Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Академический рейтинг университетов Японии в 2015 г





Рейтинг в мире Учреждение Рейтинг в стране
  Токийский университет  
  Киотский университет  
  Осакский университет  
101-150 Университет Хоккайдо 4-6
101-150 Нагойский университет 4-6
101-105 Университет Тохоку 4-6
151-200 Университет Кюсю 7-8
151-200 Токийский технологический институт 7-8
151-200 Университет Кобе 9-10
201-300 Университет Цукубы 9-10
301-400 Университет Чиба 11-14
301-400 Университет Хиросима 11-14
301-400 Университет Кэйо 11-14
301-400 Токийский медицинский и стоматологический университет 11-14
401-500 Университет Каназавы 15-19
401-500 Университет Окаямы 15-19
401-500 Университет Васэда 15-19

 

По данным статистики 2010 г. из 981 000 абитуриентов в университеты и колледжи поступили 830 000 человек (43% граждан, достигших 18-летнего возраста), среди них около 20% учащихся окончили среднюю школу более чем год назад. В 2000 г. желающих обучаться в университетах было около 1 млн. 100 тыс. человек, а учащимися стали 801 000 молодых японцев. Эти цифры показывают уменьшение конкурса в высшие учебные заведения в последние годы. [3] Главная причина этого явления заключается в сокращении рождаемости в последние десятилетия.

Обучение в японских вузах структурировано по американской модели, ведется более чем по 100 направлениям и специальностям, из которых инженерное направление имеет 35 образовательных программ, а гуманитарное — 38 программ (направлений). Программы 2 или 3-летних младших колледжей, в которых 90% численности учащихся составляют женщины, ориентированы на гуманитарные и социально-экономические науки, искусство, медицину, педагогику и домоводства. Технические колледжи имеют более 30 программ инженерно-технического профиля. Среди них преобладают программы по информатике и электронике, промышленному дизайну и инженерной графике.[4].Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые два года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей специальности. За первый двухгодичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. Теоретически по окончании общенаучного цикла студент может поменять специальность, и даже факультет. В реальности инициатором выступает администрация, а не студент. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность [5].

 

Базовый курс высшего образования составляет 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся на два года дольше. Программа на степень магистра предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После двухлетнего обучения по программе, оценивающийся в 30 зачетных единиц, сдачи выпускных экзаменов и защиты тезисов (диссертации) выпускнику аспирантуры присуждается степень магистра. Трехлетние докторские программы включают учебный курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной экзамен и защиту диссертации на основе индивидуально проведенных исследований.

Характеристики университетов, присваивающих степени бакалавра, магистра, доктора или аналогичные им приведены в табл. 2.

Количественные характеристики университетов Японии (2015 г.)

Таблица 2

  Всего Государственные Общественные Частные
Количество организаций Доля (%) 100,0 12,1 12,1 76,9
Кол-во работников (чел) Доля(%) 100,0 31,4 4,1 64,5
Кол-во учащихся(чел) Дорля(%) 100,0 21,4 4,9 73,7
В т.ч. студентов Доля(%) 100,0 17,5 4,8 77,7
Аспирантов Доля(%)        

Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии (Белая книга по вопросам образования и науки 2012 года). Режим доступа: http://www.mext.go.jp/b_menu/hakusho/html/monbu.htm

 

Кроме студентов, аспирантов и докторантов, в японских вузах есть вольнослушатели, переводные студенты, студенты-исследователи и коллегиальные исследователи. Вольнослушатели зачисляются на базовый курс или в аспирантуру для изучения одного или ряда курсов. Переводные студенты из японских или зарубежных вузов зачисляются для посещения одной или более лекций либо для получения научного руководства в аспирантуре или докторантуре (с учетом ранее полученных зачетных единиц). Студенты-исследователи (Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год и более для изучения какой-либо научной темы под руководством профессора данного университета, однако академические степени им не присуждаются. Наконец, коллегиальными исследователями называют преподавателей, учителей, научных работников и прочих специалистов, изъявивших желание проводить исследовательские работы под руководством профессора данного университета. [6www.study.kz /8/341/visshee-obrazovanie-v-yaponii]

Иностранные студенты обязаны сдать общеобразовательный экзамен. Например, его вариант для гуманитариев включает проверку по математике, всемирной истории, английскому. Вариант для естественнонаучных специальностей содержит вопросы по математике, физике, химии, биологии и английскому языку. Наиболее значимым является это тест по японскому языку, который проводит Ассоциация международного образования в 31 стране мира. Он включает три блока:

1.проверку знания иероглифов и лексики;

2.восприятие на слух, чтение

3.проверку знаний в области грамматики.

Этот экзамен проводится по четырем уровням сложности. Первый уровень предполагает изучение японского языка в течение 900 час. И знание 2000 иероглифов, второй — 600 часов и 1000 иероглифов, третий — 300 часов, 300 иероглифов, четвертый — 150 часов, 100 иероглифов. Официальный документ об успешно сданном экзамене первого уровня является достаточным основанием для поступления в любой вуз Японии (даже на магистерскую степень). Для отдельных вузов достаточно сдать и экзамен второго уровня. Наличие документа о сданном экзамене третьего уровня позволяет поступать на работу в японские фирмы. Плата за обучение в японских вузах для иностранных студентов варьируется от 380 тыс. иен в год и выше в государственных вузах до 900 тыс. иен в частных вузах ($1 равен 122 иенам). Дороже всего стоит обучение по экономике, медицине, филологии, педагогике. Расходы на проживание составляют примерно 9-12 тыс. иен в год в зависимости от города, в котором расположен вуз. 80% иностранцев учатся в Японии за свой счет.

Обучение в университете 6 000
Проживание в студенческой комнате  
Интернет и связь  
Транспорт  
Питание  
Канцелярия  
Личные расходы  
Медицинская страховка  
Всего 14 350

Стоимость обучения и проживания в Японии

 

 

Составлено автором

Остальным выплачиваются различные виды стипендий. Они могут претендовать на правительственную стипендию (Japanese Government Scholarship), стипендию Японской ассоциации международного образования, стипендии в рамках программы «Международного взаимопонимания», стипендии Министерства образования в рамках программ стажировок и др. 6. Можно получить и стипендии частных фондов, например, фонда Такаку, который основал фабрикант Такаку Тайкен. Стипендии для студентов-иностранцев составляют около 30-40 тыс. иен ежемесячно это примерно 350$.

Структура доходов частных и государственных университетов Япо­нии существенно различается. Бюджетные субсидии составляют более половины (55,4%) доходов государственных заведений, а вот частные получают примерно такую же долю (55,7%) за счет платы за обучение. Обслуживание студентов и дополнительное образование даже в частных университетах составляют настолько малую часть доходной базы, что ее даже трудно отразить статистически. То же самое относится и к част­ным пожертвованиям. Несколько лет назад в Японии были введены значительные налоговые льготы в отношении образовательных по­жертвований и других подобных взносов. Тем не менее, культура и привычки японских частных лиц и компаний изменяются медленно, и это не оправдывает ожиданий, возлагавшихся на благотворительность как на новый источник доходов при проведении корпоративизации университетов (табл. 3).

Таблица 3

Структура текущих доходов университетов Японии (%, 2005 г.)
Источники доходов Государст­ венные Общест­ венные Частные
Правительство (все уровни) 55,4 76,4 10,7
Плата за обучение 16,2 23,5 57,0
Университетские больницы 27,9   23,7
Частные пожертвования и гранты     0,0
Обслуживание студентов     0,0
Эндаументы     2,2
Прочие     3,5

Управление университетами). Токио. 2009. С. 238;

 

Основные принципы образования в стране определены в ее Конституции, принятой в 1946 г., и в Основном законе об образовании от 1947 г. Эти документы определяют равные права граждан для получения образования в соответствии с их способностями: «Все дети, независимо от пола, должны получать бесплатное базовое среднее [7]

Народное образование в Японии в вопросах и ответах // Япония о себе и мире. — 1994. N 8. С. 85. 6 Fulbright anniversary meet stresses intellectual exchanges // Japan Times. 2002. May 27. образование».

Основными направлениями развития образования Японии в XXI веке являются[7]:

1.прогнозирование японской системы образования в будущем;

2.усиление в обществе роли школы, семьи и формы их сотрудничества;

3.адаптация образования к способностям и возможностям личности и улучшение преемственности между различными уровнями школьного образования;

4. открытость образования к различным социальным изменениям таким, как интернационализация, информатизация, достижения науки и технологии.

В Японии качество образования является одним из важнейших вопросов. Однако в связи с тем, что в стране отсутствует система государственной аккредитации учебных заведений, а существует только система их учреждения (лицензирования), акцент в достижении качества образования смещен в сторону формирования высококвалифицированного преподавательского состава и внедрения системы самомониторинга и самооценки для различных типов учебных заведений. Выполняя значительную роль в экономической, социальной и культурной жизни общества, высшая школа Японии в последнее десятилетие столкнулась с рядом проблем и сложностей, разрешение которых потребовало проведения существенных преобразований в этой сфере. В связи с этим 90-е годы называют декадой университетских реформ. Университетский совет, созданный по решению Национального совета по реформам в образовании, опубликовал за указанный период около 20 аналитических докладов по реформированию высшего образования. В них были выявлены и проанализированы существующие проблемы и определены следующие основные направления реформирования высшего образования:

улучшение образования в колледжах и университетах;

изменение стандартов учреждения классических университетов и университетов дистанционного обучения;

изменение в системе академических степеней;

развитие вечернего и заочного обучения для магистров и докторантов; изменение системы трудоустройства выпускников и введение контрастной системы для университетских сотрудников [8].

 

На основании сформулированных Университетским советом рекомендаций с 1989 г. было разрешено учреждение университетов, обучение в которых осуществляется только по магистерским и докторским программам, а затем и по этим же программам в вечернее время. Были созданы особые условия для завершения магистерских программ за 1 год и докторских за 3 года. В результате этих нововведений за последнее 10-летие общая численность учащихся по магистерским и докторским программам удвоилась.

В 1990 г. был принят Закон о создании системы обучения в течение всей жизни и создан Совет, разрабатывающий рекомендации по дальнейшему развитию непрерывного образования.

В 1991 г. Министерством образования проведена реформа порядка присвоения академических квалификаций, в результате которой Националь-ный институт академических степеней получил право присваивать академические степени тем, кто получил свидетельство об окончании курса обучения или необходимое число кредитов в образовательных учреждениях неуниверситетского типа. Новые Национальные стандарты учреждения университетов (1991 г.) привели к изменению как программ обучения во многих университетах, так и структуры [7]

Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С. Алферов // Педагогика. — 2002. — № 7. — С. 88-96. — Библиогр.: с. 95-96. 8 Галаган А.И. Образовательные реформы последнего десятилетия XX века в странах Центральной и Восточной Европы / А.И. Галаган // Соц.-гуманит. знания. — 2002. — № 2. — С. 208-223. факультетов.

Многие национальные университеты ликвидировали факультеты общего образования, переместив акцент на изучение специальных дисциплин. С 1998 г. введена более гибкая система отбора абитуриентов в университеты на естественнонаучные специальности. [9] На период после 2000г. Университетский совет сформулировал следующие задачи по реформированию высшего образования:

введение системы зачетных единиц (кредитов), которая позволит выпускникам специальных подготовительных школ поступать в университеты;

пересмотр программ университетских курсов переподготовки учителей в соответствии с потребностями общества;

введение дополнительных критериев оценки уровня абитуриентов, кроме уже существующих собеседований, тестирований, экзаменов;

развитие дистанционного образования с использованием современных информационных технологий в области подготовки магистров и докторов наук;

создание условий для обучения в течение всей жизни в соответствии с общественными запросами; последовательное реформирование университетского управления за счет усиления руководства университетами[10].

В 2004 г. в Японии была внедрена такая новая модель - мес­то традиционного «национального университе­та» заняла «национальная университетская кор­порация». 99 действующих университетов путем слияний и объединений были преобразованы в 89 новых вузов. Вновь созданные университеты отказались от концепции управления немецкого образца, при которой руководство университета в значительной степени опирается на представи­телей факультетов. Была отменена системы вы­боров ректора профессорско-преподавательским составом университета. Отныне руководство вуза осуществляют правление и административный совет (состоящий из внешних экспертов по про­блемам управления и менеджмента), которыми руководит назначаемый ректор.

Университетские корпорации, финансируе­мые на 79% из госбюджета, обязаны представлять отчеты о своей деятельности и стремиться к высо­ким показателям «академической производитель­ности», давая обществу соответствующую инфор­мацию. Университетские корпорации развивают­ся на основе шестилетних планов. Финансирова­ние корпораций возложено на министерство об­разования, культуры, спорта, науки и технологий и привязано к результатам оценки выполнения ими утвержденных плановых показателей. Такую оцен­ку проводит Национальный институт академичес­ких степеней и оценки деятельности университе­тов. От показателей выполнения планов зависит размер выделяемых средств. В случае неудовлет­ворительных результатов бюджет университета может быть существенно сокращено. Основным ис­точником финансирования универ-ситетов долж­ны стать доходы от предпринимательства. Предпо­лагается, что университетские корпорации будут развивать собственный предпринимательский по­тенциал. Дополнительный потенциальный источ­ник средств для университетов - обучение иност­ранных студентов, а также взрослых граждан.[11] Экономика образования №1, 2009г Аримото А Реформа Высшей школы в Японии

 

Таким образом, в структурном плане система общего образования во многом напоминает американскую. Однако это относится лишь к формальному построению высшей школы. По своему содержанию, по своему духу, японская школа уникальна. Она никогда не была узко прагматичным средством решения каких-либо частных проблем. Она всегда сохраняла родовую сущность — работала в широком ценностно-смысловом контексте. Многое из опыта японских исследователей может быть применено в российской системе высшего образования.

Date: 2016-05-16; view: 713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию