Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование новых творческих методов






тельства новых населенных мест. Ясно, что без четкой работы эффектив­ных средств массового транспорта нельзя размещать жилье на боль­шом удалении от мест работы, а без солидного инженерного оборудо­вания невозможно увеличивать плотность населения. Та или иная фор­ма расселения будет постоянно оказывать свое влияние на всю жизнь людей, на окружающую их среду, на уровень их обслуживания, на то количество времени, которое они будут затрачивать на транспорт и в конечном итоге на то, в каком направлении пойдет развитие производ­ства и целых городов.

В каком бы свете мы не рассматривали соотношение расселения и развития производительных сил, вопросы формирования жизненной среды не могут отодвигаться на задний план. Эстетических принципов, созданных в свое время для традиционно понимаемого города, сейчас уже недостаточно. Конечно, соблюдение пропорций между отдельными пространствами, по-прежнему, сохраняет свое значение, но решающей при этом становится композиция города в целом, а она не может быть втиснута в рамки распространенной прежде городской планировки, упо­доблявшейся одной из разновидностей орнамента. Новые эстетические проблемы связаны с архитектурным решением транспортных сооружении и самих средств транспорта. Намечаются конфликты между масштабом современных зданий и масштабом человека. Восприятие среды у пеше­ходов иное, чем у человека, едущего в быстродвижущемся транспорте. Индустриальные методы строительства, особенно на своем первоначаль­ном этапе, привели к нежелательной монотонности среды и создали угрозу для сохранения индивидуального облика городов и сел. Традици­онная городская среда с замкнутым пространством принадлежит прош­лому, но современные ансамбли пока еще не образовали такой среды, которая бы своими качествами превзошла свою предшественницу.

Новые районы по существу служат спальнями. В них не удается создать необходимого пульса жизни, связанного, очевидно, как с при­емлемой структурой отдельных функций, так и с их пространственным расположением. Жизнь новых городов и поселков изучается недоста­точно, а результаты немногочисленных исследований не находят полно­го отражения в практике проектирования и строительства. Чаще всего города рассматриваются как комплексы зданий, инженерных соору­жений и устройств, а тот факт, что они являются и средой для жизни людей, у которых есть свои потребности, стремления и желания, пре­дается забвению. Поэтому основным мерилом успеха или неудачи каж­дой градостроительной концепции должна стать степень удовлетворе­ния разнообразнейших потребностей каждого отдельного человека и всего общества в целом.

При этом широко известно, что в современных городах жизненная среда неизменно ухудшается, увеличивается загрязненность воздуха и воды, количество пыли и шум. Все это свидетельствует о неумении сде­лать выводы из новых требований, предъявляемых транспортом и про­изводством, из тех новых явлений, которые сопровождают всю жизнь современного города. Вместо того, чтобы создать благоприятную среду для человека, часто полагаются на его большую приспособляемость да­же к весьма трудным условиям жизни.

Целенаправленная разработка структуры и конкретных форм рассе­ления вызывает также необходимость совершенствовать творческие ме­тоды и углублять уровень научных исследований. Огромное значение приобретает генеральная планировка отдельных городов и целых обла­стей. В Чехословакии такой подход к градостроительной работе полу­чил большое распространение еще в период после первой мировой вой­ны. Тогда в городе Брно ряд архитекторов разрабатывали теорию плани­ровки больших территорий. Так, архитекторы Богуслав Фукс и Индржих Кумпошт первыми разработали проект «южноморавской области», вклю-



чающей город Брно. Проблемами градостроительных решений целых городских областей в применении к развитию крупнейших чехословац­ких городов систематически занимается профессор Эммануил Грушка. Потенциальные возможности развития расселения и городов учитывал и Алоиз Микушкович. Он посвятил этим вопросам книгу «Техника градостроительства» (Technika stavby mest). Написанная в 1933 г. эта книга по сей день остается одной из основополагающих работ чехосло­вацкой градостроительной литературы.

Но лишь планирование экономики на социалистических началах соз­дало базу для генеральной планировки целых областей. Значение этой деятельности нашло в Чехословакии отражение и в создании Государ­ственного института районной планировки. По объему и направленно­сти работ этот проектый институт не имеет своей аналогии ни в одной из других стран. Проблемы районной планировки приобрели в настоя­щее время особую специфику и в данной работе не представляется воз­можным раскрыть их в исчерпывающей полноте. Но нельзя не сказать хотя бы о том, что именно в этой области градостроительной работы наи­более важно сотрудничество специалистов самых разных профессий и что проведение такой работы и практическое использование ее резуль­татов тесно связано с условиями социалистического общественного строя.


Безусловной предпосылкой дальнейшего развития теории проектиро­вания городов и расселения, а также всех научных исследований явля­ется расширение их тематики. До сих пор такие работы ограничива­ются проблемами капитального строительства, поисками оптимальных размеров городов и поселков, принимаемых лишь в зависимости от расходов, необходимых для их строительства и эксплуатации. В дейст­вительности проблемы расселения намного шире и включают в себя вопросы психологии, физиологии, идеологии и экономики. Наука о че­ловеческих поселениях должна использовать и синтезировать сведения целого ряда научных областей.

Другой безусловной предпосылкой дальнейшего развития градост­роительной теории является более глубокое и точное осмысление всего широкого комплекса условий, которые влияют на создание среды, окру­жающей человека.

Сейчас, как никогда раньше, в градостроительстве могут быть ис­пользованы достижения науки и данные статистики. Весьма ценные ре­зультаты может дать использование современных математических мето­дов. В особенности они важны при сопоставлении различных вариан­тов решений и при их оптимизации. Уже сейчас математические методы проходят экспериментальную проверку при размещении капиталовло­жений, при решении некоторых транспортных проблем и трассировке коммуникаций, при сопоставлении расходов на строительство и на экс­плуатацию города. Можно ожидать и того, что при генеральной плани­ровке будут использованы математические модели и теория вероятно­сти, оперативное исследование, теория игр и ряд других методов.

При разработке теории градостроительства нельзя ограничиваться общими представлениями и полагаться лишь на интуицию и субъектив­ные взгляды, необходимо глубже проникать в закономерности исследуе­мых процессов. Л. Авдотин в заключение своей статьи, посвященной ис­пользованию в градостроительстве кибернетических методов, говорит следующее: «Дальнейшее развитие... градостроительства... требует современного уровня организации и проведения научно-исследователь­ских работ. Математические и кибернетические методы совершенно не приложимы к анализу материалов, полученных на базе общих представ­лений и субъективных суждений. Наука движется от общих качествен­ных оценок описаний явлений к установлению точных зависимостей и математических закономерностей»3. Д. Бернал в заключительной статье цикла, посвященного использованию данных науки в архитектуре и строительстве, выдвинул следующее требование: «Прежде чем говорить


о строительстве, необходимо увеличить средства, расходуемые на иссле­дование в этой области, в 10 раз. Сейчас нет отрасли, в которой на ис­следование расходовали бы меньше, чем это делают в строительстве. Ка­жется, что строителей вовсе не интересуют выводы, которые могли бы способствовать решению их проблем»4.


Конечно, было бы неправильно прервать развитие теории и практики градостроительства и ждать, когда расходы на исследования удесяте­рятся и благодаря этим средствам выявится достаточно данных и объ­ективных закономерностей. Углубление научных методов будет происхо­дить постепенно. Что же касается самих городов и расселения в целом, то они будут непрерывно развиваться дальше. Вновь и вновь люди бу­дут проектировать и строить новые жилые районы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, школы и больницы. В связи с этим представляет интерес на основе современных знании попытаться отве­тить на вопрос о том, как же дальше будут развиваться города, другие элементы системы расселения и все расселение в целом.


 


 


Сноски к главе XII


При изучении предпосылок дальней­шего развития расселения, городов и их отдельных функциональных элементов необходимо иметь в виду результаты ис­следований целого ряда общественных и естественных наук. В последнее время эти вопросы все больше попадают в центр внимания, поскольку трудности и недостатки современного расселения не­прерывно растут.

1. В. И. Ленин. К характеристике
экономического романтизма. Соч., изд-е
4, т. 2, стр. 166.

2. A. F 1 е i s h e r. The Influence of
Technology on Urban Forms. The Future
Metropolis. New York, 1961, p. 64—102.
В статье А. Флейшера рассматриваются
вопросы развития транспорта, ликвида­
ции мусора и обеспечения питьевой во­
дой. При этом все внимание автора со­
средоточено на исследовании максималь-


но возможной величины городов. Ом приходит к выводу о том, что на протя­жении последующих 50 лет уровень техни­ки создаст возможности для роста мет­рополий с населением 50 млн. человек. Лимитирующим фактором он считает обеспечение питьевой водой, а единст­венной возможностью решения этой проблемы считает использование опрес­ненной морской воды.

3. Л. А в д о т и н. Градостроительст­
во и кибернетика. «Архитектура СССР»,
1963, № 3, стр. 23. Большое внимание
использованию математических методов
при разработке генеральной планировки
систематически уделяется в американ­
ском журнале «Journal of the American
Institute of Planners».

4. J. D. В e r n a 1. Modern Science in
Architecture. «Architectural Association
Journal», 1962, № 11, p. 167.


 









Date: 2016-05-16; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию