская и Баденская школы) 2/ Разработка методологии научного познания
в позитивизме и неопозитивизме
3/ Концепция науки в критическом рационализме
4/ Научная рациональность как предмет исследования
! отечественной «философии и методологии научного познания»
Рассмотрение проблем и возможностей познания, как мы убедились по изучению предыдущих тем, является одной из сквозных проблем истории философии. Однако в различ- ные эпохи эта проблема приобретает свои специфические черты, рассматривается в различных ракурсах. В совре- менную эпоху она связана, прежде всего, с характерными чертами развития научно-технической цивилизации, с по- рождаемыми ею формами осознания действительности
Ведущую роль в становлении и развитии научно-тех- нической цивилизации сыграла и продолжает играть на- ука. Бесспорные успехи научного познания привели к рас- пространению в общественном сознание неоправданно за- вышенных оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии, способной дать оконча- тельные ответы на все коренные проблемы устройства ми- ра и человеческого бытия. Вместе с тем, отчетливо выявив- шиеся в наше время антигуманные последствия научно- технической цивилизации порождают и активную оппозицию культа научной рациональности. Наука неред- ко объявляется ответственной за все пороки и грехи совре- менной цивилизации.
В современной философии сформировалось течение, поставившее перед собой задачу определить особенности научного познания и его специфику для разных областей действительности, выявить строение и динамику научно- го знания, закономерности развития науки. Данное тече- ние получило название «философия науки». В рамках фи- лософии науки можно выделить ряд крупных школ: нео- кантианство, позитивизм и неопозитивизм, критический рационализм, «философию и методологию научного по- знания».
Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы)
Одним из направлений «философии науки» является нео- кантианство. Неокантианство стремилось возродить неко- торые важные принципы философии Канта. Неокантиан- ство зародилось в 60-х гг. XIX столетия в Германии. Пик его популярности приходится на конец XIX — начало XX века. Однако и по сей день оно продолжает оказывать до- вольно сильное влияние на всю европейскую философию. В неокантианстве отчетливо выделяется две философские школы, получившие свое название от имени университет- ских центров, где работали их представители: Марбург- ская и Баденская (Фрейбургская). Этим школам присущи ряд общих установок: 1) положительная оценка ими на- следия Канта как учения, опираясь на принципы фило- софствования которого, можно в современных условиях решить насущные проблемы науки и общественной прак- тики; 2) ориентация на исследование методов научного по- знания, понимание философии как критической теории науки; 3) приверженность трансцендентальному методу истолкования действительности, в соответствии с кото- рым познание понимается не как отражение действитель - ности и не как описание реальности, а как деятельность по созданию предмета познания вообще, и науки, в частности. Истолкование же этих общих принципов подхода в раз- личных школах неокантианства имеет довольно сущест- венные различия. Рассмотрим же конкретно учение Мар- бургской и Баденской школ.
В Марбургской школе Г. Коген (1842—1918), П. На- торп (1854—1924), Э. Кассирер (1874—1945) основные уси- лия были направлены на разработку трансцендентально- го метода познания. При разработке основных положений кантовской теории они выступили против истолкования «вещи в себе» как объективной реальности, которая, дей- ствуя на органы чувств человека, производит ощущения. «Вещь в себе», по их мнению, не может быть дана позна- нию. Однако она «задана», как задаются математической функцией числовой ряд и каждый из его членов. Следова- тельно, «вещь в себе» не объект, а цель, регулятивный принцип познания, его идея. Вместе с тем, неокантианцы отвергают субъективизм, сводящий все к односторонней активности мышления. В ортодоксальном субъективизме они видят угрозу сведения познания, мышления к психо- логическим процессам.
Трансцендентальный метод в трактовке Марбург- ской школы сводится к освобождению научного познания от психологизма, то есть от антропологического обоснова- ния единства научного знания. Источником научного зна- ния, по их мнению, является не структура сознания позна- ющего субъекта, а логическая структура науки. Природа естествознания вытекает из самих естественных наук. Следовательно, место, где природа обладает реальностью, и есть естест венные науки. В результате, теория познания превращается в логику чистого познания, то есть исследо- вание логической структуры познания независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным познанием.
Однако, в отличие от неопозитивизма, неокантианцы искали пути развития логики научного познания не в фор- мально-аналитической сфере, а в содержательной. Поэто- му в их изысканиях присутствует довольно сильный налет гносеологизма. Отсюда вытекают внутренние противоре- чия неокантианцев. В чем же состоят эти противоречия? Конечной целью философии объявляется исследование логических основ точных наук. При этом утверждается, что логика исследует лишь правильность, закономерность, всеобщность и необходимость знания, но не истинность. Однако в неокантианстве постоянно возникает проблема соотношения знания с действительностью, необходимость
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 237
ответа на вопрос об объективной основе знания. «Антиме- тафизическая» направленность их философии исключала возможность идти по пути Гегеля и восстановить Абсолют как основу всего бытия, а том числе бытия культуры, одна- ко марбурщы прибегают к допущению Бога (Коген) или Логоса (Наторп) как объективной основы бытия, мышле- ния и нравственности.
Баденская школа: В. Виндельбанд (1848—1915), Г. Риккерт (1863—1936). Разделяя с представителями Марбургской школы общие установки неокантианства, философы Баденской школы сконцентрировали свое вни- мание на разработке методологии научного познания и вы- текающего из этого переосмысления роли и назначения философии. Они утверждали, что существует принципи- альное различие между естествознанием (науками о при- роде) и обществознанием (науками о культуре или о «ду- хе»). По их мнению, это различие обусловлено не предме- том познания, не онтологической основой, а методологией наук. Основную установку Баденской школы сформули- ровал В. Винделъбанд в своей речи «История и естест- вознание»: «Опытные науки ищут в познании реального мира либо общее, в форме закона природы, либо единич- ное, в его исторической обусловленности. Одни из них — суть науки о законах, другие — науки о событиях, первые учат тому, что всегда имеет место, последние тому — что однажды было. Научное мышление в первом случае есть номотетическое [законополагающее. — А. Р.] мышление, во-втором — мышление идеографическое [описывающее особенное. — А. Р.]». Отправным моментом для этого деле- ния наук служит убеждение, что ни одна наука не может отобразить действительность. Науки только по-разному преобразуют ее. Естествознание преодолевает многообра- зие действительности путем отвлечения (абстрагирова- ния) от частного и особенного, на основе упрощения дейст- вительности, формулирования общего, а, точнее, всеоб- щего закона Естествознанию не под силу знание индивидуального. Впрочем, оно его и не интересует. Одна- ко для человеческой истории индивидуальное является главным. Поэтому исторические науки, науки о культуре занимаются исследованием единичных, неповторимых яв- лений и событий.
Итак, с точки зрения философов Баденской школы, естественные науки изучают общее, повторяющееся, за- кономерное в явлениях, руководствуясь генерализирую- щим (обобщающим) или номотетическим (законополага- ющим) методом, а науки о культуре — индивидуализиру- ющим, идеографическим (описывающим) методом.
Главная проблема, которую предстояло решить этим философам, заключалась в следующем: как возможна на- ука об индивидуальном, а не об общем. Г. Риккерт предло- жил такое решение: индивидуальное следует осмысливать через соотнесение с ценностями. Многообразие событий по- лучает свое единство через ценностное восприятие. Однако, по Риккерту, ценности не следует путать с оценкой. Оценка — это субъективное отношение, не выходящее за пределы установленных фактов. Ценности же — это независящая от субъекта реальность. Они действуют сами по себе Ценности априорны, трансцендентальны, общезначимы.
В каком-то смысле Риккерт прав. Ценности — это ха- рактеристика не индивидуального, а общественного созна- ния — идеальные социальные формы, функционирующие в социальном взаимодействии, но через индивидуальное сознание, личность. И здесь требуется тщательно разо- браться, как процесс соотношения индивидуального и об- щественного сознания реализуется в исторических науках, науках о культуре. Неокантианцы такой проработки не сде- лали. Они лишь констатировали отнесение к ценностям как важнейшее условие индивидуализирующего метода. Вме- сте с тем, Риккерт признает, что, конечно, и история упро- щает и преобразует действительность, но она делает это иначе, чем естествознание. Она относит ее к общезначимой культурной ценности. При такой переработке действитель- ности индивидуальность не утрачивается.
Руководствуясь проведенным Кантом различием тео- ретического и практического разума, неокантианцы уста- навливают различие между наукой и философией. Науки опираются на теоретические суждения и эмпирические дан- ные о сущем. Философия — это нормативное учение, учение о ценностях — аксиология. Ее предмет — изучение отноше- ния субъекта и ценности. Ценности, по Риккерту, образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторо- ну субъекта и объекта — «мир трансцендентального смыс-
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 239
ла». Неокантианцы устанавливают определенную иерархию ценностей, символизирующую, по их мнению, прогрессивное развитие в процессе самоопределения человека. Риккерт вы- числяет шесть сфер духовной жизни: логику, эстетику, мис- тику, этику, эротику, религию и устанавливает соответству- ющие им типы ценностей: истину, красоту, надличностную святость, нравственность, счастье, личную святость.
Неокантианство положило начало разработке новой отрасли философского знания — науки о ценностях — акси- ологии. Сформулированные в Баденской школе принципы методологии научного познания активно используются в со- временном обществознании, прежде всего, в истории и соци- ологии. На этих принципах в значительной мере базируется течение «понимающей социологии», связанное с творчест- вом Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Дильтея и их последователей.
Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
Видное место в разработке методологии научного позна- ния принадлежит позитивизму. Понятие «позитивизм» (производное от лат. розйхуиз — положительный) обозна- чает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного зна- ния. Позитивисты считают, что философия увлеклась ни- кому не нужными, оторванными от реальной жизни мета- физическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век рас- цвета позитивной науки, возрастающей роли во всех сферах жизнедеятельности человека точных и конкрет- ных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на «позитивном» в человеческом знании и познании.
Позитивизм исходит из признания существования некой реальности, которая со всей очевидностью непосред- ственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тож- дественны. Данное — это то, что поддается проверке эмпи- рическими или логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер.
Позитивизм возникает в 30—40 годах XIX в. во Фран- ции. Родоначальником этого философского течения явля- ется Огюст Конт (1798—1857). Идеи Конта заимствовали и
развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль, в России — П. Л. Лавров, Н. К Михайловский и др. О. Конт, в определенной мере, является продолжателем идей французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Да- ламбером, он сформулировал закон о трех последователь- ных стадиях интеллектуальной эволюции человека, ко- торые свойственны ему как в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии: теологической, метафизиче- ской и позитивной (научной). Первая, теологическая, ста- дия все явления объясняет на основе религиозных пред- ставлений, вторая — метафизическая, заменяет сверхъе- стественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью ста- дию — позитивную, научную. Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. В данном случае под словом метафизика понима- ется традиционный, философский подход («Метафизи- ка» Аристотеля). История «тяжбы» философии с наукой, считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведо- мо обречены на провал. Поэтому следует отказаться от ме- тафизики. Наука больше не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.
Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от ме- тафизических наслоений. К таким наслоениям Конт отно- сил претензии науки на раскрытие причин явлений и про- никновения в их сущность. Он утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Она не отвечает на вопрос «почему?», а отвечает на вопрос «как?». Последовательное проведение данного тезиса Кон- та означало бы отказ науки от принципа причинности, от- рицание возможности раскрытия объективных, законо- мерных связей. Конт не делает таких крайних выводов, он пытается сохранить эти бесспорные составные элементы, научного подхода, что создает внутренние противоречия в позитивистском подходе к науке и философии.
Отрицая прежнюю «метафизическую» философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он пола- Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 241
I
гает, что для адекватного познания действительности от- дельных частных наук недостаточно. Существует объек- тивная потребность разработки общенаучных методов по- знания, а так нее раскрытия связи между отдельными на- уками, создания системы научного знания. Решение этих задач и является прерогативой «новой философии». А для этого «старая философия» должна быть коренным обра- зом переосмыслена, «очищена от всех метафизических пе- режитков». Таким образом, позитивизм претендует на роль «философии науки». По замыслам Конта, конкрет- ные науки должны выявлять частные закономерности раз- личных предметных областей знания, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее об- щих закономерностей, на систематизацию научного зна- ния. При этом в своей систематизаторской деятельности философия должна ориентироваться на строгие образцы естественнонаучного знания, философские системы О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля носили характер эн- циклопедических классификаций имеющегося научного знания. Большое количество томов говорило о богатой эру- диции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не носило характер творческих изысканий.
Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля создавали определенную научную картину мира, опираю- щуюся на принцип механистического истолкования дей- ствительности. Процесс естественнонаучного знания на рубеже XIX—XX вв. связанный с развитием квантовой физики, поставил под вопрос механистическую методоло- гию, основанную на принципах ньютоновской физики и разрушил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под во- просом оказалась и эмпирическая методология научного познания, поскольку в ходе исследований выявилась за- висимость результатов научных опытов от приборов и ор- ганов чувств человека. Интенсивное развитие психологи- ческих исследований поставило на повестку дня вопрос о связи этой науки с другими науками, изучающими челове- ка и окружающий его мир. В этих условиях философия, опирающаяся на принципы позитивизма, переживает се- рьезный кризис. Она вынуждена поставить в центр своего внимания такие вопросы, которые приверженцы контов- ского учения считали сугубо метафизическими: о природе
познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоот- ношении психического и физического, о характере и исто- ках «опыта» и т. д. Возникает вторая стадия в развитии по- зитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Ма- хом (1838—1916), Р. Авенариусом (1843—1896) и др.
Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в на- уке с засильем метафизических подходов, на изъятие из науки таких «метафизических» понятий как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и т. п. Прин- ципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу фи- лософии ее представители видели не в построении всеобъ- емлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традици- онной гносеологической проблематике, решаемой с пози- ций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.
Третий этап в развитии позитивизма — неопозити- визм — начинается в 20-х гг. XX в. Его родоначальниками являются австрийский физик-теоретик М. Шлик (1882— 1936), австрийский философ, логик и математик Л. Витген- штейн (1880—1951), немецкий философ и логик Р. Карнап (1891—1970), английский философ, логик и математик Б. Рассел (1872—1970) и др. Как и две предшествующие ста- дии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за «подлинную философию» с критики метафизики. Неопози- тивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в опериро- вании полумистическйими понятиями типа «чистый разум», «абсолютная идея» и т. д. Философия, по мнению неопозити- вистов, должна быть коренным образом преобразована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые сло- жились в современном естествознании и математике.
Следует отметить, что неопозитивизм неоднороден: как философское течение он состоит из ряда философских школ и прошел в своем развитии ряд последовательных эта- пов. Исторически первый и основной вариант неопозити- визма — логический позитивизм. Представитель логичес- кого позитивизма исходил из предпосылки, что предметом
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 243
философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую про- блематику, а это неизбежно выталкивает философское мы- шления в сферу «метафизических» проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, пото- му, что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, осо- бый способ теоретизирования.
В чем же состоит этот способ теоретизирования, с точки зрения неопозитивистов? Представители логичес- кого позитивизма считают, что задача философии сводит- ся к логическому анализу научных высказываний и обоб- щений. При этом неопозитивисты исходят из предпосы- лок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральная задача философии — разработать принципы проверки этих высказываний на соответствие их опыту человека, позитивному данному. Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основных категории: 1) логико-математиче- ские (аналитические); 2) эмпирические (синтетические); 3) метафизические (научно-неосмысленные). Философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать вы- сказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа изъять из науки все научно-неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей ос- мысленного научного рассуждения.
Естественно встает вопрос: как можно определить, являются те или иные высказывания научными или нена- учными? Каков критерий научности? Для этого логичес- ким позитивизмом была выдвинута «верификационная концепция знания» или принцип верификаций высказы- ваний (от лат. уегйаз — истина). Согласно этому принципу, любое высказывания в науке, практике, философии под- лежит опытной проверке на истинность. Только те выска- зывания имеют научный смысл, которые допускают, в ко- нечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирую- щим непосредственный чувственный опыт индивида, к «атомарным высказываниям».
Неопозитивизм, как мы видим, истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опы- том человека. Но он не мог не учитывать специфику науч-
ного и философского знания, которое соприкасается с опы- том не непосредственно, а опосредованно, через целую цепь рассуждений Эти непосредственно не связанные с опытом высказывания, неопозитивисты предложили на- звать «молекулярными высказываниями». И подобно то- му, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные высказывания могут быть составлены из «атомарных вы- сказываний», то есть тех, которые могут напрямую сопос- тавлены с подтверждающим или опровергающим их опы- том. При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свести их до «атомарных» или «протокольных высказываний».
Однако в ходе исследований довольно скоро выяви- лось, что многие высказывания науки невозможно свести к «эмпирическому данному», к непосредственному опыту. Особенно наглядно это проявлялось в отношении научных высказываний о фактах прошлого и высказываний, нося- щих широкий, обобщающий характер, формулирующих законы природы. Логический позитивизм встал перед ди- леммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Они за- явили, что требование необходимости осуществления эм- пирической проверки касается только частных высказы- ваний. В большинстве же случаев эмпирическая проверя- емость должна подразумеваться только принципиально. Ученые должны исходить из установки о том, что верифи- кация всегда логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказываниям.
Это отступление от принципа верификации сущест- венно поколебало устои неопозитивизма. Но не только вну- тренние трудности процесса верификации ставили под со- мнение учение неопозитивизма. Его критики вскоре весь- ма аргументированно показали, что сам принцип верификации не может быть верифицируем и, следова- тельно, его провозглашение является высказыванием, не имеющим смысла, то есть относящимся к разряду мета- физических высказываний. Так обнаружилась глубокая внутренняя противоречивость исходных установок нео- позитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречи- вость принципа верификаций самой научной теории. Дей- ствительно шгука, как утверждают неопозитивисты, опи-
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 245
рается на опыт. Но она не может развиваться только на ос- нове опыта. Большое значение для развития науки имеет творческое, конструктивное мышление. Это мышление поднимается над опытом и создает новый результат, кото- рый напрямую не содержится в эмпирических данных, чи- сто экспериментальных действиях. Внутренняя противо- речивость неопозитивистских установок, критика этих установок представителями других философских направ- лений привели к утрате неопозитивизмом своего влияния в философии науки и разработке проблем методологии на- учного познания с позиций постпозитивизма
Однако прежде, чем приступить к рассмотрению постдозитивизма следует отметить, что усилия неопози- тивистов не были бесплодны для науки и философии. Они дали определенные положительные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышле- ния, процесс познания становится доступным логическо- му исследованию лишь в языковой форме. Отождествле- ние форм языка и форм логики открывало новые возмож- ности для комплексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической, а также от математико- логической формы к более общему логическому формооб- разованию открывает возможность, с одной стороны, дви- жение «восхождение», ко все более широкой формализа- ции, с другой стороны, нисхождение от более общих логических форм к более конкретным языковым высказы- ваниям. На пути «восхождения» возможно построение множества относительно обособленных или взаимосвязан- ных языковых, формально-логических, математико-логи- ческих систем: достаточно взять в качестве отправной точ- ки какие-либо языковые образования (имена, предложе- ния, их комплексы), договориться (заключить конвенцию) и родятся новые системы исчисления высказываний.
Таким образом, неопозитивисты создали новые лег- ко формализующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной об- ласти гуманитарного знания, проникновение в это знание математических методов и аппарата. Эти предпосылки бы- ли реализованы в структурализме. Структурализм — это течение на стыке современной науки и философии, выра-
Date: 2016-05-17; view: 303; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|