Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная интерпретация





Введение

Категория «критический», используемая в понятии «критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения вопроса или проблемы. «Критический» в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом.

Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе.

Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.

В рамках данного модуля мы также коснемся социоконструктивистских подходов в обучении, приведенных в модуле 1, эффективного оценивания для развития обучения (модуль 3), дифференцированного подхода к преподаванию и обучению учеников различного возраста (модули 5 и 6).

Исторический обзор

Корни критического мышления можно проследить за 2500 лет до греческой сократической традиции, согласно которой наводящие вопросы использовались для проверки знаний, полученных на авторитетной основе: отвечают ли они требованиям рациональности, четкости и логической последовательности. В современном мире развитие критического мышления рассматривалось в качестве необходимого атрибута для установления степени удовлетворения ожиданий и требований, предъявляемых к мышлению представителей современного социума. В ХХ-м веке данная проблема находилась в центре внимания Франкфуртской школы критической социальной теории.

 

Джон Дьюи является одним из первых исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству. Эдвард Глейзер (1941) предположил, что способность к критическому мышлению состоит из трех элементов:

1. Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые

входят в диапазон формирования своего опыта.

2. Знание методов логического исследования и рассуждения.

3. Практические навыки в применении данных методов.

Современные образовательные программы, направленные на развитие критического мышления у детей и взрослых, изучение проблем и принятие решений индивидуально или в группах, по-прежнему опираются на названные три стержневых компонента.

Современная интерпретация

Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.

Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.

Перечень основных навыков критического мышления включает в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание.

Эксперты в сфере образования соглашаются с тем что, отдельные лица или группы, активно занимающиеся проблемой критического мышления, отдают предпочтение:

данным, полученным посредством наблюдения;

• контексту;

• соответствующим критериям для принятия адекватного решения;

• применяемым методам для формирования суждений;

• применяемым теоретическим конструктам для понимания предстоящих проблем и вопросов.

• выявление проблем и определение реальных средств их решения;

• понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности в решении проблем;

• сбор соответствующей (соответствующих) информации;

• установление контекстных предпосылок и приоритетов;

• понимание и использование речи с соблюдением четкости, ясности и объективности;

• интерпретация данных с целью оценивания доказательств и аргументирования;


• установление наличия (или отсутствия) логической связи между предложениями;

• составление выводов и обобщений;

• экспертиза полученных выводов и обобщений;

• реконструирование первоначальной модели своих убеждений на базе приобретенного опыта;

• формирование адекватных суждений о конкретных вещах (явлениях и т. д.) в контексте реалий повседневной жизни.

На базовом уровне процесс критического мышления предполагает:

• сбор релевантной информации;

• оценку и критический анализ доказательств;

• обоснованные выводы и обобщения;

• корректирование предположений и гипотез на основе значительного опыта.

Наряду с более сложными задачами, такими как критическое мышление в преподавании и обучении, оно может включать признание неустановленных предположений и ценностей, проблем и обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении различных задач.

Помимо наличия сформированных навыков критического мышления, ученик или учитель должны быть настроены на практическое их использование. Глейзер (1941) предположил, что критическое мышление включает в себя «настойчивые усилия для изучения любого убеждения или предполагаемой формы знания в контексте доказательств, которые позволяют ему формировать определенные выводы». Критическое мышление - есть желание и умение оценить свое мышление и предполагает обучение и развитие привычного для любого субъекта намерения быть правдивым, открытым, последовательным, способным к анализу, любознательным, уверенным в рассуждениях, и разумным в принятии решений. Те, кто не имеют этих диспозиций к критическому мышлению или которые имеют противоположный характер (к примеру, интеллектуально высокомерен, предвзят, нетерпим, импульсивен, неорганизован, ленив, не думает о последствиях, равнодушен к новой информации, не доверяет рассуждениям), может столкнуться с проблемами при использовании навыков критического мышления.

Неспособность к признанию важности правильного заключения может привести к различным формам самообмана и закрытого мышления, как индивидуально, так и коллективно.

Таксономия Блума

Широко используемой иерархической моделью навыков мышления, в рамках которой можно рассматривать критическое мышление, является Таксономия Блума, разработанная комитетом образования, под председательством Бенджамина Блума, в 1956 году. Цель работы заключалась в разработке классификации целей обучения учеников по трем направлениям: познавательные, эмоциональные и психомоторные. Цель Таксономии Блума - в мотивировании педагогов для концентрации усилий и внимания на всех трех областях, в целях создания более целостной формы обучения. Однако, только классификация целей обучения учеников в когнитивной области стала широко известной и используемой.

 

Уровни учебных целей согласно Таксономии Блума

 

Навыки в когнитивной области находятся в контексте знаний, пониманий и критического мышления определенной темы. Традиционное образование стремится подчеркнуть навыки в этой области, особенно - цели низкого порядка. Таксономия Блума включает шесть этапов, предполагая поэтапное продвижение от самых низких процессов - до высоких, как показано на рисунке выше Рисунке 13.


Знание

Знание представляет собой подтверждение запоминания предыдущего материала посредством указания фактов, условий, основных концепций и ответов, а именно:

• знание специфических характеристик (терминологии, конкретных фактов и т. д.);

• знание обобщающих характеристик: конвенций, тенденций и последовательности,

классификаций и категорий, критериев, методик и пр.;

• знание универсалий и абстракций в соответствующей сфере (принципы и обобщения, теории и структуры и т. д.).

Подобие вопросов: Какие есть преимущества для здоровья при употреблении яблок?

Понимание

Демонстрация понимания фактов и идей посредством их организации, сравнения, интерпретации, описания и утверждения в следующей последовательности:

• Перевод

• Интерпретация

• Экстраполяция

Подобие вопросов: Сравните пользу здоровью при употреблении яблок и апельсинов.

Применение

Использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах.

Подобие вопросов: Какие виды яблок лучше всего подходят для выпечки пирога, и почему?

Анализ

Проверка и классифицирование информации на составляющие, в соответствии с мотивами и причинами. Формулировка выводов и определение доказательств, подтверждающих обобщения:

• Анализ элементов

• Анализ отношений

• Анализ организационных принципов

Подобие вопросов: Опишите четыре способа приготовления еды с яблоками и объясните, какие из них имеют наибольшую пользу для здоровья. Предоставьте ссылки для аргументирования Ваших заявлений.

Синтез

Систематизация информации, посредством комбинирования различными способами элементов в новом шаблоне или предоставление альтернативного решения:

• Установление уникальной связи

• Разработка плана или предлагаемый набор операций

• Выводы на основе совокупности абстрактных отношений

Подобие вопросов: Измените «нездоровый» рецепт яблочного пирога на «здоровый» рецепт, посредством замены ингредиентов по Вашему усмотрению. Аргументируйте пользу ингредиентов, выбранных Вами, взамен первоначальным.

Оценивание

Презентация и аргументирование мнения, формулировка выводов по информации, обо-

снование идеи и оценка качества работы, на основе ряда критериев:

• Выводы с точки зрения внутренних доказательств

• Выводы с точки зрения внешних критериев

Подобие вопросов: Считаете ли Вы, что яблочный пирог после школы для детей полезен?

Почему - да или почему - нет?

Несмотря на то, что критическое мышление, в конечном счете может ассоциироваться с более высоким уровнем мыслительных процессов, согласно Таксономии Блума, все уровни могут рассматриваться как необходимые для критического мышления. Необходимо первоначально собрать и осмыслить знания перед их критическим применением, анализом, синтезом и/или оцениванием.







Date: 2016-05-13; view: 2260; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию