Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы свободного времени
Взять, к примеру, процесс чистки города. Раньше такая работа предназначалась для неквалифицированной рабочей силы, которая в прошлом была в избытке. Сегодня для той же цели конструируют сложные машины и устройства. Стоят такие машины дорого, но они не всегда успешно справляются со своей задачей, поскольку при их создании и при работе с ними исходят из традиционных процессов ручного труда. Важно не только то, чтобы машины могли чистить и ремонтировать тротуары и проезжие части улиц, но и то, чтобы конструкция, форма этих тротуаров и дорог обеспечивала наиболее эффективное использование этих машин. Ручной труд до настоящего времени сохранился в трудоемких и непроизводительных процессах, связанных с ремонтом зданий, их интерьеров, поверхностей стен, крыш, инженерных сетей и другого оборудования. В этом случае ликвидация работ, находящихся на уровне ремесла, произойдет не путем конструирования усложненных устройств, способных обеспечить механизацию ремонта оштукатуренных стен, довольно скоро вновь приходящих в негодное состояние, а путем создания таких поверхностей стен зданий, необходимость в ремонте которых была бы сведена до минимума, а сами они давали бы возможность максимально эффективно выполнять ремонтные работы механизированным способом. Аналогичный процесс коснется и зелени. Вместо трудоемких работ по созданию сложных композиций клумб будут создаваться большие зеленые площади, которые можно будет поддерживать в порядке при помощи эффективных средств механизации. Примитивные способы распространены до сих пор в строительстве инженерных сетей. Как и в далекие времена, они закапываются в землю, образуя под улицами современных городов целые системы трубопроводов, для ремонта которых необходимо вновь и вновь раскапывать землю. С конца прошлого века известен способ сведения всех сетей в единые сквозные коллекторы. Однако до сих пор такие коллекторы представлены лишь единичными случаями. Трудно себе также представить, чтобы неизменными оставались и распространенные ныне строительные методы, для которых характерно использование тяжелых материалов и конструкций, сохранение мокрых процессов па строительной площадке. В результате таких методов появляются громоздкие, негибкие в своей планировке здания, которые излишне фиксируют план города и которые трудно приспосабливать к вновь возникающим потребностям. Увеличение удельного веса автоматизации вызовет изменения и в организации работы городского пассажирского транспорта. Можно предположить, что будущее не за теми средствами передвижения, которые нуждаются в индивидуальном управлении, а за теми из них, которые смогут органично влиться в созданные автоматизированные системы. Поэтому в будущем при оценке массовых и индивидуальных средств транспорта во внимание будут принимать не только пропускную способность машин и дорог, а также расходы на их содержание. Большое внимание в последнее время градостроители уделяют проблемам свободного времени, поскольку в преобразовании структуры городов и всего расселения непременно должно сказаться сокращение рабочего времени, что вызовет необходимость расширить сеть различных учреждений культуры и спорта. С увеличением доли свободного времени произойдет изменение в самом соотношении видов его использования. Так, в связи со снижением удельного веса физического труда появится необходимость большую по сравнению с предшествующим периодом часть времени отводить занятиям спортом. Повышенные требования к образовательному уровню приведут не только к расширению сети учебных заведений, но и к развитию различных форм учебы без отрыва от работы. Стремительный прогресс об- Структура общества Возможности техники щества потребует непрерывного пополнения знаний в процессе самого труда, поскольку удлинение сроков учебы до бесконечности невозможно. Таким образом, граница между работой и учебой будет постепенно исчезать. Создание специальных комплексов зданий для производственных, исследовательских и учебных целей найдет отражение в облике городов и в особенности в устройстве их производственных узлов. Много недостатков содержится в современной организации связи жилья и работы, в размещении предприятий общественного обслуживания и в работе массового транспорта. Потери времени, связанные с поездкой на работу и обратно, составляют в среднем около 15% всего свободного времени. У работающих женщин 50% свободного времени отнимает работа по хозяйству, приготовление пищи, покупки, уборка и другие дела. Так что у работающих женщин свободного времени практически не бывает. Ответ на вопрос о том, как и для чего используется свободное время, дадут специальные исследователи, а их выводы послужат выяснению вопроса, как следует проектировать, строить и оборудовать город. Современные города сохранили свою «классовую географию»: районы вилл, строившиеся для привилегированных слоев общества и кварталы доходных домов, несущих на себе отчетливые следы тех слоев населения, для которых они предназначались. В этих домах можно увидеть просторные квартиры бывшей мелкой буржуазии и сносно оборудованные квартиры хорошо оплачиваемых служащих. Здесь же сохранились небольшие низкого качества квартиры, строившиеся для рабочих главным образом в конце XIX в. и рассчитанные на высокую плотность. Классовой структуре общества соответствует и особая сеть предприятий обслуживания, учреждений культуры и разного рода оффисов, сосредоточенных в центрах городов и в богатых кварталах. Отдельные из этих учреждений сознательно создавались таким образом, чтобы служить ограниченной части общества. Ликвидация классов означает создание благоприятных условий жизни для всех, формирование новых отношений между людьми и развитие их новых потребностей. Одной из важнейших целей социалистического общества является ликвидация существенных различий между организацией быта в городе и на селе. Механизация и автоматизация сельскохозяйственных работ повысит степень концентрации сельского населения, обеспечит, таким образом, возможность создания на селе более совершенной системы общественного обслуживания, приближенной к городскому типу. Так, изменения в общей структуре общества, развивающегося в условиях социализма, а затем коммунизма, будут оказывать свое решающее воздействие на дальнейшее развитие расселения. Наряду с развитием производительных сил и прогрессом общества перемены в расселении станут возможны благодаря новым открытиям и достижениям техники, особенно в тех ее областях, которые непосредственно касаются строительства и организации жизнедеятельности города. При этом необходимо учитывать, что складывается двоякое взаимоотношение техники и форм расселения. Будучи составной частью производительных сил, техника оказывает самое непосредственное влияние на формирование расселения. Об этом свидетельствует, например, зависимость роста и размещения городов от способа получения и передачи энергии. В то же время появление целого ряда новинок в области техники в прошлом и настоящем прямо или косвенно было вызвано самими потребностями развивающихся городов. Бытует такое мнение, что рост городских агломераций был вызван развитием современного массового транспорта. В действительности же Теория и практика дело обстояло совсем наоборот. Известно, что первая линия Лондонского метро создавалась по аналогии с железнодорожным транспортом на совершенно непригодной для этого паровой тяге и лишь позже была переведена на электротягу. В ряде других городов, в особенности в США, железнодорожный транспорт вторгся прямо на улицы и лишь постепенно заменялся видами транспорта, более пригодными для города. О влиянии техники на характер расселения написано много работ. Авторы новейших научно-фантастических романов, описывая города будущего, черпают свои сведения из публикаций, раскрывающих новые достижения техники, позволяющих думать о преобразовании климата, создании системы кондиционирования целых городов, о передаче энергии без проводов, о движущихся тротуарах и сверхскоростных линиях транспорта, демонтирующихся домах, сложенных из легких материалов, телеэкранах величиной со стену и т. п.2 Техника такого рода по плечу современному обществу. Но при этом наши города пока еще не обнаруживают признаков всех этих новшеств. Происходит это оттого, что на реконструкцию городов и характер всего расселения влияет не только уровень развития техники, но и экономические ресурсы общества, его способность использовать новые технические средства. Города представляют собой скопления материальных ценностей, создававшихся в течение долгих десятилетий, а потому любое вмешательство в них требует затраты больших средств и не может осуществляться мгновенно. Критикуя те серьезные недостатки, которые встречаются в повседневной жизни городов, их жители обычно не задумываются над тем, что, с одной стороны, изобретение эффективного способа ликвидации этих недостатков не так просто и что, с другой стороны, еще сложнее найденное решение воплотить в жизнь. Предпосылкой реконструкции городов является не простая замена снесенного жилого фонда новым жильем, но и строительство других объектов типа складов и производственных цехов, которые должны появиться взамен снесенных в старых кварталах. Для улучшения работы автомобильного транспорта необходимо строительство дорогостоящих дорог, перекрестков в разных уровнях, мостов и других инженерных сооружений. Условием развития массового транспорта является не только-создание нового машинного парка, но и перестройка целых трасс, пробивка туннелей и т. п. Достаточное количество качественной питьевой воды может быть обеспечено лишь в результате строительства станций очистки, водопроводов, водоприемников и плотин. Для осуществления всех этих работ требуются денежные средства, исчисляемые в миллионах и миллиардах, сотни машин и колоссальное количество высококвалифицированного человеческого труда. Именно поэтому устройство городов и организация расселения серьезно отстают от развития общества и новых требований пространственного размещения производительных сил. Человечество живет в городах вчерашнего дня, думает о городах завтрашнего дня и не располагает достаточным количеством материальных средств для строительства городов дня сегодняшнего. Теоретиков-градостроителей упрекают в том, что они не могут решить вопроса о будущем развитии поселений. При этом в организации городов до сих пор не выполнены те элементарные требования, которые известны с самого начала нашего века. К ним относятся, например, целесообразное расположение отдельных компонентов города, реконструкция старых кварталов, снижение завышенной плотности, увеличение зеленых насаждений, достаточное количество дорог и их изоляция от жилья. Каждое градостроительное мероприятие, претендующее на широту, требует не только затрат значительных материальных средств, но в боль- шинстве случаев нацелено на далекое будущее, поэтому зачастую оно не дает мгновенных положительных результатов. В ряде случаев ценность вклада градостроительных решений не представляется возможным вычислить. Конечно, можно сосчитать экономию, полученную от сокращения трассы и улучшения условий работы транспорта, но главный вклад большинства градостроительных мероприятий в улучшении жизненной среды и в создании условий для будущего развития расселения. Подлинная экономика градостроительства перспективна и грандиозна, и, очевидно, именно поэтому она нередко подменяется «сиюминутностью» и мелочной экономичностью, в конечном счете чаще всего действующей против основополагающих принципов градостроительства. Сторонники «сиюминутной» экономичности требуют застройки внутри города и внутри кварталов каждого квадратного метра свободной площади, они отвергают необходимость оставлять резервные площади и создавать достаточно широкие коммуникации, способные служить долгое время. По вине такой «экономии» происходит бесконечная компактная застройка городов, лишенных зеленых насаждений, зон отдыха и общественных пространств, важные общественные здания размещаются случайно, где попало, вместо того, чтобы располагаться в соответствии с их социальной ролью на одной из общественных территорий, наиболее подходящих для этой цели. Преодолеть неблагоприятные факторы градостроительства можно только ценой целенаправленных и планомерных усилий всего общества, которое, желая выпестовать среду, полностью соответствующую ее представлениям, сумеет найти и пути для осуществления поставленной цели. Возможность четко сформулировать градостроительные замыслы и затем реализовать их тесно связана с экономической и классовой структурой общества, оказывающей воздействие на те цели, которые общество ставит перед собой в процессе строительства и реконструкции городов, и создающей решающие в той или иной степени благоприятные условия для осуществления этих целей. В социалистическом обществе эти благоприятные условия опираются на общественную собственность, на средства производства и землю. В капиталистическом обществе градостроительство даже при самых лучших намерениях не может преодолеть противоречий классового расслоения, неизбежно отражающегося на всей структуре расселения, в строительстве и расположении отдельных городских кварталов, в формах и объеме общественного обслуживания. Все, даже наилучшим образом продуманные эксперименты или сознательно создаваемые фальшивые иллюзии на практике кончаются одинаково безуспешно. Разумеется, в капиталистических странах есть удачные примеры возведения отдельных зданий, ансамблей и целых комплексов. Однако характерные проявления капиталистической экономики — частная собственность на средства производства и землю, конкурентная борьба и спекуляция земельными участками — затрудняют, а часто делают невозможной целенаправленную реализацию больших градостроительных замыслов. Неслучайно поэтому именно эти проблемы занимают так много места в новейших градостроительных работах западных теоретиков и на различных международных конгрессах. Решение этих проблем считается основной предпосылкой дальнейшего гармонического развития расселения. Градостроительные замыслы социалистического общества определяются его первоочередными целями, к которым относится ликвидация классовых различий между людьми и всестороннее развитие материальных и духовных предпосылок их жизни. Другое дело, что пока еще ни градостроители, ни другие специалисты, которые по роду своей деятельности связаны с развитием расселения и городов в социалистических странах, еще не научились полностью использовать огромные преимущества социалистического общественного строя. Необходимо также помнить, что гармония народнохозяйственных и градостроительных планов не создается автоматически, что ее можно создать лишь целенаправленным и продуманным путем. Предпосылки Регулирования Расселения Формы расселения Основным рычагом, при помощи которого социалистическое общество может воздействовать на всю структуру расселения, является планомерное размещение производительных сил, а вместе с тем и мест приложения труда. Численность населения в Праге удается поддерживать в пределах 1 млн., потому что создание новых мест приложения труда регулируется, а отдельные из них выводятся из города совсем. Разумеется это не означает замораживания города, но преследует лишь цель создать рациональное равновесие, при котором отдельные предприятия и учреждения развиваются дальше и делают это за счет применения новой техники и автоматизации, а не за счет увеличения количества работающих. Если бы в Праге было допущено стихийное возникновение новых мест приложения труда, то количество населения росло бы здесь, как и в большинстве крупных городов других стран. Такой рост шел бы за счет откачки населения из других областей, обострял бы жилищную проблему и содействовал усложнению отдельных транспортных и других проблем города. У города Кошице не было бы перспективы увеличить количество населения до четверти миллиона, если бы в его окрестностях не строился Восточнословацкий металлургический комбинат и если бы здесь не развивались и другие промышленные отрасли, не возникали бы высшие учебные заведения и различные учреждения. Развитие городов в Восточной Словакии, являющееся важным шагом на пути к созданию новых центров в этой области и тем самым к созданию большей равномерности расселения в масштабе всей республики, поддерживается и непосредственно вызывается размещением новой химической и другой промышленности. У сельского населения не было бы перспективы концентрации, если бы в сельском хозяйстве придерживались старых, традиционных способов труда и не перешли бы к крупному производству и использованию машин. Одного понимания нерациональности разбросанного расселения уже недостаточно. В настоящее время необходимо в самом производстве создать такие предпосылки, которые бы активно содействовали преобразованию структуры расселения, вели бы к совершенствованию системы обслуживания и повышению жизненного уровня. Признавая решающую роль уровня развития производительных сил и характера размещения мест приложения труда, нельзя полагаться только на действие этих факторов при формировании расселения. Сам по себе факт усиленной концентрации населения в районе города Кошице, вызванный строительством металлургического комбината, еще отнюдь не решает вопроса о конкретных формах расселения. В этом случае можно себе представить два варианта: 1) новые населенные места стихийно разрастутся в непосредственной близости от нового промышленного предприятия; при этом не будут соблюдаться необходимые градостроительные принципы и санитарные нормы расстояний между отдельными объектами; 2) все работники нового предприятия поселятся в горах и на дорогу до работы будут затрачивать долгие часы. Можно предположить и другие решения: создание вокруг комбината системы новых малых городов или же строительство новых жилищ в самом городе Кошице за счет увеличения в нем общей плотности населения. Те или иные способы застройки и формы расселения определяются структурой и характером общества. При этом учитывается пропускная способность и возможные графики работы массового транспорта, условия размещения, объемы и формы жилищного строительства, уровень развития существующих городов и реальные возможности для строи- Жизненная среда Date: 2016-05-16; view: 308; Нарушение авторских прав |