Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немецкая классическая философия 165
производства. Практика — это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формирова- ния социальных отношений, взаимосвязи и взаимодей- ствия всех людей. Таким образом, практика это процесс труда в единстве социально-исторических условий его функционирование. Практика всегда носит общественный характер. Она невозможна вне связей и общения между людьми. Практика исторична. Она стоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. В практической деятельности человек выступает и как универсально-всеобщая сила природы и как олице- творение всеобщности культурно-исторического процес- са. Бытие людей, практика выступают в марксистской фи- лософии как всемирно-историческое явление.
Практика — это объективное основание целостности человеческого отношения к миру, в котором взаимодейству- ют различные аспекты: материальный и духовный, природ- ный и исторический, моральный и эстетический. Это един- ство проявляется в производительной, преобразовательной, общественно-преобразовательной и в теоретико-познава- тельной деятельности. Социальные аспекты практики в про- изводстве и общественных отношениях рассматриваются Марксом и Энгельсом в политэкономии и социологии. Фило- софский же аспект практического отношения к миру рас- крывается преимущественно в гносеологии.
В теории познания принцип практики получает конкретное и более узкое толкование. Здесь практика выступает как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. В этом смысле понятие практики противо- стоит понятию теории как духовкой, научно-теоретиче- ской деятельности. Но это совсем не исключает их тесно- го взаимодействия. С точки зрения философии марксиз- ма, практика является основной и движущей силой познания, всей научно-теоретической деятельности. Главным стимулом для развития знания служат прак- тические потребности людей. Они оказывают решающее влияние и на выбор предмета исследования, и на направ- ление, и на темпы развития знания, и на характер их ис- пользования. Например, появление геометрии объясня- ется потребностями измерения земли в Древнем Египте
при проведении ирригационных работ. Появление астро- номии объясняется потребностями в мореплавании и т. д.
Практика является так же сферой приложения зна- ния. Познание мира, в конечном счете, служит целям его преобразования. Но практика — это не только стимул для развития познания и средство его применения, но также и первоначальная форма его получения. На ранних этапах люди узнали о тех или иных свойствах предметов в про- цессе производственной трудовой деятельности. Напри- мер, представление о пластичности металлов появилось тогда, когда люди воздействовали металлическими пред- метами друг на друга. Позднее формой получения нового знания стала такая форма практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент — это такая форма мате- риального взаимодействия вещей, при котором они искус- ственно ставятся человеком в определенные взаимоотно- шения, и на основе этих взаимоотношений выявляются те или иные их свойства.
Целью познавательных усилий является достиже- ние истины. Истина определяется в марксистской филосо- фии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Таким образом, что- бы отличить истину от заблуждения, необходимо выяс- нить, насколько наше знание соответствует объективной действительности.
Маркс и Энгельс учили, что любая истина объективна. Но, что значит объективность, истина? Ведь термин «объ- ективность» означает независимость от сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, про- цессы. Истинными или ложными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зре- ния философии марксизма, означает, что содержание зна- ния совпадает с объективной действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от человечества». Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объек- тивизации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от осо- бенностей тех людей, которые формируют данную теорию. Таким образом, значение объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в кото- рых отражается объективная действительность.
Немецкая классическая философия 167
Однако закономерно возникает вопрос: может ли объективная истина быть выражена в человеческих зна- ниях сразу, целиком, полностью? Или, иначе говоря, мо- жет ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы знания? Этот вопрос может быть очень прост. Абсолютная истина недостигаема, поскольку мир бесконечен и неис- черпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек может располагать в какой-то конечный момент времени, то бесспорно такая абсолютная истина недостижима. Она существует в гегелевской системе под именем «Абсолют- ного духа»
Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для че- ловечества получения полного и достоверного знания о ми- ре. Следовательно, в каких-то пределах познание мира не- возможно. В этих пределах разум наталкивается на не- преодолимые препятствия и вступает в противоречия (вспомните антиномии разума Канта). Марксистская фи- лософия стремится преодолеть эти агностические уста- новки. Ф. Энгельс в работе «Диалектика природы» утверж- дал, что никакой противоположности между явлением и вещью в себе не существует, а существует противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем. В теории по- знания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неиз- менным наше знание, а рассматривать конкретно, как из незнания является знание, каким образом неистинное, не- полное знание становится более полным и более точным.
Эта проблема в марксистской философии решается на основе диалектики абсолютной и относительной исти- ны. В этим случае термин «абсолютная истина» употреб- ляется в значении, близком к знанию термина «объектив- ная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыслей с действительностью, постольку в нем имеется момент абсо- лютной истины. Но сами теории или другие формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих форму- лах, высказываниях, теориях. Развитие познания, с этой точки зрения, можно представить как длительный, непре-
кращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человечес- кого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулируют человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никогда не может завер- шиться
Следующий вопрос теории познания состоит в сле- дующем: а как же мы можем узнать, что в нашем знании, в теориях содержится момент совпадения с объективной действительностью или, выражаясь языком Канта, что да- ет нам возможность сопоставить явления и вещи сами по себе7 Марксистская философия отвечает на этот вопрос однозначно — практика! Именно она является критерием истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на знаки объек- тивной истины. Практика является критерием истины по- тому, что она — как материально-чувственная деятель- ность людей имеет качество непосредственной действи- тельности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствие с мыслью о нем. Именно в та- ком действии и проявляется истинность мысли.
Практическая проверка истинности знаний, теорий может носить многообразные формы в соответствии с осо- бенностями тех сфер знания, которые требуют данной про- верки Такой формой может быть непосредственная реа- лизация замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки является экспери- мент. Для сложных, абстрактных областей познания объ- ективной формой проверки может служить построение модели, моделирование.
Итак, введение принципа практики в познаватель- ный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум, построить «мост» между явления- ми и вещью в себе и, таким образом, в определенной форме разрешить основные проблемы немецкой классической философии
Т""Ч тема 10
гусская религиозная философия XIX — XX вв.
1/ Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа
и соборности 2/ Философия всеединства В. С. Соловьева:
онтология и гносеология 3/ Проблемы веры и разума в православном религиозном
антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. В это время Ки- евский митрополит Илларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско- историческую концепцию, обосновывающую включен- ность «русской земли» в общемировой процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской фи- лософской мысли проходило в русле развития нравствен- но-практических наставлений и обоснования особого пре д- назначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле явля- ется созданное во времена правления Василия III учение игумена Елиазаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».
Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении XVI—XVIII вв. Эти поис- ки проходили в атмосфере противоборства двух тенден- ций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповто- римым своеобразием русской духовной жизни. Вторая лее тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представите- ли этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.
Наиболее четкое теоретическое и общественно-по- литическое оформление эти две тенденции получили в 40—60-х годах XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идеологию запад- ников поддерживали такие авторитетные мыслители и об- щественные деятели как В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышев- ский, А. И. Герцен. Все они были крупными литераторами, критиками, писали философские произведения. И если бы мы имели достаточное время, то было бы неплохо познако- миться с их философскими трудами. Но мы не имеем воз- можности это оригинальной философской мыслью России. Работы же «западников», в большей мере, воспроизводят уже известные нам идеи крупных западноевропейских философов: Белинский — Гегеля, Чернышевский — Фей- ербаха, Герцен — французских материалистов и т. д.
1 Формирование русской религиозной философии: славянофильское
учение о мессианской роли русского народа и соборности Оригинальным русским философско-идеологическим те- чением является славянофильство А. С. Хомяков (1804 — 1860), Ю. Ф. Самарин (1819—1876). Славянофилы опира- лись на «самобытников», на православно-русское направ- ление в общественной мысли России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли русского народа, о его религиозной и культурной самобыт- ности и даже исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению А. С. Хомякова, именно православие сформирова- ло «то исконно русские начала, тот «русский дух», кото- рый создал русскую землю в ее бесконечном объеме».
Какие же качества православия дают ему преиму- щество перед другими религиями? Для ответа на этот во- прос А. С. Хомяков проводит исследования, в которых оце- нивает роль различных религий в мировой истории. Он де- лит все религии на две основные группы: кушитскую и иранскую. Коренное различие между этими двумя груп- пами религий, по его мышлению, определяется не количе- ством богов или особенностями культовых обрядов, а соот-
Русская религиозная философия XIX — XX вв 171
ношением в них свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости, обрекая его последо- вателей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей чуждой им воли. Напротив, иранство — это религия свободы, она обращается к внутреннему миру че- ловека, требует от него сознательного выбора между доб- ром и злом.
Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению А. С. Хомякова, христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления: католицизм, православие и протестантизм. После раскола христианст- ва «начало свободы» уже не принадлежит всей церкви. В различных направлениях христианства сочетание свобо- ды и необходимости представлено по-разному. Католи- цизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы, поскольку там существует догмат о непогреши- мости папы римского. Протестантизм же впадает в другую крайность — в абсолютизацию человеческой свободы, ин- дивидуального начала, которое разрушает церковность. Только православие, считает А. С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, индивидуальную рели- гиозность с церковной организацией.
Решение проблемы сочетания свободы и необходи- мости, индивидуального и церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом для разработки ключевого понятия их религиозно-фи- лософских воззрений — понятия соборности. Опреде- ляющим признаком соборности служит принцип «един- ство во множественности». Понятие «соборный*- раскры- вает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности чело- века: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т. д. Она есть следствие, итог взаимо- действия свободного человеческого начала («свободы во- ли человека») и божественного начала («благодати»). Со- борность основывается на «безусловных», не зависящих от внешних форм выражения истинах, обеспечивающих существование церкви на протяжении всей истории ее
развития. Эти истины — не плод рациональных позна- вательных усилий человека, а плод духовных исканий людей.
Стержнем всего соборного сознания является Никео- царьградский символ веры, лежащий в основе вероучения Русской православной церкви (12 догматов и 7 таинств). Никео-царьградский символ веры был принят на первых семи Вселенских соборах и, следовательно, считают славя- нофилы, выработан соборным сознанием и является внеш- ним выражением этого сознания, его «свидетельством». Славянофилы подчеркивают, что соборность может быть понята и усвоена только тем, кто живет в православной «церковной ограде», то есть членами православных общин, а для «чуждых и непризнанных» она недоступна. Главным же признаком жизни в церкви они считают участие в цер- ковных обрядах, культовых действиях. В православном культе, по их мнению, воспитываются наиболее важные «чувства сердца». Культ не может быть заменен теоретиче- ским, умозрительным изучением веры. Православное бого- служение, утверждают славянофилы, на практике обеспе- чивает реализацию принципа «единства во множественно- сти». Приобщаясь к Богу через таинства крещения, причащения, миропомазания, исповеди и брака, верующий осознает, что только в церкви он может в полной мере всту- пить в общение с Богом и получить «спасение». Отсюда вы- текает стремление к «живому общению» с другими членами православной общины, тяга к единству с ними. Вместе с тем, каждый член церкви, находясь в ее «ограде», может по сво- ему переживать и чувствовать религиозные действия, в си- лу чего имеет место и «множественность».
Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного сочетания соборных истин и рас- судочных положений, религиозной жизни и светской фи- лософии. Славянофилы подвергли резкой критике рас- пространенный в русском православии тезис о существо- вании непримиримого противоречия между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни лю- дей рассудочного начала, философских исканий и призы- вали к созданию самобытной русской философии как об- щего основания всех наук и духовного опыта русского народа, ратовали за соединение соборных истин с совре-
Русская религиозная философия XIX — XX вв 173
менным просвещением. Однако, по их мнению, философ- ские размышления полезны лишь постольку, поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же случаях, когда происходит выдвижение филосо- фии на первый план, соборное сознание подменяется рас- судочным: философия призвана служить углублению со- борного начала.
Исходя из тезиса о решающей роли соборного нача- ла, славянофилы рассматривали и деятельность народа, и великих личностей. Славянофилы, как бы отстраняясь от исторических реалий, рассматривают народ как некий по- стоянный набор идеальных качеств, выделяя в нем некую неизменную «духовную сущность», субстанцией которой выступает православие и общинность. Предназначение великих личностей — быть представителями этого народ- ного духа. Их величие, прежде всего, зависит от того, на- сколько они сумели выразить чаяния и стремления наро- да. Такое понимание роли личности приводит славянофи- лов к своеобразной оценке самодержавия. Они считали, что монархия — лучшая форма правления для России. В то же время, по их мнению, царь получил свою власть не от Бога, а от народа путем избрания его на царство (Михаил Романов). Поэтому для того, чтобы оправдать свое пред- назначение, самодержец должен действовать в интересах всей земли русской.
Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым пре- дали забвению соборное начало. А это, в свою очередь, по- родило недостатки европейской культуры и прежде всего, распад общества на эгоистических индивидов, преследу- ющих свои меркантильные интересы. Россия же, опира- ясь на православную духовную основу, идет своим особым путем, который должен привести ее к мировому лидерст- ву. Это высокое предназначение России необходимо осо- знавать ее гражданам, ибо «право, данное историей наро- ду, есть обязанность, налагаемая на каждого из его чле- нов». Обращаясь к отечественной истории, славянофилы пытались доказать «всесторонность и полноту начал», на которых строилось русское общество. Западные государ-
ства, по их мнению, являются искусственными создания- ми. Напротив, Россия сформировалась органически, она «не построена», а «выросла».
Это естественное органическое развитие России объ- ясняется славянофилами, тем, что православие породило специфическую социальную организацию — сельскую об- щину, «мир». Общинное устройство русской жизни, по мне- нию славянофилов, является вторым, наиболее важным, признаком русского народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. С точки зрения славянофилов, сельская община сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. В хозяйственной области община или «мир» выступает главным организатором сельскохозяйственного труда, решает вопросы вознаграждения за работу, заклю- чает сделки с помещиками, несет ответственность за испол- нение государственных повинностей и т. д.
В описании сельскохозяйственной общины славяно- филами явственно проступает ее идеализация, приукра- шивание. Экономическая деятельность общины представ- ляется как гармоническое сочетание личностных и обще- ственных интересов, а все члены общины выступают по отношению друг к другу как «товарищи и пайщики». Вме- сте с тем, они все же признавали, что в современном их ус- тройстве общины имеются негативные моменты, порож- денные наличием крепостного права. Славянофилы осуж- дали крепостное право и выступали за его отмену.
Однако главное достоинство сельской общины сла- вянофилы видели в тех духовно-нравственных принци- пах, которые она воспитывает у своих членов: готовность постоять за общие интересы, честность, патриотизм и т. д. По их мнению, возникновение этих качеств у членов общи- ны происходит несознательно, а инстинктивно, путем сле- дования древним религиозным обычаям и традициям.
Основываясь на принципиальной установке, что об- щина является лучшей формой социальной организации жизни, славянофилы требовали сделать общинный прин- цип всеобъемлющим, то есть перенести его в сферу город- ской жизни, в промышленность. Общинное устройство должно быть также положено в основу государственной и способно, по их словам, заменить собой «мерзость админи- стративное™ в России».
Русская религиозная философия XIX — XX вв 175
Славянофилы верили, что, по мере распространения «общинного принципа», в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принци- пом социальных отношений станет «самоотречение каж- дого в пользу всех». Благодаря этому, в единый поток со- льются религиозные и социальные устремления людей. В результате, будет выполнена задача нашей внутренней истории, определяемая ими как «просветление народного общинного начала началом общинным, церковным».
Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
В. С. Соловьев (1853—1900) — крупнейший русский фило- соф, заложивший основы русской религиозной филосо- фии. В. С. Соловьев попытался создать целостную миро- воззренческую систему, которая связала бы воедино за- просы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители и до, и после Соловьева не раз высказывали эту идею, но они, как пра- вило, говоря о христианстве, как основе мировоззрения, подразумевали какую-то одну христианскую конфессию: православие, католицизмили протестантизм. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Поэтому его учение носит межконфессиональный, экуменический ха- рактер. Другой важной особенностью философии В. С. Со- ловьева является то, что он попытался включить в христи- анское мировоззрение новейшее достижение естествозна- ния, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея философии Соловьева — идея всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталки- вается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идее онтологическую окраску, всеохватывающее, ко- смическое значение. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимо- связаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее «вбирает в себя» низшее. Он- тологической основой всеединства выступает у Соловьева
божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениямии, главное, с человеком. Основнойпринципвсе- единства — «Все едино в Боге». Всеединство — это, преж- де всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева ли- шен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как «космический разум», «существо сверхличное», «осо-% бую организующую силу, действующую в мире».
Окружающий нас мир, по мнению В. С. Соловьева, не может рассматриваться как совершенное создание, непо- средственно исходящее из творческой воли одного боже- ственного художника. Для правильного понимания Бога мало еще признавать абсолютное существо. Необходимо принять его внутреннюю противоречивость. «Абсолютное, чтобы быть всем, требует многого». Поэтому Соловьев, сле- дуя неоплатонической традиции, вводит в свою систему понятие «идеи» и «мировой души». «Божественный ум», «органическая сила», по умению Соловьева, распадается на множество элементарных сущностей или вечных и не- изменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он на- зывает атомами, которые своими движениями и колебани- ями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трак- тует как особые эманации Божества, «живые элементар- ные существа» или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что превращает ее в деятельное су- щество.
Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности из- менений. Для того, чтобы обосновать непрерывную дина- мику бытия, он, наряду с активными сущностями, идеями, вводит такое активное начало как мировая душа. И непо- средственным субъектом всех изменений в мире выступа- ет у Соловьева именно мировая душа. Основным призна- ком ее является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Однако мировая душа, по учению Соловь- ева, действует не самостоятельно. Деятельность ее нуж- дается в божественном импульсе. Этот импульс проявля- ется в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму всей ее деятельности.
Русская религиозная философия XIX — XX вв. 177
Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название Софии-мудрости. София — ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит так- же название софиологии. Понятие Софии заимствовано Соловьевым из неоплатонизма. Но он своеобразно интер- претирует это понятие. Понятие Софии вводится Соловье- вым для того, чтобы заявить, что мир — это не только тво- рение Бога, безусловно, ему инородное. Основой и сущест- вом мира является «душа мира» — София, которую следует рассматривать как связующее звено между твор- цом и творением, придающее общность Богу, миру и чело- вечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества рас- крывается в философском учении Соловьева через кон- цепцию богочеловечества. Реальным и совершенным во- площением богочеловечества, по Соловьеву, выступает Иисус Христос, являющийся, согласно христианскому дог- мату, и полным Богом, и полным человеком. Его образ слу- жит не только идеалом, к которому должен стремиться каждый индивид, но и высшей целью развития всего исто- рического процесса.
На этой цели базируется соловьевская историосо- фия. Целью и смыслом всего исторического процесса яв- ляется одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно, счи- тает Соловьев, чтобы совпадение божественного с челове- ческим произошло только в лице Иисуса Христа, т. е. через посредство «божественного слова». Необходимо, чтобы со- единение состоялось реально-практически и, притом, не в отдельных людях (в «святых»), а в масштабах всего чело- вечества. Первичным условием на пути к богочеловечест- ву является христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства. Природный человек, то есть че- ловек, не просветленный божественной истиной, противо- стоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос от- крыл человеку всеобщие моральные ценности, создал ус- ловия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути свое- го одухотворения. Этот процесс занимает весь историчес- кий период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели,
когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического процесса. Современное обществен- ное устройство предполагает, с точки зрения Соловьева, единство «вселенской церкви» и монархического господ- ства, слияние которых должно привести к образованию «свободной теократии».
В гносеологическом аспекте принцип всеединства ре- ализуется через концепцию цельного знания, представля- ющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновиднос- тей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского и мистического (созерцательно-религиоз- ного). В качестве предпосылки, основополагающего прин- ципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала — Бога. Цельное знание, по Соловьеву, не может быть получено только эмпирическими и рацио- нальными средствами. Эмпирическое знание способно рас- крыть лишь внешнюю сторону явлений, а рациональное — особенности самого мышления. Однако истина или сущее не даны человеку ни в опыте, ни в мышлении. Истина постига- ется через непосредственное созерцание, интуицию. Таким образом, В. С. Соловьев в своей концепции цельного знания попытался совместить принцип автономии разума, на кото- ром основывается рационализм с принципом богооткровен- ности христианского вероучения, являющимся основой бо- гословия.
С точки зрения Соловьева, отвлеченное знание — не- обходимый момент как в жизни каждого конкретного ин- дивида, так и в жизни всего человечества. Без него невоз- можно достичь логически связанной мысли. Однако, счи- тает Соловьев, односторонняя абсолютизация этого момента, превращение его в самостоятельный и самопо- давляющий принцип заводит философию в тупик. Выход из этого тупика находится, по его мнению, в осмыслении познания на основе идеи как формы существования цель- ной мысли Идею нельзя рассматривать как продукт мыш- ления. Мышление не способно проникнуть в идею. Идеи доступны лишь интеллектуальному созерцанию или ин- теллектуальной интуиции. «Если явления, — пишет Соло- вьев, — сами по себе не представляют нам универсальных истин, или идей, то эти последние, хотя материально свя-
Русская религиозная философия XIX — XX вв 179
занные с явлениями, должны формально от них разли- чаться, иметь свое собственное, независимое от явлений бытие и, следовательно, для познания их необходима осо- бенная форма мыслительной деятельности, которую мы вместе со многими прежними философами называем ум- ственным созерцанием или интуицией и которая состав- ляет настоящую первичную форму цельного знания. (Со- ловьев В. С. Собр. соч. Т. 1. — СП6., 1901 —1910. — С. 290). Однако отвлеченное мышление, и даже интеллектуальная интуиция, с точки зрения православного философа, не да- ют знания всего богатства реальности. Для проникновения в сокровенные глубины бытия необходима особая познава- тельная способность, обеспечивающая прорыв в сферу по- тустороннего, запретного, трансцендентного. Эта способ- ность есть состояние одержимости, определяемое возмож- ностями трансцендентного существа. Соловьев называет это состояние экстазом, эросом, вдохновением.
Утверждение Соловьева об истинном знании как син- тезе эмпирического, рационального и мистического позна- ния является основанием для вывода о необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единст- во, которое он называет «свободной теософией» позволяет рассматривать мир как завершенную систему, обуслов- ленную всеединством или Богом.
Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк) В. С. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуалистскую тенденцию. Он стремился поста- вить разум на службу вере, дать возможность религии опе- реться на рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию религиозного мировоззрения до- стижения науки и аппарат философии. Интеллектуализ- му В. С. Соловьева в русской религиозной философии про- тивостояла антиинтеллектуалистская тенденция.
Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремятся замкнуть рели-
гиозную жизнь в рамки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. В современной русской религиозной философии мнение ан- тиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1866—1938). Определяющим моментом его уче- ния является тезис о коренной противоположности и, да- же, несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зре- ния, — это особая, наиболее полная, высшая плоскость бы- тия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, автори- тет, разумные доводы. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно ве- рующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы, или устои, все опоры, на которых держался человек, разбиты, раздроблены, унич- тожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания исчезли. «Вне наших общих принципов, помимо нашего осознающего разума, протекают наиболее замечательные и значительные события нашего существования. Можно сильнее сказать—при всякой попытке нашего разума про- верить своими критериями действительность таких пере- живаний наши сами переживания мгновенно превраща- ются в ничто, словно бы их никогда не было. Здесь нельзя проверить, нельзя фиксировать... От всякой попытки при- коснуться щупальцами разума к вере — вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия. Она не делится своей властью ни с кем. И вопрос становится именно так: либо разум, либо вера», — пишет в своей знаменитой кни- ге Л.Шестов «Тольковерою» (ШестовЛ. 5о1а/гс1е1 — Толь- ко верою. — С. 259, 270).
В своих богословских изысканиях Л. Шестов, по сути дела, переходит на позиции ортодоксального протестан- тизма. Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем он хоть чем-то проявил себя. Тот, кто рассчитыва ет на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот ни- когда не спасется. Тот, кто рассчитывает на свои заслуги, на свои дела, тот этим самым заявляет о своем неверии. Стремясь убедить человека отказаться от рациональных основ религиозной веры, Л. Шестов договаривается до то- го, что малейшие усилия человека, его опору на свои собст-
Date: 2016-05-17; view: 330; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|