Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Податливость внимания
За последний век была проведена громадная работа по исследованию различных граней внимания, но на удивление мало известно о податливости внимания, то есть о том, что внимание можно оттачивать обучением. Учитывая невероятную значимость внимания во всех проявлениях жизни, такое упущение выглядит странным. Одна из причин недостаточности исследований в этой области — широко принятое предположение, что уровень внимания не гибок. Уильям Джеймз писал: Способность к устойчивости внимания — несомненно, великий дар. Наделенные им способны работать быстрее и без нервного истощения. Я склонен полагать, что тот, кто не обладает им от природы, никакими средствами, усилиями и дисциплиной не достигнет в этом высот. Вероятно, объем внимания — устойчивая характеристика личности2. Джеймз признавал, сколь невероятно значима способность сознательно поддерживать внимание на выбранной теме: он заявлял, что настоящее образование — то, что может действенно улучшать эту способность3. Но практическим руководством в достижении этой цели он не располагал. Покуда ум лихорадочно мечется между возбуждением и вялостью и теряет равновесие то так, то эдак, мы, возможно, никогда не раскроем глубины человеческого сознания. Можно ли необратимо освободить ум от нарушений равновесия — влечения, враждебности, подавленности, зависти и гордыни? Есть ли пределы нашего сострадания и любви? Конечно и неизменно ли сознание? Нам известно, что ум наделен целительной силой, которую иногда приписывают «эффекту плацебо», и при этом ум способен делать нас больными. Какие силы дремлют в сознании, и как их можно извлечь? Эти вопросы стояли перед созерцателями на протяжении всей истории, и сосредоточенное внимание было главным подспорьем в постижении. В современном мире нам открыт доступ к созерцательным изысканиям многих богатейших традиций. Индуистская и буддийская традиции классической Индии в отношении воспитания внимания внесли уникальный вклад. Средства воспитания внимания, описанные в этой книге, извлечены из этого созерцательного наследия и содержат множество споср- бов медитации. И хотя способы, объясненные здесь, принадлежат буддийской традиции Индии и Тибета, они доступны и полезны каждому, кто их применяет, независимо от религиозных настроений и идеологических убеждений. Как и в любом мастерстве, будь то обучение игре на фортепиано или в спорте, упражняясь, повторяя и осваиваясь, в конце концов удается развить навыки, которые в настоящий момент не досягаемы. Извлечь пользу из воспитания внимания мы можем независимо от того, какова наша отправная точка. Цель этой книги — предложить приспособления в обогащении внимания, в какой бы части спектра воспитания внимания вы ни находились. На начальном уровне эти средства могут быть полезными в предотвращении и лечении СДВГ, который даже обычные приземленные задачи превращает в непреодолимые трудности. Те же, у кого начальные способности выше, могут применить эти способы, чтобы поддерживать более высокое качество внимания в ежедневной жизни — повышая профессиональные навыки, укрепляя физическое здоровье и внутреннее самоощущение. И, наконец, эта книга содержит способы строгого оттачивания способностей внимания до необозримых и неисследованных в современном мире высот, что представляет особую ценность созерцателям, ищущим способы раскрытия таинств ума. Особенно на высоких уровнях развития внимания эта книга время от времени погружается в исследование тем, предполагающих или предварительную подготовку в этих вопросах, или склонность к исследованию вопросов учения, на которых держится воспитание внимания в буддийском контексте. Я писал эту книгу, учитывая и разногласия среди буддистов о том, как Будда и последующие толкователи его учения преподавали шаматху, и практический подтекст этих разногласий, и потому небуддийские читатели, возможно, сочтут, что эти обсуждения не имеют отношения к делу. Чтобы осваивать шаматху, не нужно быть буддистом, так что можно эти обсуждения и пропустить. Но можно извлечь и пользу из несоответствий, возникших более чем за 2500-летнюю историю этого предмета. Date: 2016-05-13; view: 303; Нарушение авторских прав |