Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 31. Комплектование фондов музея





Комплектование музейных фондов – одно из основных направлений музейной деятельности по отбору и определению ценности предмета. Это целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин процесс выявления, сбора, научной организации музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея. Благодаря комплектованию происходит документирование происходящих в природе и обществе процессов и явлений. В ходе комплектования предмет музейного значения становится музейным, т. е. изъятым из среды бытования и представляющим эту среду.

Цель комплектования заключается в создании оптимальных условий для сохранения, исследования музейных предметов, проведения исследований в области истории материальной и духовной культуры, разработки теории и методики фондовой работы.

Задачи комплектования можно определить через единство трех составляющих процесса:

· атрибуция и интерпретация информационных и эмоциональных свойств предметов, определение физических свойств, функций, истории происхождения предметов с целью выявления значимости предмета с точки зрения его возможностей по документированию и длительному сохранению информации в составе музейных фондов;

· классификация и систематизация музейных предметов на типы, виды, группы в соответствии с их свойствами;

· организация процесса включения предметов в состав музейных фондов через различные способы (дар, закупка и др.) и предоставление предметам музейного значения юридического статуса музейных предметов.

Концепция научного комплектования музея – всестороннее и глубокое обоснование тем комплектования, которые являются неотъемлемой частью научной концепции музея, детализируя ее с учетом конечной цели: создание или пополнение музейных коллекций. При разработке концепции научного комплектования учитываются следующие факторы:

· наличие научной концепции музея;

· состав музейных коллекций на момент составления концепции;

· основные направления деятельности экспозиционных отделов, наличие образовательных и коммуникационных программ и др.;

· научная разработанность тем научно-исследовательской деятельности музея;

· социальный заказ;

· требования современного наукознания;

· применение принципа всесторонности, комплексности, социальной нейтральности при комплектовании.

Научная концепция комплектования включает в себя:

· определение состава имеющихся музейных предметов, коллекций, соответствующих профилю музея и направленности его деятельности;

· определение направленности изучения среды обитания;

· изучение источниковой базы;

· определение целей, форм, направлений комплектования;

· обеспечение комплектования необходимой учетной документацией;

· обеспечение материально-технической и финансовой базы комплектования;

· заключение договоров с заинтересованными организациями на хозяйственные работы и научные исследования;

· создание научно-справочной базы данных об объектах комплектования;

· определение принципов и критериев отбора памятников из среды обитания;

· разработка перспективного и текущего планирования работ по комплектованию;

· разработка классификационной схемы систематического каталога музея;

· координацию деятельности по комплектованию с заинтересованными и смежными организациями;

· привлечение к комплектованию потенциальных источников комплектования.

Музейное коллекционирование – собирание музейных предметов в единую совокупность, связанных, общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный, художественный интерес. Музейная ценность коллекции определяется ее полнотой в количественном и качественном отношении. Информация, содержащаяся в одной коллекции, способна дополнять и подтверждать информацию, содержащуюся в других коллекциях. Поэтому информация совокупности коллекций предоставляет новое качество и обозначается как музейное собрание.

Музееведческий подход к действительности с целью комплектования фондов связан с полнотой документирования и предметного обоснования в соответствии с профилем музея исторического процесса и способностью музейного собрания служить средством информации и коммуникации.

Главной составляющей комплектования музея является выявление объектов социальной действительности, способных наиболее комплексно документировать совокупность реальностей, на которые направлены познавательные задачи науки, общества и обладать свойствами длительного («вечного») хранения при изменении условий бытования предметов в новом качестве музейного предмета. Объект социальной действительности должен обладать совокупностью качеств: информативностью, аутентичностью, культурно-исторической ценностью, комплексностью, способностью к длительному хранению.


Предмет реального мира – это вещественный источник, функционирующий в естественной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию. Не все предметы реального мира могут иметь музейное значение. Выявление этих качеств связано с проведением оценочной экспертизы. Предметы реального мира как предметы музейного значения должны обладать не только способностью отражать социокультурные явления, но и рядом качеств, определяющих их новый статус после проведения экспертизы: предмет музейного значения.

Принцип историзма, являющийся базовым в музейном деле, подразумевает максимально полное и адекватное воспроизведение существенных связей исторической действительности в постоянно изменяющемся мире. Музей использует современность как источник познания действительности при создании музейного образа действительности, который получает доказательство своей аутентичности через вещественный ряд. Таким образом, современность становится источниковедческой базой музейных фондов. Раскрытие особенностей развития социума происходит через музейный предмет, который несет в себе черты среды своего обитания.







Date: 2016-05-15; view: 974; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию