Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия 2 непрерывное внимание





Д

ля большинства людей, решивших развивать внимание, главная трудность — возбуждение. Есть много причин, почему ум возбуждается и отвлекается. Бесспорно, вли­яют злость и страх, да и просто жизнь в шумном, суматошном окружении легко нарушает равновесие ума. Но чаще всего со­бранность и непрерывность внимания подрывают влечения или бестолковые желания.

Общие признаки ума, склонного к влечениям, — разоча­рованность, беспокойность и тревога. Можно приглушить эти неприятные ощущения, с головой окунаясь в работу, пускаясь в развлечения, разговоры или что-то еще, маскирующее эти признаки. Но можно обратиться к источнику этих страданий — избавиться от нарушений равновесия волевой способности с помощью шаматхи и медитации доброжелательности.

Бывалые созерцатели, прошедшие через все девять ста­дий к шаматхе, выделяют три степени возбуждения. Пер­вый — сильное возбуждение, которое чаще всего свойственно нам на ранних стадиях обучения внимания. Оставшиеся две степени —умеренное возбуждение и легкое возбуждение, они вы­являются только на более зрелых стадиях медитации.


Когда в уме преобладает сильное возбуждение, мы совсем теряем связь с выбранным предметом внимания. Словно ум наперекор его воле выкрали и швырнули в багажник отвле­кающих мыслей или возбудителей чувств. На первой стадии воспитания внимания, а именно — на стадии направленного внимания, уровень возбуждения настолько груб, что непрерыв­ность внимания на выбранном предмете не ощущается вовсе. Ум скачет с одного предмета на другой, словно непоседливая птичка, порхающая с ветки на ветку. Такая суматошность пре­одолевается лишь настойчивым применением искусного сред­ства, развивающего глубокое расслабление и ощущение вну­треннего удобства. В итоге ум унимается, и возникают краткие просветы устойчивого внимания, но потом опять все насмарку.

До известной степени способ памятования дыхания весьма прост. Направить внимание на осязаемые ощущения, связан­ные с дыханием, не составляет особого труда. В начале занятия вы решаете делать именно это, но секундой позже внимание ускользает. И оттого, что это ускользание нормально, оно не вы­глядит менее странным. Вы словно то и дело лишаетесь ума, затем ненадолго обретаете его, а следом вновь теряете. Похоже, мы все страдаем от частых приступов беспамятства!

Во второй из девяти стадий — непрерывного внимания — время от времени возникают просветы, где нет разрывов вни­мания, но большую часть времени ум все же застревает в блуж­дающих мыслях и отвлечениях чувств. Не поймите название этой стадии превратно. Непрерывное внимание не означает, что вы сможете подолгу поддерживать его цельным, но подразуме­вает способность оставаться сосредоточенным длительное вре­мя, при этом не утрачивая нить предмета внимания полностью. То и дело будет возникать сильное возбуждение, и вы будете полностью забывать о выбранном предмете внимания. Когда же вам удастся поддерживать непрерывность осознавайия осязае­мых ощущений в течение минуты, вы овладели второй стадией.

Вторая стадия достигается силой размышления. Трудность этой стадии в том, чтобы поддерживать интерес к предмету, а этого можно добиться, размышляя между занятиями о полу­ченных наставлениях. Если вы — бывалый созерцатель, пре­пятствием может стать невольная внутренняя оценка того, как идут дела. Даже мысли: «Вот вдох... Теперь выдох...» — уже вторжение. И все же подобное внутреннее отмечание может приносить и пользу, особенно на первых двух стадиях шаматхи: по крайней мере, это мысли о медитации, а не о чем-нибудь еще!

Другой способ применения силы размышления, чтобы успокоить отвлеченный, блуждающий ум, — счет дыханий. Этот прием подобен применению двух дополнительных колес на велосипеде, когда мы учимся на нем ездить. Хотя мыслен­ный счет и требует некоторой включенности мышления, он все-таки может упростить умозрительные процессы. Вместо всего того, о чем во время занятия можно подумать, вы сводите мышление лишь к счету дыханий. И все же важно, поддерживая непрерывность внимания, также не терять и уже воспитанное ощущение расслабления. Устойчивость внимания возникает из расслабленного ума, а не идет с ним вразрез. Давайте перей­дем к способу памятования дыхания, который особенно по­могает обогатить устойчивость внимания.

Медитация: памятование дыхания и устойчивость

Начните это занятие, как и прежде, установив тело в спокой­ном состоянии трех качеств: расслабления, неподвижности и бдительности. Сознательно ощущая все тело, сделайте три



глубоких медленных вдоха и выдоха, наблюдая за ощущени­ями дыхания, заполняющего торс от живота до груди. Затем позвольте дыханию вернуться к естественному ритму и просто будьте с ним несколько минут, дыша с наименьшим возможным усилием.

Такой подготовкой вы закладываете основу расслабления. Не теряя ощущения покоя, сместите внимание на развитие его устойчивости. Это способность поддерживать сосредоточен­ность внимания, которое не распадается и не нарушается из- за отвлекающих мыслей и ощущений. С этой целью соберите внимание не на различных ощущениях дыхания во всем теле, а лишь на ощущении расширения и сжатия в области живота с каждым вдохом и выдохом. Как и прежде, отмечайте дли­тельность каждого вдоха и выдоха и наблюдайте паузы между дыханиями.

Просто по привычке непроизвольные мысли неизбежно продолжат низвергаться в уме водопадом. Один из способов умерить этот бурный поток мышления — считать дыхания. Попробуйте это сейчас, считая «один» в начале первого вдо­ха, уделяя пристальное внимание ощущениям дыхания, пока длится полный вдох и полный выдох. Считайте «два» в начале следующего вдоха и продолжайте счет, если он вам помогает. Этот мысленный счет должен быть кратким, чтобы «считающее внимание» не перекрывало осознавание самого дыхания. Цель счета дыханий заключается во вкраплении в медитацию крат­ких напоминаний — не забывать о необходимости помнить, чтобы вас не уводили за собой отвлекающие мысли. Уделяйте внимание таким мысленным напоминаниям, отмечая постоян­ство промежутков дыхания, подобно верстовым столбам на обо­чине пригородной дороги, показывающим, что вы на правиль­ном пути, а если их нет — что вы с выбранного пути сбились.


На этой стадии медитации основное внимание уделяется памятованию дыхания, а не счету. Поддерживать непрерывное внимание, не упуская последовательности счета, легко, а в про­межутках между счетами ум бродит где-то сам по себе, как со­бака без поводка. Пусть счет напоминает вам о необходимости удерживать собранное внимание на осязаемых ощущениях ды­хания, что от мгновения к мгновению меняются. Отметив сче­том начало вдоха, позвольте уму весь остаток вдоха оставаться как можно свободнее от мыслей. На выдохе высвободите любые возникшие непроизвольные мысли. Как уже упоминалось, бу­дите внимание, тем самым препятствуя вялости, — на вдохе, и расслабляйте его, препятствуя возбуждению, — на выдохе. Но расслабляйтесь не чересчур, чтобы не впасть в рассеянность или заторможенность. Так с каждым полным кругом дыхания отступают два основных изъяна внимания.

Медитация — это действо, уравновешивающее внимание и расслабление. Чтобы овладеть ею, придется потрудиться над естественным порывом переусердствовать, то есть зажаться, за­метив, что ум отвлекся. Обнаружили, что ум витает, — ослабьте усилия, не цепляйтесь за мысли или физические ощущения, которые вас отвлекают, вернитесь к дыханию и расслабьтесь еще глубже. Помните: основная тонкость в воспитании вни­мания — не в попытке остановить возникающие мысли. Это, скорее, в первую очередь расслабление тела и ума, а затем — не­уклонное укрепление устойчивости непрерывного внимания на выбранном предмете. Мысли непременно возникнут. Про­сто делайте, что можете, чтобы они вас не уносили.



Вид осознавания, что при этом развивается, называет­ся «голое внимание», где ум целиком сосредоточивается на впечатлениях чувств, возникающих в нем со временем, а не за­стревает в откликах ума и чувств на эти возбудители. Когда вы обращаете внимание на ощущения дыхания в области живота, мысленные образы вашего тела, основанные на зрительной па­мяти, вероятнее всего возникнут вместе с самими телесными ощущениями. Уловите разницу между осязаемыми ощущения­ми дыхания, как они проявляются голому вниманию, — и мыс­ленными образами того, как выглядит ваше тело и что домысле­но вашим умом поверх осязательных переживаний. Заметили присутствие таких мысленных образов — освободитесь от них и направьте непосредственное внимание лишь на сиюминут­ные, осязаемые ощущения дыхания.

Медитируйте 24 минуты, экспериментируя со счетом. Ино­гда пытайтесь считать только в начале занятия, в течение всего занятия или время от времени, когда ум особенно сильно за­стревает в потоке мышления.

Размышление о медитации

Мы начали эту медитацию с первой стадии, посвященной глав­ным образом расслаблению. В целом, чем глубже мы рассла­бляемся, тем устойчивее наше внимание. Но это расслабление важно уравновесить бдительностью, иначе оно приведет лишь к вялости, медлительности или безудержному мечтанию. Как только заложена основа — расслабление, можно плотнее за­няться устойчивостью.

Один из способов воспитывать устойчивость внимания — направить его вниз, на ощущения в животе, связанные со вдо­хом и выдохом. Когда вы осознаёте все тело, это очень помо­гает расслабиться и уму, а способ сосредоточивать внимание в животе, что широко преподается в традиции бирманской Тхеравады, для придания устойчивости уму может оказаться особенно полезным.


Многие буддийские традиции, включая Дзэн и буддизм Тхеравады, поощряют счет дыханий как средство сделать внимание устойчивым, и эта рекомендация обнаруживается и в традиции индийской Махаяны. Буддийская традиция Тхе­равады основана на учении, восходящем к Будде, как оно впер­вые записано на языке пали, учении, посвященном личному ос­вобождению, или нирване. Традиция Махаяны основывается научении, восходящем к Будде, как оно записано на санскрите, и эта версия учения показывает, как достичь состояния будды во благо всех живущих. Одна сутра Махаяны, к примеру, гласит: «Как силой памятования правильно отмечать вдохи и выдохи? Считать их правильно»13. Следуя классическому сочинению «Путь очищения» (санскр. Вишудхимарга), один современ­ный шри-ланкийский знаток учения советует считать от одного до десяти, где за «один» берется полный круг дыхания. Освоив это, можно переходить к более зрелому способу14:

Созерцателю, принимающему вдох или выдох за начальную точку по своему усмотрению, следует считать «один» и по­вторять до следующего дыхания «один, один», «два, два» и так до десяти, отмечая вдохи-выдохи по мере их возник­новения. При таком счете вдох и выдох станут у созерцателя в уме отчетливыми и отличными друг от друга.


Арья Асанга предлагает другой вариант15:

Что значит считать по отдельности? Когда вы вдыхаете, счи­тайте «один», памятованием уделяя внимание вдоху и вы­доху. Когда вдох прекратился и выдох прекратился, считайте «два»; считайте до десяти, чтобы число было и не большим, и не малым. Это означает считать по отдельности.


Тайский учитель XX века Буддадаса переводит слово ана- панасати, что чаще всего значит «памятование дыхания», — понятием «памятование с дыханием»16. В этой медитации мы уделяем внимание полю осязаемых ощущений, и происходит это с помощью дыхания. Не теряйте, по возможности, связи с приливами и отливами дыхания и с влияниями, которые они оказывают на область живота. Удерживайте ум расслабленным и открытым, не сковывая его.

Вероятно, вас удивит, как много стесненности может воз­никнуть в теле, даже когда занятия медитации относительно кратки, а подушка для медитации удобна. Это нормально, так что не падайте духом. Можно считать непроизвольные мысли и телесные напряжения знаками, намекающими на внутрен­нюю неуравновешенность тела и ума, и учиться у них. Разлад, ощущаемый в теле и уме, — ненастоящая проблема, это сим­птом разлада психосоматической системы. Пусть эти симпто­мы напомнят вам о необходимости расслаблять ум и направ­лять дыхание в зажатые области тела.







Date: 2016-05-13; view: 483; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию