Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охарактеризуйте генезис и развитие идей гуманистической педагогики в России и за рубежом





Гуманистическая педагогика — направление в теории и практике воспитания и обучения, основывающееся на том, что ребенок — высшая ценность и самоцель исторического развития человеческой деятельности в области образования. Античный период становления гуманистической мысли неразрывно связан с рассмотрением гармонически и всесторонне развитой личности, с признанием права человека на свободное развитие, саморазвитие и проявления своих способностей, с утверждением блага, счастья человека как одних из главных критериев оценки общественных отношений. В эпоху раннего Средневековья в трактовку гуманизма были включены общечеловеческие императивы: любовь к ближнему, равенство всех перед Богом независимо от этнической и социальной принадлежности. Это, в свою очередь, отразилось на гуманистических идеях в образовании и воспитании, где утверждалась важность воспитания в духе деятельного человеколюбия и патриотизма, защиты человеческого достоинства, побуждения к трудолюбию и милосердию, покаянию и покорности. Интеллектуальное и моральное совершенствование ребенка, гармоничное и универсальное его воспитание — это цель ренессансного педагога. Целью обучения являлось формирование личности высокообразованной, нравственной, граждански активной, способной к добродетельным поступкам. Большое внимание уделялось развитию самостоятельности в обучении, чему способствовало использование игровых занятий, повышающих интерес детей к изучаемому материалу. При этом ведущими оставались дисциплины гуманитарного тривиума: грамматика, риторика, диалектика, к которым добавлялась моральная философия. Стройная система гуманистического воспитания была разработана в XVII в. Я. А. Коменским. Весь процесс обучения, как он отмечал, должен быть приспособлен к детскому уму, который по своей природе «любит приятное и веселое». Воспитание Я. А. Коменский рассматривал как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека и как средство формирования в нем человечности, определяющей стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение. Гуманистическая педагогика в России XIX — начала XX в. характеризовалась следующими чертами: дифференциация учебного материала (П. Ф. Каптерев, В. И. Водовозов); природосообразность в образовании, т. е. учет возрастных и психологических, национальных особенностей детей в процессе их воспитания и обучения, а также развитие ребенка посредством природы (В. В. Зеньковский, П. Ф. Лес> гафт, К. Д.Ушинский, С. А. Рачинский); ориентировка на создание национальной школы, сочетающей в себе общечеловеческие и отечественные ценности (Вл. Соловьев, К. Д. Ушин> ский, Н. Ф. Бунаков, В. Я. Стоюнин и др.); гармоническое сочетание общечеловеческого и индивидуального в воспитании человека (В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев); взаимосвязь национального и социального воспитания, выраженная в установке на воспитание человека и гражданина. Значимым вкладом в трактовку понятия «гуманизм» в этот период явилась деятельность В. А. Сухомлинского, который считал, что воспитывать чувства собственного достоинства, чести, уважения к самому себе можно лишь тогда, когда человек ощущает себя хозяином в своем собственном духовном мире, когда в нем есть определенная граница, которую никто не имеет право переступить. Поэтому главным «инструментом» педагога, по его мнению, является умение глубоко уважать человеческую личность. Западная философско-педагогическая мысль в XX в. стала рассматривать понятие «гуманизм» с позиций человеческой свободы, этического выбора человеком системы ценности и смыслов человеческого бытия, а также способности личности к ответственности, самоактуализации, определения своей собственной свободы, среды, ближайшего окружения и готовности ответить каждого человека за свои действия (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ж. П. Сартр, В. Франкл и др.). Современная отечественная гуманистическая педагогика характеризуется следующими инновационными направлениями педагогической теории и практики: во-первых, это «педагогика сотрудничества» (Ш. А. Амонашвили) — ее суть в стремлении сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей и учителей в его же воспитании и обучении; во-вторых, «педагогика ненасилия» (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов), основывающаяся на воспитании миролюбия как способности к международному общению, к уважению жизни и людей, терпимости, понимании того, что человечество может двигаться вперед только благодаря индивидуальным усилиям и активному сотрудничеству всех; в-третьих, «диалоговая педагогика» (М. М. Бахтин и А. А. Ухтомский), рассматривающая активность человека, развитие личности только в диалогическом общении, основанном на равенстве партнеров по общению, эмоциональной открытости и доверии другому человеку; в-четвертых, «педагогика успеха» (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына), ориентирующая построение педагогического процесса на принципах достижения успеха как своеобразной лестницы, каждая ступенька которой — это достижение ребенком определенной цели, совершенное с верой в себя и значимость поставленной цели; в-пятых, «педагогика свободы» (О. С. Газман), направленная на конструирование внутреннего мира ребенка как субъекта природного (биологического), социального (культурного), экзистенциального (независимого, свободного).

 

Date: 2016-05-16; view: 2012; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию