Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Д. Юма. Юмистский ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий
Юм утверждал, что нет и не может быть врожденных идей. Источником знаний является чувственный опыт (эмпиризм). Как мы знаем о вещах? По восприятию, как содержание наших восприятий. А раз так – мы знаем только наши восприятия. Мир существует только и только в нашем сознании – такой вывод сделал Беркли. Существует три гипотезы: 1) Восприятие – результат воздействия предметов (материализм) 2) Комплекс ощущений и есть мир (субъективный идеализм) 3) Бог – источник ощущений (объективный идеализм) Какая верна? А мы не знаем и знать не можем – агностический сенсуализм. Мы не знаем, есть ли что-нибудь за пределами наших восприятий – потому не можем сказать, есть или нет. Мир сущ. в сознании, а чтобы узнать, есть ли что-то вне – надо выйти за эти пределы. Но как можно знать о вещи, кот. мы не воспринимаем? Значит, говорить о вещах, что вне восприятия нелепо! Мы замкнуты в круге наших восприятий. 18. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Что общего между точками зрения Беркли, Канта, Юма? Мир существует в нашем сознании. Это великое открытие. Рассмотрим, становление этой мысли: мир существует И в нашем сознании.
Обычные люди – наивный реализм – мир существует вне и независимо от сознания (стихийный и неразработанный, и непоследовательный реализм). Элейцы (6-5 века до н.э.): Ксенофан, Парменид, Зенон. Тот мир, что считаем реальным – сущ. только в нашем сознании. Протагор: на улице холодно, для другого тепло, а правы оба. Перрон той же точки зрения: каков мир на самом деле – не знаем, а знаем только каков мир в наших чувствах. Демокрит. Берём вещь: шершавая, солёная. Звуки, Движение. А в реальном мире ни цветом, ни запахов, ни температуры НЕТ. В реальном мире есть атомы и сочетания атомов. Кроме атомов и их сочетания ничего нет. Мир таков только в нашем сознании. Итого два мира: что в нашем сознании и мир без запаха, звуков и т.д. – реальный. Галилей. Гоббс к этому выводу пришёл. Декарт. Джон Локк – доработано (о первичных и вторичных качествах, а лучше говорить – свойствах: цвет, вкус, запах). Первичные присущи и предметам самим по себе и предметам в нашем сознании. Вторичные (цвет, вкус, запах) – только сознанию. Беркли (суб. ид.) во многом исходил из положений Локка. Первичные и вторичные неразрывно связаны. В конце концов, все качества только вторичны. Мир существует в сознании и только в сознании. Мир вещей для нас есть, а мира вещей в себе не существует. Далее был Юм, который не настаивал, а говорил что не знаем. Мир вещей для нас существует, а есть ли мир в себе мы никогда не узнаем. Далее Кант. Есть ещё и вещи в себе, кроме вещей для нас. Есть два мира, которые не совместимы между собой ничего общего: мир в себе и мир для нас. Эти миры абсолютно друг другу противостоят, взаимно исключают друг друга. Мир, который мы знаем и в котором живём существует в сознании.
Материалисты (хз когда они были) признают бытие мира в сознании. Наши ощущения восприятия – образы внешнего мира, значит содержанием ощущения восприятия является мир, значит мир существует не только вне сознания, но и в нём. Отношение мира в себе и мира для нас: вещи в себе могут входить в сознание и становятся вещами для нас. Теперь вещь в себе является одновременно и вещью для нас и вещью в себе.Процесс познания – превращение вещей в себе в вещи для нас. 19. Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то? Когда было открыто, что мир существует в сознании человека, тогда возникло и представление о том, что такое знание. Знание о вещи– это когда вещь находится в нашем сознании, является содержанием сознания. Наивный реализм. У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне и независимо от сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон). 21. Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его? Материалисты: нужно доказать существование мира вне сознания. Феноменалисты полагают, что мир существует в сознании, но нельзя узнать существует ли он вне сознания. Вот, что они говорят о знании: Что значит знать вещь? Это значит иметь её в нашем сознании Что значит знать о вещи вне сознания? Это значит знать о вещи, о которой я ничего не знаю. С точки зрения формальной логики эта позиция феноменалистов неуязвима. Как опровергнуть? Допустить, что есть другие методы доказательства, кроме формальной логики. Пример. Открыли электрон, планету. Спрашивается: а до открытия они существовали? Если были, то были вне сознания человека. Феноменализм и наука не совместимы. Либо феноменализм, либо наука. Выбирайте! Date: 2016-05-13; view: 445; Нарушение авторских прав |