Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Музееведение/музеология. Понимание термина. Музееведение в системе наук





Музееведение/музеология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания и изучающая закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействия с наследием и обществом (2009 г.). Первоначально термин музееведение (1980-е гг.) трактовался как междисциплинарная наука, исследующая процессы сохранения и передачи социально-культурной информации посредством музейных предметов, как история развития музейного дела и все направления музейной деятельности. Что ставило музееведение в двоякое положение: с одной стороны, самостоятельная наука, с другой – «дифференциальное знание», которое не может претендовать на самостоятельный научный статус. Эта полярность определила и параллельное существование двух терминов, используемых для определения «науки о музеях». Основными структурными частями музееведения/музеологии являются: историческое музееведение (история музейного дела), теоретическое музееведение, музейное источниковедение, прикладное музееведение.

Обоснованием музееведения/ музеологии как самостоятельной науки занимается теоретическое музееведение – структурная часть музееведения/музеологии, изучающая наиболее общие закономерности развития и функционирования музея. В российской музееведческой литературе принято предложенное З. Странским и развитое А. М. Разгоном разделение теоретического музееведения на общую теорию музееведения, теорию документирования, теорию тезаврирования, теорию музейной коммуникации.

Общая теория музейного дела познает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе научных дисциплин; разрабатывает научный понятийный аппарат; изучает феномен музейного предмета и музея; исследует проблемы, связанные с общественными функциями музеев, формированием музейной сети, классификацией и типологией музеев; разрабатывает научные основы всех специфических музейных видов деятельности.

Музейный предмет – движимый объект культурного и природного наследия, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание. В музееведении/музеологии выделяют предметы и объекты: недвижимый, средовый, нематериальный объект культурного и природного наследия. Обладая определенной научной, художественной, исторической ценностью, они проходят процесс музеефикации лишается/ или видоизменяют свое первичное функциональное назначение, т. е. из вещи, используемой в обиходе, превращаются в символы конкретного исторического факта, события, явления или процесса, становятся памятником истории и культуры, документальный свидетелем прошлого.

Музей (от лат. museum, от греч. museion – место, посвященное музам, святилище муз) – культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. Музей стал идеальной формой сохранения социальной памяти, традиций социума. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои официальные функции на благо общества. Разрабатывая различные виды взаимодействия социума и ретроспективной информации, заключенной в музейном предмете, музей становится общественным институтом, реализуя свое предназначение через основные функции: документирование фактов и явлений прошлого, непосредственный анализ музейных предметов, памятников истории и культуры, участие в выполнении образовательно-воспитательной функции общества. В современном мире музей прочно зарекомендовал себя как полифункциональный социокультурный институт, обладающий широкими возможностями для формирования личности.

Сегодня в музееведческой литературе представлено несколько трактовой определения музей. В 1974 г. Международный совет музеев (ИКОМ) принял следующее определение: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». Это же определение повторено в 1983 г. в «Кратком курсе музеологии» (составлен К. Лапэром по поручению ИКОМ) и в сокращенном виде представлено в 1996 г. в Федеральном закое «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Теоретик музейного дела А. М.

Разгон в 1970–1980-е гг. предложил следующее определение, которое наиболее полно отражает смысл музейной деятельности: музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных методов. С небольшими изменениями это определение повторено в «Музейной энциклопедии» (2001 г.): музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды обитания и передаче из поколения в поколение музейных предметов.

Предназначение музея как одного из самых устойчивых социальный институтов в системе культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных достижений, подчеркивая тем самым важность связей человека с миром во всем его богатстве, разнообразии и противоречивости.

Широко развернувшиеся процессы демократизации сопровождаются деидеологизацией всех сфер жизни и культуры. Музей включается в этот процесс, музеефицируя как культуру повседневности, так и официальную культуру. В понятии наследие музееведение выделяет широкий круг материальный предметов, явлений окружающей природы, а также непредметных форм бытования культуры, отражающих различные аспекты взаимоотношений человека и природы, национальные и конфессиональные контакты различных социальных групп, глобальные и региональные тенденции развития социума.

Теоретическое осмысление музееведения началось в XVII в. Первой работой такого плана считается трактат С. Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной» (1565 г.), где кунсткамера интерпретируется «театром вселенной». В 1727 г. Каспар Найкель опубликовал трактат «Музеография», тем самым введя в научный оборот новый термин.

Современные исследователи определяют музеографию как корпус изданий о музее, характеризующий всю деятельность музея или одно из направлений или музей как целое. Критерий отнесения того или иного издания к музеографическому типу – наличие в нем описательной информации о музее, однако строго очерченного круга музеографической литературы и строго определенных ее жанров не существует. К музеографическим изданиям относят путеводители, справочники, отчеты и др. Изначально все издания, посвященные музею как учреждению, в попытке теоретического осмысления феномена музея и методики работы называли музеографией. Под музеографией понималось описание и история создания музеев, классификация музеев, работа с коллекционными собраниями, классификация и систематизация коллекций. Исходя из этимологии слова, под музеографией в отечественной традиции понимают отрасль музееведения, задачи которой состоят в описании музеев, их экспозиций и коллекций.

В зарубежной литературе термин музеография расшифровывается как синоним музейной практики в отличие от музеологии как теоретической дисциплины. Термин музеология впервые появился в 1877 г. в «Журнале по музеологии и антиквариоведению», издававшимся директором дрезденского музея «Зеленый свод», который опубликовал статью «Музеология как наука». В русской транскрипции его перевели как музееведение. Соединение терминов музееведение и музеология дается в определении Ю. У. Гуральник: музееведение, музеология – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человечества к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направление музейной деятельности.

Тем не менее теоретическое осмысление и обобщение музейной теории и практики привело к формированию в российской музейной науке нового направления – критической музеологии. Первоначально музеология воспринималась как раздел музееведения, посвященный группе музейных учреждений – общинным или антропологическим (т. е. обращенных к рядовому человеку), экомузеям. Сегодня музеология предлагается как альтернатива традиционному музееведению, привязанному к предметному знанию. Музеология – в современной российской транскрипции – базируется на представлении музея как полифункционального социокультурного института, хранителя и интерпретатора культурного и природного наследия, действенном канале коммуникации культур в пространстве и времени, средстве формирования и развития личности.

Музееведение сегодня понимается как общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции, формы их реализации в различных общественно-экономических условиях (А. М. Разгон). Музееведение, претендуя на роль академической науки, охватывает все стороны музейного дела (история, теория, практика). В начале 1930-х гг., в СССР был создан Центральный НИИ методов краеведческой и музейной работы, в 1955 г. преобразован в НИИ музееведения (с 1992 г. – Российский институт культурологии Министерства культуры РФ). По многозначности своего предмета музееведение входит в разряд междисциплинарных наук. Его связи с другими науками имеют интеграционный характер: музееведение для решения задач заимствует элементы языка и методов соответствующих дисциплин (педагогика, психология, теория информации, социология, источниковедение и др.). Музееведение как наука обладает собственным научным языком, активно используя в теории и практике музейного дела и научных исследований следующие термины: музей, музееведение, коллекционирование, музейный предмет, музейный памятник, предмет музейного значения, тезаврирование, хранение, систематизация и классификация, типология, репрезентация, аттрактивность, атрибуция, экспозиция, музейная педагогика и др.

Музеи по самой своей природе входят в систему научно-исследовательских учреждений. Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов: научные концепции деятельности музеев, изучение музейных фондов, исследования в области хранения и охраны фондов, музейной коммуникации, истории музейного дела, историографии музееведения. Фундаментальные труды касаются понятийного аппарата (функциональное определение музея (социальная функция, документирование, образование и воспитание, рекреационная функция); музееведени; музеология) и основных четырех частей предмета музееведения: истории музейного дела, организации музейного дела, музейного источниковедения и практического музееведения. Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования, они являются необходимым условием нормального функционирования: полифункциональный характер музейной деятельности связан с научным поиском в рамках профильных дисциплин: истории, искусствознания, литературоведения, наук естественно-научного профиля и др. Имея единый предмет исследования, музеи и специализированные научные учреждения выполняют разные функции. Музеи занимаются сбором эмпирических данных, накоплением и хранением, превращением их в систему научных фактов, в отличие от профильных научных учреждений, которые заняты глобальными исследования в своей отрасли. Одни из самых востребованных в музееведении дисциплин – науки исторического профиля, так как источником музейной информации является ретроспективный подлинный предмет. Его изучение возможно при активном использовании источниковедческого анализа, который осуществляется при привлечении данных различных научных дисциплин: истории, этнографии историографии, археологии, источниковедения, вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, археографии, дипломатики, сфрагистики, геральдики, нумизматики, бонистики, вексиологии и др.)

Date: 2016-05-15; view: 1689; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию