Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как социальные психологи изучают поведение человека





«Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накопленной мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам.

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов – техник, которые могут использоваться для исследования широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину.

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих его переменных, чтобы узнать связаны ли они».

/Д.Бирн/

21. Какие виды познания упоминаются в этом тексте? /Назовите два/.

22. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.

23. В чем автор усматривает недостатки ненаучных видов познания? Приведите пример, конкретизирующий любой из этих недостатков.

24. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

----------------------------------------------------------------------------------------

 

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Текст 1.Гражданство в Древних Афинах.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались /по закону Перикла/ только те лица /мужского пола/, у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, - убийство раба.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

 

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижению совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын по традиции, находился под его властью /то есть в составе семьи отца/, никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин. Это конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества.

Влияние женщин было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.

 

21. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

22. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

23. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

24. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.

-------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определенном порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства – неравенство политическое.

Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление и на исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управленцев, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название – политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему собственному статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т.п.

Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интереса. Вот почему история общества – это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводство отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип отношений».

/ Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт // Социально-политический журнал. 1995. №2. С.87-88.

21. Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

22. Какими особенностями, по мнению автора, характеризуется политическое первенство на современном этапе?

23. Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человека в современном обществе такого статуса.

24. В чем видит автор значимость норм и правил, регламентирующих отношения политической власти? Укажите любые три примера данных норм.

-------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Что же такое преступность? В самой общей форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется самостоятельным закономерностям, имеет свои причины. Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечет ни одно из других явлений социального процесса. преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни, здоровью, интересам личности, «Изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества его членов. Преступность – явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но она еще и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны».

/В.И.Карпец/.

21. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуют развитию преступности?

 

22. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

23. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

24. Опираясь на знание обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждения автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. приведите три аргумента в защиту своей позиции.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Ст. 2. Средства массовой информации. основные понятия.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы;

под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио_, аудиовизуальных сообщений и выходящая в свет /эфир/ не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа /подписка, доставка, раздача/ периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программы, трансляция радио-, телепрограмм /вещание/, демонстрация кинохроникальных программ…

Ст. 3. Недопустимость цензуры.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы /кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым/, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей - не допускается.

Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации – не допускается.

/ Из закона РФ «О средствах массовой информации»/.

21. Что понимается в законе под средствами массовой информации? Приведите пример печатного и электронного средства массовой информации.

22. Как трактуется в законе понятие «цензура»? Укажите два признака.

23. В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющее текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Приведите два аргумента в обосновании своего вывода.

24. Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажете предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах /укажите две темы/ и почему /укажите одну причину/?.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Семейные отношения.

Среди круга отношений связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство. Практически во всех обществах мы можем выделить то, что социологи и антропологи называют нуклеарной семьей, состоящей из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В большинстве обществ традиционного типа нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим о расширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга.

Согласно исследованиям социологов, со вступлением общества в индустриальную фазу развития патриархальные семьи стали вытесняться замкнутыми привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Появление таких семей отмечено ростом эмоционального индивидуализма, то есть заключением брака на основе личного выбора. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на любви и привязанности.

Ролевые функции мужчины, женщины и детей в семье также изменились. С первых лет индустриализации многие женщины, по-прежнему воспитывая детей дома, начали наниматься на работу…Ситуация изменилась и для детей, после того как были приняты законы, обязывающие детей посещать школу и ограничивающие детский труд.

/Э.Гидденс/.

21. Какие признаки нуклеарной семьи выделяет автор?

22. Чем от нуклеарной семьи отличается расширенная семья? Исходя из определения расширенной семьи назовите не менее трех категорий родственников, которые она может включать.

23. Как меняются семейные отношения с переходом к индустриальной цивилизации? Раскройте положение об изменении ролевых функций детей в семье.

24. Опираясь на полученные при изучении курса знания, назовите не менее трех общественных процессов, характерных для индустриального общества, которые привели к изменениям в семейной жизни.

---------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.

Государство обязано и за счет собственных ресурсов и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности, но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. при этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не с благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан.

Конечной целью развития социальной сферы социального государства должно стать утверждение принципа социальной справедливости.» /Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания, 2000, №2. С.30-33/.

21. Опираясь на текст, укажите основные источники формировании российской модели социального государства.

22. Почему автор предлагает использовать термин «социальный» в широком смысле слова? Дайте определение социального государства.

23. Какая составляющая, по мнению автора, должна стать важнейшей в социальной сфере? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера данной составляющей.

24. Конечной целью развития социальной сферы, как отмечает автор, должно стать утверждение принципа социальной справедливости. Укажите три проявления этого принципа.

------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. Машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь оружие. Такое же орудие, как и плуг.

Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным - уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь». /А. де Сент-Экзюпери. Планета людей./

 

21. Найдите в тесте три примера преобразовательной деятельности человека.

22. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста две отличительные черты деятельности человека.

23. Можно ли запечатленный в документе процесс труда по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

24. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

----------------------------------------------------------------------------------------------

 

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Date: 2016-05-16; view: 1601; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию