Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Понятие логические отношения между понятиями
Понятие его формирование, содержание и объем. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. Понятие его формирование, содержание и объем. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Именно существенные признаки дают представление о природе предмета, раскрытие сущности – задача познания. Помимо существенных, у любого предмета (явления) есть множество других признаков, в том числе и чисто внешних, случайных, не выражающих и даже затемняющих сущность. Существенные признаки не лежат на поверхности, поэтому их раскрытие – задача науки. Причем, в разные исторические эпохи представление о сущности предметов и явлений бывает различным, а с развитием науки оно все больше углубляется. Понятие отвечает на вопросы «что это?» или «кто это?» и выражается либо словом (наука, карнавал, сила, валентность), либо словосочетанием (монах, бредущий по пустыне в поисках истины). Но это не значит, что понятие и слово это одно и то же. Всякое понятие, конечно, слово. Но не всякое слово – понятие, оно лишь носитель понятия. Слово – это знак предмета, его имя, в большинстве случаев случайное. В то же время слово обладает магическим действием, оно задает определенное понимание предмета. Недаром говорят: «назови хоть горшком, только в печь не ставь». В каждом языке свой словарный запас, кроме того, один и тот же предмет даже на одном языке можно очень часто обозначить различными словами. В этом богатство языков и именно поэтому такое большое значение имеет чувство языка, способность уловить малейшие нюансы употребления слов, не ошибиться в передаче своей мысли. Иное дело понятие. Оно едино для всех народов данной эпохи. Если открыть энциклопедические словари на разных языках, то можно наглядно в этом убедиться. Причина в том, что понятие отражает конкретный уровень развития научных представлений о сущности явлений. Поэтому понятие изменчиво, в отличие от слова, оно отражает изменения наших представлений о мире. Работа с понятием требует специальной подготовки. При формировании понятий используются следующие логические приемы: сравнение, когда устанавливается сходство или различие между предметами; анализ – мысленное расчленение, выделение отдельных признаков; абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков; синтез – мысленное соединение выделенных частей предмета и его признаков, полученных в ходе анализа, в единое целое; обобщение – распространение признаков на сходные предметы и объединение их на этом основании в группы. Поскольку логика изучает форму, структуру нашей мысли, любое понятие анализируется в ней с точки зрения его объема и содержания. Содержание – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в данном понятии. Чем больше признаков, тем понятие богаче, ярче. Так, понятие средство транспорта обладает значительно меньшим количеством признаков, чем понятие вертолет, поскольку у последнего есть еще и целый ряд признаков специфических, только ему присущих. Объем понятия – это то множество предметов, которое мыслится в данном понятии. Объем включает и те элементы (предметы), которые существуют в настоящее время, и те, которые существовали раньше или только еще будут существовать. Главное, чтобы они обладали одинаковыми признаками. Это наводит на мысль, что объем и содержание понятий тесно связаны между собой. Связь эта выражается в законе обратного отношения объема и содержания понятий: чем больше объем понятия, тем оно беднее, и, наоборот, чем меньше объем понятия, тем оно богаче по содержанию. В самом деле, если по объему понятие очень широкое, то, о нем мало что можно сказать конкретно. Сложность философских категорий – предельно широких понятий, как раз и состоит в этом. Что можно сказать о сознании вообще, смысле вообще, жизни вообще? Увеличивая количество признаков можно получить более узкое, но зато и значительно более богатое понятие. О смысле жизни рассуждать уже легче, содержательно богаче и понятие сознания человека. Еще богаче понятие сознание человека эпохи средневековья, например, или понимание смысла жизни в античной философии. Закон обратного отношения объема и содержания понятий не является универсальным логическим законом. Он имеет отношение лишь к таким понятиям, которые представляют собой разновидности родо-видовых отношений. Например, род – оптическое устройство, вид – микроскоп, род – кошки, вид – тигры и т.д. Виды понятий по объему. Это могут быть общие понятия, включающие в свой объем более одного элемента, единичные – объем которых состоит из одного элемента, пустые – их объем не содержит ни одного элемента. Это понятия нашей фантазии – домовой, леший, вечный двигатель и т.д. Виды понятий по содержанию. В первую очередь, это конкретные и абстрактные понятия. Конкретные – понятия о самих предметах, абстрактные – об их признаках, отвлеченных от предметов. Конкретные понятия имеют четкий объем и четкую совокупность существенных признаков. Когда мы говорим звезда, мы достаточно четко представляем себе, о каких классах явлений может идти речь. А если сказать яркая, то к этому необходимо добавить то или иное конкретное понятие, чтобы мы поняли, о чем идет речь: блондинка, краска, зелень, звезда, мечта. Вот «звезда» и будет понятием конкретным, а «яркая» – абстрактным. Кроме того, понятия могут быть либо относительными, либо безотносительными. Относительные понятия содержат такие признаки, которые указывают на то, что у них есть некая пара, без которой понятие просто теряет смысл. Если есть верх, то должен быть низ, если вы родители, то у вас должны быть дети, если есть начальник, то есть и подчиненные и т.д. Безотносительные понятия мыслятся вне обязательной связи с другими. Синему цвету можно противопоставить и красный, и черный, и желтый, а понятие «стол» не обязательно предполагает понятие «стул». Это может быть и табурет, и скамья. Следующая характеристика понятия связана с тем, является ли оно положительным или отрицательным. Причем, понятия эти употребляются вовсе не в оценочном смысле. Речь идет об указании на наличие или отсутствие каких-либо признаков, свойств. Если мы говорим «глупость», то в логическом плане это будет положительное понятие. Хотя это и отрицательная качественная характеристика. Отрицательные понятия, как правило, содержат приставки «а», «без», «не», указывающие на отсутствие признака, выраженного основной частью слова: некрасивый, безнравственность, аморальный. Но если слова без этих приставок не употребляются, тогда понятия считаются положительными: небрежность, неряха, безмозглый. Кроме того, есть ряд слов, которые употребляются без «не», но при этом являются отрицательными: темнота – отсутствие света. В логике выделяют также собирательные и разделительные (несобирательные ) понятия. В собирательных понятиях некоторая совокупность предметов мыслится как единое целое, а признаки, присущие таким понятиям относятся ко всей совокупности, но не к каждому элементу. Собирательными будут понятия типа «группа» (дружная, учебная, большая – эти признаки будут относиться к группе, но не к ее составляющим), подразделение, полк, стадо, лес, мебель и т.д. Признак разделительных понятий относится к каждому элементу в отдельности, поэтому его можно отнести к каждому элементу такого понятия в отдельности: любой шофер водит машину, каждый экзамен – контроль знаний студентов и т.д.
Date: 2016-05-15; view: 404; Нарушение авторских прав |