Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Телесно—ориентированная групповая гештальттерапия
Известно, что при рождении ребенок обладает всем набором ощущений, даруемых ему природой. Его возможности практически не ограничены. Он обладает, как всякое живое существо, ориентировочным рефлексом, направленным на его выживание. Если что-либо неприятное оказывается в окружающей среде, ребенок немедленно это отвергает. Он различает приятное и неприятное, боль и удовольствие, непосредственно и спонтанно реагирует на происходящее во внешней среде. Направление, в котором пойдет его дальнейшее развитие, целиком зависит от того окружения, в котором он будет воспитываться. Если среда вокруг него будет поддерживать развитие личности в направлении ее природных данных, и будут осуществляться здоровые контакты с опорой на собственные ресурсы ребенка, то, скорее всего, вырастет свободная самостоятельная личность, способная развиваться. Однако, как правило, по мере воспитания ребенка затягивают в оценочную систему представлений о мире, "правильно - неправильно", "хорошо - плохо", "должен - безответственен", "надо - не надо", "за - против", "да - нет". Это давление извне постепенно обучает ребенка "оценочному переживанию", и, наконец, наступает момент, когда он начинает так чувствовать. В результате ребенок практически не принадлежит себе, он чувствует по правилам, поступает по правилам с оглядкой на того, кто оценивает его поведение. Его зависимость от кого-то, кто определит, правильно он действует или нет, постепенно становится фатальной и распространяется на все стороны душевной жизни ребенка. Вырастая, он фактически других переживаний не знает, поэтому на вопрос "что ты хочешь" он отвечает "не знаю". У него не сформированы собственные интересы, подавлены естественные желания, или возможные способности. Самым серьезным последствием такого воспитания является неспособность принимать самостоятельно решения во взрослой жизни. Вместе с тем, по мере взросления характер жизнедеятельности становится все более однообразным, чувства притупляются и тело "забывает" свои живой образ" мышечной радости, и вместо телесного переживания "приятно - неприятно" появляется думанье "правильно - неправильно", "можно - нельзя". Начиная с этого момента, человек не живет, а думает о жизни. Он не чувствует, что происходит в окружающей его среде, теряет телесно-пространственную ориентацию, не понимает, когда и как необходимо реагировать на раздражители. Его система чувств не настроена на окружающую среду, и потому его поведение определяется сознательными решениями, принимаемыми часто на основе догадок. Процесс угадывания сложен сам по себе и потому он заменяется запросом о разрешении. Не имея самостоятельного мнения, подобная личность легко оказывается во власти авторитетов. Авторитеты предлагают правила, по которым необходимо жить. Человек принимает их без собственного анализа, без решения нужны ли они ему в действительности, формируются интроекты, и он фактически перестает принадлежать себе. Жизнь по указке начинает походить на набор реакций, всегда имеющийся в запасе. От человека только требуется вовремя вытянуть ту, что подходит к данной ситуации. Однако, оказавшись в новой, незнакомой среде он чувствует себя потерянным. Вслед за этим, возникает страх контактов, и во избежание неприятностей они постепенно сокращаются. Круг суживается. При таком ограниченном обмене с внешней средой существование идет на очень низком энергетическом уровне. Жизнь меняется, условия варьируются, а стереотипы остаются прежними. В силу этого, человек находится в конфликте с внешней средой. Нарушаются его отношения в семье, на работе, на улице, ограничивается круг знакомых. Сил для жизни становится все меньше и меньше, наступает болезнь. Данная картина ярко выражена у лиц с нарушением речи, у которых коммуникативные трудности увеличиваются за счет дополнительной физической нагрузки — заикания. Процесс восстановления речи у этой категории людей происходит параллельно восстановлению способности к личностному росту и достижению эмоциональной зрелости. Но в той или иной степени она затрагивает всех. Для изменения этой ситуации мы начнем с самого простого: обычных двигательных реакций и ощущений. Мы будем двигаться и чувствовать, двигаться и осознавать, что происходит внутри, двигаться и прислушиваться к малейшим проявлениям собственного "Я". Наше "Я" одинаково правомерно проявляется и в мыслях, и в поступках, и в' движениях, и в ощущениях тела. Поэтому, начиная работу с тела, с простейших ощущений, мы на самом деле будем работать с большим и сложным "Я". Тело является одним из путей к "Я". Телесно-ориентированная гештальттерапия открывает возможность человеку ощутить свое тело, как жизнерадостное и свободное. Оно перестает быть чужим, за ним уже не надо наблюдать, его не надо иметь — им надо быть. Ему разрешено быть. ЕМУ МОЖНО БЫТЬ. Путь к радостному переживанию своего тела лежит через сознание "здесь и теперь". Совершая медленные движения и ежемоментно сознавая — замечая телесные ощущения, отреагировав "незаконченные" переживания, вы восстановите переживания в качествах "приятно - неприятно". Первоначально работа проводится только с самим собой. Работа со своим телом, со своими чувствами, точное восприятие осуществления движения, исследование способа комфортного движения, белых участков тела организуется при полном освобождении от оценок и разрешении всех желаний. Равные права имеют все чувства, нет ни плохих, ни хороших, но ориентироваться мы будем на позитивные переживания. Мы живем так, как нам приятно. Если нам что-либо не нравиться, мы немедленно "отвергаем" (перестаем выполнять) и запоминаем для дальнейшего обсуждения. Затем мы работаем вместе с партнером: вчувствование в него, активное манипулирование его телом, исследование его тела, при контакте, суставов в пассивном состоянии и т. д. Важным моментом при контакте с партнером является сохранение своего интереса, получение удовольствия за счет партнера и одновременно вместе с ним. Нашей задачей будет научиться на уровне тела сохранять свое внимание в пределах своего собственного интереса. Date: 2016-05-16; view: 384; Нарушение авторских прав |