Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 37. Реставрация и консервация





Музейных предметов

Основное содержание ключевых терминов: консервация, реставрация, реконструкция, поновление, фальсификация. Задачами консервации и реставрации в музее являются: продление жизни музейного предмета и подготовка к экспонированию. Консервация – основа возможности длительного хранения музейных предметов; создание определенного режима хранения, приостанавливающего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов. Задачами консервации являются: создание условий для продления существования музейного предмета, стабилизации его состояния, защита от воздействия внешних факторов; обеспечение сохранности в условиях музейного бытования. Согласно рекомендациям проводящих консервацию реставраторов улучшаются условия режима хранения музейных предметов, решаются вопросы их экспонирования, создаются условия их старения. При проведении консервации выполняются следующие правила: создание наиболее благоприятных условий существования предметов; устранение причин, препятствующих сохранению музейного предмета; материалы консервации должны быть легко отличимы от подлинной части; жесткая фиксация (документальная) проведенного вмешательства.

Реставрация – восстановление облика предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений. Реставрация предполагает проведение аналитического исследования музейного предмета, его консервацию, раскрытие, хранение и наблюдение за изменениями предмета. Перед проведением реставрационных работ реставратор изучает памятник, выявляет его подлинную структуру, авторство, технику исполнения, сохранность, причины и виды разрушений, временные наслоения, разрабатывает оптимальные условия его дальнейшей жизни. Все этапы реставрационных работ (от изучения до практических мероприятий) фиксируются в документации (текст, фотография), где указывается методика и программа реставрационных работ. На основании документов составляется реставрационный паспорт памятника. Современная реставрация занимается как спасением памятников, так и глубоким их изучением.

Реконструкция – воссоздание на основе научных данных несохранившихся или частично сохранившихся видоизмененных объектов: сооружений, исторической обстановки, интерьеров, музейных предметов. Реконструкцию выполняют в виде рисунка, чертежа, модели. Она может стать основой для реставрационных действий, т. е. являться частью единого реставрационно-консервационного процесса. Но реконструкция может базироваться как на изначальном материале (при незначительном его наличии), так и на его отсутствии при точном представлении прежнего состояния предмета, объекта.

Поновление – это один из методов восстановления памятника, включающий три основных раздела реставрации в современном понимании: укрепление, расчистка, восстановление. В русском Средневековье ценность иконописи заключалась в соблюдении канона изображения, т. е. задача восстановления/обновления заключалась в восстановлении утраченных качеств иконы: семантики иконы как «моленного образа»: образ-подобие, умные очи, геральдичность фигуры и т. п.

Фальсификация (от лат. – подделываю) – преднамеренное искажение, подделка подлинного предмета (одного или нескольких параметров подлинного предмета: материала, авторства, датировки и т. п.). Любая фальсификация преследует цель корысти при подделке вида или свойства предмета. Это уголовно-наказуемое деяние.

Эволюция термина реставрация в разные эпохи. Вопросы сохранения хрупких предметов деятельности человека, обладающего значимой семантической, художественной, культовой ценностью, подверженного неумолимому воздействию времени через необратимые процессы старения, войн и стихийных бедствий ставились человечеством с незапамятных времен. Чем выше был уровень развития цивилизации, тем с большим упорством, старанием, умением стремились люди сохранить свои культовые и духовные ценности. Основы, характер, приемы реставрации архитектуры, скульптуры, графики, масляной и темперной живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, археологических древностей. Вся история реставрации – это движение от художественно-прикладного починительства к комплексной методике реставрационно-консервационных работ. Практически с эпохи Античности отреставрировать памятник значило приспособить его для новой функции, удовлетворить канонам вкуса соответствующей эпохи, т. е. переделкой оригинала, улучшением первоначального памятника без соблюдения стиля автора.

Отношение к памятникам прошлого и своего времени в Античном мире, в Византии, Средневековой Европе, на Руси.

Возникновение реставрационного рода деятельности можно заметить уже в глубокой древности, когда памятники прошлого служили целям укрепления величия и славы сохранявшего их правителя. В коллекции вавилонского царя Навуходоносора хранились произведения искусства, созданные за две тысячи лет до него для шумерского царя Шульги (рельефы, статуи ассирийских царей). Возможно, первые в истории человечества реставрационные работы были предприняты Александром Македонским: он повелел в Вавилоне восстановить ступенчатую башню Этеменанки. Все его войско участвовало в расчистке зиккурата от мусора. Формирование методик реставрационной деятельности общества можно проследить начиная с Античного мира. Римское коллекционирование привело не только к формированию художественного рынка, где продавались как подлинные произведения, так и подделки, копии работ прославленных мастеров. Эти копии во многом и сохранили для нас греческое и эллинское искусство. В эту эпоху разрабатываются методы консервации памятников от воздействия атмосферных воздействий. Проводились и реставрационные работы – деятельность афинского скульптора Эвандра в I в. до н. э. Сохранились косвенные свидетельства того, что реставрационные работы проводились на пинаках (вырезали штукатурку с росписями и помещали в деревянные рамы). Реставрация предметов декоративно-прикладного была затруднена из-за отсутствия информации о связующих материалах. Использовался метод частичного включения ценных материалов (камей, инталий) в другие изделия. Известны случаи реставрации икон в Византии. В «Церковной истории» Феодора Чтеца (VI в.) упоминается об изъятии из храма под предлогом исправления иконы, пострадавшей от сырости, «приключившейся от вод»[3]. В числе достоверных фактов реставрации икон на Руси называют «возобновление» Владимирской Богоматери в середине XIII в., которая пострадала после разграбления Успенского собора: был снят драгоценный убор, повреждена живопись. Эта икона, наиболее чтимая в русской истории, поновлялась неоднократно. В рукописях Феофилата (X–XI вв.) и Дионисия Фурноагиафиота (XVII в.) предлагаются советы по очистке-раскрытии и поновлению икон. Многие исследователи считают, что история развития научной реставрации начинается в эпоху итальянского Возрождения. Считается, что в это время прекратился период уничтожения памятников Античности как памятников языческой культуры, формируется новый интерес к коллекционированию редких произведений. Эта концепция была выдвинута А. Риглем. Но в данный период продолжалось «поновление», т. е. переделка уникальных античных статуй, фресок, камей в христианские реликвии. IV Миланский собор предписывал епископам обновлять божественные изображения, а поврежденные – сжигать. Эта традиция наблюдается вплоть до XVIII в. В Европе «починение» произведений искусства находилось в руках художников. В случае порчи картины, фрески, статуи привлекались известные живописцы и скульпторы. Иногда реставраторы даже ставили свои подписи на обновленных шедеврах. В 1530 г. Ф. Приматиччо «вымыл и очистил» 4 картины Рафаэля; в 1550 г. новые детали авторства Л. Блонделя появились на работах Ян Ван Эйка. В таких реставрационных работах принимали участие Франц Хальс, Карло Дольчи, Бенеццо Гоццоли. Только в концу XVII в. «починительство» как приспособление старинного произведения к современной эпохе начинает уступать понятию реставрация, связанному с сохранением памятника как историко-художественного произведения. Определенную роль в этом сыграли указы Густава-Адолфа и Карла X Шведского по поводу защиты памятников культуры. Взгляд художников-реставраторов сформулировал искусствовед, биограф Ф. Бальдинуччи «Знатоки полагали, что хорошую картину нельзя подправлять». В этот период разрабатывается и одна из начальных операций технической реставрации – дублирование (с точки зрения живописного произведения). Первое упоминание относится к 1660 и 1680 гг. (Амстердам). Дублированные картины упоминаются в королевской коллекции Франции в 1698 г. Но только XVIII в. занимает избранное место в истории реставрации: реставрация становится технической проблемой. Техника дублирования не только широко применяется, но приводит к появлению рецептурных справочников для проведения реставрационных работ.

Основные направления в области реставрации в XIX – XX вв. Основные направления работ в области реставрации определены в XVIII в. Кроме техники дублирования, разрабатывается более сложная и опасная операция: «перенос» живописи с одной основы на другую. Среди изобретателей упоминают имена Алессандро Майелло, Антонио Контри, Риарио, Пико. Во второй половине XVIII в. эта техника распространилась по всей Европе. Меняется и отношение к реставрации художественной: вмешательство реставратора в авторскую живопись должно быть минимальным, т. е. допускались прописки по лицу картины, но с подделкой манеры автора, цветовой гаммы, т. е. «сохранением кисти» мастера. Начинаются поиски регенерирующих составов: возвращение краскам, материалам первоначальных свойств. Это приводило к уничтожению (порче огромного количества памятников). Работы реставраторов носили авторский характер, являлись секретными, что не способствовало развитию реставрационных приемов. Тем не менее в этот период можно точно определить, что использовались: связующие клейстеры (ржаная, пшеничная, картофельная мука, мед, патока, чесночный сок); метод дублирования (заклеивание лицевой стороны картины бумагой при помощи клейстера, выдерживание в сыром погребе; проклейка клейстером тыльной стороны авторского холста, приклейка дублировочного холста, укладка под пресс и сушка); метод паркетирования (закрепление деревянной основы картины рамой из ряда планок); перевод живописи на другую основу (как правило медь); очистка (промывка картин от потемневших лаков и загрязнений) и т. п. Вопрос о реставрации в XVIII в. ставится и по отношению к археологическим памятникам, в этот период скорее можно говорить о полуфальсификаторах, которые воссоздавали объект из разрозненных черепков, фрагментов, ловко маскируя швы. В 1753 г. была предпринята попытка реставрации римских папирусов при помощи закрепления свитков резиновыми нитями на горизонтальные планки, которые расправляли свиток, а резцами листы свитков разделялись между собой. Первый раскрытый свиток оказался трактатом о музыке. В начале XIX в. во Франции Виоле-де Дюк разрабатывает основные принципы систематической реставрации – программы по консервации национальных памятников Средневековья. Это архитектор, который предпринял попытки реставрации (реконструкции собора Парижской богоматери, многие исторические кварталы). Обязательный принцип архитектурной реставрации в этот период – добавление к памятнику элементов, которых никогда не было, но которые «украшали» памятник.

Началом реставрационной деятельности в России считается 1743 г. В Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны были приглашены Георг Христофор Грот и Лукас Конрад Пфандцельт (Фанцельдт). В их обязанности вменялось «смотрение за картинами», т. е. собирание и реставрация. Основную работу проводил Л. Пфандцельт. Первая его работа – перевод с дерева на медь картины Лукаса Кранаха «Христос и блудница». Первым русским художником, освоившим реставрацию станковой живописи, был Семен Федорович Щедрин (провел реставрацию 167 картин). Но становление русской реставрационной школы следует связывать с именем Андрея Филипповича Митрохина, мастера-экспериментатора, который не только разработал новые методики (новый связующий состав для укрепления основы с использованием осетрового клея, меда; новой методики дублирования и перевода живописи, дублировочных подрамников), но и создал реставрационную русскую школу. В XVIII–XIX вв. складываются и методики реставрации русской иконописи. Первоначально – это поновление при помощи яичной темперы, перелевкашение иконы, запись первоначальной живописи.

Наибольшую роль в становлении принципов реставрации сыграли Императорская Археологическая комиссия в Петербурге, комиссия по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе и Общество древнерусского искусства в Москве. Главной задачей организаций было изучение, реставрация и сохранение древних памятников. В 1889 г. по императорскому указу Археологическая комиссия получила исключительное право на раскопки и реставрацию в России. Большую активность в деле реставрации в России проявляла Академия художеств. Большая работа проводилась по прекращению церковной реставрации. В 1877 г. синод издает указ, запрещающий перестройку, ремонт и реставрацию церковной архитектуры, стенописей, икон без согласования с археологическим обществом. Основоположником теоретической концепции реставрации в России стал И. П. Сахаров: укрепление, стирание старой олифы, уничтожение приписок, восстановление утрат при сочетании двух методов: реконструкции и условного восстановления цвета и формы. Во второй половине XIX в. появляются частные реставрационные мастерские на базе традиционных промыслов Мстеры и Палеха. В начале XX в. здесь даже были открыты иконописные училища. В это же время начинают применять технико-технологические методики в реставрационной деятельности (химические лаборатории, фотофиксация, создание копий для музеев в провинциях и т. п.). Советское правительство одним из приоритетов определило сохранение художественных ценностей. В 1920-е гг. в Москве под руководством И. Э. Грабаря возникают Центральные реставрационно-художественные мастерские, создается Институт археологической технологии, появляется первая фотоаналитическая лаборатория, т. е. начинается централизация реставрационных работ, которые проводятся в стране.

Взгляды И. Э. Грабаря на цели и задачи реставрации. Значение реставрации, ее исторических форм И. Э. Грабарь в 1918 г. сформулировал следующим: «Памятник нельзя изучать пока он не раскрыт, пока не раскутан от множества пелен, накопившихся на нем веками и исказившими его первоначальный облик. Самый процесс раскрытия памятника и есть его единственно подлинное, ибо не академическое, не кабинетно-отвлеченное изучение». Главным принципом реставрации, который защищает И. Э. Грабарь, является – максимальное сохранение произведения, его подлинной живописи и минимальное вмешательство кисти художника-реставратора: «Каждый фрагмент той или иной эпохи должен быть бережно сохранен. Этим путем каждая эпоха точно определяется и документируется». Советский метод послойного раскрытия памятника с сохранением поздних вставок получил название метода фрагментирования, признан в Европе под названием «советский». И. Э. Грабарь понимал реставрацию как систему: соблюдение при реставрации «тождества материала»; обязательное исследование в области технологии материалов и их химического анализа, проведение опытов реконструкции с изучением техники. Реставрации слагается из двух основных моментов: раскрытия и восстановления.

Музейный хранитель и реставратор, их взаимоотношения. Современная научно-реставрационная документация. В музеях художник-реставратор организует свою деятельность в соответствии с «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССС», изданной МК СССР в 1984 г. Реставратор несет личную ответственность за проведение реставрационных работ музейного предмета в соответствии с «Положением о реставраторе музея, реставрационной мастерской и других реставрационных организациях системы Министерства культуры». Реставратор должен закончить специализированное учебное заведение, пройти аттестацию на соответствующую категорию, стажировку в реставрационных мастерских по реставрации того или иного материала: ткани, кожи, дерева, металла, живописи и т. д. Реставрационный процесс должен жестко документироваться. Комплекс реставрационной документации включает в себя: реставрационный паспорт, дефектный акт, акты приема и выдачи, книгу учета поступлений музейных предметов на реставрацию, протокол заседаний реставрационного совета (комиссии) / фондово-закупочной комиссии музея, задание на реставрацию, иллюстративный материал (картограммы, схемы, рентгенограммы, фотографии предмета до, в процессе и после реставрации, материалы съемки в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, акты лабораторных исследований и анализов и др.).

Особенности реставрационных и консервационных мероприятий различных типов памятников истории и культуры: цели, задачи и проблемы приспособления. Реставрация и консервация – это этапы единого процесса. Процесс музейной консервации можно разделить на консервацию временную и собственно консервацию. Временная консервация предполагает принятие безотлагательных мер к предотвращению разрушения музейного предмета до проведения полной консервации и реставрации. Как правило, временная консервация проводится в рамках экспедиционных сборов, при археологических раскопках или сырьевых материалов естественно-научного профиля. Консервация музейных предметов предполагает сохранение предметов путем разработки определенного режима хранения, тормозящего процессы естественного старения, а также путем активного пресечения данных процессов с последующим укреплением предметов. Для предметов естественно-научного профиля и органического мира консервационные приемы как правило называют таксидермией (чучела, тушки, шкурки, мумии) при сохранении максимально возможного количества прижизненных морфологических признаков органического мира (размеров, формы, пропорций, окраски и т.п.).

Сегодня реставрация понимается как наука призванная прежде всего сохранить подлинность объекта (автор концепции реставратор К. Бойто). Современные реставраторы исходят из принципа, что консервационное вмешательство должно иметь свои пределы. Даже рентгенограмма предмета может помешать точности определения даты создания памятника. Все шире применяются фотограмметрия и аэрофотосъемка, новые методы зондирования, археометрия. Главным в мире современной реставрации является: тесное сотрудничество между учеными: искусствоведами, архитекторами, дизайнерами, реставраторами, химиками, физиками, техниками. Вторая половина XX в. стала вехой в разработке международного законодательства. Эти вопросы поднимались еще в 1899 и 1907 гг. в Гааге. Сегодня вопросы реставрации памятников истории и культуры курирует ЮНЕСКО.

Условия и правила хранения, экспонирования, транспортировки и реставрации музейных произведений. Реставратор несет персональную ответственность за состояние сохранности и непринятие своевременных необходимых мер по консервации и реставрации музейных предметов (наряду с хранителями), за низкое качество выполненных реставратором или под его руководством работ по упаковке и распаковке музейных предметов. Реставратор музея руководит упаковкой и распаковкой музейных предметов, направляемых на выставки, на реставрацию и т. д., а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично, участвует в работе закупочной комиссии, определяя степень сохранности приобретаемых музейных предметов, и в необходимых случаях дает об этом письменное заключение, принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок, определяя допустимость перевозки экспонатов. Если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния музейного предмета, а дирекция музея принимает решение о его отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения директору для обсуждения на реставрационном совете. Реставратор оказывает помощь в работе комиссий, прибывших в музей для инспекторской проверки хранения, реставрации и консервации музейных предметов.

Date: 2016-05-15; view: 1096; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию