Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Европейский средневековый город
Самым значительным представителем античных теоретиков архитектуры и градостроительства стал, однако, не грек Гипподам, а римский архитектор эпохи Августа (I век до н.э.) Витрувий, который оставил после себя десять книг об архитектуре — De architectura libri decem11. Его работа представляет собой своего рода архитектурную энциклопедию, содержащую сведения от практических рекомендаций по строительству до изготовления военных машин, от астрономии до теории архитектуры и градостроительства. Книги Витрувия предвосхитили значительно более поздние трактаты эпохи Возрождения*. Они, вероятно, являются первой попыткой систематического изложения принципов градостроительства. Трактат Витрувия издавался и комментировался много раз и до сих пор остается предметом исследования. Индийский ученый П. К. Ачарыа ищет даже связь между трактатом Витрувия и Манасарой, обосновывая ее рядом аналогий в структуре работ и предположениями об общих источниках**. Ни одна теоретическая работа в области архитектуры и градостроительства не имела столь продолжительное время такого значения, как книга Витрувия. Объясняется это, очевидно, тем, что в ней были обобщены обширные сведения своего времени, и тем, что она стала единственным сохранившимся письменным источником информации об античной греческой и римской архитектуре. По имеющимся сведениям, вплоть до начала эпохи Возрождения, т. е. приблизительно в течение полутора тысячелетий, в Европе не было создано ни одной новой теоретической работы такого плана. Можно понять, почему этого не произошло в период распада римской империи, когда опустели и превратились в незаметные селения вчера еще многолюдные города. Но это труднее объяснимо для средних векоч. когда начинается новый расцвет городов и когда на европейском континенте закладываются основы той системы расселения, которая сохранилась до наших дней. Однако нельзя считать, что у средневекового города не было собственных теоретических принципов. В период нового подъема городской культуры ряд городов развивается на нерегулярных планах бывших торговых колоний и на территориях около замков***. В планах некоторых старых исторических центров Европы мы еще и сегодня можем различить характерные признаки планировки римских военных лагерей с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами: кардо и декуманус. Другие города строятся заново — или на ранее незаселенных территориях, или на месте совершенно разрушенных поселений, ставших в отдельных случаях предместьями новых городов. В таких города;: отчетливо видны принципы их регулярного пространственного решения,
* Здесь, вероятно, точнее можно отметить, что трактат Витрувпя оказал особенно значительное влияние на труды теоретиков итальянского Ренессанса, хотя многие из них (например, Альберти) по целому ряду вопросов сознательно противопоставляли античному теоретику новые взгляды своей эпохи. (Прим. ред.) ** Существуют различные мнения о самостоятельности витрувианской архитектурной концепции. Витрувий сам пишет, что он из сочинений своих предшественников «извлек и собрал воедино все, что нашел полезным для своего труда». Это дало возможность некоторым исследователям считать его трактат компилятивным. Однако четкая структура труда Витрувия, глубоко продуманное расположение материала и целостная концепция, которая отчетливо прослеживается в его книгах, позволяют считать, что Витрувий был действительно выдающимся ученым своего времени, давшим огромный импульс многим последователям. (Прим. ред.) *** Многие из средневековых городов возникают на месте старых деревень, а для них характерна более или менее живописная планировка с рыночной площадью, образовавшейся в результате расширения главной улицы (длинный рынок) или возникшей на месте развилки основных дорог. (Прим. ред.)
3. Новый Быджов (Чехословакия). Королевский город, основанный в период до 1305 г. Классический образец развитого средневекового r..-.ана разновидности круговых и прямоугольных планов, основой которых в большинстве случаев стал шахматный порядок уличной сети. Многие города строились, очевидно, по аналогии с более ранними образцами. Об этом, в частности, свидетельствует часть уставной грамоты Пршемысла II для города Часлав, где говорится: «Стены городские как в высоту, так и в ширину должны быть, как стены колинские*, с башнями округленными и так, что три башни должны стоять над воротами, дающими въезд и выход горожанам, а также со стороны воды, чтобы построились маленькие ворота»'-2. Отсутствие источников о средневековых теориях не умаляет большого значения, которое имело тогдашнее строительство городов. Так, в Чехословакии именно в периоды раннего и позднего феодализма была в основном создана существующая и сегодня сеть городов и их планы. Исторические центры городов ЧССР относятся к наиболее значительным национальным историческим и художественным памятникам и служат свидетельством высокого уровня культуры, достигнутого чехословацким народом в прошлом. Хочется надеяться на то, что еще отыщутся такие документы, которые помогут нам лучше попять взгляды людей того времени на устройство городов, исходившие, очевидно, прежде всего из функции и общественного значения отдельных зданий и ансамблей. * Колин — город, основанный ранее Чеслава. {Прим, ред.)
6. Прага, Большой средневековый город, возникший путем постепенного роста, а потом и объединения отдель-;:•■ х населенных пункте, ■:".■?:: которых Нове -'■'.:-- ппагкеке, основан-"чг: 1348 г., относится к наиболее ярким примера:.: средневековых градостроительных цепций Сноски к главе I
1. Эпос о Гильгамеше («О все ви 2. Первоначальные средневековые 3. Bibli svata. Podle posledniho vyda- 4. Prasanna Kumar Acharya, Indian 5. Чжу Чан-чжун. Характерные чер их случаях город квадратный и имеет по трое ворот с каждой стороны. 6. Else Re it em eye r. Die Stadte- 7. Луки а н. Правдивая история. 8. Аристотель. Политика. Труды 9. Гиппократ. О воздухах, во 10. Аристофан. Птицы. Комедии 11. Витрувий. Десять книг об 12. A. Sedlacek. Deje mesta Caslave. Praha, 1874, 27. Функциональную структуру и композицию средневекового города рассматривает V. М е п с 1. Stfedoveka mesta na Slovensku. Bratislava, 1938. Той же теме посвящена и часть V книги J. H r u z a. Ceska mesta. Praha, 1960, где также приводится основная литература. II. ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД Новые общественные условия эпохи Возрождения вызвали и новые концепции в архитектуре и градостроительстве. В этот период вспыхивает большой интерес к античной архитектуре и искусству, что непосредственно отражается и в архитектурной практике, и в теоретических работах. Большое число архитектурных трактатов, появившихся сначала в Италии, а позднее во Франции, Германии, Испании и других странах, свидетельствует о стремлении восполнить долгий период молчания. Каждый более или менее крупный архитектор считает своим долгом не только разработать проект идеального города, но и изложить свои взгляды в литературном произведении. Социальные перемены, необходимость обороны от огнестрельного оружия приводят к поискам новых форм города, что отражается в его планировке, очертаниях, силуэте и застройке. Архитекторы должны были реагировать на потребности нового общества, возникшие прежде всего в Италии, которая в то время имела наиболее высокий уровень развития экономики и культуры. На пороге нового подъема архитектурной и градостроительной теории стоят Леон Баттиста Альберти и Антонио Аверлино, по прозвищу Филарете. Альберти — один из наиболее талантливых и образованных архитекторов своего времени — известен как автор серьезной теоретической работы об искусстве зодчества. Филарете, которого биограф итальянских художников Вазари называет «смешным и сумасбродным», в архитектуре не столь известен и удачлив. Ему принадлежит книга о строительстве вымышленного города, причем действительные факты здесь тесно переплетаются с фантазией1. Леон Баттиста Альберти приблизительно с 1450 г. и вплоть до своей смерти (1472 г.) работал над десятью книгами о зодчестве — Libri de Re aedificatoria decem2, изданными на латинском языке. Впервые трактат был выпущен во Флоренции в 1485 г. С тех пор он неоднократно издавался на различных языках и стал наряду с работой Витрувия, влияние Урбанистический роман Филарете 7. Филарете. Сфорцин-да; вторая половина XV в. Первый звездообразный центрический город эпохи Возрождения 8. Филарете. Район ремесленников. Первое воплощение принципов линейного города с жилыми домами на от-йельных участках и системой каналов которой он, безусловно, испытал, одной из классических книг по теории-архитектуры. Альберти рассматривает соответствие климата и природных условий, выбор места для строительс::-.;:. ->а,см следуют рекомендации по укреплению города и принципы строительства дорог, мостов, каналов Трактат Альбертн::олоп идей. Это своего рода исповедь благородного "и образованного человека. Что же касается городов, то четких принципов устройства нового города Альберти не приводит. Наиболее интересные, не потерявшие актуальности до наших дней, мысли касаются вопросов благоустройства городов. Альберти говорит о функциональном членении города и об отделении вредного в гигиеническом отношении производства от жилья. Трактат Филарете существенно отличается от произведения Альберти. Это не стройное изложение закономерностей строительства и архитектуры, а страстная просьба к миланскому герцогу Франческо Сфорца доверить Филарете постройку нового города Сфорцинды. Здесь собраны воедино описания выдуманных приключений, открытий и фантастических зданий, но наряду с тем присутствует также живое изложение принципов новой архитектуры Ренессанса, базирующейся на античных и византийских образцах.
Трактат составляет 21 книгу и дополнен тремя книгами об искусстве рисования, а 25-я книга посвящена прославлению деяний Козимо, Пьеро,. Медичи, расположение которых Филарете после смерти Франческо Сфорца хотел приобрести для осуществления своих строительных замыслов. После 1460 г. итальянский текст трактата лишь переписывали, а в 1498 г. большой поклонник архитектуры Ренессанса Матвей Корвин способствует его переводу на латинский язык3. Публикации трактат, однако, ожидал вплоть до конца XIX в. Он был выпущен в Вене на итальянском языке с частичным переводом на немецкий.
50 200 м Date: 2016-05-16; view: 605; Нарушение авторских прав |