Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 64. Характеристика понятия платежеспособности. Критерии и показатели платежеспособности





Платежеспособность — это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом — периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свои активы и расплатиться с кредиторами.

Для правильного вывода о динамике и уровне платежеспособности предприятия крайне важно принимать в расчет следующие факторы (критерии)˸

- характер деятельности предприятия. К примеру, у предприятий промышленности и строительства велик удельный вес запасов и мал удельный вес денежных средств; у предприятий розничной торговли высока доля денежных средств и значительны размеры товаров для продажи;

- условия расчетов с дебиторами. Поступление дебиторской задолженности через короткие промежутки времени после покупки товаров (работ, услуг) приводит к небольшой доле в составе оборотных активов долгов покупателœей, и наоборот;

- состояние запасов. У предприятия должна быть излишек или недостаток запасов по сравнению с величиной, крайне важно й для бесперебойной деятельности;

- состояние дебиторской задолженности˸ наличие или отсутствие в ее составе просроченных и безнадежных долгов.

Основными признаками платежеспо­собности являются˸ (а) наличие в достаточном объёме средств на расчетном счете; (б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Оценивается платежеспособность с помощью системы показателœей, которые учитывают фактические и потенциальные ресурсы, а также соотношение денежных платежей и поступлений предприятия˸

1. Показатель текущей платежеспособности отражает возможность погашения текущего долга за счёт имеющихся и перспективных денежных средств˸

Нормативное значение >0.

2. Коэффициент защитного интервала показывает способность предприятия покрывать собственные ежедневные производственные затраты˸

3. Коэффициент денежной платежеспособности отражает мгновенную способность расплатиться по счетам, выставленным к оплате.

Нормальное значение коэффициента на конкретную дату >1.

4. Коэффициент расчетной платежеспособности учитывает перспективный поток денежных ресурсов. Нормальное значение коэффициента >2.

Денежные средства, готовая продукция,дебиторская задолженность

5. Коэффициент ликвидной платежеспособности является обобщающим показателœем, так как в его числителœе отражаются всœе оборотные средства, а в знаменатели - допустимые источники их формирования.

В случае если значение данного коэффициента <1, то предприятие можно считать претендентом на ликвидацию.

Также при изучении платежеспособности рассматривают показатели˸

- соотношения поступления денежных средств к операционным расходам;

- соотношения суммы поступлений от операций к процентам по кредитам;

- соотношения финансового результата до уплаты налогов и процентов к постоянным расходам.

 

Вопрос 65. Понятие, значение и особенности управления оборотными средствами. Модели управления товарно-материальными запасами (EOQ-model, ABC-анализ)

Оборотные средства - это средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя производственные запасы предприятия, незавершенное производство, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженности, а также наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Комплексная политика управления оборотными средствами включает в себя управление текущими активами и текущими пассивами.

Под управлением текущими активами понимается определение их размера, состава и структуры (Под управлением текущими пассивами соответственно понимается определение размера, состава и структуры текущих пассивов.).


В управлении оборотными активами наиболее важными моментами является правильное определение потребности в оборотном капитале и его структуры, оценка расходов и рисков, связанных с недостатком, либо избытком оборотных средств, оптимизация структуры источников финансирования.

Для управления оборотным капиталом, в структуре которого значительна доля переменной части, нельзя использовать расчеты средних показателей длительности операционного и финансового циклов. Поэтому необходимо планировать потребность в оборотных средствах и источники ее финансирования помесячно, с использованием годового плана денежных поступлений и расходов предприятия с разбивкой по месяцам.

Политика управления оборотными активами состоит, с одной стороны, в определении достаточного уровня и рациональной структуры текущих активов, а с другой стороны — в определении величины и структуры источников финансирования текущих активов.

В финансовом менеджменте различаются четыре модели управления оборотными средствами: идеальная, агрессивная, консервативная и умеренная.

Идеальная модель управления текущими активами и пассивами

Текущие активы Текущие пассивы
1. Чистый оборотный капитал 1. Текущие пассивы по величине совпадают с текущими активами

Само название “идеальная” говорит о том, что практически она встречается крайне редко.

При агрессивном подходе к формированию оборотных активов предприятие минимизирует страховые резервы по отдельным видам этих активов, держит на счетах в банке значительные денежные средства, имеет сверхнормативные запасы сырья и готовой продукции и ведет агрессивную кредитную политику, стимулируя покупателей и наращивая дебиторскую задолженность. Агрессивная политика снижает риск технической неплатежеспособности, но не может обеспечить высокую экономическую рентабельность активов.

Проводя консервативную политику, предприятие сдерживает рост текущих активов, стараясь минимизировать их. Поэтому удельный вес оборотных активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости средств весьма короток. Такую политику предприятия обычно ведут, когда объем продаж, сроки поступлений и платежей, необходимый объем запасов и точное время их потребления известны заранее, либо при необходимости строжайшей экономии всех видов ресурсов.

Умеренная политика управления оборотными активами направлена на создание условий, обеспечивающих среднее соотношение между уровнем риска и эффективности использования финансовых ресурсов. В данном случае и экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности, и период оборачиваемости оборотных средств находятся на средних уровнях.

Управление запасами - важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой — обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.

Товарно-материальный запас - это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации.

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model — EOQ).


Модель EOQ может быть использована для оптимизации размера как производственных запасов, так и запасов готовой продукции, давая ответ на вопрос, какой объем запаса данного вида предприятие должно приобретать единовременно. Оптимальный размер заказа понимается как объем регулярных поставок, при котором обеспечивается необходимое предприятию количество запасов и минимизируются совокупные затраты по закупке и хранению запасов на складе.

В основе расчета лежит деление всех затрат, связанных с запасами на две группы в зависимости от изменения совокупных затрат при изменении объема партии заказа:

1 Затраты, которые связаны с заказом очередной партии запасов и не зависят от величины партии.

2 Затраты по хранению товаров на складе в течение определенного времени, которые зависят от объема запасов.

Очевидно, что с позиции минимизации первой группы затрат предприятию выгодно завозить сырье, материалы или товары для перепродажи как можно более высокими партиями. Чем больше размер каждой партии поставки, тем меньше количество заказов в течение рассматриваемого периода, соответственно ниже и совокупный размер операционных затрат по оформлению заказов, доставке заказанных товаров на склад и их приемке.

С позиции сокращения затрат второй группы выгодно максимально сократить количество запасов, находящихся в каждый момент на складе, вплоть до минимально допустимого нормативного уровня, поскольку большие размеры запасов влекут за собой и высокие операционные затраты по их хранению. Таким образом, с ростом размера партии заказа снижаются операционные затраты по размещению заказа (затраты первой группы) и возрастают операционные затраты по хранению товарных запасов на складе организации (затраты второй группы) и наоборот. Модель EOQ позволяет оптимизировать размер партии заказа таким образом, чтобы совокупная сумма затрат была минимальной.

ABC-анализ — метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности.

ABC-анализ — анализ товарных запасов путём деления на три категории:

А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж

В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж

С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж

Наибольшее внимание уделяется товарам группы «А», самым дорогим, меньшее товарам менее дорогим (группа «В»). Самым дешевым товарам из группы «С» уделяется наименьшее внимание. В его основе лежит принцип Парето — 20 % всех товаров дают 80 % оборота. Классификация запасов по группам товарно-материальных ценностей осуществляется с помощью пошаговой процедуры. Первый шаг состоит в том, чтобы разбить весь ежегодный объем запасов на отдельные единицы: готовые изделия по видам (например, автомобили по маркам), сырье по группам (стекла, кузова) и пр. На втором шаге путем умножения стоимости единицы на ожидаемое годовое использование рассчитывается годовое использование каждого типа запасов в денежных единицах. Третий шаг ранжирует каждую группу запасов от самой крупной по годовому использованию в денежном выражении до самой малой. Четвертый классифицирует запасы.

Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

АВС-анализ основывается на принципе дисбаланса, при проведении которого строится график зависимости совокупного эффекта от количества элементов. Такой график называется кривой Парето, кривой Лоренца или ABC-кривой. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект.

 







Date: 2016-05-15; view: 473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию