Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедия и гештальттерапия





ОТ АВТОРА

Настоящее методическое руководство содержит описание модифицированного психотерапевтического метода гештальттерапии, представляющего собой одно из направлений современной психотерапии. Предлагаемый терапевтический курс первоначально предназначался для лиц с речевыми нарушениями и коммуникативными трудностями, однако в настоящей редакции также годен для Других контингентов с различной личностной проблематикой. Курс включает два этапа: телесно-ориентированную групповую гештальттерапию и личностно-ориентированную дискуссионную гештальттерапию.

В свою очередь, первый этап состоит из трех циклов упражнений:

1. терапия, направленная на сознавание собственного тела и чувств;

2. терапия, направленная на понимание партнера по общению и характера взаимодействий с ним;

3. психотехническая часть, направленная на тренировку основных психических функций: внимания, памяти, восприятия. Для лиц, страдающих затяжными формами заикания, ряд упражнений сформулированы, как речевые модели.

В основу курса положены: тренинг творческой психотехники С.В. Гиппиус, тренинг спортивной психотехники Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомова, курс "Работа с телом" Генриха Вернера (Германия), традиционные приемы группового взаимодействия, разработанные С. Кратохвиллом, Б.Д. Карвасарским и др. Известные техники переработаны в рамках гештальттерапии и адаптированы к группам с речевыми проблемами и проблемами общения.

Автор выражает признательность Сюзане Махт за то, что она сочла работу достойной внимания и активно способствовала изданию настоящей книги. Хочется поблагодарить логопеда Елену Михайловну Бушуеву, за чтение отдельных глав рукописи и замечания, оказавшие ценную помощь автору.

Особую благодарность хочется выразить кандидату психологических наук Татьяне Алексеевне Болдыревой за мудрые советы и поддержку, которые она оказывала автору на протяжении всего периода работы над книгой. О. Романенко. 10.05.95.

Введение.

Логопедическая работа включает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности заикающихся. Второй аспект деятельности логопеда имеет недостаточно профессиональный уровень, что связано с особенностями подготовки этих специалистов в области психологии. Это делает необходимым поиск новых логопсихологических подходов для повышения эффективности лечения заикания, как нарушения личностного порядка.

Нарушение речи в значительной мере искажает процесс общения и социальной адаптации. Заикание, возникшее в раннем возрасте и сопровождающее развитие личности до возраста ее зрелости, существенным образом деформирует ее отношения с внешней средой с одной стороны и собственное развитие с другой. Одним из основных моментов психологического развития заикающихся является формирование фиксации на дефекте речи. Снятие фиксации внимания на речи — одна из задач логопедической работы. Вместе с тем, логопед, традиционно уделяя основное внимание характеру речепроизношения — коммуникативному аспекту, волей—неволей способствует усилению имеющейся фиксации.

Настоящее методическое пособие значительно расширяет возможности логопедической работы, структурирует и определяет область применения психологических приемов с целью воздействия на все уровни нарушений речевого общения: коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Применение гештальттерапии, в данном случае, отвечает основным задачам. Как целостный подход, она охватывает все стороны личности и рассматривает их во взаимосвязи друг с другом. С этих позиций речь представляется не сама по себе, а как часть единого функционирующего организма. Проблема речи анализируется и решается в контексте структуры личности и процесса общения.

Представленный здесь психотерапевтический курс предполагает совместную работу логопеда и психолога, при которой логопедическое воздействие осуществляется в ходе гештальттерапии и не делает специального акцента на речи. Логопед принимает участие в группе в качестве ко-терапевта и оказывает постоянную логопедическую поддержку с помощью отраженной и сопряженной речи. В ходе работы формируется система отношений "психотерапевт – логопед - клиент".

Упражнения, предлагаемые в данном пособии, могут быть использованы не только как психотерапевтический курс, но и для собственно логопедической работы. Они заключают в себе все виды речевой работы: от релаксации и постановки дыхания до функциональных нагрузок. Они легки в применении, не имеют жесткой структуры, конкретны, эффективны, могут быть использованы с учетом индивидуальности участников и на любом этапе логопедической работы.


Групповая гештальттерапия. Основные понятия. Методы.

Основателем гештальттерапии, ее групповой формы, считается Фриц (Фредерик С.) Перлз. Он обобщил имеющиеся знания в области психологии восприятия и личности различных психологических направлений и органично использовал для разработки методики групповой гештальттерапии. Им были созданы группы, где индивидуальная работа сочеталась с групповым процессом. Будучи нейропсихиатром по образованию, он начал работу в духе идей 3. Фрейда. Позже в своих поисках самостоятельного метода Перлз изучал теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера. Значительное влияние на его мировоззрение оказали:

1. философия экзистенциализма с ее представлением о свободе человека и его ответственности за собственный внутренний мир;

2. гештальттеория, акцентировавшая внимание на феноменологию текущего опыта;

3. теория Вильгельма Райха о телесных проявлениях психологических проблем, способствовавшая разработке Перлзом понятия телесного проявления сопротивления.

Изначально гештальт исследования велись в области теории восприятия и показали, что в ходе восприятия человек активно структурирует предлагаемый материал в соответствии со своей внутренней организацией. Затем Курт Гольдштейн распространил положения гештальттеории на область мотивации человеческого поведения, в частности, принцип целостности. Перлз сделал следующий шаг, применив гештальттеорию к личности в целом и ее функционированию. Он использовал понятие "отношения фигуры и фона" для объяснения чувств, эмоций, ощущений и процесса развития личности.

Основной целью групповой гештальттерапии Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в ходе жизненного цикла, что должно способствовать достижению личностью зрелости. Под зрелостью он понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. При этом в центре внимания оказываются невротические механизмы нарушения контактов. Терапия контактов осуществляется по двум направлениям:

1. анализ вербального содержания и

2. анализ телесных проявлений.

В рамках гештальтпсихологии душевные и телесные переживания рассматриваются как проявления одной и той же сути. Любой аспект человеческой деятельности обнаруживает его целостное "Я", т.е. всякое жизненное проявление есть некоторое сообщение личности о себе. Мимика, движения, позы свидетельствуют о его внутренней жизни, так же, как его речь и мышление. Поэтому терапия тела ведет к изменениям в ядре личности также успешно, как и личностная терапия сознаваемых переживаний и симптомов. Телесное "послание" также важно, как и сформулированное речевое сообщение. Больше того, из-за существующих запретов, явления вытеснения, язык тела часто оказывается для клиента единственным каналом информации о себе и, наряду с речевым сообщением, значительно проясняет происходящее в нем для психотерапевта.


История телесной терапии восходит к работам ученика Фрейда Вильгельма Райха, который полагал, что механизмам психологической защиты можно противодействовать с помощью прямого телесного контакта.

Защитное поведение, выражающееся в напряжении мышц и стесненном дыхании, он назвал "телесной броней". "Броня" — это хроническое мышечное напряжение, избавляющее человека от переживания неприятных эмоций. Мышечная броня является тем способом, с помощью которого организм репрессирует "неоконченные" эмоциональные переживания. В момент напряжения мышц происходит ослабление чувствительности, т.е. жизненная энергия течет уже несвободно.

На "уровне тела" Райх выделил хронические энергетические блокировки. Он полагал, что между хроническими энергетическими блокировками ("уровень тела") и подавляемыми эмоциями (психологический уровень) существует психофизическое взаимодействие. Поэтому, с его точки зрения, жизненная энергия может быть высвобождена путем прямого манипулирования напряженной областью. Райх выделил семь кругов "телесной брони", манипулируя которыми можно высвободить репрессированные чувства. Эти круги, по его мнению, действуют как барьеры на пути свободного течения энергии вдоль тела. "Телесная броня" препятствует течению энергии, а жизненно важные функции теряют свой естественный характер. Высвобождая эту энергию, терапевт способствует оздоровлению личности, так как свободно текущая жизненная энергия является основой функционирования здоровой личности.

Александр Лоуэн, ученик Райха, развил представления телесной терапии, соединив вербальную и телесную терапию. Он разработал понятие "энергии" и изучал тело через его энергетические процессы. Он определил "оптимальное состояние тела", как состояние спонтанного и всеохватывающего развития энергии. По его мнению, в случае нарушения течения энергии искажаются чувства удовольствия и целостности личности. Так, невротики не способны в полном объеме испытывать эти чувства, т. к. расходуют основную часть своей энергии на поддержание механизмов психологической защиты.

Биоэнергетические методы имели своей целью возвращение людей к их первичной природе. Первичная природа мыслилась, как состояние искреннего удовольствия, т.е. свобода телодвижений и отсутствие мышечных напряжений. Лоуэн считал, что процесс социализации мешает людям непосредственно выражать свои чувства. Работа с телом помогает человеку высвободить чувства, подавленные в ходе социализации. Отчуждение от собственного тела является причиной межличностной отчужденности. Биоэнергетическая модель Лоуэна предполагала, что чувства и импульсы, выражению которых мешает страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, приводят к телесной ригидности, энергетическому распаду и изменению личности.


Особое внимание биоэнергетиками уделялось процессу дыхания. Концентрирование внимания на дыхании в сочетании с манипулированием телом давало усиление релаксации. Дыхательные упражнения способствовали усилению движения энергии. Углубляясь в терапевтический процесс, терапевт следовал за клиентом, поддерживал его в воспоминаниях пережитых ранее чувств и побуждал его обращаться к соответствующим людям прямо или символически. При возникновении в ходе терапии тревоги, клиенту предлагалось дышать глубоко, начинать дыхание с низа живота и останавливаться на этом чувственном переживании, часто сопровождаемом звуками, способствующими его прояснению.

Лос-анжелесский психолог Янов считал воспроизведение травмирующих переживаний необходимым для установления психической связи между болью и ее происхождением. При этом процесс строился таким образом, чтобы не допустить интерпретаций и рационализаций, способствующих уходу от переживаний. В этих условиях усиление ощущения боли свидетельствовало о росте осознания недостатка родительской любви в детстве. В силу этого основной задачей являлось "докармливание" клиента этой любовью с целью избавления взрослого человека от поисков любви, компенсирующей прошлую депривацию.

В целом разнообразные направления телесной терапии сходились на том, что в любой стрессовой ситуации реакция тела неизбежна. Переживания отражаются в том, как люди ходят, дышат, управляют своими мышцами, принимают позы, жестикулируют и даже в типах телосложения (Лоуэн). Своей целью они ставили расширение сознавания индивидуумом глубоких организмических ощущений, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, а также обучение клиента самостоятельно разрешать конфликты в этой области.

Групповая гештальттерапия, начатая Перлзом, заимствовала рациональные моменты различных направлений телесной терапии и, переработав их, включила в свой теоретический и практический базис. Сегодня это, по существу, синтетический подход. Преследуя свои терапевтические цели, он использует приемы различных психологических направлений. Однако, философия гештальттеории, включающая понятия "целостность", "индивидуальность личности", "ответственность за свою жизнь", "здесь и теперь", "сознавание" и др., акцентирующая внимание на поиске ответов на вопрос "как", а не "почему", делает это направление самостоятельным, неповторимым и продуктивным подходом в решении проблем личности и ее здоровья.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

Основным положением гештальтпсихологии, из которого она исходит, является понятие целостности. Целое не есть сумма его частей. Целое — это качественно новое образование, определяемое взаимодействием и взаимозависимостью составляющих его частей. Понятие организма, как целого, разрабатывается и гештальтпсихологии, исходя из его неповторимости, уникальности, взаимодействия его частей между собой и его со средой Ментальная и физическая деятельности равновероятно обнаруживают индивидуальность личности. В силу этого терапевтическая работа с телом или с вербализованным содержанием в равной степени ведет к изменениям в структуре личности.

На практике этот принцип реализуется в том, что терапевт работает одновременно и с вербальным материалом и с телесным» проявлениями. Обсуждая предъявленную клиентом проблему, терапевт следит за его телом. Телесные проявления являются сообщением о событиях, несознаваемых самим клиентом. Указывая на происходящее и предлагая усилить телесные ощущения, терапевт способствует проявлению скрываемых телесными зажимами чувств. Клиенту предлагается "говорить" от имени частей своего тела, манипулировать ими или сделать попытку объяснить их. Это способствует целостному осознанию себя клиентом. Таким образом, охватывается вся личность в целом, сознательная и бессознательная части. В процессе терапии выявленные части личности, разнонаправленные стремления интегрируются, приводя к ее целостности.

Принцип целостности проявляется также и в том, что взаимодействия со средой (с группой) конкретной личности определяются структурой самой личности и представляют собой единую систему. То, каким образом личность реагирует на то, что она выбирает во внешней среде, зависит от характера формирования личности в системе "среда—организм—среда". Сформированные первоначальным воздействием среды на организм механизмы контакта, затем используются личностью при последующем взаимодействии со средой. Для терапевтического вмешательства необходимо воспроизведение реакций личности в группе. Эти события позволяют выявить структуру личности и определить пути терапевтического влияния.

КОНТАКТ - УХОД

Взаимодействуя со средой, организм образует "контактную границу". На "контактной границе" происходит удовлетворение потребностей личности" Устанавливая "контакт" организм удовлетворяет потребность, осуществляя "уход", уступает место новой потребности. Невротические изменения в личности выражаются в искажении внешнего взаимодействия со средой, в нарушении образования "контактной границы", т.е. процесса "контакт-уход".

При невротическом контакте сознавание внутренней и внешней зоны отсутствует. Под внутренней зоной подразумеваются все переживания тела, под внешней — сенсорные сигналы окружающей среды. Поступающая из этих зон информация не интерпретируется и не оценивается.

Интерпретация имеет место в средней зоне. Ее составляют мыслительные процессы, фантазии, верования и т. д. Сосредоточение на средней зоне вызывает исключение из осознания событий внешней и внутренней зон. В этом случае организм "не знает", что соотносить и с чем из внутренней и внешней зон. Контакт осуществляется с опорой на неадекватные представления средней зоны, происходит потеря осознания настоящего момента и "уход" от реальности.

Сосредоточение на нереальных событиях средней зоны есть фиксация. Она обнаруживается наличием ригидного паттерна, постоянно повторяющегося в жизни невротика. Быть фиксированным значит быть в "слиянии" любого рода: сосания, телесной близости, привязанности, воспоминаний и грез и т.п. Невротик привязывается к истощившимся отношениям, из которых уже ничего получить не может, не оканчивая их и не предпринимая ничего нового. Любое изменение, несущее в себе долю риска, представляется ему только потерей, и никогда — компенсирующим приобретением. Фиксация на представлениях, интерпретациях, интроектах искажает иерархическую структуру потребностей личности, поскольку из-за нарушения процесса "контакт-уход" потребность не удовлетворяется и "застывает" в неизменном виде, "не меняя своего положения" в структуре личности.

Для изменения невротической структуры, прежде всего, необходимо восстановление осознания внутренней и внешней зон. Сосредоточение на настоящем моменте позволяет прояснить внутреннюю зону. Развивая и углубляя чувства, клиент воспроизводит в своих воспоминаниях прошлую ситуацию, где сформировался ригидный паттерн. Терапевт помогает ему соотнести чувства, процесс слияния и интроект с имеющимися реальными возможностями реализации этого чувства. Нарушая слияния, терапия восстанавливает адекватные реакции как прошлой, так и настоящей ситуации. Разрушение механизмов слияния снимает невротическую фиксацию.

ФИГУРА И ФОН

Другим важным понятием является отношение "фигуры и фона". Здоровый организм взаимодействует с внешней средой, устанавливая "контактную границу" в соответствии с доминирующей в данный момент потребностью, т.е. выделяет фигуру в среде. После удовлетворения потребности, завершения гештальта, фигура "отходит" в фон. Контакт с внешней средой осуществляется, таким образом, посредством ритмичного формирования фигуры с последующим завершением и отходом ее в фон. При функционировании здорового организма происходит закономерная смена доминирующей потребности и переструктурирование иерархии потребностей личности.

При невротической системе контакта потребность не удовлетворяется в силу нарушения механизма взаимодействия с внешней средой (внешней зоной). Гештальт остается незавершенным, целостность нарушается. В подобном стрессовом состоянии организм долго находиться не может и постепенно вытесняет из сознания неразрешенный конфликт со средой, а заодно и неотреагированное чувство, неудовлетворенную потребность. Репрессированное чувство обращается в организме в неосознаваемую причину невозможности решения проблем и оказывает, помимо воли человека, подспудное влияние на его психическое состояние. Попытка решить проблему оборачивается стойким паттерном неудач. Воздействие репрессированного чувства проявляет себя в телесных реакциях, различного рода невротических симптомах, т. к. остается неизменным его стремление выйти наружу. В силу невозможности реализовать потребность иерархическая структура личности искажается, переструктурирование иерархии потребностей не происходит. Сознание удерживает в поле ясного видения лишь потребность, соответствующую принятому личностью представлению.

Фиксация на этом представлении (средняя зона), как единственно верном препятствует осознанию действительно требующей удовлетворения потребности (внутреннюю зону). Реальная потребность заслоняется в сознании ложно доминирующей. В организме создается постоянное напряжение из-за борьбы противоположных тенденций и невозможности самореализации. Закономерный процесс формирования фигуры и отхода ее в фон не функционирует. Личность не развивается.

Для восстановления нормального функционирования организма терапия предлагает клиенту сосредоточиться на настоящем моменте (если есть проблема, то она есть и в настоящий момент). Подобное сосредоточение позволяет обнаружить и терапевтически высвободить репрессированное чувство. Этот процесс связан с дифференцированием внутренней и внешней зон. Отчетливое представление событий внутренней зоны способствует формированию фигуры и ее завершению при взаимодействии с внешней зоной. В ходе терапии корректируются представления средней зоны. Организм теперь может сформировать фигуру, выделить ее в среде в соответствии со своей вновь осознанной потребностью, установить "контакт" с внешней средой, завершить гештальт и совершить "уход" в фон, т.е. изменить положение, теперь уже удовлетворенной, потребности в иерархической структуре личности

СОЗНАВАНИЕ

Сознавание — основа терапевтического гештальт метода. Посредством сознавания осуществляется прямое психотерапевтическое воздействие на потребностную сферу личности. Сознавание предполагает сосредоточение на переживаемом в настоящий момент. Непосредственное переживание является целебным, т. к. создает условия снятия наложенного в прошлом запрета на переживание клиентом чувств, изживания гнетущего конфликта, заканчивания прошлых ситуаций" — образования гештальта, разведения всех трех зон в сознании человека. Сознавание текущего переживания ведет к проявлению ранее вытесненных чувств и связанных с ними неудовлетворенных потребностей. Восстановленная в ходе этого процесса потребность "находит" свою адекватную реализацию во внешней зоне, освобождаются ранее заблокированные чувства, и потребность занимает свое место в обновленной иерархической структуре, "фигура отступает в фон" Свободно текущий процесс сознавания, с позиций гештальттерапии, является критерием здоровья, поскольку, сознавая свои потребности и, оперируя ими, личность совершенствуется. Для самосовершенствования необходимо развивать способность обосновывать события средней зоны, удерживая события внешней и внутренней зон в сознании. Личность, сознающая все три зоны, способна осуществлять здоровый контакт со средой

В ходе терапии психотерапевт поддерживает сознавание клиентом потока переживаний, усиливает и сохраняет их непрерывность. Погружаясь в мир клиента и находясь рядом, он помогает осуществить поиск психологических ресурсов, опираясь на которые личность интегрируется. Сознавая и признавая в себе те или иные явления, человек вынужден взять на себя ответственность за изменение или постоянство этих событий. Сознавание — активный самостоятельный акт клиента, а психотерапевт лишь направляет и помогает ему оставаться в нем. Таким образом, процесс сознавания предполагает принятие клиентом ответственности за свою жизнь. Процесс сознавания организуется таким образом, чтобы подвергнуть воздействию все проявления личности: поведение, чувства, телесные ощущения.

Сознавание начинается с того, что клиент сосредотачивается на своем теле и произносит про себя: "Я замечаю, сознаю в своем теле...". Внимательно внутренним взором "просматривает" все участки своего тела с ног до головы. В результате он обнаруживает различные "неровности" в ощущениях, напряженные или сильно расслабленные участки тела, странные и неясные чувства, Эти упражнения научают его быть внимательными к своему телу, к своим ощущениям, подготавливают к работе с глубокими переживаниями. Терапия сознаванием помогает обнаружить в теле "блоки" и "слепые пятна" (хронически подавляемые мышечные движения и ощущения). При направленном сознавании, т.е. сознавании "белых пятен", и оперировании своим телом, клиент неизбежно восстанавливает подавленные ранее ощущения и возвращает себе чувственно-телесную ориентацию в окружающем. В результате этой работы он становится способным различать процессы, происходящие в его теле, и понимать, что реально чувствует и хочет в данный момент.

"Блок" — постоянная работа организма невротика, направленная на поддержание состояния неразличения происходящего в нем, на подавление процесса замечания возникающего возбуждения, Благодаря этой работе репрессированные чувства не осознаются. "Блоки" скрывают возбуждения и волнения, возникающие при формировании контакта. Здоровый контакт всегда сопровождается волнением и возрастанием энергии в организме. Невротический контакт сопровождается прерыванием возбуждения и проведения работы по неразличению этого прерывания. Таким образом, при невротическом контакте происходит автоматическое прерывание роста энергии и волнения. Направленное сознавание "блока" восстанавливает способность замечать процесс прерывания возрастания энергии и самого волнения — возрастание энергии. Сознавание оказывает непосредственное влияние на потребностную сферу личности, извлекая из-под сопротивлений и "блоков" чувственную информацию. Манипулируя ею, личность получает новый сенсорный опыт. Сличая этот опыт с прошлым в "незаконченной ситуации", человек корректирует представления средней зоны. В психотерапевтической практике внешней зоной служит группа, внутренней — новый сенсорный опыт клиента, а средней зоной — представления - интроекты, определившие его опыт "незаконченной ситуации". Для реализации нового сенсорного опыта, для отреагирования чувств клиент вынужден найти новый "алгоритм" или "закон" их проявления. Этот "закон" он может получить либо от группы, либо от терапевта, либо выработать совместно с группой и терапевтом. Отказ от насильственно навязанных интроектов, чужих представлений и выработка новых, адекватных ситуации, способствует реализации потребностей при ясной дифференцировке внутренней, внешней и средней зон. Осознание трех зон есть условие здорового "контакта-ухода" и развития личности через общение. В силу сказанного процесс сознавания есть целебный процесс, направленный на развитие и достижение личностью зрелости.

СЛИЯНИЕ

С позиций гештальтпсихологии процесс восприятия и сама личность организуются через "противоположности". Однако эти "противоположности" не являются непримиримыми частями, а различиями, формирующими и завершающими гештальт. Перлз рассматривал личность как целостное образование, но состоящее из двух компонентов — "Я" и "ОНО". Когда индивид действует по побуждениям из области "Я", он способен дифференцировать себя от других. Он ощущает свою неповторимость, нетождественность с овальным миром, свою уникальность. Когда он действует из области "ОНО", то оказывается тесно связанным со своим окружением. Граница "Я" в этом случае становится расплывчатой, и индивид испытывает чувство идентичности с внешним миром. Эти две области взаимно дополняют друг друга и отвечают за формирование и завершение гештальтов. Так, область "Я" способствует различению, выделению фигуры из фона, а область "ОНО" завершает гештальт и возвращает фигуру в фоновое окружение.

Здоровая личность идентифицирует себя с внешним миром благодаря области "ОНО", а затем отстраняется от него, дифференцируется, благодаря "Я", на новом энергетическом уровне. Невротическая личность не осознает своих частей, не дифференцирует их. Ее границы "Я"' размыты, а сама она находится в слиянии с внешним миром. Размывание границ "Я" ведет к нарушению контакта, к невозможности формировать фигуру и возвращать ее в фон. Состояние неразличения частей есть слияние. Другими словами, слияние есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, интенцией и реализацией, двумя людьми, т.е. нет сознавания различий между ними, инакости, отличающей их друг от друга. Подобное отсутствие чувствования границы, т.е. чувствования чего-то другого, что должно быть замечено, иного, что требует своего индивидуального подхода и оперирования, не позволяет в силу нарушения функционирования личности через противоположности, возникнуть и развиться системе "фигура/фон". Контакт развивается по невротическому типу, при котором не происходит ни сознавания волнения, ни сознавания ощущения радости самого контакта, т.е. чувства, инициирующие контакт, находятся в репрессированном состоянии. Раз нет здорового контакта, следовательно, нет опыта, нет развития личности. В силу сказанного, идентификация временна и полезна, слияние, напротив, постоянно и патологично.

Патологическое слияние формируется в ходе развития личности в момент, когда человек с целью самосохранения уподобляется авторитетам и принимает что-либо на веру без собственного анализа. В условиях слияния значительное количество энергии человека уходит на уподобление значимому лицу, поэтому на формирование собственного "Я" ее практически не остается.

Идентифицируясь с "авторитетом", ребенок принимает как должное что-либо, не подвергая анализу, ассимиляции, т.е. уподоблению через самоанализ. В силу этого он оказывается не в состоянии оперировать этим материалом, пересматривать его вновь в новых условиях, не может даже отказаться, так как фактически его еще не приобрел. Этим объясняется тог факт, что человек со сформированным слиянием вынужден "запрашивать" авторитеты о правильности своих действий и регулировать свое поведение в соответствии с их нормами. Любая попытка изменить образ жизни вызывает у него значительное сопротивление. Он зависит от авторитетов, не может опираться на собственные силы и потому не способен жить самостоятельно.

В случае прерывания слияния у подобной личности возникает чувство вины и тревожность. Это заставляет ее либо восстановить прерванное слияние, либо разорвать отношения полностью. Она оказывается совершенно неспособной проработать разногласия до полного согласия или до согласия на разногласия. Чтобы восстановить слияние, партнеры пытаются приспособить себя к другому или другого к себе. В первом случае партнер теряет свою индивидуальность, во втором — принуждает партнера, искажая его личность.

Напротив, находясь в здоровом контакте, люди уважают мнение другого, свой и чужой вкус, несут ответственность каждый за себя и оживляются по поводу возникающих разногласий. Здоровый организм через противоречия и противоположности обогащается и развивается. Контакт ведет к волнению, возбуждению, переходу на другой уровень общения, к развитию отношений и росту каждой личности. Разнообразные возбуждения, связанные с волнениями, удовольствиями или агрессией и болью, пробуждают энергию организма к дальнейшему контактированию и приспособлению к окружающему миру. В этих чувствах организм расширяет свои границы и развивается.

При патологическом слиянии ранее дифференцированные части оказываются связанными и удерживаются от нового опыта. Актуальная и потенциальная энергия этих частей связывается, и дальнейшее ее функционирование в организме затрудняется. Эти части личности остаются на данном энергетическом уровне, и личность останавливается в своем развитии. Так, например, желание плакать и сжатие диафрагмы, противодействующее этому действию, оказываются связанными и не реализуются. Энергия плача связывается с энергией, запрещающей плач. Организм находится в своеобразном самопараличе. Плач есть естественная реакция организма при потерях и утратах. Агрессия против плача возникла при слиянии с авторитетами, запрещающими плач. Чувство потери не выплакано, а значит, эта часть организма не функционирует, т. к. связана энергией агрессии. Защищаясь от конфликта, организм вытесняет нерешаемую в конкретных условиях задачу, и постепенно части конфликта перестают человеком осознаваться. Психотерапия слияния осуществляется сознаванием. Благодаря сознаванию недифференцированных, отчужденных ранее частей личности, становится в последующем возможна ее идентификация с внешней средой, удовлетворение потребностей и отделение от среды, т.е. функционирование системы фигура/фон. Так, психотерапия в описанном примере возвращает осознание частей конфликта и одновременно разделяет слившуюся энергию на энергию плача и энергию агрессии против плача. Оживленный в благоприятных условиях конфликт разрешается. При этом разрешаются обе части конфликта: печаль — выплакиванием, ретрофлексивная агрессия обращением назад вовне и выражением. Благоприятными, в терапевтическом смысле, условиями являются подготовленная доверительная атмосфера в психотерапевтической группе и поддержка клиента психотерапевтом.

Итак, основными следствиями невротических изменений в личности являются: связывание энергии, прекращающийся, в силу этого, ее рост и возникающие затруднения в общении. Из-за этого происходит постепенный отказ невротика от трудных контактов, замыкание в ограниченных "безопасных" привычках, что ведет также к остановке развития личности. Остановка в развитии означает невозможность завершить благополучно жизненный цикл. Незавершенный жизненный цикл передается следующему поколению. Происходит воспроизведение паттернов поведения.

Как уже отмечалось, в основе этих процессов лежит невротическое обрывание возбуждения, осуществляющего (питающего) контакты. Любое прерывание возбуждения искажает здоровый контакт, невротизирует личность. Гештальтпсихология выделяет несколько механизмов прерывания возбуждения и контакта, из которых мы рассмотрим ретрофлексию, интроекцию, проекцию.

Эти механизмы возникают в разных условиях, но независимо от того, какой механизм превалирует в данном случае, они все присутствуют у одной и той же личности и дополняют друг друга, взаимодействуя и оказывая взаимное влияние. Все они формируются в трудной для организма ситуации.

Существуют различные реакции на жизненные трудности: уход от проблем, невосприимчивость к боли, возникновение бреда и галлюцинаций. Все это, по существу, уход от реального контакта. В норме индивидуум снижает свой уровень сознавания в опасной ситуации, а затем, после ее разрешения, восстанавливает. Если опасная ситуация продолжается, то возможно формирование охраняемого паттерна контакта, действующего даже в отсутствие реальной опасности. В этом случае охраняемый паттерн носит невротический характер и осуществляется через ретрофлексию, интроекцию и проекцию, которые являются психологическими механизмами защиты личности от трудностей жизни.

ТРЕВОЖНОСТЬ

Психотерапия невротических механизмов сталкивается, в первую очередь, с переживанием тревожности. Тревожность является самым доступным, в смысле наблюдаемых событий, показателем неблагополучия в организме. Она возникает всякий раз, когда у организма нет возможности естественным образом реализовать свои потенции. Одновременно с появлением тревожности мы можем констатировать нарушение дыхания. Эти два момента в функционирующем организме тесно связаны.

Для самореализации организму необходима энергия и определенный уровень возбуждения. Энергию организм получает из процесса жизнедеятельности. Сильная мотивация всегда сопровождается значительным ростом уровня возбуждения и распределением энергии в организме таким образом, чтобы она направлялась на предмет реализации. По мере роста возбуждения здоровый организм рефлекторно усиливает дыхание, его частоту и амплитуду, способствуя тем самым более полному высвобождению нарастающей энергии и реализации потребности.

При невротической дезорганизации личности происходит, сознательное или бессознательное, сдерживание возникающего возбуждения. Это сдерживание осуществляется напряжением определенной группы мышц в грудной клетке, расстраивающим естественное дыхание. Ограниченное прерывистое дыхание сдерживает рост возбуждения. В этом случае невротический контроль возбуждения неизбежен, так как невротик фиксирован на средней зоне. Он не дышит бессознательно автоматически, а неконтролируемо мешает своему дыханию мышечными напряжениями. Так, в традиционном примере с плачем, напряжение диафрагмы, направляемое против стремления рыдать или выражать отвращение и гнев, или напряжение горла, направляемое против тенденции кричать, или сдерживание агрессивного движения плеч и другие аналогичные мышечные проявления естественно вмешиваются в процесс дыхания. В результате подавления невротиком возбуждения наступает частичная иммобилизация организма. Чем больше подавляемых возбуждений, тем больше частичных иммобилизаций, и тем менее жизнеспособным становится организм. В этом процессе тревожность возникает, как чрезвычайное состояние конфликта между сильным возбуждением и самоконтролем личности.

В силу сказанного, углубление дыхания и сознавание тревожности, непременно приводит к вскрытию подавляемых чувств.

Эта связь особенно очевидна у клиентов с речевыми проблемами, у которых вступление в речь сразу же сопровождается нарушением дыхания и тревожными переживаниями. Регулируя дыхание и концентрируя внимание у этой группы клиентов на органах артикуляции, легко обнаружить связь телесных (артикуляционных) ощущений с их психоэмоциональными состояниями. Дальнейшая терапия направляется на преодоление сопротивления, на поиск заблокированного возбуждения и его вскрытие, на принятие этого возбуждения как части своей личности и, следовательно, на повышение жизнеспособности организма.

РЕТРОФЛЕКСИЯ

Ретрофлексия буквально означает "обращение назад". Ретрофлексия поведения — это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать. При ретрофлексии различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были бы изменять среду с целью удовлетворения потребностей организма. Человек как бы подставляет себя на место среды в качестве объекта действия, в качестве цели поведения, являясь при этом, одновременно и действующим лицом. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на две части — на "делающую" и "испытывающую действие".

Формирование этого механизма протекает в детстве, когда ребенок еще не способен противостоять давлению взрослых. Он вынужден подавлять свои желания, сдерживать их под воздействием взрослых. Однако его импульс или желание остается таким же сильным, как и раньше, и постоянно организует двигательный аппарат: позу, паттерн мышечного тонуса, начинающегося движения — в сторону открытого выражения. Но постольку, последнее грозит наказанием, организм начинает вести себя при сходной ситуации по отношению к своему импульсу так, как вела себя среда раньше, т.е. подавлять его. Происходит разделение энергии организма. Одна часть ее стремится к первоначальной и. никогда не достигаемой цели, а другая ретрофлексируется, т.е. обращается назад в организм, чтобы удержать первую, стремящуюся наружу. Теперь части личности направлены диаметрально противоположно друг другу. То, что вначале было конфликтом организма и среды, теперь интериоризировалось во "внутренний конфликт" между двумя частями личности — одним поведением и ему противоположным.

Ретрофлексия не представляет собой угрозы, если она временна, служит определенной ситуации, управляема, т.е. может быть устранена при измененных обстоятельствах. Она становится патологичной, если осуществляется хронически, без контроля, превращается в мертвое состояние, постоянно присутствующее в человеке. Такое глубокое подавление есть репрессия и невроз. В гештальттерапии ретрофлексий важно восстановление самого сознавания и блокирования, т.е. чувствование человеком того, что он делает и как. Если человек осознает свое ретрофлексирующее действие и вновь обретает контроль над ним, то блокированный импульс обнаруживается автоматически. Этот импульс свободно выходит наружу, если ничто иное его больше не держит. В терапевтической ситуации человеку предлагается сделать то, что он делает себе сам, кому-либо или чему-либо, с целью выведения импульса и его обращения. Поскольку и ретрофлексирующий акт, и само поведение являются составными частями организма, то необходимо, чтобы в ходе терапии человек принял обе эти части как свои и нашел новую интеграцию для их внешнего выражения.

Преимущество терапии ретрофлексирующей части личности состоит в том, что она сравнительно легко достижима для осознания и может быть непосредственно переживаема. Она не зависит от догадок и интерпретаций человека,

ИНТРОЕКЦИЯ

Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами. Результатом подобного слияния являются интроекты, формирующиеся у личности в целях выживания в конкретной ситуации.

Интроекция, также как и ретрофлексия, формируется в детстве, когда ребенок еще не может проанализировать навязываемый ему способ поведения, чувствования, оценки и принимает их посредством насильственной идентификации. В этот период они не могут быть им ассимилированы, как истинная часть организма, в силу постепенности его естественного развития.

Интроект — "незаконченное дело". Это прерванное возбуждение, часть конфликта, разрешенного не в пользу личности. Импульс — действовать определенным образом — замещается в результате проигрыша на вторичную интеграцию с авторитетом. В интересах выживания личность отождествляет себя с авторитетом, а в итоге обращается против себя. Принимая на себя роль принуждающего авторитета, она ретрофлексирует враждебность, направляемую до возникновения интроекции вовне. Теперь она подавляет свои импульсы сама, опираясь на представления заимствованные у авторитета.

В терапии интроекции также используется техника сосредоточения и развития, направленного сознавания, что и при ретрофлексии. Задача состоит в том, чтобы сознавать, что является подлинно своим, чтобы обрести избирательное и критическое отношение ко всему, что предлагается, чтобы извлекать из опыта то, что действительно полезно для организма. Освободиться от интроектов — значит восстановить первоначальное ощущение воздействия авторитетов. Восстановление ощущения неприятия сопровождается переживанием ранее подавленного возбуждения и возможности его независимой реализации.

ПРОЕКЦИЯ

Черта личности невротика или его чувство, поведение, неощущаемое им как свое собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде есть проекция. Проецируемое явление переживается его носителем как направленное на него извне.

В проекциях личность осознает импульс и объект в среде, от которого, как ему кажется, он исходит. Вместе с тем, отсутствует отождествление этого импульса с собой, и поэтому в сознании носителя проекции нет представленности ощущения собственности этого импульса. Здесь имеет место неполная репрессия, когда импульс сознается, но не сознается механизм его отчуждения. Следствием неполной репрессии является бездействие носителя проекции. Это происходит потому, что спроецированное отвержение на других помогает человеку не чувствовать ответственности за ситуацию, считать себя пассивным объектом всякого рода необоснованной вражды, недоброжелательства и даже мести. Носитель проекции всегда ожидает решение своих проблем со стороны.

Подобно ретрофлексии и интроекции, этот механизм функционирует, как прерыватель возникающего при контакте возбуждения, в ситуации, когда человек не имеет возможности его адекватно реализовать. Однако в ретрофлексиях обе части остаются в личности, теряется часть среды, так как импульс не доходит до объекта. В интроекциях принимается чужая часть среды в ущерб себе. В проекциях теряется ощущение собственности части себя, происходит отрицание характера своих чувств. Здесь также в угоду принятым стандартам осуждаются свои реальные проявления. Схематично механизм прерывания возбуждения и проецирование можно представить следующим образом:

1. Сознавание природы возникшего импульса;

2. Прерывание агрессивного подхода к среде, но адекватного для выражения возникшего импульса;

3. Исключение из внешней деятельности "Я" этих проявлений;

4. Переадресовывание сознанием импульса в ближайшее окружение;

5. Ощущение насильственности импульса извне. Импульс ощущается как насильственный в силу насильственного бессознательного прерывания изначального импульса.

В проекции участвуют ретрофлексии и слияния. Здесь легко видеть взаимосвязь невротических механизмов. Слияние с авторитетом порождает интроекцию. Для ее совершения подключается ретрофлексия с тем, чтобы обратить агрессию. Затем, закрепившись в невротической структуре, она проецируется и ощущается как внешняя враждебная сила. Невротик, проецируя свое непризнаваемое желание вредить, боится, что ему нанесут вред другие.

Здоровая проекция присутствует при планировании и предвидении. Человек проецирует себя в среду, чувствует себя в будущем, и затем, следуя этому практически, интегрирует себя с проекцией. Подобным образом, в определенного рода симпатиях, человек чувствует себя как бы в другом, и решает чужую проблему, разрешая тем самым свою. Проекции, также как и ретрофлексии и интроекции, патологичны, если они неадекватны и хроничны.

Избавлением от патологических проекций служит диалог с проецируемой частью, принятие ее своей и поиск адекватного реагирования. Характерной особенностью терапии проекций является то, что невротик в терапии при диалоге с образом путает фантазию и реальность. Существенным моментом в этом процессе является взятие человеком ответственности за свои импульсы, чувства, мысли, поступки. Проецирующий направляет вовне свои нежелательные чувства, в надежде избавиться от них, в то время как распорядиться ими может только он сам.

ЗРЕЛОСТЬ

Понятие зрелости в гештальтпсихологии неразрывно связано с понятием здоровья. Здоровый индивид осуществляет свободные контакты, открытые и прямые. Он способен принять на себя ответственность за свои чувства, действия и жизнь в смысле самостоятельного ее изменения. Он свободно осуществляет "контакт-уход", осознает внешнюю и внутреннюю зоны, удовлетворяет свои потребности и развивается. Развитие ведет к эмоциональной зрелости. Процесс становления личности требует мобилизации собственных ресурсов, преодоления страха в отсутствие внешней поддержки, способности рисковать.

При достижении зрелости у человека отпадает необходимость манипулировать другими людьми для удовлетворения своих желаний т. к. все стороны жизни он может обеспечить себе сам в открытом общении.

Достижение зрелости возможно только после освобождения от невротических механизмов нарушения контакта. Перлз выделял четыре невротических уровня личности:

1. "Клише" — когда действия человека стереотипны и неаутентичны,

2. "Искусственный" — когда включаются различные роли и игры,

3. "Тупик" — когда отсутствует внешняя поддержка и налицо неадекватность самоподдержки,

4. "Внутренний взрыв" — когда личность доходит до своего истинного состояния, освободившись от всех механизмов защиты. Перлз указывал, что взаимодействие с уровнем "Внутреннего взрыва" ведет к внешнему взрыву, т.е. проявлению своего истинного "Я".

Перлз писал, что интроецирующий индивидуум делает, то, что от него хотят другие, проецирующий делает другим то, в чем сам их обвиняет, человек, находящийся в слиянии с миром не знает кто кому, что делает и ретрофлексирующий делает себе то, что хотел бы делать другим (Перлз, 1973).

Таким образом, гештальттерапия — это гуманистическое психотерапевтическое направление, ориентированное на личностный рост: изменение структуры потребностей, снятие невротических механизмов взаимодействия со средой, интегрирование частей личности и достижение личностью зрелости. Целью гештальттерапии является разблокирование сознания путем освобождения ретрофлексивного энергетического потенциала, ассимилирования интроектов и замены проекций подлинными реальными действиями (Энрайт, 1975).

 

Логопедия и гештальттерапия.

Наиболее серьезным последствием для формирования личности в условиях затяжной формы заикания является образование невротического комплекса. Этот комплекс является естественной преградой на пути к адекватному контакту и проявляется в многообразных нарушениях общения. Нарушения общения, наблюдаемые у взрослых лиц, прослеживаются на всех его уровнях: коммуникативном, перцептивном и интерактивном. Так, например, заикающимся свойственно отсутствие зрительного контакта при взаимодействии (отводят взгляд), или смысловой жестикуляции, передающей оттенки чувств (содружественные движения не выражают смысл общения, а загромождают речевой канал). Амимичное лицо, скованное тело свидетельствуют о "репрессированных чувствах", о блокаде "языка тела" и связанных с этим трудностях вербализации и коммуникативного взаимодействия с партнером.

Подавление экспрессивных механизмов и одновременное нарушение обратной связи в системе "личность - среда" приводит к искажению ориентации в окружающей среде. Результатом этого процесса является рост тревоги, появление "страха общения" и фиксация на "трудных ситуациях". "Страх общения" проявляется в трудностях тактильного контакта, боязни слышать собственный голос, в нежелании рисковать ради успеха. Эмоциональное взаимодействие вытесняется в этом случае рационализацией, "программированным поведением", учитывающим речевые особенности, которые постепенно занимают доминирующее положение в поведении. Подобное изменение структуры личности приводит к неадекватности восприятия себя, собственного тела, голоса, способностей, к негативной самооценке и неадекватному восприятию окружающего мира, отражаясь на познавательной и аффективно-волевой сферах.

Фиксирование внимания на речевом дефекте, как правило, особенно выражено в подростковом возрасте, когда складываются отношения со сверстниками, формируется отношение к себе и окружающему миру. Речевой дефект приобретает особое значение, что приводит к созданию определенной тактики общения у подростка. Желание скрыть дефект речи вынуждает подростка к избеганию "трудных речевых ситуаций", к использованию им речевых уловок, к минимальному проявлению себя и своих желаний, т.е. к сокращению "объема общения". Уменьшение общения со сверстниками приводит к более замкнутому образу жизни, уходу в себя, эгоцентричности, уменьшению доли диалога и формированию монологической речи, нарушается процесс восприятия партнера по общению на всех уровнях.

Постепенно у заикающегося рождается особый вид деятельности направленный исключительно на организацию речевого процесса. Этот вид деятельности протекает параллельно с формированием содержательной стороны речевого общения, искажая содержание за счет использования "речевых уловок" (предпочтение отдается более легкому произношению в ущерб содержанию).

Вместе с тем меняется социальная ориентация заикающегося: фиксация на речевом дефекте отражается на выборе друзей, профессии, формировании семьи. Подобная тактика ведет к образованию замкнутого невротического круга: неадекватному способу удовлетворения потребностей, способствующему росту внутренней неудовлетворенности собой, снижению самооценки и нарастанию количества "трудных речевых ситуаций". Процесс социальной адаптации неизбежно усложняется.

Все это приводит к задержке эмоционального развития, остановке "личностного роста", суженому типу переживаний, т.е. к неадекватному аффективному поведению. Стремление избежать трудностей формирует тенденцию следовать определенным стандартам — правилам поведения, что является ложно компенсаторным типом поведения. Ограничение форм общения неизбежно приводит к самоизоляции. При этом блокируются важнейшие социальные и биологические потребности, нарушается процесс самоактуализации, творческой продуктивности, снижается самооценка и активность личности в целом.

Терапия заикания решает задачи: избавление от невротического комплекса и фиксации на дефекте речи, восстановление социальной активности. Для этого используется комплексный психотерапевтический подход, т.е. "речевые проблемы" решаются в контексте внутриличностной структуры заикающегося и наряду с его личностными проблемами. Наиболее эффективным подходом в данном случае является гештальттерапия.

Гештальттерапия, как целостный подход, органично охватывает личность заикающегося. Уделяя значительное внимание работе с телом, она позволяет проработать телесные ощущения, связанные с речепроизношением. Сосредоточение на органах артикуляции выявляет эмоции, связанные с тревогой при вступлении в речь и возникавшие в стрессовых ситуациях. Воспроизведение этих ситуаций создает возможность отреагирования ранее репрессированных чувств и поиска адекватного их выражения. Гештальттерапия — психотерапевтическое направление, ориентированное на личностный рост: изменение структуры потребностной сферы, снятие невротических механизмов взаимодействия со средой, интегрирование частей личности. В ниже представленной практической части последовательно излагаются этапы терапии по названным направлениям. В ней выделяются два основных этапа работы: телесно- ориентированная и личностно-ориентированная групповая гештальттерапия. Для клиентов различие этих этапов заключается в расставляемых акцентах: подчеркивание невербального проявления личности при работе с телом на этапе телесно—ориентированной гештальттерапии и вербализация переживаний на этапе личностно-ориентированной гештальттерапии. Для психотерапевта эти два этапа являются единым процессом. Работа с личностными проблемами клиентов ведется им и на сознательном, вербализованном, и на неосознаваемом, телесном уровнях на протяжении всего курса. Психотерапевт, осуществляя личностно-ориентированную терапию, контролирует телесные проявления, обращая внимание на несоответствие между содержанием речевого высказывания и мимическим или двигательным его сопровождением. В процессе терапии клиенты постепенно начинают понимать, что их тело есть своеобразный индикатор комфортного или дискомфортного душевного состояния. Возникающие в теле ощущения подвергаются сознаванию и принимаются клиентом, как части своего целого организма. Постепенно происходит принятие личностью отторгаемых ранее частей, таким образом, личность интегрируется.

Гештальттерапия, предлагаемая здесь, представляет собой логопсихологический комплекс. Собственно логопедическая работа над речью включает четыре вида:

1. период молчания, как подготовительный;

2. работа над звукопроизношением и дыханием, темпом речи;

3. работа над монологом и диалогом, введение речи в процесс коммуникации, и

4. завершающий этап — функциональные тренировки, использование речевых навыков в жизненных ситуациях. В то же время, логопед помимо собственно логопедической работы, включается в гештальттерапию как ко-терапевт, имеющий соответствующую подготовку.

Телесно-ориентированная гештальттерапия начинается с периода молчания, когда экспрессивная речь отсутствует. Участники имеют возможность исследовать свое тело, обнаружить новые для себя ощущения, восстановить утраченные телесные чувства. Основной акцент — восстановление чувственной ориентации в своем теле и окружающем пространстве. Участники получают новый сенсорный опыт, на основе которого впоследствии осуществляется перестройка представлений о себе, окружении, контактах и способах разрешения конфликтов.

Комментарии, даваемые терапевтом в процессе занятий, носят характер информации, расширяющей представления участников о природе речи и общения. Для успешной работы группы существенным является конкретная подача материала и возможность получения непосредственного сенсорного опыта.

Этот этап работы дает возможность осознать, что речевое общение всего лишь часть общего процесса общения и способствует перенесению частной проблемы в расширенный контекст, меняя отношение заикающихся к речи. Условия невербального периода взаимодействия друг с другом приводят к тому, что заикающиеся в течение занятий начинают активно пользоваться неречевыми средствами общения: жестами, мимикой, пантомимой и т. д. В этот период в значительной степени актуализируются невербальные выразительные средства общения заикающихся. Параллельно развивается способность слушать партнера, быть к нему внимательным. Однако, в начале' основной акцент делается на развития способности участника прислушиваться к себе, разобраться в своих ощущениях, находить "белые пятна и блоки". Партнер выступает, пока еще, как объект выражения своих чувств и желаний.

Основной установкой при выполнении задания является получение удовольствия. Существенно, что этот момент становится постоянным условием общения в группе. Это позволяет развить у участников потребность в расширении взаимодействий, создать мотивацию на общение. Основные задачи участников — отмечать "приятные" ощущения своего тела, учиться расслабляться, чувствовать себя комфортно в присутствии группы, овладеть "сосредоточением и концентрацией внимания". Ведение дневников участниками групп способствует их фиксации на новых ощущениях и дает "материал" для последующей работы.

В этот период группа достигает значительного раскрепощения в двигательной сфере. Снимается пренебрежительное и отчужденное отношение к телу. Если возникают сложные, странные или тяжелые чувства, участник может прекратить выполнение упражнения и обсудить происходящее с терапевтом.

Участники фактически меняют свое представление о себе и становятся способными перейти от телесного монолога к телесному взаимодействию с партнером, развивая свою телесную экспрессию. Одновременно проводится аналогия с процессом речевого взаимодействия — переход от типичного для заикающихся монологического общения к реальному диалогу. Однако навыки сознавания приобретаются крайне медленно и требуют значительного времени, поэтому работа по сознаванию проводится на протяжении всего курса.

Выход из периода молчания осуществляется постепенно: от произнесения отдельных звуков, звуковых сочетаний и слов к фразам и самостоятельным высказываниям. Не сразу и не вся группа бывает психологически готова к выходу из периода молчания. Сначала с психотерапевтом и логопедом, затем с партнером и самостоятельно озвучиваются чувства. Преодоление страха собственного голоса есть шаг к принятию себя как заикающегося.

Роль логопеда в психотерапевтическом курсе заключается в постоянной речевой поддержке. Он выполняет роль ко-терапевта, непосредственно включенного в процесс терапии. В этом случае логопедическое воздействие осуществляется невербально и естественным образом. Так, логопед одновременно с участником дышит, если замечает, что у того сбивается дыхание, может помочь выражению чувств на языке двигательной экспрессии собственным примером. При этом для логопеда важно умение предвидеть, что именно хочет выразить клиент.

При выходе группы из молчания роль логопеда возрастает, так как он помогает участникам автоматизировать звукопроизношение на фоне проявляющихся у них новых чувств и ощущений. Непрямое обучение правильному произношению происходит легче и естественней. Присутствие логопеда на занятиях создает благоприятную атмосферу, которая позволяет участникам ощущать себя уверенно в условиях постоянной речевой поддержки. Следствием этого является заметное возрастание стремления участников к самостоятельным активным действиям. В вербальном цикле упражнений логопедом используются сопряженная или отраженная формы речи.

Следующий шаг в телесно-ориентированной гештальттерапии — внимание с собственных ощущений переносится на развитие взаимоотношений с партнером. Это совпадает с выходом из периода молчания, когда речь может быть, при необходимости, использована в ходе общения. Участникам предлагается, выполняя упражнения, проговаривать вслух свои ощущения. Важно, что они обучаются не только сосредотачиваться на своих чувствах, но вербализовать их. На этом этапе процессу сознавания подвергается взаимодействие партнеров между собой. Продолжается работа над ощущениями различных групп мышц, в частности с артикуляционными. Характер работы развивается в сторону более углубленной проработки чувств. Уже становится возможным обсуждение возникающих переживаний в парах. Создается ситуация, позволяющая отреагировать ранее подавляемые чувства.

Ориентация на восприятие партнера по общению развивает взаимопонимание и способность к сопереживанию. Это создает условия для постепенного изменения соотношения диалогического и монологического общения в сторону первого. Такое изменение является поворотным пунктом, поскольку происходит разрыв невротического круга: речевые трудности при общении — ограничение общения — отсутствие развития форм речевого общения — речевые трудности при общении. Переживание позитивных эмоций в ходе контактов с партнером на уровне тела приводит к сознательной переоценке своих возможностей в общении. Первые успешные шаги в невербальном общении, закрепленные в упражнениях с эпизодической вербализацией чувств, создают положительную мотивацию на расширение и углубление контактов с партнером.

Гештальттерапия, концентрируя внимание не сфере чувств, способствует расширению эмоциональных форм реагирования у заикающегося. Постоянная смена партнеров при выполнении заданий обогащает их эмоциональным опытом. Принципиальное изменение отношения к собственным чувствам, получение нового сенсорного опыта и разрешение любого самовыражения формируют уважение к чувствам партнера. Это приводит к качественно иному уровню общения.

Телесно-ориентированная гештальттерапия решает также проблему формирования чувства ответственности за свои действия, дает возможность попробовать свои силы в активной и пассивной позициях при контактах, а также расширять их.

Вначале это работа по осознанию только своего тела, своих чувств, затем парного взаимодействия: родительско-детские отношения, образование семейных групп, и, наконец, групповые контакты. Для общегрупповых упражнений, в целом, отводится значительное время. С самого начала все события протекают в группе с постепенным расширением контактов и увеличением взаимодействия отдельного участника со все большим числом партнеров, с тем, чтобы к началу личностно-ориентированной гештальттерапии участники были готовы к анализу сложных психологических взаимоотношений. Благодаря этому, складываются уникальные взаимоотношения и атмосфера внутри группы, определяющие дальнейший характер работы.

Учитывая тот факт, что для заикающихся в процессе речевой коммуникации характерна аффективная дезорганизация не только речевой, но и познавательной деятельности (восприятия, внимания, памяти, мышления) третий цикл упражнений направлен на развитие этих видов психической деятельности. Пантомимические задания развивают контроль за логикой построения действий, их смыслом, темпом предъявления и т. д., моделируя, тем самым, речевое сообщение. Основная цель в обоих случаях — донести информацию до слушателя-зрителя. Здесь логопедия реализует свои задачи в косвенной форме. В пантомимическом сообщении должно быть учтено, как зритель-слушатель воспринимает телесный язык, сохранены ли "паузы" между смысловыми единицами "информации", ритм и эмоциональность движений, т.е. пантомимическое высказывание строится аналогично речевому.

Завершение этапа телесно-ориентированной гештальттерапии и переход на следующий сопровождается осознанием участниками взаимосвязи между "ощущением тела" и личностными проблемами. Теперь основной акцент терапии смещается в сторону внутриличностной проблематики. Что касается речевых проблем, то тема "хочу говорить плавно" или "хочу избавиться от заикания" все чаще уступает место анализу собственного поведения в "трудных речевых ситуациях". Характер задаваемых вопросов меняется в сторону исследования использования личностью имеющихся у нее особенностей. Интерес к взаимоотношениям значительно превышает интерес к особенностям речи. Таким образом, телесно-ориентированная гештальттерапия, решая свои собственные задачи, подготавливает заикающихся к участию в личностно-ориентированной гештальттерапии.

Основная задача на этапе личностно-ориентированной гештальттерапии состоит в "разведении" проблем речи и личностной проблематики. Терапия строится с учетом двух моментов: запроса клиента (в общем виде: "хочу плавно говорить&quo







Date: 2016-05-16; view: 990; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию