Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение продуктов деятельности





 

Изучение продуктов деятельности — это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в кон­такт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предше­ствующей деятельности или размышлениями о том, какие изме­нения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отно­шений. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельно­сти — это изучение последствий предпринятых усилий, внесен­ных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, систе­ме отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др. На­пример, просмотр нарисованных испытуемым картин может ока­зать существенную помощь в определении его способностей в ху­дожественном творчестве, выработанности навыков, уровня раз­вития творческих возможностей.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигну­том уровне деятельности и о самом процессе выполнения постав­ленных задач. При этом важно иметь представление об уровне го­товности субъекта к определенным видам деятельности, о характе­ре заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти све­дения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выпол­нении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности. Полученные ис­следователем представления о творческих возможностях и пережи­ваниях испытуемого дают основание для переосмысления взаимо­связи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов де­ятельности с наблюдением, экспериментом и т.д. дает возмож­ность изучать особенности и последовательность выполнения дей­ствий в процессе деятельности. Это позволяет получить представ­ление не только о механизмах выполнения действий, но и об ус­ловиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успеш­ный продукт деятельности может быть получен случайно, жела­тельно проведение анализа разных продуктов деятельности одно­го и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.



 

Оценивание

 

Оценивание (другие названия — метод компетентных судей, рейтинг — от англ. raiting — оценка, порядок, классификация) — это исследовательский метод, связанный с привлечением к оцен­ке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов — людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке дей­ствий и результатов в этой области. Желателен подбор независи­мых экспертов. Оценки могут быть как качественными (характе­ристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Ва­жен выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соот­ветствующих шкал, снабженных пояснениями о том, за что вы­ставляется тот или иной балл. Необходимо также обучить экспер­тов умению использовать предложенные шкалы.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают совпа­дающие в основном мнения, есть основания полагать, что эти оценки и мнения близки к объективным. Следует иметь в виду, что окончательное обобщение всех имеющихся оценок является делом исследователя.

Оценивание может быть использовано для выяснения соци­ального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности тех или иных организационных форм и методов социального посредничества и партнерства, полезности диагностических средств и во многих других случаях.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобще­ния независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характери­стики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, ре­комендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или до­полняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к вы­явлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющих­ся только в определенных условиях, видах деятельности, отноше­ниях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые ре­зервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям. Если, например, у равнодушного, неорганизованного и недисциплинированного в школе и семье ученика вдруг в спорте или в игре обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность, то возникает предположение, что эти качества при надлежащих условиях могут проявиться и развиваться и в учебной работе, и в отношениях в школе и семье.



Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин неудач, об­щим поиском мер, необходимых для достижения лучших резуль­татов. Психолого-педагогический консилиум проводится как со­вещание учителей класса, психолога, медика, других заинтересо ванных педагогов с целью осуществления глубокого анализа име­ющихся данных по изучаемому объекту и выработки согласован­ного направления действий всеми участниками образовательного процесса. Разумеется, при подготовке и проведении консилиума инициативными лицами будут педагог, психолог, классный ру­ководитель, администратор.

Нередко используется такой вариант оценки, когда в качестве судьи выступает тот, кого необходимо оценивать. Тогда речь идет о самооценке. В последние годы учителя и воспитатели сами оце­нивают свои сильные и слабые стороны, выделяют затруднения в работе. Необходимо только помнить об относительности таких оценок, ибо педагоги, как правило, лучше диагностируют дру­гих, нежели самих себя.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или професси­ональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с исполь­зованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие си­туации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориента­ции, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оцен­ку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Ис­пользуются ситуации стандартные и нестандартные (творческие). Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоз­дающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).

 

 

Эксперимент

 

Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследо­вательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Зна­чит, эксперимент — это исследовательский метод, который за­ключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, по­лучить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскры­вая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функцио­нирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отли­чие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не по­зволяющих активно создавать исследовательские ситуации и из­менять их.






Date: 2016-05-15; view: 172; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию