Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 41. Новые технологии в музейном





Проектировании

Музейная экспозиция как художественная модель исторического процесса. В музейном проектировании «мышление в понятиях», свойственное научным сотрудникам-экспозиционерам, и «мышление в образах», характерное для художников-экспозиционеров, выражается в использовании иллюстративного метода: музейный предмет и научно-вспомогательные материалами, реконструкции, макеты, тексты иллюстрируют определенную научную концепцию. В результате создается научно-иллюстративная модель исторического процесса.Простейшая образность тематического комплекса дополняется часто более выразительной образностью ансамблевых композиций, применяемых как объемно-пространственные.

Механическое объединение иллюстративного метода с музейно-образным (на помощь научному сотруднику приходит художник, предлагающий архитектурно-художественную оболочку, форму для научного содержания экспозиции) определяет новую экспозиционную модель исторического процесса – научно-художественную.

Художественную модель исторического процесса (авторскую модель) определяюттри основных критерия: художественная типизация, творческая фантазия, условность художественной формы. Все три критерия позволяют создавать авторские модели нашего бытия, обладающие полноценной художественной идеей, т. е. многоплановой авторской мыслью, выраженной специфическими средствами искусства.

Определение экспозиционных методов, выбираемых для создания художественной модели музейной экспозиции, связано как с функцией документирования исторического процесса, образовательно-воспитательной функцией (функции социокультурного института), так и особенностями средств коммуникации, которые предлагают изобразительное искусство, художественная литература, театр и архитектура – их синтез составляет понятие искусство музейной экспозиции.

В отличие от музейно-образного метода, ограничивающегося рамками архитектуры и изобразительного искусства, образно-сюжетный метод выводит музейную экспозицию на уровень самостоятельного вида искусства, синтезирующего элементы архитектуры, дизайна, живописи, скульптуры, драматургии, театра и т. п. Авторам подобного произведения искусства, в основе языка которого лежат музейные предметы, важно иметь достаточный «словарь» для выражения задуманного: к двум стадиям, фиксируемым в научной концепции экспозиции, тематическом плане и художественном проекте, добавляется третья – сценарная разработка или сценарий, его автор готовит своего рода подстрочник для творческого перевода с языка науки (или соответствующих ей иллюстративных образов) на язык искусства. Задача художника-сценариста заключается в создании внутренней образно-сюжетной структуры, способной воплотиться в полноценное художественное произведение. Возможный «волюнтаризм» художника («неспециалиста», по мнению музейных работников) контролируется сразу двумя инстанциями — научным сотрудником, выступающим в роли главного консультанта, и сценаристом, выполняющим функции драматурга. В результате, став участником экспозиционно-художественного спектакля, внешне неопределенный музейный предмет окончательно подтверждает (а иногда опровергает) свою содержательную ценность.

Искусство музейной экспозиции в контексте пространственных, временных и синтетических искусств. Можно выделить четыре наиболее характерных вида: изобразительное искусство, художественную литературу, театр и архитектуру. Изобразительное искусство и музейная экспозиция объединяются образом предмета, эстетика которого и предоставляет художнику идеи. Литературное творчество в музейной экспозиции проявляется в возможность вести протяженное во времени художественное повествование об историческом процессе и его героях. Обладая способностью к активизации сюжетной коллизии, экспозиция, подобно роману, может иметь свою условную завязку, кульминацию и развязку. Особое отношение – к текстам в экспозиции. Исходя из принципов образно-сюжетного метода, ведущие тексты (особенно в литературных музеях) не являются «вспомогательными экспонатами», а относятся к средствам функционально-декоративного оформления, что требует от них предельной лаконичности и способности органично входить в художественную ткань экспозиционного образа. Наиболее сложный вариант подобного текста – текст-витрина, выполняющая как технические, так и художественно-смысловые функции. Театральное искусство – один из наиболее близких «соседей» искусства музейной экспозиции, основанный на единстве следующих принципов: построения «мизансцены»; возможности драматического действия (сюжетная линия). В музейной экспозиции «действие» осуществляется за счет внешне статичной организации музейных образов в единый драматический сюжет, развернутый в последовательный ряд экспозиционных «сцен», причем посетитель здесь является «соавтором» сценариста и художника. Последняя особенностью музейной экспозиции во многом обусловлена другим синтетическим искусством — архитектурой. Для искусства музейной экспозиции сюжетная организация пространства — одна из основных задач. Понятно, что характер сюжета, его особенности и проблематика во многом зависят, например, от характера мемориального здания, от идейно-эстетического осмысления его роли в жизни исторического «владельца» («жителя»). В искусстве музейной экспозиции архитектура зданий, экспозиционных пространств носит вспомогательный характер, будучи зависимой от художественной идеи экспозиции.

Искусство музейной экспозиции имеет свои ярко выраженные особенности, создающие ему определенные преимущества в художественном моделировании исторического процесса. А этот, в свою очередь, выводит музейную экспозицию на уровень самостоятельного синтетического вида искусства, способного моделировать прошлое, используя специфические музейно-экспозиционные средства.

Экспозиционные средства в художественном моделировании исторического процесса. Каждая система коммуникации имеет свои специфические средства, способные осуществлять передачу и прием информации. Некоторые исследователи считают, что музейная экспозиция обладает «несколькими языками» – предметным, архитектурно-художественным, аудиовизуальным, вербальным и т. д. Другие авторы (Т. Поляков) говорят об одном языке – языке искусства музейной экспозиции. Семиотические особенности экспозиционной деятельности связаны с тремя типами средств художественного моделирования, обладающих музейной спецификой: о сновные – музейные предметы; вспомогательные — средства функционально-декоративного оформления (архитектурно-художественные средства); синтетические — экспозиционно-художественный образ и сюжет.

Основные экспозиционные средства музейные предметы. Участвуя в музейном спектакле, они переходят в новое качество, продолжая оставаться экспонатами. Художник обязан учитывать типологическое деление музейных предметов (по материальному принципу), пространственные границы музейного предмета и их соотношение с восприятием; временные границы музейного предмета, «подлинного свидетеля» моделируемого исторического процесса, явления, события; т ематические границы музейного предмета; м емориальные границы музейного предмета.

Вспомогательные экспозиционные средства (средства функционально-декоративного оформления) – экспозиционно-технические средства (витрины, осветительная и аудиовизуальная техника), архитектурно-художественные средства и научно-вспомогательные экспонаты. Т. Поляков называет их средствами функционально-декоративного оформления (ФДО), определяя как значимые художественные элементы экспозиции, которые подчиняются музейному предмету. Средства ФДО можно разделить на несколько типов:

– «музейный натюрморт», т. е. художественная композиция, состоящая из двух и более музейных предметов;

– художественно-пластические средства, среди которых особое место занимают пластические модели реальных предметов, образуемые, как уже отмечалось, в результате своеобразного синтеза экспозиционно-технических средств (в первую очередь традиционных витрин) и так называемых специально созданных экспонатов (иллюстраций, схем, макетов, текстов и т. п.;

живописно-графические вспомогательные средства (максимально условные), для визуального подчеркивания антропоморфических тенденций вещевых символов — музейных предметов;

архитектурные средства.

Систематические экспозиционные средства (э кспозиционно-художественный образ) – объединениеэкспозиционного образа/идеи (предмет, явление, настроение) и экспозиционного сюжета (динамичность, хронизм, проблемность, диалог, монолог и т. п.).

Жанровые формы музейной экспозиции: очерк, исследование, легенда, модель. Специфика искусства музейной экспозиции определяется сочетанием информационной и эстетической составляющих художественной реконструкции исторического процесса. Сегодня разрабатывается и осмысляется система средств для комплексного решения этих задач. В музейной литературе они получили название жанровых форм: экспозиционно-художественный очерк реализует статичную «потребность» музейно-образного метода, экспозиционно-художественное исследование – «научность» коллекционного метода, экспозиционно-художественная легенда – «диалектику» иллюстративного метода. Использование всех трех форм создают синтетическую (музейную) жанровую форму: экспозиционно-художественная модель исторического процесса реализует попытку комплексного объединения названных методов; а та же модель, обусловленная мемориальной средой, вовлекает в процесс этого объединения ансамблевый метод.

Авторский музей: понятие, типология. Варианов и типов авторского музея неограниченное множество, т.е. музейных экспозиций, допускающих индивидуальное самовыражение. Диапазон их достаточно широк и охватывает практически все известные методы проектирования. Авторским может быть и коллекционный музей, например, музей Джона Рескина в Шеффилде (Англия, конец XIX в.) или художественный музей, созданный Павлом Михайловичем Третьяковым. В последнем случае авторская позиция была выражена в теперь уже забытом завещании коллекционера: «Нахожу не полезным и не желательным для дела, чтобы художественная галерея пополнялась художественными произведениями после моей смерти, так как... характер собрания может измениться». Авторскими могут быть ансамблевые экспозиции (музейные тропинки, созданные С. С. Гейченко, по пушкинским мотивам в с. Михайловское); музеи, представляющие художественные модели прошлого, построенные по принципам музейно-образного метода. В наименьшей степени авторскими являются экспозиции, использующие иллюстративный метод, так как автором следует считать не художника, экспозиционера, а составителей учебника, лозунга, сборника.

Творческий коллектив, создающий музей, составляют научные консультанты, экспозиционеры, сценаристы, художники, архитекторы, строители, администраторы. Кроме того в создании музея принимают участие – чиновники от культуры, финансирующие и одобряющие (или не одобряющие) экспозиционный замысел; научный коллектив музея, не принимающий непосредственного участия в создании экспозиции, а также потенциальные посетители музея. Авторство музея начинается с работы сценариста – в его качестве выступают музейные сотрудники, экспозиционеры единственные, кто видят историческую объективность и допустимость соединения музейного предмета и художественного образа – именно он определяет героя экспозиции, его окружение, художественную идею. Художник становится автором в том случае, кода выступает не как оформитель, а как режиссер пространства. В авторской разработке участвует и администратор (директор музея, заместитель или любой другой сотрудник, выполняющий соответствующие функции). Его роль отнюдь не ограничивается добыванием денег и стройматериалов, он берет на себя ответственность при выборе сценариста и утверждении художника.

Деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях. Последние десятилетия XX – начало XXI в. – время серьезных экономических проблем в музейном деле. Сокращение государственного финансирования, снижение количества посетителей и одновременно расширение требований к музеям как организациям, обладающим широком спектром возможностей в удовлетворении информационных и образовательно-воспитательных потребностей общества, ставят перед музеями следующие задачи: эффективно конкурировать на рынке досуга, создавать дополнительные возможности для образования, перенимать методы коммерческого сектора. Задача современных музеев – определять, прогнозировать, удовлетворять нужды общества в новых социально-экономических и информационных условиях. Это касается не только российских музеев, но и зарубежных. Сегодня российские музеи находятся на пороге разработки и использования новых форм музейной деятельности.

Нет однозначного толкования понятия виртуальный музей. Во-первых, это созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Здесь воспроизводятся некоторые составляющие реального музея: каталоги коллекций, экспозиций и т. п. Отличием является возможность обратной связи с посетителями сайта, на котором представлен виртуальный музей. Виртуальное пространство музея предполагает трехмерное изображение, позволяющее совершать виртуальное путешествие по экспозиции, а иногда и самостоятельное ее моделирование. Во-вторых, виртуальный музей – это электронная публикация артефактов, которые могут находиться в разных местах, но представлять по замыслу авторов единую коллекцию, экспозицию, проблему. В современной практике виртуальным музеем называют сайт реально существующего музея.

Живой музей (коммерческие и некоммерческие): музей-театр, музей-салон, музей-клуб и др. Термин«живой музей» был предложен в 1917 г. американским музеологом Д.-К. Данном, предвосхитившим идеи «новой музеологии». В зарубежной музеологии обычно применяют термин полезный музей, в задачу которого входит организация досуга и просвещения местного населения на основе изучения его актуальных нужд и потребностей. « Живой музей » – это средовой музей (или учреждение музейного типа), хранящий объекты материального и нематериального культурно наследия в естественной для них природной или историко-культурной среде в условиях сохранения и постоянной актуализации их изначальных функций. Экспозиции «живого» музея или отдельные формы музейной деятельности включены в современную среду поселения, встроены в ландшафты, в реально существующие социально-бытовые объекты: учебные заведения, рестораны, гостиницы, офисы, аптеки. Цель «живого музея» не только сохранить традиции, но и обеспечить сохранение их естественного образа жизни. Специфика различных форм социокультурного пространства ставит перед такими формами организации музея вариативные задачи: музей танца – восстановление технологий танца в их эволюции; музей-театр – сохранение технологий театрального искусства и др. В российской науке употребляется и понятие учреждения музейного типа, т. е. учреждения, выполняющие отдельные музейные функции и практикующие некоторые формы музейной деятельности: музей-салон, музей-клуб – соблюдение норм взаимоотношений, общения интеллигенции в соответствии с различными хронологическими срезами и др. На рубеже XX–XXI вв. сформировались различные учреждения, выполняющие музейные функции: музей-библиотека, музей-театр, музей-ресторан, музей-клуб. К этой группе музеев иногда относят и детские музеи, что, не наш взгляд, неправомерно.

В зарубежной музеологической литературе предлагается и термин экономомузей – учреждения музейного типа, функционирующие на основе объединения музея и небольших мастерских, деятельность которых базируется на творческом использовании и преломлении традиций народных ремесел. Название подчеркивает экономическую составляющую таких объединений. Термин предложен С. Симаром, используется преимущественно в зарубежных странах.

Экспозиционер-сценарист. В современной музееведческой литературе происходит поиск точных определений понятий – экспозиционер, экспозиционер-сценарист, основная идея экспозиции, экспозиционный замысел, сценарий экспозиции. Не устоявшиеся понятия способствуют замене одного другим, постановки знака равенства между понятиями. Так, экспозиционный замысел в Словаре музейных терминов и определений (М., 1983) дается в двояком понимании: первоначальное представление о будущей экспозиции и авторское представление о будущей экспозиции, сделана отсылка на научную концепцию экспозиции, где замысел получает уже терминологическое определение как идеи и основные концепции экспозиции в документе, обосновывающем идейно-теоретическую установку экспозиции (Научная концепция экспозиции). Словарь актуальных музейных терминов (М., 2009) предлагает рассматривать экспозиционный сценарий как проектный документ, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом музейной экспозиции. Экспозиционер-сценарист интерпретирует научную идею, создавая драматургическое произведение для музейной экспозиции, которую уже реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность. Не все музееведы считают необходимым разрабатывать экспозиционные сценарии, считая, что их применение спорно и возможно только в единичных случаях.

Date: 2016-05-15; view: 748; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию