Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы переживания чувств





Чувства имеют различную силу, глубину переживания, образуя в эмоциональной жизни человека своеобразную эмоциональную сферу, в которую входят

-чувственный тон,

-эмоции, аффекты,

-стрессовые состояния,

-депрессии,

-настроение,

-страсти.

Чувственный (аффективный) тон – своеобразная окраска психического процесса, осознаваемая как особое свойство предметов или действий и имеющее субъективную оценку (смешная история, приятный собеседник, возмутительный поступок и т.д.). Необходимость учитывать это состояние диктуется тем, что в некоторых случаях оно оказывает положительное или отрицательное влияние на процесс и результат труда (эргономические требования к цвету окраски стен в пастельные тона), а у некоторых людей приобретает характер идиосикразии – болезненного реагирования, отвращения к определенным раздражителям (звук скрежета вилки о тарелку, запах рыбы, удобрений на полях и т.д.), почти безразличным или даже приятным для других людей.

Эмоциянепосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Эмоции могут носить действенный, побудительный характер – это стенические эмоции. Возможны и пассивные, созерцательные переживания, расслабляющие человека – астенические эмоции.

Эмоция стыда имеет в качестве экспрессивного компонента движения глаз и головы, а смущение (застенчивость) проявляется в пантомимике. Эмоция вины не имеет ярко выраженного мимического или пантомимического выражения, но относится к базовым.

Мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от ½ до 4 секунд.

Мимические выражения, длящиеся менее трети секунды или более 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию. Если мимическое выражение длится несколько минут, оно может вызвать спазм лицевой мускулатуры.

Аффекткратковременная, бурно протекающая чрезвычайно интенсивная эмоциональная вспышка, сопровождающаяся сужением сознания. Состояние аффекта может быть вызвано чувствами, различными по своему содержанию (горе, радость, гнев, страх и т.д.) При протекании аффекта стенические реакции (блеск глаз, энергичные движения, покраснение кожи лица при гневе) сменяются астеническими (помутнение взора, побледнение лица, дезорганизация движений), аффект может закончиться ступоромэмоциональным шоком (полная неподвижность). После аффективной вспышки наступает успокоение и некоторая усталость. Аффективное состояние возникает внезапно и может привести к неожиданным действиям и поступкам, подчас решительным и смелым (самопожертвование ради спасения людей). Однако при отрицательных последствиях аффективное состояние не дает права на оправдание человека, поскольку аффектом, особенно в его начальной стадии можно управлять.

Стрессовое состояние (стресс)эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях, требующих от человека мобилизации всех его сил, т.е. возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Такими ситуациями могут быть

-опасность,

-неожиданность,

-дефицит информации,

-новизна обстановки и др., которые называются экстремальными, а причины, их вызывающиестрессорами, стресс-факторами (фактор, вызывающий стресс).

Первоначально понятие «стресс» (от. англ. stress – давление напряжение) возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне.

Создатель теории стресса Г.Селье определял стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограмированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе, бегству. Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприпятствования в борьбе с опасностью.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса. В общем выделяют:

- физиологический стресс (в ответ на чрезмерную физическую нагрузку, высокую и низкую температуру, болевые стимулы, затруднение дыхания и т.д.) и

- психологический, который подразделяется на информационный и эмоциональный стресс (в ответ на опасность, угрозу, обиду, страх, унижение; сложные ситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам).Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок (необходимо вовремя порционно обрабатывать информацию), когда человек не справляется с задачей, не успевает пронимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.


Различные формы эмоционального стресса приводят к:

-изменениям в протекании психических процессов,

-эмоциональным сдвигам,

-трансформации мотивационной структуры деятельности,

-нарушениям двигательного и речевого аппарата.

Однако, влияние стрессов на личность неоднозначно.

-У одних он приводит к мобилизации сил и достижению высоких результатов в работе, спорте, бою, улучшению ряда психологических показателей – улучшению познавательных процессов внимания, памяти, мышления, концентрации сил, т.е. влияние стресса положительно – это эустресс.

-У других наблюдается падение профессиональной работоспособности, надежности в работе, временное понижение показателей психических познавательных и психомоторных процессов – это дистресс.

-Большую роль в дифференциации стресса играют особенности личности – ее тип нервной системы, прошлый опыт, специфика восприятия.

В стрессе выделяют три фазы:

- реакция тревоги: организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

- фаза стабилизации (адаптации): все параметры, выведенные из равновесия на первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, то

- фаза истощения становится неизбежной. Она может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

Ситуация экзамена обычно хорошо выявляет устойчивость человека к порождающим эмоциональный стресс воздействиям. Одни теряются, обнаруживают провалы в памяти, не могут сосредоточиться на содержании вопроса, другие оказываются более собранными и активными, чем в повседневных обстоятельствах.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Человек находится в состоянии стресса или периодически возвращается в это состояние до тех пор, пока информация о стрессовом (психотравмирующем) событии перерабатывается. При этом эмоции рассматриваются как ответ на понятийные несоответствия.

В процессе ответной реакции на стрессовые события выделяют фазы:

- первичной эмоциональной реакции;

- «отрицания», выражающуюся в эмоциональном оцепенении, подавлении и избежании мыслей о случившемся, избежании ситуаций, напоминающем о психотравмирующем событии;

- чередования «отрицания» и «вторжения»; «вторжение» проявляется в «прорывающихся» воспоминаниях об этом, снах о событии, повышенном уровне реагирования на все, что это напоминает;


- фазу дальнейшей интеллектуальной и эмоциональной переработки травмирующего опыта, которая заканчивается ассимиляцией или аккомодацией к нему.

Для снятия состояния напряженности необходимы:

- тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации;

- перемещение внимания на внешние обстоятельства;

- принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Важными мерами преодоления отрицательных стрессовых состояний являются:

- воспитание высоких морально-политических и моральных чувств (долга, ответственности, идейности);

- высокая профессиональная подготовка;

- специально направленная на снижение влияния стресса тренировка (психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксационный тренинг, аутогенная тренировка, нестрессовый стиль жизни).

Фрустрация – эмоциональное состояние, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызванного объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

Крайние проявления фрустрации – это агрессия и депрессия.

Агрессия – острое переживание гнева, ярости, проявляющееся в стремлении напасть, причинить зло, боль, неприятность. Различают агрессию, направленную во вне (окружающие предметы, люди, на которых срывают зло), на себя как замещение одной деятельности другой. В состоянии агрессии человек теряет контроль над собой, совершает необдуманные поступки.

Депрессия – эмоциональное состояние, противоположное агрессии, оно астенично, пассивно. Для него характерно отчаяние, тяжелое переживание безнадежности, потери перспективы (Что же теперь будет? Как дальше жить?).

Настроениеэто эмоциональное самочувствие, окрашивающее в течение некоторого времени все поведение человека, его помыслы, переживания. Для настроения характерно отсутствие направленности на определенный предмет, настроение – это общее, «разлитое» эмоциональное состояние, «настрой» личности. Настроение всегда обусловлено какой-то причиной (физическим состоянием, внешними обстоятельствами, отношением с людьми), хотя человек не всегда ее осознает.

Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста, характера, темперамента, мотивов деятельности.

Настроение оказывает ощутимое влияние на деятельность. Человек хорошо работает, когда он бодр, весел, доволен, хуже – когда раздражен, подавлен, недоволен. В свою очередь деятельность влияет на настроение: увлечение делом способствует бодрости. Совместная деятельность, борьба, массовые зрелища порождают групповое настроение, которому присуще чувство заразительности, являющееся генератором явлений массовидной психики, например, паники.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Страсть – это сильное, стойкое, глубокое чувство, подчиняющее на некоторое время основную направленность мыслей и действий личности. Объектом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности: человек другого пола, вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Поэтому страсти могут быть как положительными (чтение, спорт, музыка, научная деятельность), так и отрицательными (деньги, спиртное, карточная игра, личная слава).


Увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Для увлечения характерно господство эмоциональных компонентов, нередко в ущерб интеллектуальным. Увлечение свойственно людям, способным быстро «загораться» и быстро «гаснуть», т.е. импульсивным, склонным к аффектации. Не каждый человек имеет предмет страсти, но каждый увлекается чем-либо. «Можно часто увлекаться, но один лишь раз любить», - говорит герой оперетты Кальмана «Сильва».

Виды высших чувств.

Виды высших чувств.

Возникновение эмоций и чувств связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, т.е. природа их одинакова у человека и животных. Но

-потребности животных ограничены узким кругом инстинктов (пищевой, самосохранение, продолжение рода, ориентировочный).

-У человека же потребности по своему количеству значительно превосходят потребности животных, т.е. наряду с потребностями биологического характера (потребность в пище, продолжении рода, безопасности) возникают и иные чисто человеческие потребности (потребность в труде, в признании, реализации своих возможностей, обогащении своего духовного мира и др.).

-Поэтому у человека громадное количество чувств, в том числе и таких, которые совершенно не присущи животным, например, чувство стыда, юмора и др. Кроме того чувства человека, общие с ЭМОЦИЯМИ животных (гнев, страх, половое чувство, любопытство, радость, уныние) носят общественно преобразованный вид (чувство голода у человека и животных проявляются по разному).

В связи с этим выделяют

- низшие чувства, присущие как человеку, так и животным и обусловленные биологическими потребностями, и

- высшие чувства, присущие только человеку и отражающие его духовный мир.

К высшим чувствам относятся праксические, моральные, интеллектуальные, эстетические чувства.

-Праксические (практические) чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, процесса труда. Сознательное внесение нового в создаваемый продукт порождает сложный эмоциональный отклик в виде творческих чувств; подъем от самого процесса деятельности; волнение и напряжение, наслаждение от нахождения правильного решения и радостное волнение, приобретающее характер вдохновения. Эти чувства способствуют достижению высоких результатов в труде и способствуют расцвету возможностей личности. Однако процесс труда и учения может вызвать и отрицательное отношение, препятствующее творческому развитию личности. Поэтому следует избегать наказания трудом.

-Моральные (этические) чувства – чувства, испытываемые человеком при оценке нравственных норм, выработанных обществом. Эти чувства опираются на представление о должном и недолжном поведении, приобретая для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации.

К моральным чувствам относятся чувства, регламентирующие этические нормы взаимоотношений: чувство долга, доброжелательности, сочувствия, справедливости, товарищества, любви.

В особую группу выделяются морально-политические чувства – чувства, связанные с эмоциональным отношением личности к социальным учреждениям, государству, строю, правительству: патриотизм, интернационализм, гражданственность.

-Интеллектуальные (познавательные) чувства – это чувства, обусловленные познавательной деятельностью, так как в процессе приобретения знаний и результате познания человек испытывает удовольствие или неудовольствие. Любовь к знаниям становится большой движущей силой, способствующей глубокому познанию окружающего. Интеллектуальные чувства (любознательность, радость от решения трудной задачи, чувство юмора, наслаждение в процессе поиска ответа на возникший вопрос и др.) сливаясь с высокой убежденностью человека, становятся чувством любви к истине.

-Эстетические чувства – это чувства, проявляющиеся как переживание прекрасногобезобразного -- возвышенного – низменного, комического – трагического. Имеет место тесная взаимосвязь эстетических чувств с общественно-историческими условиями жизни, национальными особенностями культуры (понятие красоты у разных народов различно, нет единого эталона красоты). Эстетическая оценка всегда предполагает соотнесение с моральной нормой, мировоззрением и убеждением человека. Поэтому все виды высших чувств находятся в постоянной взаимосвязи, взаимодействии и развитии.

Основными путями воспитания чувств являются:

1 - многопробное повторение одного и того же источника в одинаковой форме для «угасания» чувств (преодоление смущения);

2 - создание условий, способствующих возникновению противоположного чувства (воспитание уверенности в себе);

3 - применение воспитательных примеров для самосовершенствования волевых усилий по саморегуляции чувств.

Психоэмоциональное состояние непосредственно связано с активностью полушарий головного мозга, поскольку суммарный показатель активности правого и левого полушарий является индикатором психоэмоционального состояния. Однако раздельные показатели активности правого и левого полушарий, а также показатель их функциональной асимметрии имеют, несомненно, самостоятельную диагностическую ценность.

Так, функцией левого полушария у правшей является абстрактно-логическое мышление, оперирование знаковой и словесной информацией, счет. Функцией правого полушария является эмоционально-образное и пространственное мышление, оперирование зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными и иными образами.

У левшей данная закономерность проявляется в обратном порядке. При этом левое полушарие ответственно за эмоционально-образное мышление, а правое - за абстрактно-логическое.

Преобладание левого полушария у правшей свидетельствует о ситуативном преобладании (активности) абстрактно-логического компонента мышления над образным. Преобладание же правого полушария свидетельствует о доминировании эмоционально-образного компонента над абстрактно-логическим.

Так, левополушарным руководителям лучше оперировать символами, абстракциями, схемами и т.п., а правополушарным - пространственными и художественными образами, эмоциями, настроениями.







Date: 2016-05-15; view: 1209; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию