Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Академический рейтинг университетов Японии в 2015 г
По данным статистики 2010 г. из 981 000 абитуриентов в университеты и колледжи поступили 830 000 человек (43% граждан, достигших 18-летнего возраста), среди них около 20% учащихся окончили среднюю школу более чем год назад. В 2000 г. желающих обучаться в университетах было около 1 млн. 100 тыс. человек, а учащимися стали 801 000 молодых японцев. Эти цифры показывают уменьшение конкурса в высшие учебные заведения в последние годы. [3] Главная причина этого явления заключается в сокращении рождаемости в последние десятилетия. Обучение в японских вузах структурировано по американской модели, ведется более чем по 100 направлениям и специальностям, из которых инженерное направление имеет 35 образовательных программ, а гуманитарное — 38 программ (направлений). Программы 2 или 3-летних младших колледжей, в которых 90% численности учащихся составляют женщины, ориентированы на гуманитарные и социально-экономические науки, искусство, медицину, педагогику и домоводства. Технические колледжи имеют более 30 программ инженерно-технического профиля. Среди них преобладают программы по информатике и электронике, промышленному дизайну и инженерной графике.[4].Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специальность, и даже факультет. В реальности инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность [5].
Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающийся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований. Характеристики университетов, присваивающих степени бакалавра, магистра, доктора или аналогичные им приведены в табл. 2. Количественные характеристики университетов Японии (2015 г.) Таблица 2
Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (Белая книга по вопросам образования и науки 2012 года). Режим доступа: http://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/monbu.htm
Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом ранее полученных зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета. [6www.study.kz /8/341/visshee-obrazovanie-v-yaponii] Иностранные студенты обязаны сдать общеобразовательный экзамен. Например, его вариант для гуманитариев включает проверку по математике, всемирной истории, английскому. Вариант для естественнонаучных специальностей содержит вопросы по математике, физике, химии, биологии и английскому языку. Наиболее значимым является это тест по японскому языку, который проводит Ассоциация международного образования в 31 стране мира. Он включает три блока: 1.проверку знания иероглифов и лексики; 2.восприятие на слух, чтение 3.проверку знаний в области грамматики. Этот экзамен проводится по четырем уровням сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка в течение 900 час. И знание 2000 иероглифов, второй — 600 часов и 1000 иероглифов, третий — 300 часов, 300 иероглифов, четвертый — 150 часов, 100 иероглифов. Официальный документ об успешно сданном экзамене первого уровня является достаточным основанием для поступления в любой вуз Японии (даже на магистерскую степень). Для отдельных вузов достаточно сдать и экзамен второго уровня. Наличие документа о сданном экзамене третьего уровня позволяет поступать на работу в японские фирмы. Плата за обучение в японских вузах для иностранных студентов варьируется от 380 тыс. иен в год и выше в государственных вузах до 900 тыс. иен в частных вузах ($1 равен 122 иенам). Дороже всего стоит обучение по экономике, медицине, филологии, педагогике. Расходы на проживание составляют примерно 9-12 тыс. иен в год в зависимости от города, в котором расположен вуз. 80% иностранцев учатся в Японии за свой счет.
Стоимость обучения и проживания в Японии
Составлено автором Остальным выплачиваются различные виды стипендий. Они могут претендовать на правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship), стипендию Японской ассоциации международного образования, стипендии в рамках программы «Международного взаимопонимания», стипендии Министерства образования в рамках программ стажировок и др. 6. Можно получить и стипендии частных фондов, например, фонда Такаку, который основал фабрикант Такаку Тайкен. Стипендии для студентов-иностранцев составляют около 30-40 тыс. иен ежемесячно это примерно 350$. Структура доходов частных и государственных университетов Японии существенно различается. Бюджетные субсидии составляют более половины (55,4%) доходов государственных заведений, а вот частные получают примерно такую же долю (55,7%) за счет платы за обучение. Обслуживание студентов и дополнительное образование даже в частных университетах составляют настолько малую часть доходной базы, что ее даже трудно отразить статистически. То же самое относится и к частным пожертвованиям. Несколько лет назад в Японии были введены значительные налоговые льготы в отношении образовательных пожертвований и других подобных взносов. Тем не менее, культура и привычки японских частных лиц и компаний изменяются медленно, и это не оправдывает ожиданий, возлагавшихся на благотворительность как на новый источник доходов при проведении корпоративизации университетов (табл. 3). Таблица 3
Основные принципы образования в стране определены в ее Конституции, принятой в 1946 г., и в Основном законе об образовании от 1947 г. Эти документы определяют равные права граждан для получения образования в соответствии с их способностями: «Все дети, независимо от пола, должны получать бесплатное базовое среднее [7] Народное образование в Японии в вопросах и ответах // Япония о себе и мире. — 1994. N 8. С. 85. 6 Fulbright anniversary meet stresses intellectual exchanges // Japan Times. 2002. May 27. образование». Основными направлениями развития образования Японии в XXI веке являются[7]: 1.прогнозирование японской системы образования в будущем; 2.усиление в обществе роли школы, семьи и формы их сотрудничества; 3.адаптация образования к способностям и возможностям личности и улучшение преемственности между различными уровнями школьного образования; 4. открытость образования к различным социальным изменениям таким, как интернационализация, информатизация, достижения науки и технологии. В Японии качество образования является одним из важнейших вопросов. Однако в связи с тем, что в стране отсутствует система государственной аккредитации учебных заведений, а существует только система их учреждения (лицензирования), акцент в достижении качества образования смещен в сторону формирования высококвалифицированного преподавательского состава и внедрения системы самомониторинга и самооценки для различных типов учебных заведений. Выполняя значительную роль в экономической, социальной и культурной жизни общества, высшая школа Японии в последнее десятилетие столкнулась с рядом проблем и сложностей, разрешение которых потребовало проведения существенных преобразований в этой сфере. В связи с этим 90-е годы называют декадой университетских реформ. Университетский совет, созданный по решению Национального совета по реформам в образовании, опубликовал за указанный период около 20 аналитических докладов по реформированию высшего образования. В них были выявлены и проанализированы существующие проблемы и определены следующие основные направления реформирования высшего образования: улучшение образования в колледжах и университетах; изменение стандартов учреждения классических университетов и университетов дистанционного обучения; изменение в системе академических степеней; развитие вечернего и заочного обучения для магистров и докторантов; изменение системы трудоустройства выпускников и введение контрастной системы для университетских сотрудников [8].
На основании сформулированных Университетским советом рекомендаций с 1989 г. было разрешено учреждение университетов, обучение в которых осуществляется только по магистерским и докторским программам, а затем и по этим же программам в вечернее время. Были созданы особые условия для завершения магистерских программ за 1 год и докторских за 3 года. В результате этих нововведений за последнее 10-летие общая численность учащихся по магистерским и докторским программам удвоилась. В 1990 г. был принят Закон о создании системы обучения в течение всей жизни и создан Совет, разрабатывающий рекомендации по дальнейшему развитию непрерывного образования. В 1991 г. Министерством образования проведена реформа порядка присвоения академических квалификаций, в результате которой Националь-ный институт академических степеней получил право присваивать академические степени тем, кто получил свидетельство об окончании курса обучения или необходимое число кредитов в образовательных учреждениях неуниверситетского типа. Новые Национальные стандарты учреждения университетов (1991 г.) привели к изменению как программ обучения во многих университетах, так и структуры [7] Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С. Алферов // Педагогика. — 2002. — № 7. — С. 88-96. — Библиогр.: с. 95-96. 8 Галаган А.И. Образовательные реформы последнего десятилетия XX века в странах Центральной и Восточной Европы / А.И. Галаган // Соц.-гуманит. знания. — 2002. — № 2. — С. 208-223. факультетов. Многие национальные университеты ликвидировали факультеты общего образования, переместив акцент на изучение специальных дисциплин. С 1998 г. введена более гибкая система отбора абитуриентов в университеты на естественнонаучные специальности. [9] На период после 2000г. Университетский совет сформулировал следующие задачи по реформированию высшего образования: введение системы зачетных единиц (кредитов), которая позволит выпускникам специальных подготовительных школ поступать в университеты; пересмотр программ университетских курсов переподготовки учителей в соответствии с потребностями общества; введение дополнительных критериев оценки уровня абитуриентов, кроме уже существующих собеседований, тестирований, экзаменов; развитие дистанционного образования с использованием современных информационных технологий в области подготовки магистров и докторов наук; создание условий для обучения в течение всей жизни в соответствии с общественными запросами; последовательное реформирование университетского управления за счет усиления руководства университетами[10]. В 2004 г. в Японии была внедрена такая новая модель - место традиционного «национального университета» заняла «национальная университетская корпорация». 99 действующих университетов путем слияний и объединений были преобразованы в 89 новых вузов. Вновь созданные университеты отказались от концепции управления немецкого образца, при которой руководство университета в значительной степени опирается на представителей факультетов. Была отменена системы выборов ректора профессорско-преподавательским составом университета. Отныне руководство вуза осуществляют правление и административный совет (состоящий из внешних экспертов по проблемам управления и менеджмента), которыми руководит назначаемый ректор. Университетские корпорации, финансируемые на 79% из госбюджета, обязаны представлять отчеты о своей деятельности и стремиться к высоким показателям «академической производительности», давая обществу соответствующую информацию. Университетские корпорации развиваются на основе шестилетних планов. Финансирование корпораций возложено на министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий и привязано к результатам оценки выполнения ими утвержденных плановых показателей. Такую оценку проводит Национальный институт академических степеней и оценки деятельности университетов. От показателей выполнения планов зависит размер выделяемых средств. В случае неудовлетворительных результатов бюджет университета может быть существенно сокращено. Основным источником финансирования универ-ситетов должны стать доходы от предпринимательства. Предполагается, что университетские корпорации будут развивать собственный предпринимательский потенциал. Дополнительный потенциальный источник средств для университетов - обучение иностранных студентов, а также взрослых граждан.[11] Экономика образования №1, 2009г Аримото А Реформа Высшей школы в Японии
Таким образом, в структурном плане система общего образования во многом напоминает американскую. Однако это относится лишь к формальному построению высшей школы. По своему содержанию, по своему духу, японская школа уникальна. Она никогда не была узко прагматичным средством решения каких-либо частных проблем. Она всегда сохраняла родовую сущность — работала в широком ценностно-смысловом контексте. Многое из опыта японских исследователей может быть применено в российской системе высшего образования.
|