Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наблюдение, обобщение и анализ детьми явлений природыУчить детей определять погоду — значит учить их наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях живой и неживой природы. Основное в этой работе — установление признаков сезона, которые во многом определяют погоду: высота солнцестояния, длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, состояние растительности, поведение животных. Наблюдение целесообразно начинать с явлений неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений и животных. Последовательное включение в содержание прогулок, экскурсий, наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих детей к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимосвязи и зависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее целостности и единстве. В дальнейшем такие природоведческие знания облегчат изучение предметов естественного цикла в школе. Искаженные представления могут вызвать у детей неправильное, а иногда жестокое отношение к растениям, животным. Собранные данные наблюдений о состоянии погоды необходимо анализировать, обобщать. Этому помогает ведение календаря погоды. В календаре целесообразно сделать три вертикальные графы: «Дни недели», «Погода», «Состояние живой природы». Первые две графы дети заполняют ежедневно, третью — один раз в конце недели, когда накопился опыт ежедневных наблюдений за растительностью и животным миром. Состояние погоды дети обозначают условными схематичными значками, а особенности поведения животных, развития растений — специальными рисунками (деревья, кусты, покров земли, замеченные насекомые, птицы» пр.). По окончании недели воспитателю рекомендуется обсудить с детьми результаты наблюдений, отраженных в календаре природы. Опыт показывает, что даже старшие дошкольники не могут вести календарь природы изо дня в день. Целесообразнее заполнять календарь в течение одной недели каждого месяца. С помощью недельного календаря детей легко подвести к пониманию простейших закономерностей и связей в мире природы, влияющих на состояние погоды. Чтобы учить детей способам определения погоды, воспитателю необходимо придерживаться четырех правил. Рассмотрим их. Правило первое Знакомить детей с совокупностью различных признаков погоды, сезонными изменениями в мире природы, учить обнаруживать связи и зависимости между этими признаками и явлениями. Это правило часто нарушается, потому что воспитатели, особенно начинающие свою педагогическую деятельность, предпочитают знакомить детей с признаками состояния погоды следующим образом: в понедельник организуют наблюдение за явлениями неживой природы (отмечают, какого цвета небо, есть ли облака, тучи, солнце, ветер, осадки и т. д.); во вторник планируют знакомство с растениями (рассматривают листья, хвою на деревьях, кустах; отмечают изменение окраски и т. д.); в среду привлекают внимание детей к наблюдениям за птицами и т. п. Однако только при организации наблюдения за разнообразными признаками погоды воспитатель сумеет направить внимание детей на установление связей и зависимостей между этими признаками. Например, в ясный осенний день дети наблюдают за листопадом: листья, при легком дуновении ветра, отрываются от ветки, кружатся в воздухе, шуршат под ногами. А во время дождя листья темнеют, тяжело падают на землю, ветер не несет их по дорожке, тропинке, они не шуршат. Все эти признаки погоды и изменения в природе дети усваивают чувственным путем, а связи между ними лежат на поверхности, легко обнаруживаются даже младшими дошкольниками, если их познавательную деятельность направляет взрослый. Правило второе Расширять представления дошкольников о том, почему надо наблюдать за состоянием погоды, зачем нужны знания о погоде. Если детям понятна цель наблюдения, то эффективность его возрастает. Прежде всего следует активизировать личный опыт детей: предложить им подумать, как от состояния погоды зависит жизнь людей (что они одевают, обувают, какие игрушки дети могут взять на прогулку и т. п.). Уже детей 4—5 лет можно спросить о том, кому из тружеников особенно важно знать о предстоящей погоде. С помощью наводящих вопросов дети назовут моряков, летчиков, хлеборобов, скотоводов, строителей, геологов, т. е. вспомнят те профессии, которые связаны с необходимостью знать погодные условия. Кроме бесед рекомендуется для размышления предлагать детям различные ситуации. Например, утром до работы мама постирала белье. Куда его повесить: в ванной или на балконе? Что бы ты посоветовал? Почему? Или: ты с родителями собираешься в воскресенье поехать на дачу (пойти в парк, в туристический поход и т. п.). Почему важно знать накануне, какой будет погода завтра? Как можно заранее узнать сводку погоды? Постепенно педагог подводит детей к пониманию того, что от состояния погоды зависит быт и труд людей многих профессий. Поэтому взрослые внимательно слушают сводки погоды по радио, телевидению, читают их в газетах. Детям надо внушить, что при желании можно научиться определять, какой будет погода, предвидеть ее изменения. Правило третье В ходе наблюдений за состоянием погоды воспитатель должен продумывать и задавать детям разнообразные вопросы, побуждающие к сравнению, сопоставлению различных признаков, к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, о связях и зависимостях между ними. Важное значение имеют художественные средства (сравнения, метафоры, эпитеты), которые использует педагог, чтобы усилить впечатления детей от восприятия природы. Образная поэтическая речь обостряет наблюдательность дошкольников. Правило четвертое: необходимо отражать сезонные изменения природы в деятельности детей (ведение календаря природы, изобразительная деятельность, составление рассказов, придумывание загадок о состоянии погоды, сезонных изменениях в поведении животных и реакциях растений).
|