Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психические процессы. Ощущение, восприятие, внимание как психические процессы
Объект психологии составляют психические явления, психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувства и волю. Познавательная деятельность человека происходит путем отражения им воздействия окружающего мира посредством познавательных психических процессов, а именно: сенсорных (ощущение), перцептивных (восприятие), мнемических (процессы памяти) и интеллектуальных (мышление). Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Выделяют следующие типы ощущений: внешние (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные), внутренние (органические: голод, жажда, тошнота, боль, деятельность сердца, дыхание), двигательные – ощущения, движения и положения частей тела (ощущения равновесия), болевые – сигнализируют человеку о неблагополучии в его организме. Знание об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. Оно дает целостный образ предмета или явления, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Различают зрительные, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые восприятия. Около 90 % информации нам поставляют глаза. Более сложными формами восприятий являются восприятие времени, движений и пространства. Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. При резком физическом или эмоциональном переутомлении может происходить повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям – гиперестезия (хлопанье двери звучит как выстрел), либо снижение восприимчивости к внешним стимулам – гипостезия (окружающее становится неярким, неопределенным). Восприятия, возникающие без наличия реального объекта, называются галлюцинациями. Внимание – это активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Непроизвольное внимание может быть вызвано неожиданностью или новизной раздражителя. Произвольное внимание связано с волевыми усилиями, когда ставится определенная цель и прилагаются усилия для ее достижения. К основным свойствам внимания относят сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение. Обычно внимание противопоставляется рассеянности, понимаемой как результат слабос- ти внимания.
5. Мышление: типы, виды, качества. Формы мышления и мыслительные операции. Язык и речь. Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Исключительно важной особенностью мышления является его неразрывная связь с речью. Речь выполняет ряд функций: – выражает индивидуальное своеобразие психики человека; – выступает носителем информации, памяти и сознания; – является средством мышления; – служит регулятором общения и собственного поведения; – является средством управления поведением других людей. Мышление в своем становлении проходит две стадии: допонятийную (ребенок до 5 лет) и понятийную (формируется к 16–17 годам). Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах: – формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; – решение проблем (мыслительных задач). По характеру решаемых задач, мышление подразделяется на теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное). Индивидуальные различия людей проявляются в разнообразных качествах мышления, к которым относятся самостоятельность, широта, глубина, гибкость, инициативность, быстрота, оригинальность, критичность, торопливость. Существуют две основные формы мыслительного процесса человека: формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; решение проблем. Понятия выражаются словами: дом, человек, мужество и др. Суждение представляет собой мысль о связи явлений, это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается (Земля вращается вокруг Солнца). Умозаключение – это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод (к примеру, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля – планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца). К умозаключению можно прийти методами индукции, дедукции или аналогии. Решение мыслительных задач осуществляется при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все они являются разными сторонами мышления. Анализ мышления приводит к вопросу о мыслительных способностях. Глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами называется интеллектом. В широком смысле слова, интеллект – это наша способность осознанно адаптироваться к окружающей среде.
6. Память: общая характеристика, свойства и функции. Законы памяти. Воображение: виды и приемы. Память – отражение опыта человека, путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. К качествам памяти относится быстрота запоминания, прочность сохранения, точность, готовность (умение быстро извлекать информацию). По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную. Непроизвольная память – это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память – запоминание со специальной установкой запомнить, требующее определенных волевых усилий. По степени осмысленности память подразделяют на: механическую и смысловую. Кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд. Срок хранения сведений в оперативной памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Отражение действительности в новых, непривычных сочетаниях и связях, обеспечивает воображение, под которым понимают психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. По степени выраженности активности различают воображение активное и пассивное. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, они не воплощаются в жизнь. При пассивном воображении новые образы возникают под действием неосознанных потребностей: сновидений, галлюцинаций, грез. Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно.
Date: 2016-05-15; view: 729; Нарушение авторских прав |