Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к экспедиции
Когда я провожу семинары по шаматхе, мне нравится считать их «экспедициями», а не «семинарами» или «ретритами». Слово «ретрит»' имеет подтекст не только удаления, но также и поражения, что безусловно не в духе этой медитации. А слово «экспедиция» предполагает приключение, завоевание и исследование. Латинские корни этого слова относятся также к изы- манию себя, дословно «выходу» из некой ситуации, где вы застряли. В медитации шаматхи легко увидеть, насколько глубоко ум увяз в двойной колее вялости и возбуждения. В буддийской традиции говорится, что ум, застрявший в этих привычках, недееспособен, и чтобы вернуть ему пригодность к работе, полезно выйти из привычного круга деятельности, ища просторного чувства уединения и исследуя границы ума. Этой экспедиции не требуется некая слепая вера, преданность какому-либо вероисповеданию или метафизической системе верований. Более трех последних тысячелетий созерцатели различных культур Азии, приверженные разным верованиям, следовали путем шаматхи до ее высот и описали свои открытия. Никто не заставляет нас принимать эти утверждения на веру лишь из-за их авторитетности, но, если нас вдохновляют ранние свидетельства о пользе этого способа, можно рискнуть вступить на этот путь, чтобы убедиться, можем ли * От англ. retreat — отступление, отказ, уход. — Прим. ред. мы достичь тех же результатов, что и наши предшественники созерцатели. Впереди большое приключение, но также опасности и тупики. Иногда путь ясен, а бывает, что его и не видно вовсе. Но если полагаться на того, кто по своему опыту знает этот путь, можно сберечь время. Шесть предварительных условий длительного строгого обучения определены во многих индийских и тибетских пособиях по медитации23. Ниже приведены некоторые глубинные обстоятельства и требования, что позволят плодам шаматхи созреть. 1. Поддерживающее окружение Важно медитировать в защищенном, тихом и пригодном для медитации месте, лучше совместно с еще несколькими единомышленниками. Это должно быть такое место, где еда, одежда и другие потребности легко удовлетворимы. Может показаться, что такое окружение легко найти, но на деле это может быть весьма трудным, особенно если вы хотите посвятить себя медитации не на один месяц. Я испытал это на себе в 80-х, когда перебрался в небольшую хижину в Индии, чтобы предаться уединенному созерцанию. Внешне все выглядело идеально. Хижина находилась на скальном выступе в горах Северной Индии и была обращена на юг, в покрытую зеленью долину Кангры, а с севера защищена стеной Гималаев. Жить там было благословением, но мне пришлось иметь дело с тьмой клопов, которые нападали на мой спальник каждую ночь и даже проникали под одежду пить мою кровь в течение дня, когда я медитировал. А поймав их, как буддийский монах, я не мог их убивать. Я еженощно просыпался ближе к двум пополуночи в волдырях, чесавшихся так, будто это укус тысячи комаров. Я собирал этих созданий в металлическую кружку, откуда они не могли сбежать, и утром выбрасывал ночной улов на склон горы. Они возвращались и готовились к новому нападению, следующей же ночью. Так длилось пару месяцев, пока я не обнаружил, что могу не пускать их к себе в спальник, просто поставив ножки деревянного помоста, на котором я спал, в емкости с водой. Хотя я и преуспел в борьбе с нашествием клопов, мне все же приходилось иметь дело с блохами, комарами и крысами, да еще и с неизбежной плесенью, которая появилась вскоре после начала сезона дождей. После четырех лет медитации, двух в Азии и двух — в Северной Америке, я пришел к выводу, что, если ты не богат и просто не купил спокойного места для медитации в тишине на месяцы или годы, подходящее окружение найти нелегко. И все же, если обитатели современного мира желают пройти далеко по пути шаматхи, такие места необходимо создавать. 2,3* Немногие желания и удовлетворенность Первое из этих двух требований подразумевает малость желаний того, чем не располагаешь, а второе предлагает довольствоваться тем, что уже есть. Без этих двух качеств ум никогда не укоренится в медитации. Постоянно будут всплывать мысли о том, чего хочется, а нет, и вы забеспокоитесь, что текущие обстоятельства так или иначе не соответствуют вашим желаниям. Это вовсе не означает, что следует подавить желание быть счастливым, Hd есть смысл перенастроить устремление на преображение ума как на средство к истинному благополучию. А чтобы это случилось, необходимо увидеть ограниченность «полезными», если в итоге они приводят к согласию, удовлетворенности и истинному счастью для себя и других. Все виды нравственности — общественная, окружающей среды и психофизическая — приводят к жизни, в которой мы сами и остальные можем достигать благополучия. Нравственный образ жизни поддерживает воспитание равновесия ума и благополучие — и наше, и других людей. 6. Отказ от назойливых мыслей Многие из нас позволяют назойливым мыслям владеть умом. Такие мысли не прекратятся за одну ночь, но, по мере занятий шаматхой — ив ходе их, и между ними, — важно наблюдать деятельность ума и сдерживать его от привычного мышления, которое усугубляет его неуравновешенность. Иначе мы, не способные избавиться от суеты ума, уподобимся коту, что барахтается на поверхности пруда. Индийский буддийский мудрец Атиша писал о важности этих предпосылок26: Пока предварительные условия для шаматхи не сошлись вместе, созерцательной устойчивости не обрести, пусть и созерцаете усердно тысячи лет. В нашем материалистичном обществе даже те, кто тянется к нематериальным ценностям, имеют сильную склонность принимать существующий образ жизни за норму, и затем добавлять медитацию, чтобы его подправить, как лейкопластырь к гноящейся ране. Мое первое переживание медитации в конце 60-х — яркий тому пример. Я пришел к учителю, который дал мне мантру и рассказал, как на нее медитировать, но эти наставления и не намекали на то, как же управляться со всей остальной жизнью. Да и теперь, десятилетия спустя, медитацию часто преподают почти без указаний на изложенные выше предварительные условия. Медитацию низвели до некой разновидности скорой помощи в устранении симптомов разлаженности жизни со всеми ее тревогами, депрессиями, разочарованиями и эмоциональной зыбью. Уму, подверженному тьме нездравых состояний — притяжений, отторжений и невежества — нужен не просто врач. Нужно длительное восстановление. Вот чему посвящается все это обучение. Интерлюдия РАДОСТЬ СОПРИЧАСТНОСТИ Когда вы войдете в длительное созерцательное отшельничество, удалившись от привычного образа жизни с его заботами и тревогами, вероятно, вначале вы почувствуете облегчение. Но после «медового месяца» начинается тяжелый труд воспитания ума. Сам образ жизни в уединении может стать испытанием. Живя в обществе, можно отвлекаться умом от ума же, потерявшись в работе, развлечениях, беседах и уйме прочих занятий. Но в простой незанятой жизни созерцателя вы отрезаны от внешних источников отвлечений, и отклик на это и тела, и ума может быть серьезным. Мы привязаны к доставляющим удовольствие возбудителям, как к наркотику, и, когда предаемся по много часов в день обучению шаматхе, лишь слегка отвлекаясь в перерывах между занятиями, появляются симптомы «ломки». Ум колеблется между скукой и суетой, а бывает подавлен и полон неверия в свои силы. В таких случаях мы склонны увязать в вымыслах и воспоминаниях, усиливающих мрак и уныние, и потому важно вытаскивать себя из таких эмоциональных воронок, размышляя о вдохновляющих гранях действительности. Один из таких способов — воспитание радости сопричастности. В медитациях доброжелательности и сострадания мы воспитывали в себе устремление, направленное на других, чтобы они смогли найти счастье и его причины и избавились от страданий и от их причин. Воспитание радости сопричастности уделяет пристальное внимание тому, что уже есть, — радости, успехам и добродетелям себя и других. Сопричастность — со- чувствование с другими, и в этой медитации уделяется внимание не печалям и трудностям, а счастью и победам. Эта медитация — прямое противоядие депрессии, беспокойствам и безысходности, которые могут возникнуть при интенсивной непрерывной медитации или просто в ежедневной жизни. Date: 2016-05-13; view: 351; Нарушение авторских прав |