Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравним эти два исследовательских метода





Наблюдение

1.Исследователь изучает ситуа­цию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельно­сти человека.

2. Исследователь не может актив­но вмешиваться в ход события или протекания психических про­цессов.

3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияю­щими на них факторами и усло­виями, которые он хотел бы изу­чить.

4. Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучае­мого явления и других фактов поведения.

5. Исследователь фиксирует фак­ты поведения человека (людей) и проявлений психических про­цессов в сложившихся условиях и обстоятельствах.

6. Исследователь не может вос­произвести явление, которое он уже наблюдал.

Эксперимент

1. Исследователь сам создает усло­вия, которые вызывают возникно­вение изучаемого явления, ситуа­ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека.

2. Исследователь сам может целе­направленно изменять условия воз­никновения и протекания события или психических процессов и наб­людать за происходящими явления­ми.

3. Исследователь может варьиро­вать условия протекания и про­явления явления, исключать и до­бавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функцио­нальные и иные связи между усло­виями существования события или протекания психических процес­сов.

4. Исследователь учитывает усло­вия протекания изучаемого процес­са или события, выявляет их количе­ственные характеристики.

5. Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и про­явлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельст­вах.

6. Исследователь в ходе эксперимента может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследова­ния закономерностей ощущений и восприятия, скорости реак­ций, условий протекания психических процессов и т.д. Они по­служили предпосылкой выделения и широкого применения лабо­раторного эксперимента, который стал основным составляющим экспериментальной психологии.

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудова­ние и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непри­вычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованно­сти, тревожности, волнения, неопределенности оценки резуль­тата и т.д. Экспериментатор, следуя инструкции, информирует испытуемого об условиях выполнения задания и далее наблюдает за его действиями, а при необходимости и регулирует их. Поскольку испытуемый знает, что находится в управляемой эксперимента­тором ситуации, и нередко не знает истинного назначения экс­перимента, поэтому одним из важных факторов получения объек­тивных данных становятся складывающиеся между ними отноше­ния доверия и понимания.

Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы вы­явить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лаборатор­ного эксперимента отражает, разумеется, некоторую часть реаль­ной ситуации и может быть ее моделью. Например, при исследо­вании особенностей запоминания в лабораторных условиях испы­туемым предлагают три группы по 10—15 слов, вызывающих чув­ство приятного (удовольствия), неприятного (неудовольствия) и безразличия. Скажем, дают слова: подарок (чувство приятного), печаль (чувство неприятного), бумага (чувство безразличия) и т.д. и просят испытуемых запомнить их, прослушав один раз, а затем воспроизвести (записать) те слова, которые сохранились в памя­ти. Естественно, опыт показывает, что лучше (правильно и в боль­шем количестве) воспроизводятся слова, вызывающие чувство приятного, а значит, они лучше запоминаются. В реальной дей­ствительности такая одновременная «концентрация» подобных типов слов практически не встречается, но выявленная законо­мерность сохраняется и должна учитываться.

Можно условно назвать лабораторный эксперимент психоло­гическим исследовательским методом, позволяющим моделиро­вать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучить механизмы возникновения и проявления пси­хических процессов.


Попытки использования экспериментального метода в реше­нии задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Этот вид эксперимента был разрабо­тан, применен и предложен А.Ф.Лазурским в 1910 г. Естествен­ный эксперимент нашел и находит широкое применение в возраст­ной и педагогической психологии, в педагогике и методике обу­чения отдельным предметам.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испы­туемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаски­ровать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в измене­нии условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть конста­тирующими или формирующими. Эксперимент становится конста­тирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уро­вень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы ис­пытуемых. Это разовый «срез», дающий «снимок» состояния иссле­дуемого объекта, например уровня воспитанности школьников, характера их отношения к школе, товарищам, тем или иным нор­мам общественной морали и правилам поведения, показывающий реальную эффективность нововведения. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или ка­честв педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозиро­вать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характерис­тик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологического и педагогического воздействия на испы­туемых. Такой вид эксперимента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение дина­мики развития изучаемого психологического свойства или педа­гогических явлений в процессе активного воздействия исследова­теля на условия выполнения деятельности. Например, в процессе индивидуального обучения испытуемого решению определенного класса задач можно зафиксировать особенности обобщения спо­собов их решения, степень сформированности соответствующего навыка и т. д. Особенностью формирующего эксперимента явля­ется то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследова­ния, и задачи формирования изучаемого свойства, т. е. оно иссле­дуется в ходе собственного формирования в естественной ситуа­ции выполнения деятельности.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Фор­мирующий эксперимент наряду с изучением механизмов станов­ления психического свойства способствует решению учебно-вос­питательных задач и оказанию помощи учащимся.

Создателем целостного учения о формирующем психолого-пе­дагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. В таком экс­перименте формирование и исследование становления и разви­тия изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия исследователя с педагогами и школьниками, оп­ределения содержания и формы психолого-педагогического воз­действия на учащихся, которые одновременно являются и ис­пытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом экспе­рименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогно­зируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств. В таком эксперименте важное значение имеет исследование про­исхождения и воссоздания изучаемых психологических свойств и поэтому «формирующий эксперимент можно назвать... генетико-моделирующим экспериментом. Он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением»1.


Многолетнее и всестороннее использование этого вида экспе­римента

___________________

 

1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — С. 284.

 

и анализ накопленного опыта позволили В. В. Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих этапов:

философско-социологическое определение проектируемых ка­честв сознания и личности учащихся;

педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

логико-психологическое определение строения совместной де­ятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся1.

формированию этих качеств;

методические поиски средств реализации этой деятельности;

психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

физиолого-медицинская проверка допустимости использова­ния

Формирующий эксперимент одновременно выполняет и обу­чающие, и воспитывающие функции. В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного процесса решения всего комплекса учебных и воспитательных за­дач, а также организации взаимодействия всех участников обра­зовательного процесса, что свойственно формирующему экспе­рименту, имеет смысл пользоваться понятиями «обучающий экс­перимент» или «воспитывающий эксперимент».

 







Date: 2016-05-15; view: 552; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию