Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы переживания чувств
Чувства имеют различную силу, глубину переживания, образуя в эмоциональной жизни человека своеобразную эмоциональную сферу, в которую входят -чувственный тон, -эмоции, аффекты, -стрессовые состояния, -депрессии, -настроение, -страсти. Чувственный (аффективный) тон – своеобразная окраска психического процесса, осознаваемая как особое свойство предметов или действий и имеющее субъективную оценку (смешная история, приятный собеседник, возмутительный поступок и т.д.). Необходимость учитывать это состояние диктуется тем, что в некоторых случаях оно оказывает положительное или отрицательное влияние на процесс и результат труда (эргономические требования к цвету окраски стен в пастельные тона), а у некоторых людей приобретает характер идиосикразии – болезненного реагирования, отвращения к определенным раздражителям (звук скрежета вилки о тарелку, запах рыбы, удобрений на полях и т.д.), почти безразличным или даже приятным для других людей. Эмоция – непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Эмоции могут носить действенный, побудительный характер – это стенические эмоции. Возможны и пассивные, созерцательные переживания, расслабляющие человека – астенические эмоции. Эмоция стыда имеет в качестве экспрессивного компонента движения глаз и головы, а смущение (застенчивость) проявляется в пантомимике. Эмоция вины не имеет ярко выраженного мимического или пантомимического выражения, но относится к базовым. Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от ½ до 4 секунд. Мимические выражения, длящиеся менее трети секунды или более 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазм лицевой мускулатуры. Аффект – кратковременная, бурно протекающая чрезвычайно интенсивная эмоциональная вспышка, сопровождающаяся сужением сознания. Состояние аффекта может быть вызвано чувствами, различными по своему содержанию (горе, радость, гнев, страх и т.д.) При протекании аффекта стенические реакции (блеск глаз, энергичные движения, покраснение кожи лица при гневе) сменяются астеническими (помутнение взора, побледнение лица, дезорганизация движений), аффект может закончиться ступором – эмоциональным шоком (полная неподвижность). После аффективной вспышки наступает успокоение и некоторая усталость. Аффективное состояние возникает внезапно и может привести к неожиданным действиям и поступкам, подчас решительным и смелым (самопожертвование ради спасения людей). Однако при отрицательных последствиях аффективное состояние не дает права на оправдание человека, поскольку аффектом, особенно в его начальной стадии можно управлять. Стрессовое состояние (стресс) – эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях, требующих от человека мобилизации всех его сил, т.е. возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Такими ситуациями могут быть -опасность, -неожиданность, -дефицит информации, -новизна обстановки и др., которые называются экстремальными, а причины, их вызывающие – стрессорами, стресс-факторами (фактор, вызывающий стресс). Первоначально понятие «стресс» (от. англ. stress – давление напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Создатель теории стресса Г.Селье определял стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограмированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе, бегству. Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприпятствования в борьбе с опасностью. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса. В общем выделяют: - физиологический стресс (в ответ на чрезмерную физическую нагрузку, высокую и низкую температуру, болевые стимулы, затруднение дыхания и т.д.) и - психологический, который подразделяется на информационный и эмоциональный стресс (в ответ на опасность, угрозу, обиду, страх, унижение; сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам).Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок (необходимо вовремя порционно обрабатывать информацию), когда человек не справляется с задачей, не успевает пронимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Различные формы эмоционального стресса приводят к: -изменениям в протекании психических процессов, -эмоциональным сдвигам, -трансформации мотивационной структуры деятельности, -нарушениям двигательного и речевого аппарата. Однако, влияние стрессов на личность неоднозначно. -У одних он приводит к мобилизации сил и достижению высоких результатов в работе, спорте, бою, улучшению ряда психологических показателей – улучшению познавательных процессов внимания, памяти, мышления, концентрации сил, т.е. влияние стресса положительно – это эустресс. -У других наблюдается падение профессиональной работоспособности, надежности в работе, временное понижение показателей психических познавательных и психомоторных процессов – это дистресс. -Большую роль в дифференциации стресса играют особенности личности – ее тип нервной системы, прошлый опыт, специфика восприятия. В стрессе выделяют три фазы: - реакция тревоги: организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору. - фаза стабилизации (адаптации): все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, то - фаза истощения становится неизбежной. Она может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно. Ситуация экзамена обычно хорошо выявляет устойчивость человека к порождающим эмоциональный стресс воздействиям. Одни теряются, обнаруживают провалы в памяти, не могут сосредоточиться на содержании вопроса, другие оказываются более собранными и активными, чем в повседневных обстоятельствах. Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал. Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока информация о стрессовом (психотравмирующем) событии перерабатывается. При этом эмоции рассматриваются как ответ на понятийные несоответствия. В процессе ответной реакции на стрессовые события выделяют фазы: - первичной эмоциональной реакции; - «отрицания», выражающуюся в эмоциональном оцепенении, подавлении и избежании мыслей о случившемся, избежании ситуаций, напоминающем о психотравмирующем событии; - чередования «отрицания» и «вторжения»; «вторжение» проявляется в «прорывающихся» воспоминаниях об этом, снах о событии, повышенном уровне реагирования на все, что это напоминает; - фазу дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травмирующего опыта, которая заканчивается ассимиляцией или аккомодацией к нему. Для снятия состояния напряженности необходимы: - тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации; - перемещение внимания на внешние обстоятельства; - принятие ситуации как уже свершившегося факта. Важными мерами преодоления отрицательных стрессовых состояний являются: - воспитание высоких морально-политических и моральных чувств (долга, ответственности, идейности); - высокая профессиональная подготовка; - специально направленная на снижение влияния стресса тренировка (психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксационный тренинг, аутогенная тренировка, нестрессовый стиль жизни). Фрустрация – эмоциональное состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызванного объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Крайние проявления фрустрации – это агрессия и депрессия. Агрессия – острое переживание гнева, ярости, проявляющееся в стремлении напасть, причинить зло, боль, неприятность. Различают агрессию, направленную во вне (окружающие предметы, люди, на которых срывают зло), на себя как замещение одной деятельности другой. В состоянии агрессии человек теряет контроль над собой, совершает необдуманные поступки. Депрессия – эмоциональное состояние, противоположное агрессии, оно астенично, пассивно. Для него характерно отчаяние, тяжелое переживание безнадежности, потери перспективы (Что же теперь будет? Как дальше жить?). Настроение – это эмоциональное самочувствие, окрашивающее в течение некоторого времени все поведение человека, его помыслы, переживания. Для настроения характерно отсутствие направленности на определенный предмет, настроение – это общее, «разлитое» эмоциональное состояние, «настрой» личности. Настроение всегда обусловлено какой-то причиной (физическим состоянием, внешними обстоятельствами, отношением с людьми), хотя человек не всегда ее осознает. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста, характера, темперамента, мотивов деятельности. Настроение оказывает ощутимое влияние на деятельность. Человек хорошо работает, когда он бодр, весел, доволен, хуже – когда раздражен, подавлен, недоволен. В свою очередь деятельность влияет на настроение: увлечение делом способствует бодрости. Совместная деятельность, борьба, массовые зрелища порождают групповое настроение, которому присуще чувство заразительности, являющееся генератором явлений массовидной психики, например, паники. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страсть – это сильное, стойкое, глубокое чувство, подчиняющее на некоторое время основную направленность мыслей и действий личности. Объектом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности: человек другого пола, вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Поэтому страсти могут быть как положительными (чтение, спорт, музыка, научная деятельность), так и отрицательными (деньги, спиртное, карточная игра, личная слава). Увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Для увлечения характерно господство эмоциональных компонентов, нередко в ущерб интеллектуальным. Увлечение свойственно людям, способным быстро «загораться» и быстро «гаснуть», т.е. импульсивным, склонным к аффектации. Не каждый человек имеет предмет страсти, но каждый увлекается чем-либо. «Можно часто увлекаться, но один лишь раз любить», - говорит герой оперетты Кальмана «Сильва». Виды высших чувств. Виды высших чувств. Возникновение эмоций и чувств связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, т.е. природа их одинакова у человека и животных. Но -потребности животных ограничены узким кругом инстинктов (пищевой, самосохранение, продолжение рода, ориентировочный). -У человека же потребности по своему количеству значительно превосходят потребности животных, т.е. наряду с потребностями биологического характера (потребность в пище, продолжении рода, безопасности) возникают и иные чисто человеческие потребности (потребность в труде, в признании, реализации своих возможностей, обогащении своего духовного мира и др.). -Поэтому у человека громадное количество чувств, в том числе и таких, которые совершенно не присущи животным, например, чувство стыда, юмора и др. Кроме того чувства человека, общие с ЭМОЦИЯМИ животных (гнев, страх, половое чувство, любопытство, радость, уныние) носят общественно преобразованный вид (чувство голода у человека и животных проявляются по разному). В связи с этим выделяют - низшие чувства, присущие как человеку, так и животным и обусловленные биологическими потребностями, и - высшие чувства, присущие только человеку и отражающие его духовный мир. К высшим чувствам относятся праксические, моральные, интеллектуальные, эстетические чувства. -Праксические (практические) чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, процесса труда. Сознательное внесение нового в создаваемый продукт порождает сложный эмоциональный отклик в виде творческих чувств; подъем от самого процесса деятельности; волнение и напряжение, наслаждение от нахождения правильного решения и радостное волнение, приобретающее характер вдохновения. Эти чувства способствуют достижению высоких результатов в труде и способствуют расцвету возможностей личности. Однако процесс труда и учения может вызвать и отрицательное отношение, препятствующее творческому развитию личности. Поэтому следует избегать наказания трудом. -Моральные (этические) чувства – чувства, испытываемые человеком при оценке нравственных норм, выработанных обществом. Эти чувства опираются на представление о должном и недолжном поведении, приобретая для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации. К моральным чувствам относятся чувства, регламентирующие этические нормы взаимоотношений: чувство долга, доброжелательности, сочувствия, справедливости, товарищества, любви. В особую группу выделяются морально-политические чувства – чувства, связанные с эмоциональным отношением личности к социальным учреждениям, государству, строю, правительству: патриотизм, интернационализм, гражданственность. -Интеллектуальные (познавательные) чувства – это чувства, обусловленные познавательной деятельностью, так как в процессе приобретения знаний и результате познания человек испытывает удовольствие или неудовольствие. Любовь к знаниям становится большой движущей силой, способствующей глубокому познанию окружающего. Интеллектуальные чувства (любознательность, радость от решения трудной задачи, чувство юмора, наслаждение в процессе поиска ответа на возникший вопрос и др.) сливаясь с высокой убежденностью человека, становятся чувством любви к истине. -Эстетические чувства – это чувства, проявляющиеся как переживание прекрасного – безобразного -- возвышенного – низменного, комического – трагического. Имеет место тесная взаимосвязь эстетических чувств с общественно-историческими условиями жизни, национальными особенностями культуры (понятие красоты у разных народов различно, нет единого эталона красоты). Эстетическая оценка всегда предполагает соотнесение с моральной нормой, мировоззрением и убеждением человека. Поэтому все виды высших чувств находятся в постоянной взаимосвязи, взаимодействии и развитии. Основными путями воспитания чувств являются: 1 - многопробное повторение одного и того же источника в одинаковой форме для «угасания» чувств (преодоление смущения); 2 - создание условий, способствующих возникновению противоположного чувства (воспитание уверенности в себе); 3 - применение воспитательных примеров для самосовершенствования волевых усилий по саморегуляции чувств. Психоэмоциональное состояние непосредственно связано с активностью полушарий головного мозга, поскольку суммарный показатель активности правого и левого полушарий является индикатором психоэмоционального состояния. Однако раздельные показатели активности правого и левого полушарий, а также показатель их функциональной асимметрии имеют, несомненно, самостоятельную диагностическую ценность. Так, функцией левого полушария у правшей является абстрактно-логическое мышление, оперирование знаковой и словесной информацией, счет. Функцией правого полушария является эмоционально-образное и пространственное мышление, оперирование зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными и иными образами. У левшей данная закономерность проявляется в обратном порядке. При этом левое полушарие ответственно за эмоционально-образное мышление, а правое - за абстрактно-логическое. Преобладание левого полушария у правшей свидетельствует о ситуативном преобладании (активности) абстрактно-логического компонента мышления над образным. Преобладание же правого полушария свидетельствует о доминировании эмоционально-образного компонента над абстрактно-логическим. Так, левополушарным руководителям лучше оперировать символами, абстракциями, схемами и т.п., а правополушарным - пространственными и художественными образами, эмоциями, настроениями. Date: 2016-05-15; view: 1209; Нарушение авторских прав |