Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание, его возможности и средства 233 3 page
Третий блок обоснований науки образует философ- ские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления на- учной картины мира, а также обеспечивают включение на- учного знания в культуру. Любая новая идея, новый мето- дологический подход нуждается в своеобразной со-сты- ковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с ценностями ее культуры. Такую со- стыковку обеспечивают философские основания науки.
Философские основания науки не следует отожде- ствлять с общим массивом философского знания. Филосо-
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 259
фия базируется на всем культурном материале человека. Наука — лишь отдельная область этой культуры. Поэтому из большого поля философской проблематики и вариантов ее решения, возникающих в культуре каждой историчес- кой эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые ее идеи и принципы.
Соединение трех главных оснований научного знания в системном изучении развития науки позволяет отечест- венным представителям «философии науки» рассматри- вать науку как цивилизованный феномен. Согласно этому подходу, в процессе исторической эволюции в европейском регионе возник особый тип цивилизации, который обладает свойственным только ему типом социальной динамики в не- виданной для традиционных обществ способностью к про- грессу. Цивилизацию этого типа В. С. Степин называет тех- ногенной. Ее характерная черта — это быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому приме- нению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются технические, а затем и научно-тех- нические революции, меняющие отношение человека к при- роде и его место в системе производства. Наука превраща- ется в мощную производительную социальную силу.
По мнению В. С. Степина, предпосылка техногенной цивилизации в культуре Западной Европы закладывалась со времен античности. Однако только в XVII—XVIII вв. складывается все специфические основания науки: идеа- лы и нормы, научная картина мира, философско-мировоз- зренческие установки. Базируясь на этих основаниях, тех- ногенная цивилизация прошла стадию индустриального развития и социальных революций XIX—XX вв. Возник- шие в ходе этого процесса различные социальные систе- мы, несмотря на полярность многих мировоззренческих установок, сохраняли в шкале своих фундаментальных ориентации веру в ценность научно-технического прогрес- са и науки как основы управления социальными процесса- ми. Эти ценности не подвергались сомнению до последней трети XX столетия, пока техногенная цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-технологическим развитием. О сущности глобаль- ных проблем современности и путях их решения речь пой- дет в специальной теме.
С
тема 15
переменный философский иррационализм: решение проблем бытия,
познания, человека
и личности в различных
школах и течениях
I/ Философский иррационализм как умонастроение
и философское направление
2/ «Философия жизни» и ее разновидности
3/ Эволюция психоаналитической философии.
Структура человеческой личности.
Сознание и бессознательное
4/ Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности
л.
Философский иррационализм как умонастроение
и философское -направление
Как уже отмечалось ранее, начиная с середины XVIII в. в европейской философии господствующее положение зани- мает рационалистическое направление. Установки рацио- нализма продолжают оказывать свое влияние на развитие философского процесса и в XX в. Ярким примером такого влияния являются различные школы «философии науки». Однако к середине XIX в. в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг — на передний план выступают иррационалистические концепции.
Было бы существенным упрощением историко-фило- софского процесса связывать появление иррационализма в западноевропейской философии только со второй половины XIX — середины XX вв. Также как и рационализм, иррацио- нализм, как философское направление, начинает формиро- ваться еще в античную эпоху. Предпосылки иррационализ-
ма можно зафиксировать в некоторых важных сторонах уче- ния орфико-пифагоризма, платонизма и неоплатонизма, позднего стоицизма и т. д. В христианской философии сред- невековья иррационалистические элементы получают наи- более широкое развитие. Французский скептицизм Ш. Монтеня, религиозно-философские искания Б. Паскаля, С. Кьеркегора и других, близких им по духу мыслителей вно- сят существенный вклад в формирование иррационалисти- ческого направления. И даже в период расцвета влияния ра- ционализма, немецкий романтизм и, прежде всего, философ- ские идеи позднего Ф. Шеллинга, существенно углубляют иррационалистическое восприятие действительности.
Однако можно согласиться с теми историками фило- софии, которые утверждают, что наиболее полное и все- стороннее развитие в светской западноевропейской фило- софии иррационализм, как философское направление, получает, начиная со второй половины XIX в. И его опре- деляющее влияние на историко-философский процесс 'ощущается на протяжении всего XX в.
С нашей точки зрения, следует отказаться от упро- щенного социологизаторского подхода, характеризующе- го иррационализм как «философию эпохи империализма», отражающего умонастроения «конца восходящей стадии развития капитализма». Иррационализм, как философ- ское направление, напрямую не может быть связан ни с какими конкретно-историческими процессами, поскольку в его концепциях, школах и течениях отражаются такие стороны бытия и мироощущения человека, которые ока- зываются не выраженными в рамках рационализма в силу его односторонности.
Однако тот факт, что иррационализм приходит на сме- ну рационализму и занимает господствующее положение в западноевропейской философии в конкретный историчес- кий период, несомненно свидетельствует о том, что для это- го имелись определенные идейные и социальные причины. Можно с полной уверенностью сказать, что утверждение философского иррационализма происходит по мере разо- чарования широких масс людей в тех идеалах, которыми оперировал философский рационализм. К середине XIX в. люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Лю-
ди перестали видеть в мировом историческом процессе про- явление и осуществление высшего разума. Из-за это'о ут- ратила свою притягательную силу идея приоритета соци- ально-исторической активности человека. В философии, литературе, искусстве этого времени утверждается кысль о беспочвенности и тщетности всех упований Человека на то, что объективное движение мирового процесса гарянти- рует осуществление собственно человеческих целей, что познание его закономерности может дать человеку надеж- ную ориентацию в действительности. Неверие в конструк- тивно-созидательные силы человека, исторический и^оци- альный пессимизм, скептицизм — таковы основные черты умонастроения второй половины XIX—XX вв., которые лег- ли в основу иррационализма как философского направле- ния современной западноевропейской философии.
Под влиянием этого умонастроения происходит пе- реосмысление рационалистической концепции отноше- ния человека к окружающей действительности измене- ние представления о смысле, цели и назначении человече- ской деятельности и познания, пересмотр самого способа истолкования человеческого мышления и сознания. Если рационализм мистифицирует рационально-целесообраз- ные формы человеческой активности, то в иррационализ- ме духовное отождествляется со спонтанным, бессозна- тельными импульсами, эмоционально-волевыми иярав- ственно-практическими структурами субъекта. Все формы рационального, целесообразного отношения к ми- ру объявляются в иррационализме производными о! пер- воначальной, досознательной основы.
В зависимости от того, какое конкретное начало объ- является сущностной характеристикой субъекта, и }сакая дается интерпретация этому началу, в философской лите- ратуре возникают различные системы и школы иррацио- нализма: «философия воли» А. Шопенгауэра и др., «фило- софия жизни» Ф. Ницше, В. Дильтея, А. Бергсона и др-, эк- зистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и др.
В философской теории иррационализм выступает прежде всего против установки рационализма, что окру- жающий мир является, в принципе, родственным челове- ку, что природа и различные сферы общественной н^изни рациональны в своей основе и, следовательно, доступны
Современный философский иррационализм 263
мыслящей субстанции, и познание может дать целеуказа- ния и ориентиры для человеческой деятельности. Неус- тойчивость социального бытия индивида превращается в иррационализме в онтологическую неуравновешенность всего мироздания. Иррационализм отрицает упорядочен- ное, законообразное устройство мира. С точки зрения его представителей, основание бытия неразумно. «Неразум- ное, — как верно подметил Т. И. Оизерман, —- в иррациона- лизме не просто индифферентно разуму, но противора- зумно, противодействующе разуму. Бытие иррациональ- но, потому что бессмысленно, дисгармонично, абсурдно» (Оизерман Т. И. Рациональное и иррациональное // Во- просы философии. — 1977. — № 2. — С. 87). У. А. Шопенга- уэра, например, основополагающим началом мироздания является стихийная, ничем не ограниченная, ничем не пре- допределяемая Мировая Воля. Воля понимается в его сис- теме как бесконечное стремление. «Она безосновна», «вне причинности, времени и пространства». У А. Бергсона та- кие функции выполняют «жизненный порыв» — необуз- данный, переливающийся через край хаотичный поток ин- стинктов, которому дается то натуралистическая, то соци- альная интерпретация. Экзистенциализм сущностной характеристикой бытия объявляет пульсирующий про- цесс индивидуального переживания — экзистенцию.
В объективно-идеалистических разновидностях ир- рационализма производится онтологизация эмоционально- волевых структур человеческого бытия. Так, А. Шопенгау- эр наделял Волю универсально-космическими функциями. «Воля это внутренняя сущность мира». Все сущее: природа, человек, социальные институты и предметные формы куль- туры представляют собой лишь ступени объективизации Воли. У А. Бергсона «жизненный порыв» проходит через различные материальные образования, претерпевает раз- личные метаморфозы и завершает свое движение, вопло- тившись в человеке. В субъективно-идеалистической раз- новидности иррационализма человеческая субъектив- ность, индивидуальное сознание рассматривается как особый вид бытия. Так, в системе В. Дильтея «жизнь», рас- сматриваемая как основа мира, истолковывается как внут- ренний опыт переживания человеком своего существова- ния в мире, придающее миру смысловые характеристики.
С отрицанием законообразности и причинной обус- ловленности в иррационалистических учениях тесно свя- зано отрицание как познавательной, так и деятельно-пре- образовательной активности субъекта. Представители иррационализма решают проблему субъекта безотноси- тельно к тому процессу, в котором человек познает и преоб- разовывает мир и в котором силы и возможности природы становятся силами и возможностями самого человека. По- этому основную задачу философии они видят не в позна- нии законов объективности мира, а в определении форм и норм построения субъективного мира личности, утверж- дении ее внутренней духовно-нравственной жизни. Теоре- тико-познавательному и реально-преобразовательному отношению к миру, выраженному в системах рационализ- ма, иррационализм противопоставляет нравственно- практический. Свои усилия иррационалисты направляют, прежде всего, на выработку эмоционально-нравственных установок, служащих для ориентировки человека в меж- личностных ситуациях. На смену субъектно-объектным отношениям, характерным для рационализма, иррациона- лизм выдвигает субъектно-субъектные отношения. Чело- век рассматривается, главным образом, как субъект об- щения (коммуникации).
В философской теории иррационализм противопос- тавляет гносеологическому подходу рационализма акси- ологический. Поскольку активность субъекта, с точки зре- ния иррационализма, проявляется не в познавательной и не в реально-преобразовательной, а в нравственно-оце- ночной деятельности, поскольку снимается проблема объ- ективности познания и заменяется проблемой оценивания мира с точки зрения условий бытия в нем личности. Понять же истинную ценность того или иного явления, рассужда- ют иррационалисты,. может только человек Человека от- личает от животного не разум, не способность к понятийно- му мышлению, а, прежде всего, способность к нравствен- ной оценке. Человек — это не бесстрастно-теоретическое существо, а субъективно-заинтересованное в целях и за- дачах своей деятельности, поэтому наиболее важными для него являются ответы на вопросы не «что это такое?», а «что означает эта вещь?», «какой цели она служит?». Таким об- разом, человек становится мерилом всего бытия, а гносео-
Современный философский иррационализм 265
чогический подход уступает место аксиологическому, в ос- нове которого лежат установки антропологизма.
При решении же гносеологических проблем решаю- щее значение в иррационализме придается субъективно- психологическим, подсознательным факторам человечес- кого познания. Отсюда вытекает главная особенность ир- рационалистической гносеологии, которая заключается в отрицании способности понятийного мышления адекватно отражать действительность и противопоставляющее ему в качестве наиболее адекватных средств постижения сущ- ности реальности: интуиция, веру и т. д. В результате тако- го подхода в наиболее крайних формах иррационализма, традиционные онтологические и гносеологические поня- тия вытесняются другими или получают новое истолкова- ние. На передний план выступают понятия, которые, по са- мой своей природе, не могут дать образов внешнего мира, а лишь отражают субъективные переживания личности: страх, отчаяние, тоска, забота, любовь, причастность и т. д. При построении философской системы рационализму, как уже отмечалось выше, свойственно стремление «снять все иррациональные остатки», уложить все знания в строго определенные логические формы, а все, что в них не уклады- вается, отбросить как незнание. Иррационализму не прису- ща отрицательная реакция на рационалистически система- тические методы философствования: понятийность, дискур- сивность, доказательность и другие научно-теоретические формы выражения знания. В своей гносеологии иррациона- лизм акцентирует внимание именно на «иррациональных остатках», заявляя, что только они являются подлинным зна- нием, а значит, требуют иных нерациональных форм выра- жения: образов, символов, аллегорий, метафор и т. д. Начи- ная с С. Кьеркегора, Ф. Ницше, иррационализм приводит форму изложения в соответствие с содержанием и начинает изъясняться с миром на языке пророчеств.
«Философия жизни» и ее разновидности
Мы дали общую характеристику иррационализму как философскому направлению. Теперь приступим к рас- смотрению конкретных учений этого направления, За-
метное место в западноевропейской философии второй половины XIX — начала XX в. занимает «философия жизни». «Философия жизни» — это культурно-логичес- кое течение в современной философии. Она старается по- стичь сферу культуры, исходя из тех функций, которые культура выполняет в жизни человека. Отсюда ее тесная связь с литературой и искусством. Она оказала большое влияние на творчество австрийского поэта Р. М. Рильке, австрийского писателя Гофмансталя, немецкого писате- ля Германа Гессе, немецкого композитора Рихарда Ваг- нера и др. Во Франции под влиянием этого философского направления находился крупнейший писатель Марсель Пруст.
«Философия жизни» выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим, понятие «жизнь», как цент- ральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие «бытие». Представители этого тече- ния противопоставляют «жизнь» «бытию». Бытие это ста- тичное состояние. Жизнь — это движение, становление, «Нет бытия, есть только становление», — заявлял Ф. Ниц- ше. «Философия жизни» выступала против того, чтобы положить в основу становления что-либо устойчивое. Становление, по мнению ее сторонников, это первоосно- ва, предельное понятие. Вместе с тем, ряд ее представи- телей подчеркивали, что жизнь — это и деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, формы объективации человека в культуре, позволяющие ему ре- ализовать и познавать самого себя. Следовательно, жизнь — это и человеческая жизнь, и основа бытия. Каждый ин- дивид ощущает себя в рамках какой-то огромной жизни, затрагивающей его и угрожающей ему. Он чувствует се- бя подчиненным каким-то потокам, потокам жизш v. Пред- ставители этого философского течения нередко при опи- сании жизни используют образ реки, атмосферных пото- ков и т. п. Жизнь, как поток, неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на ос- нове особых познавательных способностей: пережива- ния и сопереживания (понимания); интуиции, веры, люб- ви и т. д.
Современный философский иррационализм 267
В «философии жизни» можно выделить три основ- ных школы:академическую «философию жизни» (В. Диль- тей, Г. Зиммель), «творческую эволюцию» А. Бергсона (1859—1941) и его последователей, «философию воли» Ф. Ницше (1844—1900) и его последователей.
Академическая философия жизни. Б. Дильтей и Г. Зиммель определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действитель- ность — это то, что содержится в опыте самой жизни. Следо- вательно, действительность — это чистое переживание, вне которого действительности не существует. Очевидный субъ- ективизм этой позиции, приводящий к солипсизму, застав- ляет их уточнить свою позицию. В. Дильтей говорит о необхо- димости веры в реальность внешнего мира, основанную на волевом, «практическом» отношении человека к миру. Г. Зиммель также видит в «жизни» центр, от которого, с од- ной стороны, идет путь к душе, к «Я», а с другой — к идее, Ко- смосу, абсолюту. Тем не менее, определяющие характерис- тики жизни — это переживание, «жизненный опыт».
«Жизненный опыт» и выступает объектом позна- ния. «Жизненных опыт», подчеркивают Дильтей и Зим- мель, не сводим к разуму. Он иррационален. Жизнь — это поток, изменение, творчество. Поэтому представители «философии жизни» отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное. И здесь мы встречаем родственные неокантианству установки. Неокантианцы, как отмечалось ранее, также говорили о необходимости индивидуализирующего метода позна- ния в истории. Однако неокантианцы, следуя рационали- стической традиции, хотя и отвергали понятия «законо- мерности» применительно к истории, все же считали не- обходимым применение в историческом исследовании рационального метода, основанного на отнесении к цен- ности. Представители академический «философии жиз- ни» провозглашают методом «наук о духе» непосредст- венно переживание исторических событий. В их систе- мах «науки о духе» принимают форму герменевтики — искусства истолкования, искусства «понимания» пись- менных текстов, «зафиксированных жизненных откро- вений. По Дильтею, историк должен не просто воспроиз-
вести истинную картину событий, но и «пережить» ее за- ново, «истолковать и воспроизвести в ее жизненности».
Следует отметить, что здесь «философией жизни» ставится вполне реальная проблема. Если путем изучения памятников материальной культуры можно с объектив- ной достоверностью констатировать изменения, происхо- дящие в материальных условиях жизни людей — в произ- водстве, технике, быту и т. д. — то иначе обстоит дело при изучении побудительных мотивов поведения людей. Вы- явление этой субъективной стороны исторического про- цесса имеет немаловажное значение уже потому, что без него невозможно понять ту или иную материальную фор- му их выражения. Тем более это важно для изучения исто- рии духовной культуры. Это изучение действительно под- разумевает «вживание» исследователя в предмет своего исследования — в картину, в скульптуру, симфонию и т. д.
Однако следует иметь в виду, что раскрытие субъек- тивных сторон деятельности людей, их побудительных мо- тивов, идей и эмоций, оказывается значимым в научном отношении лишь в тех случаях, когда субъективные моти- вы оцениваются в свете объективных фактов истории. Иначе наука превращается в беллетристику.
«Творческая эволюция» А. Бергсона. В отличие от других представителей «философии жизни» А. Бергсон в своих работах опирался на естествознание. На основе кон- цепции «жизни» он стремился построить картину мира, которая по новому бы объяснила эволюцию природы и раз- витие человека, обосновала бы их единство. Центральное понятие философского учения А. Бергсона — жизненный порыв. С точки зрения Бергсона, жизнь — это непрерыв- ное творческое становление. Материя—косное начало бы- тия, хотя и оказывает сопротивление, но все же подчиня- ется жизни. Благодаря этому, эволюция мира природы ста - новится творческой эволюцией. В результате мир в изображении Бергсона предстает как единый, непрерыв- но и необратимо развивающийся, спонтанный и непред- сказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находит- ся в состоянии непрерывного становления.
Бергсон считал, что человек довольно успешно при- способился к миру материи с помощью интеллекта. Ин- теллект, по Бергсону — это разумное и рассудочное по-
Современный философский иррационализм 269
знание, достигшее высших форм в методах физико-мате- матических наук. Интеллект разлагает целостность мира на тела, тела на элементы и т. д., а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Бергсон не от- рицает познавательных возможностей интеллекта. Но он считает, что мир и его движение «схватываются» интел- лектом примерно также, как он «схватывается» в кинема- тографе, где естественное течение жизни заменяется ис- кусственным с помощью движения кинопленки, состоя- щей из отдельных мертвых кадров. Интеллект утверждает сходное, повторяющееся, общее ценой утраты уникально- го, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем.Однако интеллект сов- сем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию, в соб- ственном смысле этого слова, то есть непрерывность изме- нения.
Интеллекту принципиально недоступен «жизнен- ный порыв». Его познание возможно только на основании интуиции. Интуицией, по Бергсону, называется род ин- теллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и следовательно, невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Берг- сон характеризует интуицию как основу Духа, в извест- ном смысле, как самое жизнь. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией. С гно- сеологической точки зрения, эволюция представляет со- бой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором — способности прони- кать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком отдана в жертву интеллекту. Однако, считает Бергсон, утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной. В «пограничных» ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое «Я», его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон отно- сит так же эстетическую способность, с наибольшей силой проявляющуюся у творцов произведений искусства. За- дача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы по- мочь человеку овладеть рассеивающимися интуициями.
Наиболее сильное влияние «философии жизни» об- наруживается не в онтологии и гносеологии, а в этике. Со- здателем этической интерпретации «философии жизни «является немецкий философ Ф. Ницше. Он развивал кон- цепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».
Понятие Воли, как основы всего существенного, Ниц- ше заимствует у Шопенгауэра. Однако если для Шопенга- уэра Воля служит основанием бытия, то Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. «Жизнь, по его словам, стремится к максимуму чувства власти». «Во- ля к власти» — это наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления. «Что хо- рошо?» — вопрошает Ницше. — Все, что укрепляет созна- ние власти, желание власти и саму власть человека. «Что дурно?» — Все, что вытекает из слабости. Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению «во- ли к власти?» — Нет, ибо преобладание интеллекта пара- лизует волю к власти, подменяя активность, деятельность рассуждениями. Общепринятая мораль также подрывает «волю к власти», проповедуя любовь к ближнему.
«Воля к власти» — основа права сильного. Это пре- вышение всех моральных, религиозных и иных норматив- ных установлений. Именно таким правом должен руковод- ствоваться подлинный человек во всех сферах своей жиз- недеятельности. В том числе, право сильного — основа власти мужчины над женщиной. Известен афоризм Ниц- ше: «Идешь к женщине — бери плетку». Всякое стремле- ние к уравнению прав мужчины и женщины — показатель упадка и разложения власти. Такая же характеристика распространяется Ницше и на другие демократические институты, и на демократию, как институт в целом, по- скольку, по его мнению, в условиях демократии масса со- ставляет оппозицию праву сильного.
Из права сильного, «воли к власти» Ницше выводит все основания морали. Он утверждает, что мораль, опреде- ляющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде ду- ховной мести пытались навязать свою мораль господам. На- чало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете. На-
Современный философский иррационализм 271
ивысшее развитие этот процесс получил в христианстве, прежде всего, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. По сло- вам Ницше, аристократическое уравнение ценностей (хо- роший = знатный = могучий = прекрасный = счастливый = любимый Богом).евреи сумели с ужасающей последова- тельностью вывернуть наизнанку и держались за это зуба- ми безграничной ненависти, ненависти бессилия. По их ло- гике, только одни несчастные, бедные, бессильные, низкие — хорошие, только страждущие, терпящие лишения, боль- ные, уродливые — благочестивы, блаженны. Только им предназначено вечное блаженство, а знатные, могущест- венные — злые, жестокие и похотливые — отвергнуты Бо- гом, и им навсегда быть проклятыми и отверженными.
Ницше считал, что иудео-христианская мораль пре- пятствует полному самовыражению человека и. поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Смысл этой переоценки состоит в упразднении результатов «восста- ния рабов в морали» и возрождении «морали господ». В ос- нове «морали господ», с точки зрения Ницше, должны ле- жать следующие принципы: 1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность; 2) существует при- родное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти»; 3) сильный че- ловек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Всем этим требованиям, по Ницше, удовлетворяет субъект морали господ — сверхчеловек. Сверхчеловек — «белокурая бестия» — центральное и наиболее спорное по- нятие в этике Ницше. Это понятие, наряду со многими ан- тисемитскими и антихристианскими идеями, было заим- ствовано у Ницше идеологами фашизма. Учение Ницше было объявлено чуть ли не официальным философским учением фашизма. И для этого, как мы видим, были опре- деленные основания. Наряду с генетической характерис- тикой сверхчеловека, как Человека арийской расы, с оп- ределенными фенотипическими признаками («нордичес- кий тип»), Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу — это снисхо- дительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к «чужим» они немногим лучше необузданных зверей. Здесь они свободны от моральных
Date: 2016-05-17; view: 283; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|