Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Охарактеризуйте становление и развитие идей свободного воспитания в России и за рубежомСвободное воспитание, направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие способности ребёнка, сочетаемая с убеждённостью в том, что любое внешнее (даже самое благотворное) влияние на творческий потенциал ребёнка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий воспитателя на приобретении ребёнком собственного опыта; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познават. деятельности и потребности в систематич. самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с дет. природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательно-воспитат. среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни шк. сообщества на основах самоуправления (по типу общины). С. в. как самостоятельное пед. движение оформилось в нач. 20 в., но исторически оно неразрывно связано с коренившейся в эпохе Возрождения гуманистич. пед. традицией и идеалом свободной, критически мыслящей личности, обладающей развитым самосознанием и высокой духовной культурой. Непосредств. предшественником теории С. в. считается Ж. Ж. Руссо (см. также Естественное воспитание). Значит, импульс их развитию дала пед. концепция И. Г. Песталоцци. На рубеже 19-20 вв. сторонники педоцентризма переосмысливали само понятие воспитания, связывая его трактовку с развитием индивидуальности воспитанника. М. Монтессори стремилась обеспечить свободу учащихся в их непосредств. проявлениях и призывала учителей выстраивать пед. процесс, исходя из наблюдений за их поведением. Задача состояла в стимулировании ребёнка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию через организацию педагогом среды, наиб, соответствующей потребностям формирующейся личности. Период, предшествующий 1-й мировой войне, охарактеризовался распространением идей С. в. Жизнедеятельность воспитанников в "свободных школах" строилась как совм. труд в уч. классах, мастерских и на полях, самообслуживание и самоуправление. Учителя находились с детьми весь день, развивая и стимулируя их индивидуальные черты и задатки. Гл. роль играли педагогически организованная нравств. -интеллектуальная атмосфера общения, выработанные и принятые всеми нормы поведения. В России одним из первых взгляды, близкие идеям С. в., высказал Ф. Ф. Резенер, обосновавший "непринудительное" воспитание детей, ведущее к самоопределению, к личной и нравств. свободе человека. Подлинным родоначальником С. в. в России выступил Л. Н. Толстой. По его мнению, школа должна была создаваться для ребёнка и помогать его свободному развитию, предоставляя учащемуся свободу воспринимать то учение, к-рое согласно с его требованиями и к-рое он хочет воспринимать настолько, насколько он хочет, и уклониться от того учения, к-рое ему не нужно и к-рого он не хочет. Однако в 90-е гг. 19 в. Толстой подверг резкой критике свои прежние пед. воззрения и пришёл к выводу, что С. в. является "прихотью и развратом детей". Наиб, глубокое обоснование теория С. в. в России получила в работах Вентцеля. В "Декларации прав ребёнка" (1917) он провозгласил право каждого человека на свободное развитие всех заложенных в нём сил, способностей и дарований, трактуя это как право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Гл. проблемой С. в. Вентцель считал вопрос нравств. воспитания, где ребёнок должен опираться на свободное творческое развитие воли, а не подвергаться внушению и не подражать взрослым. В 1918-19 на принципах С. в. в значит, мере строилась деятельность школ-коммун. Однако их опыт показал, что крайне сложно соединить в уч. заведении идеи свободы и классово-парт. идеологию. В зап. странах С. в. как пед. движение перестало существовать после 1-й мировой войны. В 20-30-х гг. сохранились лишь отд. очаги С. в., напр. "Дом сирот" Я. Корчака в Польше, "Свободная школа" Ф. Феррера в Испании, "Школа де Роси" Э. Демолена во Франции, школы Монтессори в разл. странах. "Свободные школы" оставались единичными, авторскими уч. заведениями. Интерес к идеям С. в. вновь возрос с кон. 50-х гг. 20 в. В 60-80-х гг. его традиции продолжили сторонники "гуманистической педагогики" (К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун), к-рые отстаивали принципы, близкие к С. в.: наличие в школе эмоционально стимулирующей среды; внимание к инициативе учащихся в познават. деятельности и стимулированию их творческих способностей; создание атмосферы искренности, взаимного уважения и доверия между учителями и учащимися. В сов. педагогике нек-рые гуманистич. тенденции, свойственные С. в., стали возрождаться в опыте В. А. Сухомлинского во 2-й пол. 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в кон. 80-х гг. В 90-х гг. появились частные уч. заведения, стремящиеся строить образоват. процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы С. в.
|