Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию





 

Для того чтобы установить, обладаете ли вы качествами, необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности, в каждой теме даны практические работы. Они научат вас анализировать свои интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления и характера. Вооружив вас методами самопознания, они дадут тем самым и ориентир в выборе будущей профессии.

Может случиться так, что ваши психологические особенности будут не полностью соответствовать требованиям той профессии, которую вы хотели бы выбрать. Не отчаивайтесь. Ведь многие способности человек, если он очень захочет, может развить у себя сам. Советы о том, как это сделать, вы найдете в книге.

Проверить свои знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии, можно с помощью предложенных по каждой теме итоговых вопросов. Конечно, ответы на них надо искать не только в самом пособии, но и в той литературе, которая рекомендо­вана вам для более глубокого ознакомления с проблемами, затронутыми в книге.

Если вы серьезно размышляете о своем месте в жизни, о своей будущей профессии, то есть уверенность, что вы найдете правильное решение.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни, сам. Но так было не всегда.

Первобытный человек, чтобы выжить, должен был сам добывать себе пищу, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от врагов. По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно скотоводством, другие — земледелием. Скотоводы и земледельцы не могли обойтись друг без друга, ведь у одних были в избытке продукты скотоводства, но не было продуктов земледелия, у других наоборот. В результате возник обмен продуктами труда.

Выделение различных ремесел, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе крупное разделение труда. Оно также было связано с обменом продук­тами труда между ремесленниками, скотоводами и земледель­цами.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился все более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену — торговцы, купцы.

Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением производства духовных ценностей (научных, художе­ственных) от производства материальных.

В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать профессией.

Профессия — это необходимая для общества, ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития. Специальность вид занятий в рамках одной профессии.

Поясним сказанное несколькими примерами. Профессия — токарь. Специальности — токарь-затыловщик, токарь-карусель­щик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револь­верщик. Профессия — машинист. Специальности — машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, маши­нист сцены и т. д. Профессия — учитель. Специальности — учи­тель физики, математики, химии, начальных классов и др.

Существуют десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном мире, конечно, очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Вы уже встречались с различными классификациями приизучении ботаники, зоологии, русского и других языков и т. п. и могли оценить их достоинства. Так, классификация животного мира помогает разобраться в мире фауны. Встре­тившись с каким-то незнакомым видом животного, можно по внешним признакам составить его характеристику, отнести к определенному виду и роду и, наоборот, не видя животного, но, зная, что оно относится к определенному виду, можно его охарактеризовать по основным признакам.

Так и в мире профессий умелое использование классификации поможет вам выбрать из множества профессий те, с которыми вы хотели бы познакомиться поближе, а также разобраться в совре­менном производстве.

Существуют разные виды классификаций профессий. Напри­мер, распределение профессий по первой букве их названия. Пользоваться такой классификацией с целью профессионального самоопределения неудобно: ведь название профессии чаще всего неизвестно выбирающему.

Можно разделить все профессии на две группы по характеру труда: преимущественно физического и преимущественно ум­ственного. В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением компьютерной техники. Неко­торые профессии стало даже трудно классифицировать по этим признакам.

Еще одна классификация — распределение профессий по отраслям народного хозяйства. Сам этот термин имеет очень широкий смысл и обозначает совокупность всех отраслей производства и труда. Получить представление о занятости работающих в них позволяют следующие данные:

 


Отрасли народного хозяйства (доля по числу работающих, %)

Промышленность и строительство 39,0

Транспорт и связь 7,0

Сельское хозяйство (животноводство и 19,0

растениеводство и т. д.)

Торговля (сюда же относится общественное 8,0

питание, материально-техническое снабжение)

Наука, просвещение, культура, здравоохранение 19,0

Аппарат органов управления 2,0

Другие отрасли непроизводственной сферы, 6,0

в том числе бытовое обслуживание

 

Классификация профессий по выделенным выше отраслям народного хозяйства условна, так как эти отрасли часто взаимопроникают, например здравоохранение и наука. Кроме того, есть профессии отраслевые и межотраслевые, т. е. распростра­ненные в ряде отраслей народного хозяйства. Примером может служить профессия слесаря.

Можно также разделить все профессии на две группы по признаку материального производства: профессии производственной сферы (сюда относят промышленность, количе­ство отраслей которой измеряется двузначным числом, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транс­порт, связь) и профессии непроизводственной сферы (здравоохра­нение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и др.). Когда делят отрасли на производственные и непроизводственные, это привычно, но не точно. Фактически все трудящиеся заняты разными видами производства. Любой труд, если он нужен людям,— это деятель­ность созидательная независимо от того, какие ценности получа­ются в результате — материальные или духовные. И в этом смысле все профессии одинаково важны.

Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой квалификации. Выделяют высококвалифицированные профессии (наладчики, операторы и др., т. е. рабочие, выполняющие работу, связанную со сложными технологическими процессами), квалифицированные (массовые рабочие: токарь, фрезеровщик, слесарь и др.), малоквалифициро­ванные (машинистка и др.), неквалифицированные (подсобные рабочие).

Ни одна из рассмотренных выше классификаций не может служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она предъявляет к личности работника: его способностям, интересам, возможностям? Очевидно, нет. Этим целям наилучшим образом отвечает классификация профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим от человека.

Эта классификация была разработана Е. А. Климовым.

Напомним, что профессия — определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.

Действительно, когда человек работает, его внимание направ­лено не на отрасль народного хозяйства, промышленности и др., а на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда). Реализуется эта цель посредством орудий труда. И ко­нечно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального само­определения.

Теперь рассмотрим подробнее последнюю из рассмотренных в предыдущем параграфе классификаций.

Типы профессий. По первому признаку — предмету труда — все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов.

Самыми распространенными являются профессии, где предме­том труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» («человек — техника»). К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъемных и транспортных средств: слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник (механик).

Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования: слесарь-механик, токарь, стале­вар, сборщик часов, инженер-физик и др.

В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций,— это тоже описываемый тип профессий: архитектор, строитель, техник-сантехник и др.

В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров: заготовщик верха обуви, огранщик алмазов, ткач, столяр и др.; по переработке продуктов сельского хозяйства: пекарь, кондитер, инженер-технолог по переработке пищевых продуктов и др.; по добыче или обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер, дизелист буровой установки и др.

Следующий тип профессий — «человек — человек» (Ч). Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание

людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др.

По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» («человек—природа»). Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека с природой, имеется в виду живая природа

и, прежде всего растительные и животные организмы, микроорга­низмы. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист-машинист широкого профиля, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д.

Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Такие профессии условно относятся к типу «человек — знаковая система» (З). Это, например, корректор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф.

Очень многим из вас, наверное, нравятся профессии, труд в которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. Это профессии типа «человек — художественный образ» (X): конструктор-модель­ер одежды, витражист, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

Разобравшись в типах профессий, вы сделали только первый шаг в овладении умениями анализировать различные виды человеческой деятельности. Чтобы отнести профессию или специ­альность к определенному типу, надо выяснить, на что главным образом в процессе труда направлено внимание человека.

Классы профессий. Внутри каждого типа профессии разделя­ются на классы в соответствии с целями труда. Несмотря на огромное разнообразие целей, которые имеют различные работы, они могут быть сведены к трем большим классам: узнать, преобразовать, придумать. Первый класс образуют так называе­мые гностические профессии и специальности. Название этих видов труда происходит от древнегреческого «гнозис» — знание или познание. Поэтому в тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтроли­ровать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относить­ся к гностической и обозначаться буквой «Г».

Гностические профессии можно встретить везде: и в поле, и в поликлинике, и на заводе, и на строительной площадке, в торговом зале. Они могут относиться к любому из пяти типов профессий, например: контролер — приемщик готовых изделий (Т), корректор (З), критик (X), санитарный врач (Ч), лаборант химико-бактериологических анализов (П).

Следующий класс профессий по своим целям связан с активным изменением свойств, состояния предмета труда, поэтому профессии называют преобразующими и обозначают буквами «Пр». Это самый многочисленный класс, так как познавательная деятель­ность человека часто не является самоцелью, а предваряет преобразующую деятельность. Под преобразующей деятельностью понимают любые воздействия на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пространстве, а также с целью активного сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Класс преобразующих профессий широко распространен в любом из рассмотренных нами пяти типов, например: столяр (Т), учитель (Ч), полевод (П), чертежник (З), реставратор (X).

И, наконец, изыскательские профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Условно этот класс обозначается буквой «И». Это профессии практического труда, их не надо смешивать с гностиче­скими, которые связаны со специальными изысканиями (геолог).

Например, закройщик в ателье индивидуального пошива дол­жен каждый раз, приступая к работе, изменять свою деятель­ность, исходя из фигуры заказчика, фасона и ткани, т. е. фак­тически решать нестандартные творческие задачи во время всего рабочего дня. Этот класс невелик по количеству профессий.

Редко, когда в работе человека присутствует только одна цель: распознать, преобразовать или придумать. Во многих профессиях цель труда включает в себя каждый из этих элементов или два из них. Поэтому, чтобы отнести профессию или специальность к определенному классу, необходимо разобраться, какой из элементов цели составляет главное содержание деятельности, а какой имеет лишь побочное значение. Так, для того чтобы лечить человека, врач должен сначала поставить диагноз, поэтому в труде врача обязательно присутствует элемент распознания, тем не менее, главное содержание большинства врачебных специальностей направлено на исцеление больного, т. е. на его преобразование.

Отделы профессий. Классы профессий в свою очередь подразделяются на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:

- профессии, связанные с использованием ручных орудий труда (Р). К ним, например, можно отнести специальность слесаря сантехника (его основными инструментами служат различит отвертки и гаечные ключи), специальность хирурга, для которого таковыми являются скальпель и другие хирургические инструменты. К этому же отделу относятся и те виды деятельности, выполнение которых связано с механизированными ручными инструментами и приспособлениями (у столяра это электрическая дрель, у зубного врача бормашина);

- профессии, связанные с использованием машин с ручным или ножным управлением (М). Например, токарь, фрезеровщик, машинист крана, тракторист-машинист широкого профиля, маши­нист тепловоза и др. Конечно, провести разграничение между машиной и механизированным инструментом не всегда легко. Если у орудия труда есть рукоятка управления или измерительные средства, то оснований считать устройство машиной становится больше;

- профессии, связанные с использованием автоматизированного и автоматического оборудования (А): сталевары, печатники, ткачихи, операторы энергосистем и др.;

- профессии и специальности, в которых основными орудиями труда выступают функциональные средства организма чело­века (Ф): певец, актер, учитель, балерина, дегустатор вин и др.

Группы профессий. По условиям труда можно выделить четыре группы профессий:

- труд в обычных бытовых условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертежник, бухгалтер, контролер радиоаппа­ратуры;

- труд на открытом воздухе в режиме резкого перепада температуры, влажности (о). Эти условия характерны для полеводов, трактористов-механизаторов широкого профиля и др.;

- труд в необычных условиях: под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и др. (н). Примеры профессий: водолазы, шахтеры, маляры, монтажники-высотники.

- труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности) (м). К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца и др.

Вы познакомились с классификацией профессий. Схематично ее можно изобразить в виде пирамиды из четырех ярусов: тип, класс, отдел, группа, профессия. Предполагается, что в каждом типе профессий есть классы, классы включают в себя отделы, отделы состоят из групп. Пока еще пустой ярус на вершине пирамиды предназначен для обозначения вашей будущей профессии.

Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному подразделению — типу, классу и пр. Практически

же часто явной является принадлежность профессии к нескольким разновидностям. Ведь каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки и других. Весь вопрос в том, какие из них являются доминирующими, а какие отступают на второй план.

При анализе любой профессии надо выделить четыре основных ее признака: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда — и по их условным обозначениям записать формулу профессии из нескольких букв. Эти буквы соответствуют типу, классу, отделу, группе профессий.

Например, рассмотрим профессию токаря. По предмету труда эта профессия относится к типу «человек — техника»; по цели труда — к классу преобразующих профессий; по средствам труда — к отделу профессий, где используют машины; по условиям труда — к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии Т Пр М б.

Классификация, с которой вы только что познакомились, предоставляет возможность выявить требования, предъявляемые профессией к личности работающего. Каким образом это происходит, вы узнаете в следующей главе. А пока потренируйтесь в умении анализировать профессии и специальности. Поможет вам в этом приведенная далее таблица. Освоив эту систему и научившись применять ее, вы сможете осознанно и правильно подойти к составлению формулы собственной профессии

Date: 2016-05-17; view: 3701; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию