Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индуктивные умозаключения





 

Индуктивным называют умозаключение, в котором на основании знания о принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса предметов или явлений делают вывод о его принадлежности всему классу таких предметов и явлений.

Различают два вида индуктивных умозаключений – полную и неполную индукцию. В полной индукции заключение о принадлежности некоторого признака всему классу явлений получают на основе повторяемости этого признака у каждого из элементов класса. В неполной индукции такое заключение получают на основе повторяемости признака у некоторых элементов класса. Если полная индукция дает достоверные заключения, то неполная – только вероятные.

 

Общая схема полной индукции:

S 1 есть P

S 2 есть P

…………..

S 1….S n-е исчерпывают все элементы класса S

Следовательно, все S есть P

 

Пример полной индукции:

В понедельник был дождь.

Во вторник был дождь.

В среду был дождь.

В четверг был дождь.

В пятницу был дождь.

В субботу был дождь.

В воскресенье был дождь.

Следовательно, всю неделю был дождь.

 

Общая схема неполной индукции:

S 1 есть P

S 2 есть P

…………

S 1…..S n-е есть некоторые элементы класса S

Вероятно, все S есть P

 

Пример неполной индукции:

На Васильевском острове троллейбусы стали курсировать с большими интервалами.

На Петроградской стороне троллейбусы стали курсировать с большими интервалами.

На Выборгской стороне троллейбусы стали курсировать с большими интервалами.

Васильевский остров, Петроградская сторона, Выборгская сторона – это части Петербурга.

Вероятно, везде в Петербурге троллейбусы стали курсировать с большими интервалами.

 

Неполная индукция делится на популярную индукцию и индукцию через отбор фактов. Кроме этого, в рамках неполной индукции рассматриваются четыре специальных метода, которые принято называть методами научной индукции.

Популярная индукция – это неполная индукция, при которой общее заключение о принадлежности некоторого свойства всем элементам данного класса делается на том основании, что это свойство обнаруживается у ряда совершенно произвольно взятых элементов класса. Например, некий путешественник высадился на неизвестный ему остров. Первый житель острова, которого он встретил, оказался брюнетом, второй встреченный житель острова тоже оказался брюнетом. Когда путешественник встретил третьего и четвертого жителей острова, волосы которых были черного цвета, он сделал вывод: «Вероятно, все жители этого острова – брюнеты».



Индукция через отбор фактов – это неполная индукция, при которой вывод о принадлежности некоторого свойства каждому элементу класса делается на основании изучения планомерно отобранных по каким-то признакам элементов данного класса. Используя этот вид индукции, например, вычисляют среднюю урожайность поля, судят о составе полезных ископаемых и т.д. Различные социологические опросы, как правило, являются случаями индукции через отбор фактов.

Заключение, полученное на основе популярной индукции, обладает значительно более низким уровнем достоверности, чем в случае использования индукции через отбор фактов. Способ повышения достоверности индуктивного вывода состоит, во-первых, в увеличении количества рассматриваемых элементов и, во-вторых, в отборе таких элементов, которые будут репрезентативны для рассматриваемого множества. Например, достоверность социологического опроса, который имеет целью выявить соответствующие предпочтения у жителей какого-либо района, будет значительно выше, если соответствующие вопросы задаются не случайно отобранной группе респондентов, а такой, социальные характеристики членов которой в процентном отношении соответствуют характеристикам большинства жителей района (в частности, возрасту, образованию, имущественному статусу и т.д.).

Методы научной индукции. Различают следующие четыре метода: метод сходства, методом различия, методом сопутствующих изменений и методом остатков.

Метод сходства: если два или более случаев подлежащего исследованию явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство, – в котором только и согласуются все эти случаи, – есть, вероятно, причина данного явления. В символической форме метод сходства представлен в табл. 4.

Таблица 4

Метод сходства

Предшествующие обстоятельства Наблюдаемое явление
ABC ADE AKMN a a a

 

Пример:

На почтамте при перевозке ценностей было три случая хищения без повреждения мешков: 5 сентября, 7 сентября и 9 сентября. Следователь определил круг лиц, участвовавших в эти дни в отправке почты, и выяснил, что 5 сентября в отправке почты участвовали Петров, Андреев, Захарчук; 7 сентября – Васильев, Андреев, Крылов; 9 сентября – Кошкин, Андреев, Славкин. Следователь сделал вывод о том, что виновником хищения вероятнее всего является Андреев, так как он и только он занимался отправкой почты всякий раз, когда происходило хищение, а остальные лица менялись.



Метод различия: если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором, оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, встречающегося лишь в первом случае, то это обстоятельство, в котором только и разнятся эти два случая, и есть причина наблюдаемого явления. В символической форме метод различия представлен в табл. 5.

Таблица 5

Метод различия

Предшествующие обстоятельства Наблюдаемое явление
ABCD BCD a -

 

Пример:

Двум группам людей с одинаковым уровнем подготовки предложили решить математические задачи. Людям из одной группы перед этим дали выпить по стакану пива. Эта группа допускала больше ошибок и решала задачи медленнее. Можно сделать вывод, что причиной нарушения умственной деятельности стал спиртной напиток.

Метод сопутствующих изменений: если какое-либо явление изменяется определенным образом всякий раз, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в причинной связи друг с другом. В символической форме метод сопутствующих изменений представлен в табл. 6.

Таблица 6






Date: 2016-05-15; view: 170; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию