Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 39. Музейная экспозиция: основы





Проектирования

Формы музейной коммуникации. Экспозиция и выставка – это публикация музейных предметов, которые можно рассматривать как:

· стационарная, постоянно-действующая демонстрация музейных экспонатов – экспозиция;

· временная демонстрация экспонатов – тематические, фондовые, отчетные выставки.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений (А. Б. Закс, 1988). В музейной энциклопедии (А. Б. Закс, 2001) дается следующее определении музейной экспозиции – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Музейная экспозиция органично связана с социальными функциями музея, используется в просветительных целях через эмоциональное воздействие на посетителя.

Музейная экспозиция рассматривается как информационно-коммуникативная музейная система, основанная на знаковой сущности музейных предметов, создающих благодаря своим эмоциональным, научным, художественным свойствам модель объективного мира, адекватно воспринимаемую посетителями музея.

Основные понятия экспозиционной деятельности: экспозиция; выставка, реэкспозиция, монтаж, демонтаж, наблюдение за состоянием экспозиции после ее открытия, музейные экспонаты, тексты и этикетаж и др.

Сущность. Особенности музейной экспозиции состоит в представлении разнообразной информации, предоставлении модели реального мира для посетителя, на основе научности, предметности (музейные экспонаты), коммуникативности.

Коммуникативная функция (коммуникативность экспозиции) раскрывается через ее доходчивость, универсальность, способность передавать информацию.Коммуникативная функция открывается через язык музейной экспозиции, который основывается на музейных предметах и специфических правилах семантического прочтения, которые не просто документируют, но и раскрывают содержание музейного предмета. Подлинные музейные предметы являются основой формирования музейной коммуникации. Вещественные памятники дополняются изобразительными памятниками, письменными, фото- и фономатериалами, создавая модель реального мира. Музейный предмет по своей природе информативный, экспрессивный способен привлекать внимание. Музейный предмет играет решающую роль при экспонировании.

Научная концепция. Музейная экспозиция формируется на основе научной концепции, определяющей содержании, принципы отбора музейных предметов, их группировку, композицию, интерпретацию и художественное решение. Экспозиционеры должны обладать профильными музею знаниями, иметь понятия об основных принципах музееведения, педагогики и психологии, современного дизайна. Это позволяет создавать экспозиции, отвечающие требованиям научности, познавательности, эмоциональности.

Музейный экспонат. Основой экспозиции является музейный предмет-экспонат, создавая особую знаковую систему экспозиции. В. П. Арзамасцев (1989) определяет роль музейного предмета в экспозиции как: Музейная экспозиция – особая информационная система, отражающая явления исторического процесса через музейные предметы-экспонаты как знаковые компоненты в расчете на определенное понимание ее воспринимающим субъектом. Своеобразие экспозиции как информационной системы заключается в том, что она анализирует и обобщает процесс или явление в форме самих вещественных, предметных частей исследуемого процесса или явления. Экспозиция может рассматриваться и как часть действительности, фрагмент природы и материального мира человека, как отраженная картина действительности. Из музейных предметов – главных экспонатов – формируются музейные комплексы, связанные по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство (тематические, мемориальные, коллекционные).

Экспозиция как текст и как вид искусства. Проектирование экспозиции включает разработку основных идей и содержания, архитектурно-художественных принципов построения и решения. Проектирование экспозиции начинается с определения темы экспозиции, выявления обеспеченности выбранной темы фондовыми материалами, экспозиционными помещениями, материально-технической базы. Эта работа проводится в содружестве научных сотрудников музея (экспозиционеров), хранителей и музейных художников / дизайнеров. Главной целью художника-дизайнера является перевод научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный, что решается через конкретизацию следующих задач:


· обеспечение единства формы и содержания экспозиции, образного выражения концептуального замысла;

· создание условий, благоприятствующих сохранению экспонатов и удобству эксплуатации экспозиции, обеспечению ее высоких утилитарных качеств;

· формирование высокого уровня коммуникации «экспозиция-зритель».

Художник-дизайнер выступает как автор архитектурно-художественного решения экспозиции, под которой понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Экспозиционный ансамбль – это пространственная среда внутри здания или под открытым небом, структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образно раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и использует современные технологии. В единстве художественного и образного, функционального, конструктивно-технологического и экономического начал создается так называемый музейных спектакль – музейная экспозиция.

Экспозиционный материал. В основе экспозиций и выставок находятся экспозиционные материалы. К ним относятся:

· музейные предметы – подлинные экспонаты, хранящиеся в основном фонде музея;

· воспроизведения музейных предметов, копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, реконструкции, новоделы, хранящиеся в научно-вспомогательном фонде музеев;

· научно-вспомогательные материалы, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, таблицы, выполняемые для конкретной экспозиции;

· тексты и аннотации, составляемые для конкретной экспозиции.

Подходы построения экспозиций. Особенности экспозиций разных типов музея. Типология музейная экспозиции формируется в соответствии с основным замыслом: научная, научно-просветительная, учебно-образовательная, образовательно-воспитательная, рекреационная. Раскрытие экспозиционного замысла происходит через использование ряда подходов и принципов: принцип историзма (рассмотрение всех вопросов в процессе развития), принцип всесторонности и комплексности (оценка вариативных особенностей объекта), принцип социально-политической нейтральности, системный, информационный, культурологический, педагогический подходы. Раскрытие целей, задач экспозиции осуществляется через методы построения экспозиции: коллекционный, иллюстративный (тематический), ансамблевый, музейно-образный, осуществляемые через определенный порядок группировки и организации экспозиционных материалов:

· систематическая экспозиция (академический ряд) строится в соответствии с классификацией конкретной научной дисциплины или отрасли производства. В ее основе – системный, типологический ряд музейных предметов, отражающих эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности;

· ансамблевая экспозиция реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни. В ее основе – жизненный, бытовой комплекс, в котором экспонаты находятся в среде максимально приближенной к подлинной среде бытования;


· ландшафтная экспозиция использует взаимосочетание натуральных природных компонентов и бытовых комплексов. В природно-ландшафтной композиции, располагаемой в экспозиционном помещении обязательно наличие панорам, диорам, биогрупп, интерактивных зон;

· тематическая экспозиция строится по определенному сюжету, проблеме через тематические комплексы, т. е. группу связанных по содержанию или иным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство;

· тематико-хронолическая экспозиция раскрывает хронологию событий через включение в непрерывный ход исторического развития тематических комплексов;

· комплексная экспозиция использует вариативные методы и принципы построения экспозиционных комплексов.

Выбор методов экспозиционного показа зависит от типа музея, профиля музея, целевых установок экспозиции, специфики коллекции, размеров экспозиционных площадей.

Воспроизведение музейных предметов и внемузейных объектов. Основой экспозиции являются подлинные музейные предметы. Но они поддерживаются дополнительными средствами показа. Воспроизведение музейных предметов необходимо для замены в экспозиции подлинных материалов, которые по разным причинам невозможно использовать в экспозиции. Новоделы, реплики используются в экспозиции осторожно, так, чтобы не подменить или затемнить подлинные экспонаты. В качестве замены подлинного предмета используют слепки, голограммы, наиболее приближенные к оригиналу воспроизведения подлинника. Использование голограмм или иных воспроизведений предметов требует особого технического оборудования.

Научно-вспомогательные материалы в экспозиции несут дополнительную информацию. Как правило, они обобщают данные, которые не могут быть представлены другими материалами: карты, схемы, цифровые таблицы. Но научно-вспомогательные материалы не должны перегружать экспозицию, превращать экспозицию в сплошной текст, книгу, плакат.

Тексты и фонокомментарии в музее. Тексты и этикетаж в музее способствуют раскрытию содержания экспонатов. Тексты могут быть ведущими, определяющими содержание всей экспозиции, ее отдельных частей. Тексты могут быть оглавительными (оглавляющими разделы экспозиции), объяснительными (объясняющими содержание экспозиции в целом и отдельных экспонатов). Особое значение имеют указатели, облегчающие ориентацию в экспозиции (планы залов, названия и нумерация экспозиционных комплексов, стрелки маршрута на стенах и на полу). Экспонаты сопровождаются этикетажем (этикетками): название предмета, материал, авторство, место изготовления, дата изготовления, происхождение, способ изготовления и среда бытования, значение предмета. Современные музеи дополнительно к текстам и этикеткам используются фоно-, фотокомментарии, электронные каталоги музейных коллекции с более подробными информативными данными. Но перегружать экспозицию текстами и этикетками не рекомендуется, т. к. музей – это встреча с подлинными историко-художественными реликвиями.







Date: 2016-05-15; view: 1042; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию