Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






После увольнения. «Сорочий дождь»





Официальные проводы

 

Не знаю, как бы я перенес увольнение, но мне просто было некогда. Я заканчивал написание некоторых книг. Два-три раза в месяц выезжал в другие города проводить краткосрочные семинары, где жил полнокровной жизнью. Уйти я хотел тихо, но Зевс настоял на больших социальных проводах, которые удалось организовать только к концу ноября. Как-то так получилось, что все собралось одно к одному. На этих проводах мне вручили диплом члена-кор­респондента одной из российских академий, диплом патриарха отечественной психотерапии, сертификат призна­ния Российской психотерапевтической лиги. Там же было объявлено, чтопринято решение Европейской психотера­певтической ассоциации о выдачи мне сертификата специ­алиста этой организации. Я получил возможность теперь практиковать во всех странах Европы, Но этот документ не дает никаких прав дляработы в России.

В заключение я выступил с речью. Я готовился к ней и, естественно, просто ее прочитал, так как боялся, что от вол­нения что-нибудь упущу. Текст это речи я вам передаю. (Я хотел было ее опубликовать, и это было бы заключением этой книги. Но передумал, ибо это могло бы выглядеть как очеред­ной повтор, хотя он смотрится как законченный психотерапевтический этюд. В ней он выразил благодарность всем: и тем, кто его поддерживал и тем, кто его преследовал, То есть практически повторил в виде тезисов всю свою биографию. — М.Л.)

После увольнения у меня началась бурная жизнь. Посы­пался град предложений на проведение семинаров, но не в моем родном городе, а в других городах и странах. Иногда приглашали читать лекции в наш родной институт. Иногда сам прихожу на конференции, но делаю это все реже и реже. Новые дела засасывают. Если раньше в институт я заходил, как к себе домой (надо отдать должное, отноше­ние ко мне после увольнения у всех сотрудников осталось хорошее, и все мои просьбы выполняются с охотой и даже, я сказал бы, с радостью), то сейчас ячувствую себя просто желанным гостем.

Честно говоря, ядумал, что кто-нибудь в родном горо­де предложит мне какой-нибудь вид деятельности, который мог бы меня полностью захватить. Но предложений не по­ступало. Приходится скитаться. Правда, путешествую я на комфортабельном транспорте и скитаюсь в шикарных гостиницах, встречаюсь с очень интересными людьми, Во вре­мя проведения семинаров, чтения лекций и индивидуаль­ных консультаций я настолько увлекаюсь, что забываю о времени, месте, где я нахожусь, и сколько мне лет. (Могу авторитетно подтвердить. Как супервизор, сам бывал на нескольких его тренингах. На них он преображается, а может быть, только на них он становится самим собой. Конечно, это не работа, а труд,М.Л.) И это скрашивает мое унылое существование без родного института.

 

Послесловие

 

Иронизирует Вечный Принц, хотя в этой иронии все-таки есть элемент горечи. Встречаемся мы сейчас крайне редко. Вид у него цветущий. Он явно помолодел, при встре­чах на лице улыбка. Строен, подтянут, хорошо одет. По­следним своим достижением он считает тот факт, что ему начали писать из мест лишения свободы заключенные, ко­торые благодарили его за книги. Я читал эти письма, где заключенные говорили, как с помощью книг им удалось изменить свое отношение к миру и людам и неплохо уст­роиться в тюрьме. Некоторым даже удалось организовать там группы психологического роста. По-моему, он уже и там стал проводить семинары. Со мной ему контактировать некогда, что свидетельствует, что жизнью своей он доволен.

Но мир тесен, так что я знаю, что число регионов, где он работает и работают его ученики, у него растет. Побы­вал он в Ижевске, Омске, Братске. Сейчас он, по-моему, где-то за рубежом. Там хотят создать специальный инсти­тут или центр по работе по его методам. Знаю, что он еще как-то был в то ли в США, то ли в Германии по приглаше­нию местных психотерапевтов и проводил с ними недель­ный тренинг. Дети его самостоятельны. Видится он с ними тоже редко. Начинает поправляться здоровье Золушки. Он надеется, что скоро сможет разъезжать по семинарам вме­сте с ней. Она участвует во всех его делах. Ведет докумен­тацию, почту, отвечает на телефонные звонки и всей душой поддерживает все его начинания. В его записках за послед­ние годы сексу уделяется мало внимания, что свидетель­ствует, что и в этом плане у него все наладилось.

Я думаю, что сценарное перепрограммирование у него завершилось, и это не слова, а факты. О себе он мнения хо­рошего (Я+), он положительно отзывается о своих близких и даже о своих врагах (ВЫ+). То, что ОНИ+, показывают все расширяющиеся контакты. А Труд у него в плюсах безо всякого сомнения.

Отдельные невротические знаки не портят общей бла­гополучной картины. Но, может быть, и они нужны, как перец в пище. В общем, мне он напоминает дерево, за кото­рым, когда оно было молодым, не очень хорошо следили. Но затем нашелся садовник, который методически повыпиливал ненужные, довольно толстые ветви, зацементировал дуп­ла. Кое-что заплыло новой корой, но следы прежнего кое-где видны, как шрамы от старых ран.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Айкидо психологическое см. «Психологическое, айкидо»

Акцентуация характера — крайний вариант нормы, проявляющийся значительным усилением отдельных черт личности. В зависимости от ситуации они или могут способствовать развитию способности личности и соци­альному прогрессу, или могут привести к дезадаптации. Людей с акцентуацией личности можно сравнить с рыжеволосыми. Блондины, брюнеты и шатены — это люди со стандартными цветами. Рыжий цвет — это акцентуант, но акцентуация — это не патология.

Анафора — ораторский прием, позволяющий привлечь вни­мание слушателей к какой-то идее и перейти с низкого стиля на высокий. Высказывание «Курение приносит вред сердцу, легким, желудочно-кишечному тракту, моче­половой системе и является одной из форм наркомании», высказанное в форме А. приобретет следующий вид: «Ку­рение приносит вред сердечно-сосудистой системе, куре­ние приносит вред легким, курение приносит вред же­лудочно-кишечному тракту, курение приносит вред мочеполовой системе и, наконец, курение является од­ной из форм наркомании».

Анацидный гастрит — воспаление желудка с пониженной кислотностью.

Альтернативная медицина — в отличие от научной исполь­зует эзотерическую терминологию, не принятые в науч­ной медицине методы биоэнергетики, лечение непонят­но каким полем, колдовством, травами, заговорами и пр. Механизм действия методов альтернативной медици­ны — косвенное внушение. А.М. помогает тем, кто в нее верит.

Аппендэктомия — операция по поводу удаления червеобраз­ного отростка. Считается наиболее легкой из полостных операций. Она же может оказаться одной из наиболее трудных.

Аутогенная тренировка — метод лечебного самовнушения. А.Т. введена из практики йогов в лечебную практику не­мецким психотерапевтом Шульцем в 1932 г. Широко ис­пользуется как психогигиеническое средство для профи­лактики многих болезней и психологических расстройств. У нас распространена только низшая ступень А.Т. Мо­дификаций А.Т. очень много и очень много литературы о ней. Одной из модификаций А.Т. является М.Л.

Блефароспазм — спазм век, проявляется частым, до 30—50 раз в минуту морганием, что делает невозможным рабо­тать и даже спокойно жить. Одна из форм истерических расстройств.

ВАК — Высшая аттестационная комиссия при Министер­стве просвещения РФ, которая утверждает защищенные в ученых советах диссертации. Раньше утверждались все, а потом только докторские. Орган абсолютно ненужный, по мнению некоторых, если считать, что ученые советы все квалифицированные. Задача ВАКа не пропускать сла­бые работы, что он иногда и делает. Часто он не пропус­кает и очень сильные работы, которые стоят выше по­нимания членов ВАКа. Так думают пострадавшие от ВАКа. Иногда это способ расправиться с научным руко­водителем, неугодным кому-нибудь из членов ВАКа. Отыгрываются на его ученике. Говорят, что за взятку можно через ВАК провести любую работу. Но это, конеч­но, сплетня. Трудно себе представить, чтобы воспитан­ники Коммунистической партии (а пока их там боль­шинство) могли бы себе позволить такие вещи. Я лично считаю, что решения ВАКа абсолютно справедливы. Взятки, закулисная борьба и пр. — все это слухи и сплет­ни. Наш ВАК — абсолютно честный ВАК. Скорее уче­ные советы плохи. Но и они хороши. Тогда зачем ВАК? В общем, я запутался. Решайте сами.

Вампиризм психологический — особый вид паразитирования, при котором происходят поиск и использование людей в качестве защиты и источника энергии. Отлича­ется он от прямого паразитирования тем, что вначале психологический вампир делает вам что-нибудь хоро­шее, а потом из вас все соки вытягивает. Более подроб­но о методах борьбы с этим явлением читайте в моей книге «Психологический вампиризм».

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственно­сти — самый издевательский тип воспитания, где основ­ными словами являются: «Ты должен», «Тебе нельзя», «Смотри, не подведи...» и пр. Следствия этого воспита­ния — тревожность и неуверенность, сочетание высоко­мерия с недооценкой. Человека мучают сомнения, мно­го времени уходит на выработку решений. Чаще всего при таком воспитании развивается невроз навязчивых состояний.

«Выбросили» — речь идет о появлении на прилавке магази­на дефицитного товара, который собирал большие оче­реди и расходился в короткое время, «Вы знаете, вчера в ЦУМе выбросили ондатровые шапки, но мне не хвата­ло». Поскольку иногда удавалось быть свидетелем этого выброса и приобрести дефицит, то у советского человека возникало чувство радости, незнакомое представителю человека капиталистического общества. Это, по-моему, поддерживало наше, в общем, безрадостное существова­ние. Поскольку госцены были вдвое ниже спекулятив­ных, то такая удача имела еще и значительную экономи­ческую сторону. Были и известные закономерности, «Выбрасывали» товары чаще к концу месяца, чтобы магазины могли выполнить план, или перед революцион­ными праздниками. Такие «удачи» разнообразили нашу жизнь. Жизнь западного человека была, конечно, более монотонной и, следовательно, безрадостной. Сейчас термин «выбросили» современной молодежью понима­ется в прямом смысле слова выкинули.

Гештальттерапия — один из современных и эффективных методов психотерапии, который способствует человеку достичь психологической зрелости, т. е, уметь приспо­сабливаться к обстоятельствам и менять самого себя, а не пытаться изменить обстоятельства и перевоспитать других людей, как это пытаются сделать психологичес­ки незрелые люди. Кстати, если это удается сделать, то, оказывается, мир не так плох, и менять его не нужно.

Гипноз — один из методов терапии внушением, которое проводится в специально вызванном сне, во время ко­торого сохраняется связь пациента с врачом-гипнотизером. После пробуждения больной без раздумывания выполняет команды, которые внушил ему гипнотизер во время гипнотического сна. Есть точка зрения, что если внушение противоречит морально-этическим нормам гипнотизируемого, то он их не выполняет. С моей точ­ки, зрения метод эффектный, но неэффективный, если не дополняется другими методами психотерапии. После того, как внушение перестает действовать, симптоматика часто возвращается. Но наш народ тянется к этим суггестивным методам и родственным им кодированию, экстрасенсорике, биоэнергетике, колдовству, снятию порчи и т. п. Вспомните популярность Кашпировского и Чумака. Еще раз хочу подчеркнуть, что я не против гипноза, а против его бездумного и широкого использо­вания. И этим методом должны пользоваться только врачи.

Группа риска — в медицине так называют людей, которые сейчас не больны, но когда условия станут неблагопри­ятными, они заболеют в первую очередь. Так, при вне­запном охлаждении простудятся далеко не все, а те, кто не закалены. Их и следует считать группой риска. При неврозах к группе риска можно отнести лиц с акценту­ацией характера (см.) и людей, не умеющих конструк­тивно общаться в семье и на производстве.

«Давать на лапу» — заплатить непосредственно продавцу, чтобы он отложил для тебя необходимый товар или что­бы предупредил, когда его «выбросят» (см. «Выброси­ли»).

Дереализация — психопатологическое расстройство, при котором пациенту весь мир представляется ненастоя­щим, как будто нарисованным, хотя он сам понимает, что с миром все в порядке. Во время сильных волнений может возникать на короткое время и у психически здо­ровых людей. В частности, так было у Вечного Принца.

Диагностика ex juvantibus — диагностика через выздоровле­ние. Есть еще такой метод диагностики. Не могут опре­делить, чем человек болен. Предполагают, что болен, как в данном случае, туберкулезом. Начинают лечить от ту­беркулеза. Если вылечили, делается заключение, что больной болел туберкулезом. С точки зрения логики, это логическая ошибка, ибо лекарство может быть эффек­тивно сразу при нескольких заболеваниях. Помогли — хорошо. Не помогли — человек зря принял изрядную дозу ненужных медикаментов, как это было в случае болезни Вечного Принца.

Дисгармония — в данном контексте имеется в виду дисгар­мония личности, а именно акцентуация и психопатия, как природная, так и нажитая. Дисгармоничный чело­век напоминает искривленное велосипедное колесо («восьмерка»). В плане количественном здесь все в по­рядке, но вот искривления следовало бы выправить.

Диcтиреоз — нарушение функции щитовидной железы.

«Доминирующая гиперпротекция» — при этом стиле воспи­тания контролируется каждый шаг ребенка. У одних де­тей вырабатывается неуверенность, затем возникает го­лод на лидера. У других детей копится протест. Иногда и то и другое.

«Ежовы рукавицы» — вариант доминирующей гиперпротекции. Ребенку не дают шага сделать в сторону.

«Жестокие условия» — стиль воспитания в форме избиений, ругани и других издевательств над ребенком. В такой среде воспитывалось много преступников.

«Золушка» — стиль воспитания, где ребенок чрезмерно много работает, не имея за это никаких поощрений. Усвоившие этот стиль воспитания часто становятся преданными женами и жертвенными матерями. Улучшение материального положения в семье приводит к ухудшению состояния Золушек. Чаще так воспитывают девочек.

Идеаторная стадия — здесь имеется в виду стадия сексуаль­ных отношений, когда человеку понравился человек противоположного пола, но каких-либо действий в пла­не сближения еще он не предпринимал. Если эта стадия затягивается, то происходит нередко идеализация парт­нера, что может быть причиной будущих разочарований.

Импотенция — в сексологии этим термином называли неспособность мужчины совершить половой акт. Сейчас чаще пользуются в медицине термином «эректильная дисфункция». Этот термин более точно отражает суть дела. Ибо импотенция как болезнь не существует. Это симптом. Нужно искать причины и их ликвидировать. Потенция тогда восстанавливается сама по себе. В практике пси­хотерапевта эректильная дисфункция проявляется как симптом невроза. Когда удается вывести человека из не­вроза, то он становится половым атлетом. Но когда на­чинаешь говорить ему, как у него потом все будет, то он не верит этому. Как и все советские люди, советский им­потент хочет сразу же после приема у врача совершать сексуальные подвиги и обычно требует гипноз.

Индивид — человек как личность, со своими индивидуаль­но-личностными качествами — способностями, темпе­раментом, характером и пр.

«Инвалид пятой группы» — так называли себя евреи, кото­рых не пускали «вверх» по национальным критериям. Почему пятой? В, анкетах советского периода националь­ность была пятой графой. Одних евреев это действитель­но тормозило, а для других это было хорошей причиной, оправдывающей их неудачи. Наглядной несостоятель­ность последних становилась тогда, когда они попадали за рубеж. Первые же действительно прогрессировали. Сейчас этот термин уже многим непонятен.

Инсайт — момент в психотерапевтическом процессе, ког­да пациенту вдруг становится все ясно. Это восприни­мается как какое-то просветление, озарение. Обычно со­провождается значительным улучшением состояния. Для стойкого выздоровления необходимо несколько инсайтов. Однако, к сожалению, многие пациенты после улучшения перестают работать над собой.

Ипохондричность, ипохондрия — невротическое состояние, при котором человек преувеличивает степень выражен­ности своих заболеваний при их наличии. При дальнейшем развитии ипохондричности все поведение больно­го может быть посвящено поиску у себя тяжелой болезни. Такие пациенты часто переходят от одного вра­ча к другому, часто меняют врачей, лекарства и лечебные учреждения. При этом нередко гордятся тем, что им не помогли все светила мира. В своей ипохондрии многие пациенты находят смысл жизни, манипулируя врачами и близкими при помощи своей болезни и объясняя этим причину всех своих жизненных неудач. «Так бы всего добился, но вот не повезло, заболел». Иногда, действи­тельно заболевают, но совсем не тем, о чем они думали. Иногда приобретя серьезное заболевание, они теряют свою ипохондричность.

Катамнестическое наблюдение — наблюдение за больным после того, как он прошел курс лечения. Оно крайне важно для выяснения ценности той или иной методики терапии. Если эффект от лечения кратковременный, то действенность этого метода сомнительна. Катамнестическое наблюдение позволяет также вовремя принять меры и не допустить обострения. Фактически эта кни­га — история болезни больного, где врач провел еще и катамнестическое наблюдение. К сожалению, мои быв­шие пациенты и подопечные редко заходят на профи­лактический осмотр, когда еще здоровы. Обращаются они ко мне уже с хорошими обострениями. И Вечный Принц не лучше. Многих неприятностей он мог избе­жать, если хотя бы раз в месяц заглядывал к нам в груп­пы. В общем, нельзя почивать на лаврах. Лечение без последующего катамнестического наблюдения напоминает мне книгу или сказку со счастливым кондом. Дело кончилось победой или свадьбой. Книга или сказка за­канчиваются. А что будет после победы или после свадь­бы? Вот мы, врачи, занимающиеся катамнестическим наблюдением, знаем, что после не все так хорошо, как казалось после выписки из стационара. Победить не так уж трудно. Нужно уметь воспользоваться результатами победы. В общем, я за катамнестическое наблюдение. Оно показывает, что нельзя добиваться победы любой ценой.

«Козел» — игра, где один мальчик наклоняется, а через него перепрыгивают. Постепенно расстояние от «козла» уве­личивается. Тот, кому перепрыгнуть через «козла» не уда­ется, сам становится «козлом». Напоминает гимнасти­ческий конь или стол. Я давно уже не видел, чтобы современные дети играли в эту игру.

Конвенциональность — здесь поведение в соответствии с общепринятыми правилами. На свадьбе нужно веселить­ся, а на похоронах принять скорбный вид. К сожалению, многие мои подопечные, получив определенную пользу от занятий в группе, становятся в миссионерскую позицию и, нарушив конвенциональность своей группы, на­чинают навязывать группе формы поведения, усвоенные во время тренинга, но непонятные группе. Возникают недоразумения. Вот Маслоу и предлагает людям, кото­рые интенсивно занимаются своим личностным ростом, в обществе, где этим не занимаются, накинуть «накид­ку конвенциональности». Снять ее можно, когда ты за­нять своим делом.

Контрперенос — форма психологической защиты, которая иногда наблюдается у невротичного врача-психотера­певта, когда он начинает решать свои нерешенные не­вротические проблемы за счет больного. Как и любая психологическая защита, она не осознается. Обычно она возникает после переноса у пациента. Пример. Больная начинает видеть во враче сексуального партнера. Это пе­ренос, но если врач начнет заниматься сексом с больной, это уже будет контрперенос, который свидетельствует о том, что сексуальные проблемы у врача не решены и не осознаются им. Представьте себе, если бы автослесарь стал ездить на поломанном «Мерседесе», который ему привезли на ремонт, когда у него есть хорошо отрегули­рованные свои «Жигули».

«Король» — в данном контексте это профессионал экстра-­класса, имеющий собственные методы работы, которые другие повторить не могут. «Королей» мы можем встре­тить среди людей разных профессий. Они могут не понравиться, но их нельзя ни с кем спутать. Их никем не заменишь. Конечно, это не определение, это моя мета­фора, психотерапевтический сленг в наших группах.

КРОСС — клуб решивших овладеть стрессовыми ситуаци­ями. Название предложено В.Л.Капустянским. Это пси­хотерапевтический клуб, организованный мною и фун­кционирующий с 1984 года. Сейчас эти клубы имеются во многих городах России. Их организовывают мои уче­ники и последователи. Сюда приходят люди для реше­ния своих проблем (группа риска), пациенты, успешно прошедшие лечение для поддерживающей терапии и психологического тренинга. Организационно клубы друг с другом никак не связаны. Работа в них сугубо доб­ровольная. При сомнениях мы предлагаем на занятия не приходить,

«Кумир семьи» — стиль воспитания, при котором все жела­ния и капризы ребенка безоговорочно выполняются взрослыми. У ребенка с таким воспитанием легко раз­виваются высокомерие, истеричность, капризность.

Лабильность эмоциональная — быстрый переход от эмоции одного знака к эмоции другого знака по незначительно­му поводу. Например, человек из-за пустяка заплакал горючими слезами, а потом, услышав что-то смешное, тут же начинает хохотать, хотя еще слезы не обсохли. Л.Э. — является симптомом истерической психопатии или признаком истерической акцентуации. Для детей Л.Э. — норма.

Латентная преступность — преступность, которая ничем не проявляется, не попадает ни в какие отчеты, но которая может когда-либо реализоваться. Примерно то же, что и латентный период болезни. Болезнь уже есть, но еще никак не проявляется. Например, церебральный атеро­склероз латентно (незаметно) протекает несколько лет. И только тогда сосуд почти закупорится, появляются яв­ные симптомы. Соотношения явной преступности и ла­тентной — это соотношения видимой и невидимой час­тей айсберга. Мы боремся с видимой частью. Однако в плане отдаленных последствий это ничего не дает. Лик­видируем ее, если ликвидируем, — всплывает невидимая. Ведь уже по поведению некоторых школьников можно сказать, что из них вырастут преступники, если не принять соответствующие меры. Латентный период есть у всех явлений. Например, супружеская измена ча­сто имеет длительный латентный период. Так и преступ­ление. К сожалению, мы редко занимаемся профилак­тикой.

Локализация — местонахождение болезненного процесса.

Люмбальная пункция — спинномозговой прокол. Обычно производится между 4—5-м поясничными позвонками для извлечения спинномозговой жидкости, которая по­том направляется на анализ. При гнойных менингитах люмбальная пункция является еще и лечебным мероприятием. У населения имеется настороженное отноше­ние к этой достаточно безобидной процедуре. Многие считают, что может развиться паралич. Это тяжелый предрассудок. Спинной мозг заканчивается на уровне 12 грудного и первого поясничного позвонка. Вызвать па­ралич люмбальная пункция никак не может, если она проводится по всем правилам. Что касается того случая, который описал Вечный Принц, то здесь было роковое совпадение. В то время была эпидемия менингита. Если бы менингит развился от грязных рук, то он проявился бы через неделю.

Малоадаптивный характер — характер, который мешает приспособиться человеку к постоянно меняющейся дей­ствительности. Является основной и глубинной причи­ной неврозов и психосоматических заболеваний. Фор­мируется в первые годы жизни

Маниакально-депрессивный психоз — болезнь, в которой приступы веселья и подавленности продолжительностью по 2—3 месяца чередуются со светлыми промежутками. Примером тому может служить А.С.Пушкин, у которо­го в весеннее время наблюдались депрессии, а осенью подъем сил.

«Материк» — так назвали жители Крайнего Севера, Колы­мы, Камчатки центральные районы Советского Союза.

Мифомания — болезненная лживость с придумыванием маловероятных сюжетов. Один из симптомов истеричес­кой психопатии.

Наркоманическая любовь (термин мой, — М.Л.) — вид патологического влечения, напоминающего по силе влече­ния наркоманию. Больной понимает пагубность обще­ния с объектом наркоманической любви, но тем не менее пытается как-то встречаться с ней. В отсутствии объекта наркоманической любви практически все вре­мя думает о ней. Жертв ее можно видеть во многих от­делениях больниц. Лечение крайне трудное. Подробно­сти в кн. «Принцип сперматозоида».

Невроз — психогенное (конфликтогенное) заболевание, которое развивается при нарушении значимых отноше­ний личности и проявляется специфическими психопа­тологическими симптомами и соматовегетативными расстройствами (определение Б.Д.Карвасарского). Спе­цифичность психопатологических симптомов заключа­ется в том, что пациент осознает, что он болен, в них много эмоциональных расстройств, и, самое главное, при правильном лечении они полностью обратимы, сколько бы человек ни был болен. Очень часто неврозы начинаются с соматовегетативных расстройств, и боль­ные обращаются на начальных этапах к врачам сомати­ческого профиля (терапевтам, невропатологам, эндокри­нологам). Их можно встретить и у врачей хирургического профиля. Корни невроза уходят в раннее детство, когда формируется невротическая личность с малоадаптивным характером, которая не выдерживает обычных волн на­шей жизни, тем более штормов и бурь. Более подробно см. специальные книги, а также монографию М.Л. «Не­врозы. Клиника и лечение».

Облздрав — областной отдел здравоохранения. Сейчас министерство здравоохранения.

Онейроид — сновидное состояние сознания, которое возни­кает при некоторых психических заболеваниях. Не мо­жет отказаться Вечный Принц от психиатрической тер­минологии. Писатель написал бы, что ему казалось, что он попал в сказку, или просто ему все это снится. Но метафора, которую применил Вечный Принц, точнее от­ражает его состояние, чем обычное, описываемое лите­раторами. Правда, его метафора понятна только профессионалам. Теперь и вы ее понимаете, мой дорогой читатель.

«Оранжерея» — стиль воспитания, когда ребенок ограничен общением со сверстниками «с улицы». Все направлено на развитие способностей ребенка. "Кроме школы, идет еще и обучение музыке, балету, иностранным языкам, рисованию и т. п. Ребенок, приобретая весьма солидный запас знаний и навыков, часто оказывается дезориенти­рованным и неприспособленным в реальной жизни.

Оргазм — сладострастное ощущение, которое наступает в конце полового акта. Полноценный половой акт завер­шается оргазмом.

Оториноларинголог — врач, который лечит болезни уха, гор­ла и носа.

Параноидная настроенность, или бредовое восприятие — наблюдается на начальных этапах развития бреда и ха­рактеризуется тем, что у пациента возникает ощущение, что вокруг сложилась недоброжелательная атмосфера, кругом враги, но кто именно, он еще не знает. Поведе­ние при этом не бывает резко нарушенным, и больной с параноидной настроенностью может долго быть в об­ществе. Параноидную настроенность следует отличать от подозрительности, которая патологией не является. Многие зарубежные психиатры из-за часто встречаю­щейся у россиян подозрительности, считают, что в Рос­сии нет психически здоровых людей. Да, мы подозри­тельны. Но при подозрительности человека нужно не лечить, а перевоспитывать. При П.Н. необходимо дли­тельное лекарственное лечение.

Патологоанатомическая конференция — собрание врачей, которое проводится, как правило, при несовпадении ди­агноза лечащего врача и патологоанатома. Для врачей — это большая школа. Чаще ошибка зависит не от врача, а от состояния медицины на сегодняшний день. Патологоанатомические конференции способствуют развитию как врача, так и всей медицины. На стенах некоторых моргов висит надпись «Здесь мертвые учат живых». И это так.

Паттерн — почти то же, что и алгоритм, поведенческий код. Паттерны поведения формируются в раннем детстве. Если они соответствуют действительности, то они облег­чают нашу жизнь. Например, паттерны умывания, одева­ния и т. п. Но при изменении социальных условий, выпол­нение этих паттернов может дезадаптировать человека. Но он часто не может отказаться от их выполнения. Напри­мер, у человека есть паттерн празднования своего дня рождения. Все идет гладко до тех пор, когда внезапно его материальное положение не ухудшится. Надо бы прекра­тить праздновать день рождения, но паттерн заставляет это делать. Приходится влезать в долги и пр. Те люди, ко­торые при изменении социальных условий не могут от­казаться от устаревших паттернов и выработать новые, попадают в трудную ситуацию и могут заболеть невро­зом.

Перенос — это такая форма психологической зашиты, при которой чувства стремления, желания, влечения, кото­рые должны быть направлены на один объект, направ­ляются на другой. П. помогает временно сохранить мир и спокойствие. Например, при плохих отношениях в семье время, любовь и энергия, которые должны отдать супруги друг другу, переносятся на детей, собаку, хобби и пр. Перенос часто наблюдается в психотерапевтичес­ком процессе, когда пациент начинает видеть во враче начальника, возлюбленного, друга. Плохо, когда возни­кает контрперенос (см.).

Перепрограммирование сценарное — см. сценарное перепрограммирование.

Повесить чайник — этим термином пользовались во време­на молодости Вечного Принца, когда кто-то перестал встречаться со своим сексуальным партнером.

Пренатальный — внутриутробный, дородовый.

Принцип амортизации — немедленное согласие со всеми утверждениями партнера по общению, уход от конфликта. С этого начинается подготовка человека по системе психологического айкидо. Более подробно П.А. описан в книге «Психологическое айкидо».

Принцип сперматозоида — отражение всеобщего закона на­шей жизни, в соответствии с которым человек всегда стремится занять первое место и при этом идет против течения. На основании этого принципа нами выработа­но около 500 конкретных правил, которые помогают приспособиться в этой жизни. Так, один из моих подо­печных руководил чтением своих детей, запрещая им читать те книги, которые они должны были прочитать с его точки зрения. Прямое распоряжение в соответствии с этим принципом привело бы к обратному эффекту.

Псевдология — патологическая лживость, симптом истери­ческой психопатии.

Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая признаки, лечение и профилактику психических заболе­ваний.

Психиатр — врач, специализирующийся в области психиат­рии. Сама психиатрия, как и терапия, имеет свои разде­лы. Отсюда и разные специализации: психиатр-нарко­лог, психиатр-психотерапевт, детский психиатр и пр. По отношению к психиатрии у нашего населения имеется настороженное отношение. Многие избегают визитов к психиатру, к психотерапевту и даже к психологу. А ведь большинство соматических заболеваний имеет проис­хождение в психике. Я думаю, настанет время, когда пациент вначале придет к психотерапевту, а уж психоте­рапевт при необходимости будет направлять больного или к терапевту, или к хирургу. Пока что про психиат­ров больше рассказывают анекдотов, чем ходят к ним. А жаль! Жаль, что не посещают, а анекдоты рассказывать можно.

Психотерапия — метод лечения, при котором производит­ся воздействие на психику больного с помощью психи­ческих средств с целью снятия болезненных симптомов и изменения отношения к себе, людям и миру.

Психотерапия групповая — метод, при котором врач созда­ет психотерапевтическую группу из самих пациентов. Эта группа развивается и становится основным лечеб­ным фактором. То есть больной получает помощь от группы, а не от психотерапевта.

Психотерапия рациональная — метод психотерапии, адресующийся к разуму пациента, а не к его чувствам.

Психотик — психически больной, не осознающий того, что у него есть психическое заболевание. Поведение его обычно социально опасно, а мысли не поддаются кор­рекции. Психотик подлежит недобровольному стационированию в психиатрическое учреждение. Термин полулитературный, но почти укоренившийся, так же как и термин «невротик».

Психофармакотерапия — лечение психических заболеваний лекарствами.

Ригидность психическая — если проще, то упрямство. Но это не совсем точно. Часто бывает, что человек уже понял, что ему нужно кое-что изменить в своем психическом статусе. Но если у него есть психическая ригидность, ему изменить себя бывает крайне трудно.

Самокоррекция — в данном контексте имеется в виду по­пытка больного самостоятельно исправить имеющиеся у него недостатки.

Самоволка (жарг.) — самовольная отлучка. Самовольное оставление части без разрешения командования. Одно из частых нарушений воинской дисциплины. Чаще в са­моволку ходят солдаты срочной службы, но иногда и офи­церы. Так, Вечный Принц, я знаю, ездил в самоволки.

Саркома — злокачественная опухоль соединительной тка­ни. Население это название не очень пугает. Рак пугает сильнее. Хотя хрен редьки не слаще. Так хрен — это сар­кома.

Сердечная форма ревматизма — есть такая форма. Про ревматизм говорят, что он лижет суставы и кусает сердце. Суставы у Вечного Принца не болели. Он и решил, что у него данная форма заболевания.

Синдром отличника — комплекс симптомов, как в психичес­кой, так и в соматической сферах, который развивается у учащихся при их стремлении учиться только на отлич­но по всем предметам.

Соматовегетативная симптоматика — болезненные призна­ки, исходящие из соматической и вегетативной сфер больного. Жалобы на боли во внутренних органах, коже, костях и пр. — это соматические жалобы. Потливость, нарушение сна, колебания артериального давления, су­хость во рту и пр. — относят к вегетативным расстрой­ствам. Причиной С.С. могут быть болезни внутренних органов, но С.С. часто возникают и при психических нарушениях.

Спонтанность —способность вести себя в соответствии со своими чувствами и желаниями. Спонтанный человек — это прежде всего человек искренний, не сдерживающий свои порывы. Спонтанность — одно из условий, сохра­няющих как психическое, так и соматическое здоровье. Помочь человеку стать спонтанным — одна из задач пси­хотерапии.

Спонтанное излечение — выздоровление без помощи врача. Иногда такое бывает.

Социоген (термин предложен одной из моих учениц) — комплекс отношений человека к себе (Я), близким (ВЫ), людям вообще (ОНИ) и деятельности (ТРУД), которые определяют характер, сценарий и поведение человека. С учетом знака теоретически возможны 64 варианта социогена. А если взять еще фактор стабильности/нестабиль­ности, то несколько сотен. Мною описано 8. Знание структуры комплекса помогает делать целенаправленны­ми психотерапевтические мероприятия. Более подроб­но об этом сказано в моей книге «Как узнать и изменить свою судьбу».

Социум — социальная среда, в которой живет человек. Раз­личают макросоциум — среда страны, в которой живет человек, и микросоциум — семья, друзья, товарищи по работе. Основное влияние на развитие личности оказы­вает микросоциум. Макросоциум влияет на личность через микросоциум. Часто в тех же случаях пользуются термином «социокультурное окружение».

Стационирование — помещение больного на лечение в боль­ницу, которое в медицинской среде называют стациона­ром, в отличие от поликлиники, где больной после при­ема врача лекарства принимает на дому (амбулаторное лечение).

Стеноз митрального клапана — сужение клапана между ле­вым предсердием и левым желудочком.

Стиль воспитания — правила и принципы, по которым воспитывают ребенка родители или лица, их заметающие. Описано много стилей воспитания, которые уродуют ре­бенка. Мы их свели в три: стиль преследователя, стиль избавителя и смешанный. Правильным с нашей точки зрения является такой стиль, приемы которого способ­ствуют развитию всех способностей ребенка таким об­разом, чтобы в результате получился человек, адаптиро­ванный в социальной среде.

Стридорозное дыхание — учащенное до 30 раз в минуту ды­хание, сопровождающееся чувством неполноценного вдоха, мучительным ощущением нехватки воздуха.

Субфебрилитет — длительное (месяцами) повышение температуры в вечернее время до 37,2—37,5 градуса на не­сколько часов. Чаще бывает при скрытой инфекции, но довольно часто и при неврозах.

Сценарий — психологическая сила, которая определяет жизненный путь невротической личности. Иногда человек считает его свободным выбором, иногда этому яростно сопротивляется. Сценарий закладывается в раннем дет­стве под влиянием родителей или лиц, их заменяющих.

Сценарное перепрограммирование — психотерапевтический метод, сутью которого является коррекция характера, приводящая к выходу из сценария и изменению судьбы человека.

Темперамент — врожденное свойство личности, отражаю­щее динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Со времени Гиппократа различают четыре основных темперамента: холерик, флегматик, сангви­ник и меланхолик. При составлении рабочих коллекти­вов и подборе семейных пар крайне важно, чтобы тем­пераменты их подходили друг к другу. Флегматик с холериком уживется, но меланхолик вряд ли.

Толерантность - устойчивость к внешним воздействиям. Когда человек может выпить один литр водки и не опь­янеть, то говорят о высокой толерантности к алкоголю. Есть люди с высокой психологической толерантностью. Про таких говорят: «Ему плюнь в глаза — он скажет «бо­жья роса».

Трансакция — единица общения, состоящая из стимула и ответа между партнерами по общению.

Тренинг социальный — обучение адаптивно вести себя в социальной среде. Тренинг бывает в специально созданных группах и спонтанный — в естественных.

Уринотерапия — лечение мочой. Метод народной медици­ны. С точки зрения их представителей помогает от всех болезней. У меня опыта в уринотерапии нет. Когда я чи­тал книгу об уринотерапии, автор обосновывал ее изре­чением из Библии. «Пей воду из твоего водоема и теку­щую из твоего колодезя» (Прит. 5,15). Чуть ниже в Библии идет разъяснение о природе этого источника и того, что этот источник выделяет. «Источник твой да будет благословлен; утешайся женою юности твоей, лю­безною ланию и прекрасною серною; груди ее да упояют тебя во всякое время; любовию ее услаждайся посто­янно» (Прит. 5, 18—19). Что-то мочою здесь не пахнет, хотя к лечению, а точнее, к профилактике, какое-то от­ношение имеет. Дальше книгу про уринотерапию я уже не читал. Читателю я предлагаю самому решить, лечить­ся ему мочой или нет.

Фенобарбитал — снотворное средство.

Характер — устойчивое, приобретенное свойство личности, отражающее отношение к себе, людам и труду

Хронический ларингит — хроническое воспаление голосовых связок.

Хронический тонзиллит — хроническое воспаление глоточ­ных миндалин, сопровождающееся частыми ангинами. Лечение чаще оперативное. Удаление миндалин, или, как в народе их называют, гланд.

Черный шар — так на ученых советах называют голос «про­тив» при тайном голосовании. «Накидали черных ша­ров». Часто при этом вслух против тебя никто ничего не говорил.

Чирик (чилик) — подвижная детская игра, где лаптой ста­раются подальше забросить «чирик» (маленький дере­вянный брусочек 10—15 см), заостренный по углам.

Эгоизм — черта характера, при которой человек все «гребет под себя». Извините за ненаучное определение. Нужно отличать от себялюбия, которое не имеет ничего обще­го с эгоизмом. Эгоист себя не любит. См. книгу Э. Фром­ма «Искусство любить». Э, является одним из признаков истерической психопатии.

Эгоцентризм — стремление любой ценой быть в центре вни­мания своего микросоциума. Симптом, встречающийся при истерических проявлениях.

Экзальтация — чрезмерное внешнее выражение своих чувств. Симптом истерической психопатии. Проявляет­ся в чрезмерных рыданиях, заламывании рук. Нередко истерики рвут на себе волосы, бьют себя головой об стенку. Во всем этом чувствуется налет театральности. Нередко экзальтация переходит в истерический припа­док. Здесь хорошо помогает пощечина или стакан холод­ной воды в лицо. Можно и ведро воды на голову. Но это мой совет врачам-психиатрам. Вам, мои читатели, луч­ше уйти от истерика и позвать врача.

Экссудативная эритема — заболевание кожи, связанное с аллергией, сопровождающееся мучительным зудом вы­сыпаний размером с 10-копеечную монету с вдавлением внутри.

Экстравертированность — свойство темперамента, отража­ющее зависимость поведения от внешних впечатлений. Истерики чрезмерно экстравертированы. У них почти нет своих стойких внутренних представлений, которые бы определи их поведение.

Экстрасистола — внеочередное сокращение сердца, воспринимаемое больным как перебои. Это нередко пугает па­циентов. Они начинают бояться остановки сердца. Очень часто Э. являются симптомами невроза. Тогда ле­карственное лечение почти неэффективно.

Эксцентризм — поведение, ставящее личность вне обще­принятых в данное время и в данной группе норм: эк­стравагантность внешности, ультрамодность одежды, самооговоры, самоповреждения и пр. Э. является довольно ярким и частым проявлением истерических расстройств.

Электроэнцефалография — изучение электрических токов головного мозга. Проводится при подозрении на опухоль мозга, эпилепсию и другие органические заболевания головного мозга.

Эндокардит бородавчатый — воспаление оболочки, высти­лающей камеры сердца изнутри. Складки этой оболоч­ки формируют клапаны. Бородавчатый — это бородав­ки, в основном возникают на клапане. Он не может плотно сомкнуться. Отсюда нарушения кровообраще­ния.

Эрекция — напряжение полового члена, возникающее пе­ред половым актом.

Прошу прошения у читателей, знакомых с терминоло­гией, за чрезмерно подробный глоссарий. Термины, кото­рые я туда ввел, были предложены моими читателями, ко­торые просматривали книгу в рукописи. За что им большое спасибо.

 

Литература

 

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. —- М.: Фонд «За экономическую грамот­ность», 1995. 296 с.

Берн Э, Секс в человеческой любви. — М., 1990. 212 с.

Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового за­вета. — М: Изд-е Московской патриархии, 1968. 1372 с,

Данте А, Божественная комедия / Пер. с итал. М. Лозин­ского. — Минск: Мает, лгг., 1987. 575 с.

Джемс У. Психология. — М,: Педагогика, 1991. 368 с. (Сер. «Классики мировой психологии».)

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях зна­менитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. 2-е изд. — М.: Мысль, 1986.571 с.

Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: Уч­педгиз, 1957. 464 с.

Литвак М.Е. Психологическое айкидо. — Ростов н/Д: Книга, 2001. 120 с. (Сер. «Психотерапия для всех».)

Литвак М.Е. Психологическая диета. — Ростов н/Д: Изд~во «Психологическое айкидо», 1993. 60 с. (Сер, «Пси­хотерапия для всех».)

Литвак М.Е. Неврозы: Клиника, профилактика и лече­ние. — Ростов н/Д,: Изд-во «Психологическое айкидо», 1993. 112 с.

Литвак М.Е. Психотерапевтические этюды: Уч. посо­бие. — Ростов н/Д: Изд-во «Пайк», 1996. 224 с.

Литвак М.Е. Как узнать и изменить свою судьбу. — Рос - тов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.

Литвак М.Е. Психологический вампиризм. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 416 с.

Литвак М.Е. Секс в семье и на работе. — Ростов н/Д; Феникс, 2002. 480 с.

Литвак М.Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психо­терапии: Уч. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 480 с.

Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Уч. посо­бие — Ростов н/Д: Феникс, 2002. 600 с.

Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Изд. 2-е, доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 384 с.

Литвак М.Е. Принцип сперматозоида: Уч. пособие — Ростов н/Д: Феникс, 2003. 512 с.

Лоуэн А. Любовь и оргазм. — Ростов н/Д: Феникс, 1988. ■448 с.

Маслоу А. Мотивации и личность/ Пер. с англ. — СПб.: ^Евразия, 1999.478 с.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. / Пер, с нем. — М.: Мысль, 1990. X 1.829 с. Т. 2. 829 с.

Овидий Назон. Лекарство от любви // В кн.: Наука люб­ви / Ред.-сост. В.В.Устенко. — М.: Политиздат, 1990. 319 с.

Овидий Назон. Наука любви // В кн.: Наука любви / Ред-сост. В.В.Устенко. — М.: Политиздат, 1990. 319 с.

Перле Ф., Гудмен П., Хефферлин Н, Практикум по гештальттерапии. — Красноярск: Изд-во управления печати и инфор­мации администрации Красноярскою края, 1993. 184 с.

Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1968. 607 с.

Райх В. Функция оргазма. — СПб. — М.: Университетс­кая книга - АСТ, 1997. 304 с.

Роджерс К; О групповой психотерапии / Пер. с англ. — М.: Гилъ-Эстель, 1993. 225 с.

Сенека. Нравственные письма к Луцилию // Если хо­чешь быть свободным: Сенека, Честерфильд, Моруа. — М.: Политиздат, 1992. С. 5—110.

Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный ана­лиз / Пер. с англ. — М.: Д. Касьянова. Изд-во «Социально-психологический центр». 1996. 330 с.

Фейдимен Дж, Фрейгер. Личность и личностный рост / Технический пер. с англ. М.П. Папуша. — М.: Всесоюзный центр перевода. № перевода М-22223. 370 лс.

Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990. 368 с,

Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведе­ний. — ML: Просвещение, 1989, 448 с.

Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1990. 160 с.

Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. — ML: Изда­тельская группа «Прогресс», 1995. 256 с.

Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологи­ческих проблем этики / Пер. с англ. Л.А.Чернышевой. — Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ре-несанса. — М.: Республика, 1994. 551 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза// Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 1995. С. 5—190.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; са­моанализ / Пер. с англ. — М.: Издательская группа «Про-фесс-Универс», 1993. 480 с.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Избран­ные произведения. — М.: Просвещение, 1993. С. 189—370.

Юнг К. Психологические типы / Пер. с нем. — СПб—М: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1995. 716 с.

Beck A.T. Cognitive Therapy and Emotional Disoders. — 4.Y.: Penguin book, 1979. 340 p.

Berne E. Game People play. The Psychology of Human Relationships. Repr. Harmondsworth. — N.Y.: Penguin Book,

976. 173 p.

Berne E. What do you say after you say Hallo. The Psychology >f Human Destiny N.Y.: Grove Press, 1977. 457 p.

Ношеу К. Neurosis and Human Growth. The Struggle Toward Jeif. Realisaion. - N.Y.: WW Norton and со, 1950. 682 p.

Rogers C. Encounter groups. Harmondsworth — N.Y.: >enquinbook, 1975.174 р.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора ………………………………………

Благодарности………………………………..

Введение………………………………………

Часть I. ПРЕВРАЩЕНИЕ В ЛЯГУШКУ.....................

Глава первая. Родословная и раннее детство

Родословная.................................................................

Отступление: Об интеллигентности....................

Беременность и роды.................................................

Комментарий: О пренатальном воспитании.........

Первые годы жизни...................................................

Комментарий: Воспитание в грудном возрасте.....

Первые годы жизни (продолжение)..........................

Комментарий: О воспитании детей с 3 до 5 лет.

Первые обиды.............................................................

Комментарий: О национальной розни.....................

Судья...........................................................................

Комментарий: О неврозе у собак.............................

Я начал курить............................................................

Заключение..............................................................

Глава вторая. Начальная школа...........................

Первый класс..........................................................

Реплика: Надо ли родителям первоклассника

брать отпуск в сентябре?....................................

Переезд в Т. и первые впечатления......................

Комментарий: Стили воспитания

и явление переноса..................................................

Изменение стиля воспитания и семейная ситуация

Комментарий: Психологическая причина

инфекционных заболеваний.....................................

Сексуальная жизнь....................................................

Еще один научный комментарий

на тему воспитания................................................

Музыкальная школа................................................

Заключение.............................................................

Глава третья. Неполная средняя школа.............

Душевный Ад.........................................................

Комментарий: Синдром отличника....................

Ненужное соперничество......................................

Комментарий: Гимназия происходит от слова ГИМНАСТИКА.......................................................

Всякая всячина.......................................................

Комментарий: Как учителя наказывают не зачинщика, а неопытного.......................................

Всякая всячина (продолжение).................................

Комментарий: О проекциях и вытеснениях положительных качеств........................................

Дела семейные и дворовые........................................

Комментарий: О сексуальной этике

и сексуальном воспитании......................................

Музыкальная школа..................................................

Комментарий: Об иронии и юморе.........................

И снова музыка.........................................................

Заключение............................................................

Глава четвертая. Средняя школа......................

Смена декораций..................................................

Комментарий: Игра «Все из-за тебя»...............

Мама стала садоводом, а папа попал

в Среднюю Азию..................................................

Комментарий: Проблемы финансового

воспитания............................................................

Проблемы секса....................................................

Комментарий: О сексуальном воспитании.......

Проблемы секса (продолжение)..........................

Комментарий: Когда у обезьян развиваются инфаркты..............................................................

Проблемы секса (продолжение)..........................

Комментарий: О структуре

времяпрепровождения............................................

Итоги школы............................................................

Заключение............................................................

Глава пятая институт.........,...

Поступление.............................................................

Первый курс. Адаптация.........................................

Комментарий: О референтной группе..................

Наведение мостов....................................................

Второй курс..............................................,...............

Комментарий: О случайном и закономерном.......

Наши преподаватели................................................

Комментарий: Об информаторах.........................

О страхах...................................................................

Третий курс. Начало ипохондрии...........................

Комментарий: О коммуникативном голоде..........

Третий курс. Начало ипохондрии (продолжение)..

Комментарий: О наслаждении и удовольствии....

В ипохондрическом состоянии................................

Комментарий: Неосознаваемое воровство...........

Каникулы..................................................................

Четвертый курс........................................................

Комментарий: Кто кого оценивает.....................

Статусные, т. е. дешевые, переживания

и философия..............................................................

Проблемы секса........................................................

Пятый курс................................................................

Комментарий: О наркоманической любви............

Наука на первом месте............................................

Преподаватели.........................................................

На корабле................................................................

Шестой курс.............................................................

Комментарий: Об обмане преподавателей

(Мнения преподавателя высшей школы, т.е мое)..

О, женщины, кто вы?................................................

Все пропало — меня призывают в армию..............

Первый отпуск...........................•.............................

Заключение............................................................

ЛЯГУШАЧЬЯ КОЖА..................................

Глава шестая. Армия, или сползание вниз.............

Адаптация. Курсы усовершенствования..................

Служба. В госпитале.................................................

Основное место службы.......................,...................

Дружеские связи........................................................

Комментарий: Взбирайся на одну вершину............

Дружеские связи (продолжение)..............................

Сексуальная жизнь в закрытых гарнизонах............

История о том, как я влип.......:................................

Комментарий: Немного о сексе.............................

История о том, как я влип (продолжение)..............

Сексуальная жизнь в закрытых гарнизонах

(продолжение).....................'......................................

Комментарий: Специально для больших

руководителей.......................................................

О том, как выгодно быть импотентом или,

по крайней мере, считаться таковым...................

О, женщины, кто вы?.............................................

Комментарий: О латентной преступности......

О, женщины, кто вы? (продолжение)...................

Мужчины! А вы кто?..............................................

Комментарий: Немного о красоте.......................

А теперь о Золушке.................................................

Первый отпуск.........................................................

Плато счастливой жизни...................................;.....

Второй отпуск..........................................................

Комментарий: «Блаженны нищие духом...»,

или Как мы мучаем самих себя, да и

других заодно...................................

Второй отпуск (продолжение)...........................

Апрель 1964 года. Смерть отца................................

1965 год — год моей подлости.................................

1966 год. Кутерьма.....................................................

Служба.......................................................................

Просто впечатления.................................................

Личная жизнь............................................................

Увольнение из армии...............................................

Заключение...........................................................

Глава седьмая. Работа в клинике, или Лягушка

на кочке..................................................................

Устройство на работу...........................................

Прелести коммунального рая и начало работы....

Комментарий: О моногамии и морали психотерапевта.......................................................

Первые впечатления от начала работы..................

Сентябрь—декабрь 1967 года. Период

Безоблачного счастья и небольшие накладки........

Комментарий: О справедливости..........................

Семейные бури.........................................................

Комментарий: Статус, деньги и навыки.............

И опять производство..............................................

Комментарий: Система ВЫ—, ОНИ + —

в действии.............................................................

И опять производство, да и дела семейные.......

Первый ребенок....................................................

1969 год. Получение квартиры...........................

Комментарий: Типология здоровых...................

Еще немного о сотрудниках................................

Комментарий: Об уходе на пенсию....................

И опять о работе...................................................

Диссертационные хлопоты.................................

Подковерная борьба............................................

Комментарий: О предательстве......................

После «победы»...................................................

Комментарий: О любимчиках............................

Дела диссертационные........................................

Комментарий: О цитатах и цитировании.......

Рождение второго сына.......................................

Комментарий: Как вести себя, когда у тебя детей больше одного?................................................................

Дети — обуза или лекарство?..........................

Постепенное вползание в депрессию...............

Что держало?......................................................

Болезнь и сползание в болото...........................

Заключение..........................................................

ВОСХОЖДЕНИЕ НА ТРОН.............................

Глава восьмая. Сбрасывание лягушачьей кожи.....

Первые учителя и благодетели................................

Комментарий: Как создать свою систему?.........

Первый инсайт..........................................................

Анекдот: Я и спорт...................................................

Комментарий: О сокровищах, которые лежат

под боком...............................................................

Борьба за место под солнцем...............................

Комментарий: Как стать хорошим оратором.....

У подножия трона (1980-1984)...............................

Обращение к начинающим психотерапевтам......

Как я поладил с Профессором.............,..................

Семья: новые проблемы.........................................

Будет ли защита?.:..................................................

Комментарий: Как привлечь на тренинги

своих близких...........................:.............................

Выход из одиночества..........................................

Комментарий: «Сорочья психология»,

или жажда признания..........................................

Новые и старые проблемы в новом свете...........

Научная работа......................................................

Комментарий: Не иди против всех.....................

Как я удержался на работе....................................

Заключение............................................................

Глава девятая. Сценарная лента

и защитная одиссея …………………………..

Комментарий: Что такое сценарная лента?.......

Рабочий комфорт и душевные муки.......................

Семья....................................................................,....

Комментарий: О доверии......................................

Работа в спорте.......................................................

Да здравствует свобода!........................................

Ненужная любовь..................................................

Комментарий: О стадиях сексуальных

отношений..........................................................

К чему ведет затянувшаяся комсомольская стадия

Комментарий: Что получается,

когда секс превращается в экзамен?................................

Опять семья и Сладкозвучная Сирена.....................

Комментарий: Как вести себя, когда тебе

повесили чайник?...................................................

Душевные муки.....................................................

Комментарий: О советчиках и помощниках.....

Мои советчики и помощники..............................

Спасательный круг...............,...............................

Комментарий: Как быстро, хотя и ненадолго,

выйти из депрессии..............................................

Помощь из прошлого...........................................

Еще одна неприятность.......................................

Защитная Одиссея................................................

Комментарий: О слухах и сплетнях..................

Немного о сыне....................................................

<

Date: 2016-05-15; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию