Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановленное внимание





К

огда вы добираетесь до третьей стадии — восстановлен­ного внимания, в каждом занятии внимание ббльшую часть времени остается на предмете созерцания. К это­му времени длительность каждого занятия увеличится, и они станут дольше, чем начальные двадцать четыре минуты, веро­ятно, вдвое. По мере того, как ваше внимание постепенно наби­рает устойчивости, можно удлинить занятия, добавляя по три минуты. И все же всегда больше цените качество медитации, а не количество времени, проведенного на подушке. Отсиживать подолгу, позволяя уму бесцельно блуждать, как ему заблагорас­судится, среди разнообразных отвлечений или впадать в затор­моженность, — пустая трата время, и к тому же вы развиваете дурные привычки, какие со временем все сложнее сломить.

На второй стадии, оставаясь в неподвижности, хоть вы и переживали всплески непрерывной сосредоточенности вни­мания на предмете медитации длиной в целую минуту, все же большее время проходило в плену у отвлечений. К третьей ста­дии устойчивость внимания возрастает настолько, что ваше внимание почти неотрывно занято предметом медитации. Иногда все же будут случаться пробелы, когда предмет полно­стью забывается, но вы быстро распознаете их и залатываете


эти бреши непрерывностью внимания. Задолго до того, как вы достигли этого уровня, иногда будут и такие занятия, когда вам кажется, что ум остается на предмете ббльшую часть времени. Но не обманывайтесь! Даже гольфисты-любители иногда про­водят мяч в лунку, но это не означает, что они готовы тягаться с профессионалами. Третья стадия освоена лишь когда ум со­средоточен на предмете почти все время и практически на всех занятиях. Для большинства же людей главная трудность этой стадии медитации все еще — сильное возбуждение, и освоить третью стадию можно при помощи силы памятования.

Однако некоторые с начала обучения шаматхе более склон­ны к вялости — сильной, умеренной и легкой. Сейчас давайте остановимся только на сильной вялости, что возникает при пол­ном разъединении внимания и предмета, а вы предаетесь от­решенной бездумности. Это сравнимо с волнами радиостан­ции, которой почти не слышно, даже если нет помех с других каналов. Пребывание в грубой вялости может быть весьма умиротворенным: ум почти не отвлечен мыслями или мяте­жом чувств. Тибетские созерцатели замечают: если проводить по многу часов в день в таком заторможенном состоянии, это не только не полезно, но и ослабляет разум. Острота ума приту­пляется, а в долгосрочном смысле может привести к серьезным расстройствам. В начале 70-х я знал одного приятеля, который решил, что весь смысл медитации — в остановке мыслей, в чем и пытался преуспеть, прилежно стремясь к своей цели днями напролет. В итоге у него все получилось — он впал в «овощ­ное» состояние, утратив способность питаться, и его пришлось госпитализировать. Вот радикальный пример сильной вяло­сти!

Чтобы преуспеть в этой медитации, проходя стадии воспи­тания внимания, важно оттачивать способность отслеживать


качество внимания. Хотя основная сила осознавания и на­правлена на предмет созерцания с помощью памятования, она нуждается и в поддержке самонаблюдения, позволяющего от­слеживать качество внимания и быстро замечать вялость или возбужденность ума. Как только заметили ту или иную потерю равновесия — выправите положение. Первое противоядие воз­буждению — более глубокое расслабление, а чтобы противо­стоять вялости, взбодрите внимание.

В первых трех стадиях непроизвольные мысли низверга­ются, словно каскадный водопад. Но со временем эти потоки навязчивого производства мыслей уносят вас все реже. Силь­ное возбуждение постепенно стихает, хотя мысли и образы по- прежнему возникают — равно как и звуки, запахи и другое, явленное органам чувств. Не пытайтесь отгораживаться от этих отвлечений. Пусть себе приходят и уходят, а вы перенастраи­вайте внимание по возможности точно на предмет созерцания.

Многие вроде бы добираются до второй стадии, медитируя всего лишь раз-другой в день. В самых удачных занятиях они переживают длительное непрерывное внимание, но эта устой­чивость теряется в течение дня при погружении в другие дела. Медитация шаматхи может быть полезной и среди обычной, социально деятельной жизни, особенно когда она уравновеше­на другими духовными средствами — воспитанием доброже­лательности и сострадания. Завершенная включенная в жизнь медитация сродни поддержанию здоровой диеты. Правильная диета, вероятно, и не исцелит расстройства и заболевания, все же она незаменима в поддержании жизнеспособности и сопро­тивляемости болезням. Так и выверенный режим медитации при деятельной жизни улучшает работу психологической им­мунной системы, и вы становитесь менее уязвимыми ко всяким неуравновешенностям ума.

Если вы медитируете всего раз-другой в день, вероятно, вам не удастся пройти дальше второй стадии внимания. Причи­на проста: если уравновешивать внимание примерно по часу в день, но позволять ему разваливаться на куски и отвлекаться остальные пятнадцать часов бодрствования, то слаженность внимания, развиваемая в течение этих кратких занятий, пере­крывается отвлечениями остальной части дня. Чтобы прий­ти к стадии восстановленного внимания, требуются более се­рьезные обязательства в медитации. Необходимо множество занятий ежедневно, которые следует выполнять при тихом созерцательном образе жизни, — в покое и собранно. Ключ к успеху — такое поведение между занятиями, при котором почва, что удалось обрести, не ускользает из-под ног.







Date: 2016-05-13; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию