Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современная интерпретация
Введение Категория «критический», используемая в понятии «критическое мышление» означает концентрацию мышления на процессе решения вопроса или проблемы. «Критический» в данном контексте не означает «неодобрение» или «отрицание». Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом. Критическое мышление может быть представлено как «мышление о мышлении». Оно предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Предполагается, что у учителей, как субъектов, имеющих педагогическое образование и повышающих свою квалификацию, данные умения развиты и используются ими в практической работе. Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей. В рамках данного модуля мы также коснемся социоконструктивистских подходов в обучении, приведенных в модуле 1, эффективного оценивания для развития обучения (модуль 3), дифференцированного подхода к преподаванию и обучению учеников различного возраста (модули 5 и 6). Исторический обзор Корни критического мышления можно проследить за 2500 лет до греческой сократической традиции, согласно которой наводящие вопросы использовались для проверки знаний, полученных на авторитетной основе: отвечают ли они требованиям рациональности, четкости и логической последовательности. В современном мире развитие критического мышления рассматривалось в качестве необходимого атрибута для установления степени удовлетворения ожиданий и требований, предъявляемых к мышлению представителей современного социума. В ХХ-м веке данная проблема находилась в центре внимания Франкфуртской школы критической социальной теории.
Джон Дьюи является одним из первых исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству. Эдвард Глейзер (1941) предположил, что способность к критическому мышлению состоит из трех элементов: 1. Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта. 2. Знание методов логического исследования и рассуждения. 3. Практические навыки в применении данных методов. Современные образовательные программы, направленные на развитие критического мышления у детей и взрослых, изучение проблем и принятие решений индивидуально или в группах, по-прежнему опираются на названные три стержневых компонента. Современная интерпретация Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других. Перечень основных навыков критического мышления включает в себя наблюдение, интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения, метапознание. Эксперты в сфере образования соглашаются с тем что, отдельные лица или группы, активно занимающиеся проблемой критического мышления, отдают предпочтение: • данным, полученным посредством наблюдения; • контексту; • соответствующим критериям для принятия адекватного решения; • применяемым методам для формирования суждений; • применяемым теоретическим конструктам для понимания предстоящих проблем и вопросов. • выявление проблем и определение реальных средств их решения; • понимание важности приоритетов, иерархии и последовательности в решении проблем; • сбор соответствующей (соответствующих) информации; • установление контекстных предпосылок и приоритетов; • понимание и использование речи с соблюдением четкости, ясности и объективности; • интерпретация данных с целью оценивания доказательств и аргументирования; • установление наличия (или отсутствия) логической связи между предложениями; • составление выводов и обобщений; • экспертиза полученных выводов и обобщений; • реконструирование первоначальной модели своих убеждений на базе приобретенного опыта; • формирование адекватных суждений о конкретных вещах (явлениях и т. д.) в контексте реалий повседневной жизни. На базовом уровне процесс критического мышления предполагает: • сбор релевантной информации; • оценку и критический анализ доказательств; • обоснованные выводы и обобщения; • корректирование предположений и гипотез на основе значительного опыта. Наряду с более сложными задачами, такими как критическое мышление в преподавании и обучении, оно может включать признание неустановленных предположений и ценностей, проблем и обнаружение эффективных средств их решения, понимание важности установления приоритетов в решении различных задач. Помимо наличия сформированных навыков критического мышления, ученик или учитель должны быть настроены на практическое их использование. Глейзер (1941) предположил, что критическое мышление включает в себя «настойчивые усилия для изучения любого убеждения или предполагаемой формы знания в контексте доказательств, которые позволяют ему формировать определенные выводы». Критическое мышление - есть желание и умение оценить свое мышление и предполагает обучение и развитие привычного для любого субъекта намерения быть правдивым, открытым, последовательным, способным к анализу, любознательным, уверенным в рассуждениях, и разумным в принятии решений. Те, кто не имеют этих диспозиций к критическому мышлению или которые имеют противоположный характер (к примеру, интеллектуально высокомерен, предвзят, нетерпим, импульсивен, неорганизован, ленив, не думает о последствиях, равнодушен к новой информации, не доверяет рассуждениям), может столкнуться с проблемами при использовании навыков критического мышления. Неспособность к признанию важности правильного заключения может привести к различным формам самообмана и закрытого мышления, как индивидуально, так и коллективно. Таксономия Блума Широко используемой иерархической моделью навыков мышления, в рамках которой можно рассматривать критическое мышление, является Таксономия Блума, разработанная комитетом образования, под председательством Бенджамина Блума, в 1956 году. Цель работы заключалась в разработке классификации целей обучения учеников по трем направлениям: познавательные, эмоциональные и психомоторные. Цель Таксономии Блума - в мотивировании педагогов для концентрации усилий и внимания на всех трех областях, в целях создания более целостной формы обучения. Однако, только классификация целей обучения учеников в когнитивной области стала широко известной и используемой.
Уровни учебных целей согласно Таксономии Блума
Навыки в когнитивной области находятся в контексте знаний, пониманий и критического мышления определенной темы. Традиционное образование стремится подчеркнуть навыки в этой области, особенно - цели низкого порядка. Таксономия Блума включает шесть этапов, предполагая поэтапное продвижение от самых низких процессов - до высоких, как показано на рисунке выше Рисунке 13. Знание Знание представляет собой подтверждение запоминания предыдущего материала посредством указания фактов, условий, основных концепций и ответов, а именно: • знание специфических характеристик (терминологии, конкретных фактов и т. д.); • знание обобщающих характеристик: конвенций, тенденций и последовательности, классификаций и категорий, критериев, методик и пр.; • знание универсалий и абстракций в соответствующей сфере (принципы и обобщения, теории и структуры и т. д.). Подобие вопросов: Какие есть преимущества для здоровья при употреблении яблок? Понимание Демонстрация понимания фактов и идей посредством их организации, сравнения, интерпретации, описания и утверждения в следующей последовательности: • Перевод • Интерпретация • Экстраполяция Подобие вопросов: Сравните пользу здоровью при употреблении яблок и апельсинов. Применение Использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах. Подобие вопросов: Какие виды яблок лучше всего подходят для выпечки пирога, и почему? Анализ Проверка и классифицирование информации на составляющие, в соответствии с мотивами и причинами. Формулировка выводов и определение доказательств, подтверждающих обобщения: • Анализ элементов • Анализ отношений • Анализ организационных принципов Подобие вопросов: Опишите четыре способа приготовления еды с яблоками и объясните, какие из них имеют наибольшую пользу для здоровья. Предоставьте ссылки для аргументирования Ваших заявлений. Синтез Систематизация информации, посредством комбинирования различными способами элементов в новом шаблоне или предоставление альтернативного решения: • Установление уникальной связи • Разработка плана или предлагаемый набор операций • Выводы на основе совокупности абстрактных отношений Подобие вопросов: Измените «нездоровый» рецепт яблочного пирога на «здоровый» рецепт, посредством замены ингредиентов по Вашему усмотрению. Аргументируйте пользу ингредиентов, выбранных Вами, взамен первоначальным. Оценивание Презентация и аргументирование мнения, формулировка выводов по информации, обо- снование идеи и оценка качества работы, на основе ряда критериев: • Выводы с точки зрения внутренних доказательств • Выводы с точки зрения внешних критериев Подобие вопросов: Считаете ли Вы, что яблочный пирог после школы для детей полезен? Почему - да или почему - нет? Несмотря на то, что критическое мышление, в конечном счете может ассоциироваться с более высоким уровнем мыслительных процессов, согласно Таксономии Блума, все уровни могут рассматриваться как необходимые для критического мышления. Необходимо первоначально собрать и осмыслить знания перед их критическим применением, анализом, синтезом и/или оцениванием. Date: 2016-05-13; view: 2260; Нарушение авторских прав |