Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадия 2 непрерывное внимание
ля большинства людей, решивших развивать внимание, главная трудность — возбуждение. Есть много причин, почему ум возбуждается и отвлекается. Бесспорно, влияют злость и страх, да и просто жизнь в шумном, суматошном окружении легко нарушает равновесие ума. Но чаще всего собранность и непрерывность внимания подрывают влечения или бестолковые желания. Общие признаки ума, склонного к влечениям, — разочарованность, беспокойность и тревога. Можно приглушить эти неприятные ощущения, с головой окунаясь в работу, пускаясь в развлечения, разговоры или что-то еще, маскирующее эти признаки. Но можно обратиться к источнику этих страданий — избавиться от нарушений равновесия волевой способности с помощью шаматхи и медитации доброжелательности. Бывалые созерцатели, прошедшие через все девять стадий к шаматхе, выделяют три степени возбуждения. Первый — сильное возбуждение, которое чаще всего свойственно нам на ранних стадиях обучения внимания. Оставшиеся две степени —умеренное возбуждение и легкое возбуждение, они выявляются только на более зрелых стадиях медитации. Когда в уме преобладает сильное возбуждение, мы совсем теряем связь с выбранным предметом внимания. Словно ум наперекор его воле выкрали и швырнули в багажник отвлекающих мыслей или возбудителей чувств. На первой стадии воспитания внимания, а именно — на стадии направленного внимания, уровень возбуждения настолько груб, что непрерывность внимания на выбранном предмете не ощущается вовсе. Ум скачет с одного предмета на другой, словно непоседливая птичка, порхающая с ветки на ветку. Такая суматошность преодолевается лишь настойчивым применением искусного средства, развивающего глубокое расслабление и ощущение внутреннего удобства. В итоге ум унимается, и возникают краткие просветы устойчивого внимания, но потом опять все насмарку. До известной степени способ памятования дыхания весьма прост. Направить внимание на осязаемые ощущения, связанные с дыханием, не составляет особого труда. В начале занятия вы решаете делать именно это, но секундой позже внимание ускользает. И оттого, что это ускользание нормально, оно не выглядит менее странным. Вы словно то и дело лишаетесь ума, затем ненадолго обретаете его, а следом вновь теряете. Похоже, мы все страдаем от частых приступов беспамятства! Во второй из девяти стадий — непрерывного внимания — время от времени возникают просветы, где нет разрывов внимания, но большую часть времени ум все же застревает в блуждающих мыслях и отвлечениях чувств. Не поймите название этой стадии превратно. Непрерывное внимание не означает, что вы сможете подолгу поддерживать его цельным, но подразумевает способность оставаться сосредоточенным длительное время, при этом не утрачивая нить предмета внимания полностью. То и дело будет возникать сильное возбуждение, и вы будете полностью забывать о выбранном предмете внимания. Когда же вам удастся поддерживать непрерывность осознавайия осязаемых ощущений в течение минуты, вы овладели второй стадией. Вторая стадия достигается силой размышления. Трудность этой стадии в том, чтобы поддерживать интерес к предмету, а этого можно добиться, размышляя между занятиями о полученных наставлениях. Если вы — бывалый созерцатель, препятствием может стать невольная внутренняя оценка того, как идут дела. Даже мысли: «Вот вдох... Теперь выдох...» — уже вторжение. И все же подобное внутреннее отмечание может приносить и пользу, особенно на первых двух стадиях шаматхи: по крайней мере, это мысли о медитации, а не о чем-нибудь еще! Другой способ применения силы размышления, чтобы успокоить отвлеченный, блуждающий ум, — счет дыханий. Этот прием подобен применению двух дополнительных колес на велосипеде, когда мы учимся на нем ездить. Хотя мысленный счет и требует некоторой включенности мышления, он все-таки может упростить умозрительные процессы. Вместо всего того, о чем во время занятия можно подумать, вы сводите мышление лишь к счету дыханий. И все же важно, поддерживая непрерывность внимания, также не терять и уже воспитанное ощущение расслабления. Устойчивость внимания возникает из расслабленного ума, а не идет с ним вразрез. Давайте перейдем к способу памятования дыхания, который особенно помогает обогатить устойчивость внимания. Медитация: памятование дыхания и устойчивость Начните это занятие, как и прежде, установив тело в спокойном состоянии трех качеств: расслабления, неподвижности и бдительности. Сознательно ощущая все тело, сделайте три глубоких медленных вдоха и выдоха, наблюдая за ощущениями дыхания, заполняющего торс от живота до груди. Затем позвольте дыханию вернуться к естественному ритму и просто будьте с ним несколько минут, дыша с наименьшим возможным усилием. Такой подготовкой вы закладываете основу расслабления. Не теряя ощущения покоя, сместите внимание на развитие его устойчивости. Это способность поддерживать сосредоточенность внимания, которое не распадается и не нарушается из- за отвлекающих мыслей и ощущений. С этой целью соберите внимание не на различных ощущениях дыхания во всем теле, а лишь на ощущении расширения и сжатия в области живота с каждым вдохом и выдохом. Как и прежде, отмечайте длительность каждого вдоха и выдоха и наблюдайте паузы между дыханиями. Просто по привычке непроизвольные мысли неизбежно продолжат низвергаться в уме водопадом. Один из способов умерить этот бурный поток мышления — считать дыхания. Попробуйте это сейчас, считая «один» в начале первого вдоха, уделяя пристальное внимание ощущениям дыхания, пока длится полный вдох и полный выдох. Считайте «два» в начале следующего вдоха и продолжайте счет, если он вам помогает. Этот мысленный счет должен быть кратким, чтобы «считающее внимание» не перекрывало осознавание самого дыхания. Цель счета дыханий заключается во вкраплении в медитацию кратких напоминаний — не забывать о необходимости помнить, чтобы вас не уводили за собой отвлекающие мысли. Уделяйте внимание таким мысленным напоминаниям, отмечая постоянство промежутков дыхания, подобно верстовым столбам на обочине пригородной дороги, показывающим, что вы на правильном пути, а если их нет — что вы с выбранного пути сбились. На этой стадии медитации основное внимание уделяется памятованию дыхания, а не счету. Поддерживать непрерывное внимание, не упуская последовательности счета, легко, а в промежутках между счетами ум бродит где-то сам по себе, как собака без поводка. Пусть счет напоминает вам о необходимости удерживать собранное внимание на осязаемых ощущениях дыхания, что от мгновения к мгновению меняются. Отметив счетом начало вдоха, позвольте уму весь остаток вдоха оставаться как можно свободнее от мыслей. На выдохе высвободите любые возникшие непроизвольные мысли. Как уже упоминалось, будите внимание, тем самым препятствуя вялости, — на вдохе, и расслабляйте его, препятствуя возбуждению, — на выдохе. Но расслабляйтесь не чересчур, чтобы не впасть в рассеянность или заторможенность. Так с каждым полным кругом дыхания отступают два основных изъяна внимания. Медитация — это действо, уравновешивающее внимание и расслабление. Чтобы овладеть ею, придется потрудиться над естественным порывом переусердствовать, то есть зажаться, заметив, что ум отвлекся. Обнаружили, что ум витает, — ослабьте усилия, не цепляйтесь за мысли или физические ощущения, которые вас отвлекают, вернитесь к дыханию и расслабьтесь еще глубже. Помните: основная тонкость в воспитании внимания — не в попытке остановить возникающие мысли. Это, скорее, в первую очередь расслабление тела и ума, а затем — неуклонное укрепление устойчивости непрерывного внимания на выбранном предмете. Мысли непременно возникнут. Просто делайте, что можете, чтобы они вас не уносили. Вид осознавания, что при этом развивается, называется «голое внимание», где ум целиком сосредоточивается на впечатлениях чувств, возникающих в нем со временем, а не застревает в откликах ума и чувств на эти возбудители. Когда вы обращаете внимание на ощущения дыхания в области живота, мысленные образы вашего тела, основанные на зрительной памяти, вероятнее всего возникнут вместе с самими телесными ощущениями. Уловите разницу между осязаемыми ощущениями дыхания, как они проявляются голому вниманию, — и мысленными образами того, как выглядит ваше тело и что домыслено вашим умом поверх осязательных переживаний. Заметили присутствие таких мысленных образов — освободитесь от них и направьте непосредственное внимание лишь на сиюминутные, осязаемые ощущения дыхания. Медитируйте 24 минуты, экспериментируя со счетом. Иногда пытайтесь считать только в начале занятия, в течение всего занятия или время от времени, когда ум особенно сильно застревает в потоке мышления. Размышление о медитации Мы начали эту медитацию с первой стадии, посвященной главным образом расслаблению. В целом, чем глубже мы расслабляемся, тем устойчивее наше внимание. Но это расслабление важно уравновесить бдительностью, иначе оно приведет лишь к вялости, медлительности или безудержному мечтанию. Как только заложена основа — расслабление, можно плотнее заняться устойчивостью. Один из способов воспитывать устойчивость внимания — направить его вниз, на ощущения в животе, связанные со вдохом и выдохом. Когда вы осознаёте все тело, это очень помогает расслабиться и уму, а способ сосредоточивать внимание в животе, что широко преподается в традиции бирманской Тхеравады, для придания устойчивости уму может оказаться особенно полезным. Многие буддийские традиции, включая Дзэн и буддизм Тхеравады, поощряют счет дыханий как средство сделать внимание устойчивым, и эта рекомендация обнаруживается и в традиции индийской Махаяны. Буддийская традиция Тхеравады основана на учении, восходящем к Будде, как оно впервые записано на языке пали, учении, посвященном личному освобождению, или нирване. Традиция Махаяны основывается научении, восходящем к Будде, как оно записано на санскрите, и эта версия учения показывает, как достичь состояния будды во благо всех живущих. Одна сутра Махаяны, к примеру, гласит: «Как силой памятования правильно отмечать вдохи и выдохи? Считать их правильно»13. Следуя классическому сочинению «Путь очищения» (санскр. Вишудхимарга), один современный шри-ланкийский знаток учения советует считать от одного до десяти, где за «один» берется полный круг дыхания. Освоив это, можно переходить к более зрелому способу14: Созерцателю, принимающему вдох или выдох за начальную точку по своему усмотрению, следует считать «один» и повторять до следующего дыхания «один, один», «два, два» и так до десяти, отмечая вдохи-выдохи по мере их возникновения. При таком счете вдох и выдох станут у созерцателя в уме отчетливыми и отличными друг от друга. Арья Асанга предлагает другой вариант15: Что значит считать по отдельности? Когда вы вдыхаете, считайте «один», памятованием уделяя внимание вдоху и выдоху. Когда вдох прекратился и выдох прекратился, считайте «два»; считайте до десяти, чтобы число было и не большим, и не малым. Это означает считать по отдельности. Тайский учитель XX века Буддадаса переводит слово ана- панасати, что чаще всего значит «памятование дыхания», — понятием «памятование с дыханием»16. В этой медитации мы уделяем внимание полю осязаемых ощущений, и происходит это с помощью дыхания. Не теряйте, по возможности, связи с приливами и отливами дыхания и с влияниями, которые они оказывают на область живота. Удерживайте ум расслабленным и открытым, не сковывая его. Вероятно, вас удивит, как много стесненности может возникнуть в теле, даже когда занятия медитации относительно кратки, а подушка для медитации удобна. Это нормально, так что не падайте духом. Можно считать непроизвольные мысли и телесные напряжения знаками, намекающими на внутреннюю неуравновешенность тела и ума, и учиться у них. Разлад, ощущаемый в теле и уме, — ненастоящая проблема, это симптом разлада психосоматической системы. Пусть эти симптомы напомнят вам о необходимости расслаблять ум и направлять дыхание в зажатые области тела. Date: 2016-05-13; view: 483; Нарушение авторских прав |