Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восстановленное внимание
огда вы добираетесь до третьей стадии — восстановленного внимания, в каждом занятии внимание ббльшую часть времени остается на предмете созерцания. К этому времени длительность каждого занятия увеличится, и они станут дольше, чем начальные двадцать четыре минуты, вероятно, вдвое. По мере того, как ваше внимание постепенно набирает устойчивости, можно удлинить занятия, добавляя по три минуты. И все же всегда больше цените качество медитации, а не количество времени, проведенного на подушке. Отсиживать подолгу, позволяя уму бесцельно блуждать, как ему заблагорассудится, среди разнообразных отвлечений или впадать в заторможенность, — пустая трата время, и к тому же вы развиваете дурные привычки, какие со временем все сложнее сломить. На второй стадии, оставаясь в неподвижности, хоть вы и переживали всплески непрерывной сосредоточенности внимания на предмете медитации длиной в целую минуту, все же большее время проходило в плену у отвлечений. К третьей стадии устойчивость внимания возрастает настолько, что ваше внимание почти неотрывно занято предметом медитации. Иногда все же будут случаться пробелы, когда предмет полностью забывается, но вы быстро распознаете их и залатываете эти бреши непрерывностью внимания. Задолго до того, как вы достигли этого уровня, иногда будут и такие занятия, когда вам кажется, что ум остается на предмете ббльшую часть времени. Но не обманывайтесь! Даже гольфисты-любители иногда проводят мяч в лунку, но это не означает, что они готовы тягаться с профессионалами. Третья стадия освоена лишь когда ум сосредоточен на предмете почти все время и практически на всех занятиях. Для большинства же людей главная трудность этой стадии медитации все еще — сильное возбуждение, и освоить третью стадию можно при помощи силы памятования. Однако некоторые с начала обучения шаматхе более склонны к вялости — сильной, умеренной и легкой. Сейчас давайте остановимся только на сильной вялости, что возникает при полном разъединении внимания и предмета, а вы предаетесь отрешенной бездумности. Это сравнимо с волнами радиостанции, которой почти не слышно, даже если нет помех с других каналов. Пребывание в грубой вялости может быть весьма умиротворенным: ум почти не отвлечен мыслями или мятежом чувств. Тибетские созерцатели замечают: если проводить по многу часов в день в таком заторможенном состоянии, это не только не полезно, но и ослабляет разум. Острота ума притупляется, а в долгосрочном смысле может привести к серьезным расстройствам. В начале 70-х я знал одного приятеля, который решил, что весь смысл медитации — в остановке мыслей, в чем и пытался преуспеть, прилежно стремясь к своей цели днями напролет. В итоге у него все получилось — он впал в «овощное» состояние, утратив способность питаться, и его пришлось госпитализировать. Вот радикальный пример сильной вялости! Чтобы преуспеть в этой медитации, проходя стадии воспитания внимания, важно оттачивать способность отслеживать качество внимания. Хотя основная сила осознавания и направлена на предмет созерцания с помощью памятования, она нуждается и в поддержке самонаблюдения, позволяющего отслеживать качество внимания и быстро замечать вялость или возбужденность ума. Как только заметили ту или иную потерю равновесия — выправите положение. Первое противоядие возбуждению — более глубокое расслабление, а чтобы противостоять вялости, взбодрите внимание. В первых трех стадиях непроизвольные мысли низвергаются, словно каскадный водопад. Но со временем эти потоки навязчивого производства мыслей уносят вас все реже. Сильное возбуждение постепенно стихает, хотя мысли и образы по- прежнему возникают — равно как и звуки, запахи и другое, явленное органам чувств. Не пытайтесь отгораживаться от этих отвлечений. Пусть себе приходят и уходят, а вы перенастраивайте внимание по возможности точно на предмет созерцания. Многие вроде бы добираются до второй стадии, медитируя всего лишь раз-другой в день. В самых удачных занятиях они переживают длительное непрерывное внимание, но эта устойчивость теряется в течение дня при погружении в другие дела. Медитация шаматхи может быть полезной и среди обычной, социально деятельной жизни, особенно когда она уравновешена другими духовными средствами — воспитанием доброжелательности и сострадания. Завершенная включенная в жизнь медитация сродни поддержанию здоровой диеты. Правильная диета, вероятно, и не исцелит расстройства и заболевания, все же она незаменима в поддержании жизнеспособности и сопротивляемости болезням. Так и выверенный режим медитации при деятельной жизни улучшает работу психологической иммунной системы, и вы становитесь менее уязвимыми ко всяким неуравновешенностям ума. Если вы медитируете всего раз-другой в день, вероятно, вам не удастся пройти дальше второй стадии внимания. Причина проста: если уравновешивать внимание примерно по часу в день, но позволять ему разваливаться на куски и отвлекаться остальные пятнадцать часов бодрствования, то слаженность внимания, развиваемая в течение этих кратких занятий, перекрывается отвлечениями остальной части дня. Чтобы прийти к стадии восстановленного внимания, требуются более серьезные обязательства в медитации. Необходимо множество занятий ежедневно, которые следует выполнять при тихом созерцательном образе жизни, — в покое и собранно. Ключ к успеху — такое поведение между занятиями, при котором почва, что удалось обрести, не ускользает из-под ног. Date: 2016-05-13; view: 348; Нарушение авторских прав |