Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Д. Юма. Юмистский ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий





Юм утверждал, что нет и не может быть врожденных идей. Источником знаний является чувственный опыт (эмпиризм). Как мы знаем о вещах? По восприятию, как содержание наших восприятий. А раз так – мы знаем только наши восприятия. Мир существует только и только в нашем сознании – такой вывод сделал Беркли. Существует три гипотезы:

1) Восприятие – результат воздействия предметов (материализм)

2) Комплекс ощущений и есть мир (субъективный идеализм)

3) Бог – источник ощущений (объективный идеализм)

Какая верна? А мы не знаем и знать не можем – агностический сенсуализм. Мы не знаем, есть ли что-нибудь за пределами наших восприятий – потому не можем сказать, есть или нет. Мир сущ. в сознании, а чтобы узнать, есть ли что-то вне – надо выйти за эти пределы. Но как можно знать о вещи, кот. мы не воспринимаем? Значит, говорить о вещах, что вне восприятия нелепо! Мы замкнуты в круге наших восприятий.

18. Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

Что общего между точками зрения Беркли, Канта, Юма? Мир существует в нашем сознании. Это великое открытие.

Рассмотрим, становление этой мысли: мир существует И в нашем сознании.

 

Обычные людинаивный реализм – мир существует вне и независимо от сознания (стихийный и неразработанный, и непоследовательный реализм).

Элейцы (6-5 века до н.э.): Ксенофан, Парменид, Зенон. Тот мир, что считаем реальным – сущ. только в нашем сознании. Протагор: на улице холодно, для другого тепло, а правы оба. Перрон той же точки зрения: каков мир на самом деле – не знаем, а знаем только каков мир в наших чувствах.

Демокрит. Берём вещь: шершавая, солёная. Звуки, Движение. А в реальном мире ни цветом, ни запахов, ни температуры НЕТ. В реальном мире есть атомы и сочетания атомов. Кроме атомов и их сочетания ничего нет. Мир таков только в нашем сознании. Итого два мира: что в нашем сознании и мир без запаха, звуков и т.д. – реальный. Галилей. Гоббс к этому выводу пришёл. Декарт.

Джон Локк – доработано (о первичных и вторичных качествах, а лучше говорить – свойствах: цвет, вкус, запах). Первичные присущи и предметам самим по себе и предметам в нашем сознании. Вторичные (цвет, вкус, запах) – только сознанию.

Беркли (суб. ид.) во многом исходил из положений Локка. Первичные и вторичные неразрывно связаны. В конце концов, все качества только вторичны. Мир существует в сознании и только в сознании. Мир вещей для нас есть, а мира вещей в себе не существует.

Далее был Юм, который не настаивал, а говорил что не знаем. Мир вещей для нас существует, а есть ли мир в себе мы никогда не узнаем.

Далее Кант. Есть ещё и вещи в себе, кроме вещей для нас. Есть два мира, которые не совместимы между собой ничего общего: мир в себе и мир для нас. Эти миры абсолютно друг другу противостоят, взаимно исключают друг друга. Мир, который мы знаем и в котором живём существует в сознании.

 

Материалисты (хз когда они были) признают бытие мира в сознании. Наши ощущения восприятия – образы внешнего мира, значит содержанием ощущения восприятия является мир, значит мир существует не только вне сознания, но и в нём. Отношение мира в себе и мира для нас: вещи в себе могут входить в сознание и становятся вещами для нас. Теперь вещь в себе является одновременно и вещью для нас и вещью в себе.Процесс познания – превращение вещей в себе в вещи для нас.

19. Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?

Когда было открыто, что мир существует в сознании человека, тогда возникло и представление о том, что такое знание. Знание о вещи– это когда вещь находится в нашем сознании, является содержанием сознания.

Наивный реализм.

У обычного человека точка зрения наивного реалиста – мир един и находится вне и независимо от сознания, что отрицает познание как таковое. И философия сформировалась тогда, когда стало ясно, что мир существует в нашем сознании. Первыми это поняли представители Эллейской школы (Ксенофан 6–5 век, Пармемид и Зенон).

21. Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?

Материалисты: нужно доказать существование мира вне сознания.

Феноменалисты полагают, что мир существует в сознании, но нельзя узнать существует ли он вне сознания. Вот, что они говорят о знании: Что значит знать вещь? Это значит иметь её в нашем сознании Что значит знать о вещи вне сознания? Это значит знать о вещи, о которой я ничего не знаю. С точки зрения формальной логики эта позиция феноменалистов неуязвима.

Как опровергнуть? Допустить, что есть другие методы доказательства, кроме формальной логики. Пример. Открыли электрон, планету. Спрашивается: а до открытия они существовали? Если были, то были вне сознания человека.

Феноменализм и наука не совместимы. Либо феноменализм, либо наука. Выбирайте!







Date: 2016-05-13; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию