Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 68. Фирма (предприятие), как субъект экономической деятельности в системе экономических отношений. Организационно-правовые формы коммерческих организаций





Фи́рма — это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства[1]. Понятия «фирма» и «предприятие» идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы.

Фирма — институт экономики, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Основные признаки фирмы как экономического субъекта:

1. Крупная организационная единица, имеющая промышленный масштаб.

2. Самостоятельный экономический агент, который обладает юридической самостоятельностью, организационной обособленностью, производственной и финансовой свободой.

3. Фирма выполняет особую функцию в экономике: она приобретает ресурсы с целью производства товаров и услуг, т.е. выступает производительным субъектом в экономической системе.

4. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет прибыли. Именно прибыль выступает материальной базой для развития, за счет прибыли фирма способна проводить организационные и экономические изменения.

Рассмотрение различных теоретических подходов к анализу природы фирмы и ее места в экономической системе позволяет определить, что каждая концепция предлагает свой взгляд на фирму как на хозяйствующего субъекта в экономике.

В основе неоклассической теории лежит тезис о том, что фирма представляет собой особый экономический субъект на рынке, который осуществляет преобразование ресурсов (факторов производства) в экономические блага (товары и услуги), которые продаются на свободном рынке. Поведение фирмы основано на выборе объемов и структуры привлекаемых ресурсов и производимой продукции. Поэтому целью фирмы является установление таких цен и объемов выпуска продукции, которые приносили бы максимальную прибыль.

В рамках этого подхода прибыль выступает единственным фактором, способствующим результативности, эффективности производства, и именно она определяет все поведение фирмы на рынке.

Неоинституционалъная теория признает, что фирма — организация, создаваемая людьми для более эффективного использования их возможностей. в рамках неоинституционального подхода фирма оценивается как совокупность контрактных отношений внутреннего и внешнего уровней.

Рынок трактуется как внешний контракт на производство какой-либо продукции, а фирма — как внутренний контракт, т.е. она может покупать продукт посредством заключения соответствующего соглашения с другими контрагентами, или фирма может произвести товар сама, используя внутренние взаимоотношения с работниками.

Согласно эволюционистской теории фирма предстает как объект в среде подобных объектов, который можно уподобить биологической популяции. Фирма — это «совокупность компетенций».

Под словом «компетенция» понимается:

1) информационный капитал, позволяющий владельцу понимать, как следует использовать информацию для решения экономических проблем, как принимать решения и как расширять свою компетенцию;

2) нечто нематериальное, зависящее от особенностей агента;

3) нечто, асимметрично распределенное между фирмами и индивидами.

Таким образом, компетенции представляют собой конструктивные особенности конкретных множеств организационных взаимодействий, норм и в некоторой степени четких стратегий. Они отражают уровень специфики фирмы. Каждая фирма характеризуется специфическими формами ноу-хау, технологиями, ограничениями, соответствием активов технологическим возможностям.

Поведение фирмы определяется:

— взаимоотношениями между членами популяции;

— внутренними характеристиками объекта (устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия).

Формируются алгоритмы поведения в среде. Эти правила («рутины») и определяют лицо фирмы, его отличия и характер принимаемых решений.

Коммерческие организации (организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности могут создаваться в следующих организационно-правовых формах.

Хозяйственные товарищества - признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) складочным капиталом. Организационно-правовые формы хозяйственных товариществ:

· полное товарищество - признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом;

 

· товарищество на вере (коммандитное товарищество) - признаются товарищества, в которых наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

2. Хозяйственные общества - признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.

Организационно-правовые формы хозяйственных обществ:

· акционерное общество - признаются общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Типы акционерных обществ:

открытое акционерное общество - акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров;

закрытое акционерное общество - акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц;

· общество с ограниченной ответственностью - учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов;

· общество с дополнительной ответственностью - учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставный капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

3. Производственные кооперативы (артели) - добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов.

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Организационно-правовые формы государственных и муниципальных унитарных предприятий:

· унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения -созданные по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления унитарные предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения;

· унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) - унитарные предприятия, образованные по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и основанные на праве оперативного управления.

 

Вопрос 69. Анализ безубыточности: сущность методов, основные понятия и показатели анализа.

Безубыточность-результат деятельности компании, фирмы или частного лица, при котором доходы превосходят расходы или равны друг другу. Под точкой безубыточности понимается такой уровень производства (продаж), при котором обеспечивается нулевой уровень прибыли, т.е. точка безубыточности подразумевает равенство общих издержек и полученных доходов. Иными словами, это тот предельный уровень производства, спускаясь ниже которого предприятие терпит убытки. Анализ безубыточности показывает, что произойдет с прибылью при изменении объема производства, цены и основных параметров затрат.

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ) — это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходами при различных уровнях производства.

Цель CVP-анализа — установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем деятельности или объем производства.

Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:

1) математический метод (метод уравнения);

2) метод маржинального дохода (валовой прибыли);

3) графический метод.

Математический метод (метод уравнения). Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

Выручка от продаж продукции (работ, услуг) – Совокупные переменные расходы – Постоянные расходы = Прибыль

Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (Х), а правая часть – прибыль – приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета – в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

Х х (Цена единицы продукции – Переменные расходы на единицу продукции) – Совокупные постоянные расходы = 0.

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход – это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.

В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Вышеупомянутая организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.

Графический метод: График состоит из двух прямых – прямой, описывающей поведение совокупных затрат (Y 1), и прямой, отражающей поведение выручки от продаж продукции (работ, услуг, товаров) (Y 2). в зависимости от изменения объемов реализации. На оси абсцисс откладывается объем реализации (товарооборот) в натуральных единицах измерения, на оси ординат – затраты и доходы в денежной оценке. Точка пересечения этих прямых будет свидетельствовать о состоянии равновесия.

Показатели анализа: В стоимостном выражении, для производства (реализации) многономенклатурной продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (1 - Доля переменных затрат), где, доля переменных затрат = Переменные затраты / Объем производства (реализации).

В количественном выражении, для производства (реализации) монономенклатурной (или усредненной) продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Вложенный доход на единицу продукции, где, вложенный доход на единицу продукции = Цена - Переменные расходы на единицу продукции; постоянные и переменные затраты – это затраты, относимые на себестоимость продукции.

Для того, чтобы учесть необходимость компенсации всех текущих затрат, вводится понятие «реальной точки безубыточности», которая рассчитывается:

Точка реальной безубыточности = Все постоянные затраты / (1 - Доля переменных затрат), где, доля переменных затрат = Все переменные затраты / Объем производства

Для учета необходимости расчета по долговым обязательствам вводится понятие точки долговой безубыточности:

Точка долговой безубыточности = Объем необходимых платежей / (1 - Доля переменных затрат), где, объем необходимых платежей = Постоянные затраты + Затраты из прибыли + Текущая часть долга; доля переменных затрат = Все переменные затраты / Объем производства

 

Вопрос 70. Бизнес- план фирмы

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду.

Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:

1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.

2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана. Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон. Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго - поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. Он является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.

Основными целями разработки бизнес-плана являются:

приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;

осуществление инвестиционных проектов;

реализация отдельных коммерческих операций;

эмиссия ценных бумаг;

определение перспектив развития фирмы;

проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);

финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Хорошо отпечатанный и оформленный бизнес-план - лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием. На известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес - плана начнёт восприниматься настороженно со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие бизнес - плана обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца. Процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия. Бизнес-план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу. Придаёт бизнесу целенаправленность т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям. В процессе составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями. Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.

Бизнес - план помогает решить 4 основные задачи:

изучить ёмкость рынка;

ценить затраты;

обнаружить «подводные камни»;

определить финансово-экономические показатели

БП бывают:
– долгосрочными (больше трех лет),
– среднесрочными,
– текущими (годовые, квартальные).
В зависимости от задач БП подразделяется на:
1) бизнес - план по созданию фирмы,
2) бизнес - план производственной деятельности действующей фирмы,
3) бизнес - план выпуска новой продукции и изменения структуры фирмы,
4) бизнес - план технического перевооружения (замена части оборудования без строительно - монтажных работ),
5) бизнес план реконструкции (замена значительной части оборудования со строительно - монтажными работами, необходимыми для замены оборудования).
6) бизнес план расширения производства (делаются пристройки),
7) новое строительство (на новой площади).
Бизнес - план нового строительства составляется отдельно.

 

Date: 2016-05-15; view: 664; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию