Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медитация радости сопричастности





Займите удобную позу, приосаньтесь. Успокойте тело, не забы­вая о трех качествах — расслаблении, неподвижности и бди­тельности. Воскресите в памяти хорошего знакомого, кто пы­шет благополучием и радостью. Представьте себе его самого, его слова и поступки. Как только соприкоснетесь с радостью этого человека, откройте сердце и порадуйтесь его счастью. Это не сложно, если вы хорошо знакомы.

Теперь вспомните другого человека. Подумайте о том, у кого нечто прекрасное случилось совсем недавно — или в далеком прошлом. Вспомните удовольствие этого человека и разделите его радость.

Желаю вам никогда не разлучаться с великим блаженством,

где нет страдания.

Затем уделите внимание тому, кто вдохновляет своими до­стоинствами — щедростью, добросердечием и мудростью.


Порадуйтесь этим добродетелям ради этого человека, ради себя и всех тех, кто осчастливлен этими достойными качествами.

Далее посмотрите на свою жизнь. Радость сопричастно­сти собственным добродетелям очень важна, и все же ею часто пренебрегают. Вспомните времена в своей жизни, из которых черпаете вдохновение и сами вы, и, вероятно, другие люди тоже. Подумайте о ситуациях, в которых вы воплощали свои идеалы. Уделите этому внимание и порадуйтесь собственным добро­детелям. В этом нет спеси, гордыни или надменности. Воспо­минания о людях или обстоятельствах, позволивших вам жить благополучно и пользоваться плодами собственных усилий, могут одновременно вызвать в вас благодарность и радость. Они не позволят вам скатиться в поверхностное самодоволь­ство и высокомерие.

Некоторые искусные средства трудны, но не медитация ра­дости сопричастности. В течение дня, когда вы наблюдаете чьи- то достоинства и удачи или слышите о них, радостно сопере­живайте этому. Это поднимет настроение и поможет выбраться из эмоциональных воронок депрессий и самоуничижения.


 

Стадия 4 ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Н

еуклонно обучаясь в уединении, со временем вы до­бираетесь до четвертой стадии из девяти, которая зо­вется пристальное внимание. Отныне, благодаря силе окрепшего памятования, выбранный предмет внимания — ося­заемые ощущения дыхания в области ноздрей — более не забы­вается. Вероятно, у вас уже случались проблески этого уровня устойчивости внимания прежде, чем прийти к этой стадии, но теперь это норма. Каждое занятие может длиться час и бо­лее, и в течение этого времени внимание невольно и полностью не отвлекается от предмета. Теперь вы свободны от сильного возбуждения. У этого внимания появляется такая сила тяго­тения, что его не сорвать порывами непроизвольных мыслей и отвлечений чувств.

Говорится, что на этой стадии у вас появляется сила па­мятования11. В индийской и тибетской традициях Махаяны памятование определяется, как способность ума поддерживать внимание на привычном предмете, не забывая о нем и не отвле­каясь от него. Поскольку памятование предотвращает откло­нение внимания от выбранного предмета, оно служит основой однонаправленно сосредоточенного внимания, известного как самадхи28. Асанга определяет памятование как «незабывание привычного предмета, исполняющее действие неотвлечения»29. Его брат Васубандху тоже определял памятование как способ­ность не упускать предмет из ума30.

В последние годы все больше психологов проводят иссле­дования памятования и его действенности в снижении стресса, депрессии и облегчении множества других физических и ум­ственных расстройств. Но их описания памятования значи­тельно отличаются от изложенных выше. Согласно одному пси­хологическому докладу на эту тему, памятование — это «вид неуточняющей, не выносящей суждений, ориентированной на настоящее осознанности, при которой каждая мысль, чувство или ощущение, возникающие в поле внимания, опознаются и принимаются как они есть»31. Авторы этой статьи предла­гают двухуровневую модель памятования: первый — само­настройка внимания, при которой оно удерживается на не­посредственном переживании, второй — настроенность на любопытство, открытость и приятие.

Психологи понимают памятование, явно основываясь на современной традиции Випассаны буддизма Тхеравады, и это понимание значительно расходится с индо-тибетским толко­ванием. Современная Випассана считает памятование ежем- гновенной, «не выносящей суждений, голой осознанностью», а индо-тибетская традиция определяет памятование как удер­жание предмета внимания в уме — состояние, в котором со­зерцатель не забывает о предмете медитации, не отвлекается от него и не витает32.

Ученый и наставник Бханте Гунаратанаясно излагает точку зрения Випассаны на памятование в своей книге «Памятова­ние, на простом английском». В ней он описывает памятование как неумозрительную осознанность, или «голое внимание», не называющее и не описывающее переживаний. «Памятова- нис, — говорит он, — это осознанность настоящего момента... Оно всегда остается в настоящем. Если вы помните своего школьного учителя, это память. А вот когда осознаёте, что помните своего школьного учителя, — это памятование»33.

Пусть описание Гунаратаны и представляет современное течение традиции Випассаны в целом, оно, как ни странно, противоречит описанию памятования, или, на пали, сати, самого Будды:

Что же такое, монахи, способность сати? Так вот, монахи, благородный последователь, обладающий сати и наделен­ный совершенным сати и разумом, — тот, кто хранит в па­мяти, кто помнит, что было сделано и сказано в далеком прошлом34.

В отличие от традиции Випассаны, в которой памятование всегда остается в настоящем, Будда утверждает, что памятова­ние — способность хранить в памяти события далекого про­шлого. И в самом деле, хорошо известно, что палийское понятие сати первоначально означало «воспоминание», или «память», а это умозрительная способность, с помощью которой мы вы­зываем в сознании прошлые события. В дополнение к значению «ретроспективная память» сати также относится и к памяти ожидаемого, предстоящего, что позволяет помнить о действи­ях, которые нужно произвести в настоящем и будущем, и здесь не обойтись без ума, вовлеченного в умозрительность.

«Милиндапанха» — похоже, наиболее ранняя попытка в буддийской литературе во всей полноте определить, что та­кое сати. На вопрос, заданный царем Мелиндой* о свойствах

Речь идет о царе Менандере I (пали Мелинда).


сати, монах Нагасена ответил, что сати обладает двумя свой­ствами — «воспоминание» и «удерживание», «хранение». Далее он поясняет:

Сати, когда возникает, вызывает в уме благотворные и не­благотворные склонности, с изъянами и безупречные, при­земленные и утонченные, темные и светлые, и им обратное... Сати, когда возникает, следует за полезными и неполезными склонностями: эти склонности полезные, эти — неполезные; эти помогают, эти — вредят35.

Таким образом, в ранних наиболее авторитетных источниках говорится, что сати различает между благотворными и неблаго­творными, полезными и неполезными склонностями, то есть именует и упорядочивает переживания, не воздерживаясь от суждений. Контраст между древними и современными источ­никами поразителен.

Выдающийся толкователь в традиции Тхеравады Буддагоса писал — с присущей ему скрупулезностью:

Свойство (сати) — не витать, его особенность — не упускать, его проявление — стеречь или впрямую наблюдать пред­мет; его основание — неукоснительно отслеживать или не­посредственно применять памятование к телу и так далее. Его следует считать вехой, ибо он установлен на предмете, или же стражником, ибо стережет врата зренья и так далее36.

Современное описание и медитация памятования, бесспорно, ценны, как в этом убедились тысячи людей на своем опыте. Но факт остается фактом: современное понимание значительно отходит от точки зрения сати самого Будды и учителей в тра­дициях Тхеравады и индийской Махаяны.


Памятование воспитывается в медитации шаматхи и при­меняется в медитации созерцательного прозрения (пали ей- пассана, санскр. випашъяна). Это ясно описано в глубинном изложении Буддой медитации созерцательного прозрения, а именно — в его беседе о четырех применениях присталь­ного памятования37. В этой матрице медитаций прозрения пристальное памятование уделяется телу, чувствам, состоя­ниям ума и его деятельности и явлениям в целом. В них Будда проводит нас через тщательное выяснение происхождения, присутствия, причинности и растворения каждой из этих об­ластей переживания. Это строгая наука созерцания ума и вза­имодействия его с телом и окружающей средой, и потому эта дисциплина подразумевает гораздо больше, чем просто голое внимание, и это совершенно ясно изложено во внушительном толковании этой темы, предложенном Буддагосой38.

Как упоминалось ранее, на четвертой стадии шаматхи вы обретаете силу памятования, и медитация входит в свое русло. Внимание не склонно более к сильному возбуждению, и все же ему свойственны изъяны умеренного возбуждения и сильная вялость.

Когда возникает умеренное возбуждение, вы не теряете предмет внимания из виду целиком, но непроизвольные мысли захватывают центр внимания, а его предмет смещается на окра­ины. Для сравнения этой разновидности возбуждения с силь­ным возбуждением вернемся к аналогии с настройкой радио. Сильное возбуждение сравнимо с полной потерей выбранной станции, когда настройки у приемника сбиваются на другую волну или вообще в белый шум. Умеренное возбуждение срав­нимо с легким отклонением к другой частоте, и выбранную вол­ну слышно хуже, но не настолько, чтобы вы перестали ее улав­ливать. Она слышна, но заглушается посторонними шумами.

Достигнув четвертой стадии, вы чувствуете, что чего-то добились. Теперь вы — зрелый обучающийся шаматхе, а не полный новичок. Если нет глубокого полного умозрительного понимания пути шаматхи, в этот момент нетрудно подумать, что вы добрались до вершины. Из-за этого легко возникает склонность почить на лаврах, в чем есть свои опасности.

Медитация:

Date: 2016-05-13; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию