Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика использования народных примет





Существует много народных примет, связанных с предсказанием погоды. И это неудивительно, потому что в старину погода имела большое значение, особенно для сельских жителей. Конечно, не все приметы верны, часть из них основана на случайных совпадениях. Например, судьба урожая во многом зависела от того, когда и сколько выпадает осадков. А выпадение осадков с давних пор в народе связано с двумя явлениями: криком кулика и началом дождя. Чтобы вызвать его, крестьяне подражали крику кулика, не понимая, что не птица вызывает ненастье, а, наоборот, ненастье заставляет птицу кричать. К таким случайным, неверным приметам относится и та, которую часто можно услышать от детей: убьешь лягушку — дождь пойдет. Но верных примет значительно больше, чем ошибочных, случайных. Верные приметы, предсказывающие погоду, основаны на долголетних наблюдениях.

Знакомить детей с народными приметами — значит приобщать их к народной мудрости, развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Народные приметы раскрывают детям связи и отношения в мире природы, помогают понять некоторые ее закономерности.

Методика использования народных примет в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками должна быть гибкой и разнообразной. Иногда можно сообщать приметы в процессе наблюдения за природными явлениями. Например, дети были на вечерней прогулке, когда неожиданно налетел дождь. Дети сгрудились на веранде, ловили руками капли. Воспитатель сказал, что есть народная примета, по которой можно определить, долгим ли будет дождь: «Дождь начался крупными каплями, значит, скоро кончится». Дети оживленно обменивались мнениями: крупные или мелкие были капли, рассматривали следы от дождя на своих рубашках, платьях, спорили, скоро ли закончится дождь.

В отдельных случаях народную примету можно сообщить детям заранее. Например, перед вечерней прогулкой можно ознакомить их с несколькими народными приметами, с помощью которых можно определить погоду на следующий день: «К вечеру кузнечики сильно стрекочут — к хорошей погоде», «Роса с вечера — к хорошей погоде», «Закат красный — к ветру, закат в тучах — к дождю, закат чистый — к вёдру».

До сих пор речь шла об использовании в работе с детьми народных примет, в которых содержится «краткосрочный прогноз». А можно ли предлагать дошкольникам приметы с «долгосрочным прогнозом»? Дело в том, что такие прогнозы нуждаются в многолетней проверке, что не всегда под силу и взрослому человеку. Но некоторые такие приметы доступны и старшим дошкольникам, например: «Много желудей на дубе — к холодной зиме», «Много ягод на рябине — к холодной зиме». В этих приметах названы разные предвестники холодной зимы. Проверка истинности примет потребует длительных наблюдений за дубом, рябиной, а потом и выявления признаков холодной зимы. На это потребуется много времени, а педагогу необходимо будет использовать соответствующие стимулирующие приемы. Иначе дети потеряют интерес к наблюдению за признаками погоды и не доведут проверку примет до конца.

Иногда можно привлечь родителей к проверке примет, содержащих долгосрочные прогнозы погоды, к выполнению домашнего задания (подобрать народные приметы о растениях и животных, о признаках погоды), которое можно предложить старшим дошкольникам. Такая работа способствует развитию познавательного общения между детьми и родителями. Важно только заинтересовать их этой работой.

Основные задачи работы с детьми:

- продолжать учить распознавать растения ближайшего окружения: распознавать листья, кору, цвет и место, где они растут;

- дать представление о том, что жизнь насекомых связана с условиями погоды;

- формировать стойкий интерес к познанию единства между растениями и животными, поведением растений и животных в связи с изменениями погоды.

Известно, что жизнь насекомых так или иначе связана с жизнью растений, которые дают им еду: нектар, плоды, листья, стебли или корни, а также убежища. Как живые барометры на участке дошкольного учреждения сажают смородину, буркун. Если внезапно цветки этих растений зашумели – жди дождя. Перед дождем, когда ветер стает влажнее, каждый цветок выделяет капли пахнущего нектара. Именно он привлекает большое количество насекомых. В сухую погоду насекомых на этих растениях не увидишь. Так же надо организовывать наблюдения за травянистыми растениями – фиалкой, собачей крапивой и др. Они также выделяют нектар в сухую погоду.

Из растений, которые выделяют нектар перед дождем, заслуживает внимание сон-трава. На ночь в плохую погоду, на дождь цветки этой травы закрываются, нагибаясь к земле, как будто засыпают. С этой особенностью связано украинское название растения – сон-трава. Если над цветком сна свечера сидит много бабочек, это значит, что цветки выделяют много нектара и завтра нужно ждать дождя. Трава реагирует на дождь за 10-12 часов. Интересно проводить наблюдения за калами: перед потеплением в холодную погоду или перед дождем на кончике листьев образовываются прозрачные капли.

Из водных растений для наблюдения нужно брать частуху. Перед приближением дождя на кончиках листьев этого растения образовываются капли воды. Если дошкольное учреждение приближено к водоему, то наблюдения за прибрежными растениями значительно расширяют представления детей про барометры в растительном мире.

Помогают определить погоду и цветы кульбабы. Наблюдения за ними покажут детям: если в небе солнце, а цветки растения закрыты – будет дождь. Могут быть и обратные реакции: в небе пробегают облака, тучи, а цветки открыты, значит, дождя не будет. Внимание детей надо обращать к этому растению, которое уже отцвело: в сухую погоду ее пушинки разлетаются от самого маленького ветра. В непогоду цветок складывает пушинки, как зонтик, чтобы дождь или ветер не сместили его с места.

Аналогичные наблюдения нужно проводить во время целевой прогулки к водоемам. Когда дождевая погода, цветы белой лилии не раскрываются совсем.

На лугу следует обратить внимание на лопух. Перед дождем его листочки, которые окружают его круглые головки – соцветия, набухают. К деревьям – предвестникам погоды относятся каштан, клен, белая и желтая акация.

Для знакомства детей с животным миром планируют такие задачи: научить детей различать птиц по размерам, цвету, звукам, которые они издают, названиями; различать и называть жуков, насекомых, бабочек, комаров; формировать представления о том, что осенью они исчезают, а некоторые птицы улетают. Весной птицы возвращаются из теплых краев, строят гнезда, выводят птенцов.

У детей уже есть представления о диких и домашних животных, особенностях их внешнего вида, способах питания. Основное внимание в процессе наблюдения следует обратить внимание на связи, которые существуют между животными и растительным миром, выявляются в характерных действиях животных. Программное задачи наблюдений следует реализовывать в разные времена года, что обеспечит логическую последовательность сформированных представлений, практическое использование приобретенных знаний.

Организовывая наблюдения за птенцами домашних птиц, нужно обратить внимание, как квочка перед дождем заводит своих птенцов в убежище или прячет их под свои крылья. Сама она не боится влаги: у нее все крылья смазаны жиром. Маленькие птенцы, которые укрыты не перьями, а только пухом, могут промокнуть, простудиться и погнуть. Иногда, еще дождя нет, но все равно срабатывает материнский инстинкт, и квочка заботливо собирает и прячет цыплят. Если куры не прячутся от дождя, значит, он будет не сильным.

Таким образом, народная метеорология – это своеобразная жизненная школа природы для маленького ребенка.

Date: 2016-05-15; view: 1124; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию