Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы





Приложение 1.

Социально-педагогическая работа

с ребенком или подростком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации

 

Социально-педагогическая деятельность представляет собой процесс, включающий последовательность и взаимосвязь основных компонентов:

Процесс = Д + Ц + С + Р

Диагностика + Целеполагание + Средства (содержание, формы, методы, виды деятельности) + Результат

 

Характеристика компонентов

процесса социально-педагогической работы:

Диагностика

Виды и цели диагностики:

  • социальная – изучение условий жизни подростка, выявление особенностей трудной жизненной ситуации и причин ее возникновение; анализ качества социальной и природной окружающей среды, изучение ближайшего социального окружения, анализ уровня и качества жизни семьи, здоровье;
  • психологическая – изучение особенностей развития личности подростка (характер, темперамент, речь, память, отклонения в развитии и др.);.
  • педагогическая – изучение особенностей и уровня образованности и воспитанности (определить - интересы, увлечения, мечты, ценности, привычки, в том числе зависимости – вредные привычки, склонности; межличностные отношения и др.).

Методы диагностики:

  • изучение и анализ документов, контент – анализ;
  • беседа с ребенком, подростком, его родителями,
  • беседа или интервью с классным руководителем, социальным педагогом или специалистом по социальной работе, медиком, специалистом комиссии по делам несовершеннолетних, представителем правоохранительных органов;
  • беседа с юристом;

· документальные сведения и характеристика ребенка социального педагога, врача, юриста, педагога-психолога, психиатра и других специалистов;

  • анкетирование,
  • анализ письменных и творческих работ ребенка, подростка,
  • интервью,
  • тестирование,
  • наблюдение.

Диагностические материалы:

  • конкретные вопросы беседы или интервью;
  • разработанные анкеты;
  • подобранные тесты, задания (см. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. –М.: 2005.);
  • протокол наблюдения.

 

Результат диагностики: общая социально-медицинская и психолого-педагогическая характеристика ребенка или подростка и социальный портрет его семьи. (Схему характеристики и примерную программу анкетирования см. в приложении).

 

Анализ информации, полученной в ходе диагностики, дает возможность специалисту сделать социально-педагогические выводы и определить цели и задачи своей профессиональной деятельности с ребенком или подростком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

П. Целеполагание

Целеполагание – это постановка цели и разработка задач социально-педагогической работы с ребенком (и его родителями) на конкретный период времени.

Цель – это мысленное предвидение результатов деятельности;

Задача – часть цели (определенный шаг, этап достижения цели).

Виды целей:

· общая цель социально-педагогической работы (например, на учебный год);

· актуальные, конкретные цели или задачи (на ближайшее время: определить, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы исправить жизненную ситуацию подростка, помочь преодолеть те трудности и проблемы, которые не только мешают нормально жить, но и создают реальную угрозу физическому и психическому здоровью подростка);

Виды задач:

· социальные задачи - определить и уточнить, что планируется достичь; что необходимо предпринять, чтобы изменить к лучшему жизненную ситуацию конкретного человека; что можно изменить в социальном окружении данного ребенка/подростка и его семьи, какую социальную помощь необходимо оказать;

· психологические задачи какие можно и нужно предпринять действия, способствующие нормализации психологического (эмоционального) состояния ребенка или подростка;

· педагогические задачи (четыре подвида):

а) формирование сознания подростка – развитие системы научных, жизненных и «житейских» знаний, понятий, представлений, суждений, взглядов, идеалов, ценностей, убеждений, мировоззрения - общего кругозора знаний о мире, природе, обществе и человеке; обучение правилам и культуре поведения, общения, взаимодействия с другими людьми; знакомство с историей, традициями и культурой своей страны, своего народа, а также с культурой и обычаями других народов; изучение юридических и нравственных законов, норм, правил и т.д.;

 

б) развитие позитивного эмоционального самочувствия и внутренних побуждений личности (формирование или развитие потребностей, мотивов, интересов; ответственности, чувства долга, активности, самостоятельности и др.);


в) формирование умений и воспитание привычек социально приемлемого опыта поведения и деятельности человека (духовность и нравственная воспитанность, эстетическая и экологическая культура, готовность к трудовой деятельности, подготовка к осознанному выбору профессии, развитие умений, навыков различных видов деятельности… и др.);

г) обучение приемам самовоспитания и самоконтроля.

Ш. С Р Е Д С Т В А

Средства – все то, с помощью чего достигается поставленная цель, то есть положительный результат деятельности.

В качестве основных средств в социально-педагогической работе используются содержание, методы (три группы), различные направления деятельности специалистов и формы работы, отличающиеся по целям, содержанию, времени, месту проведения, а также числу участников – индивидуальные, групповые, коллективные.

Методы воздействия на сознание человека - словесные методы: метод разъяснения, метод примера, метод возбуждение психического состояния радости, метод актуализации мечты, метод снятия напряжения во взаимоотношениях, метод библиотерапии (средства -песни, сказки, рассказы, стихи, мультики, видеоматериалы, художественные фильмы и литература).

Методы формирования чувств, эмоций человека: метод обращения к совести, рассказ о справедливости, добре, зле, метод стимулирования самолюбия, метод развития чувства сострадания и милосердия (учить детей понимать боль и страдания не только других людей, но и животных).

Метод формирования умений разных видов деятельности;

Метод влияния на волю, используя приемы внушения, метод поощрения, метод наказания или метод порицания специалист (или родители) создают условия и стимулируют формирование конкретных умений, навыков, привычек, развивают опыт конкретных поступков и действий ребенка/подростка.

 

У. Результат

Мониторинг качества социально-педагогической работы по решению проблем конкретного ребенка или подростка:

  • Анализ результатов действий специалистов;
  • Оценка профессиональной деятельности специалистов;
  • Анализ позитивных и негативных изменений в жизненной ситуации ребенка или подростка;
  • Анализ и оценка изменений в отношениях подростка с родителями, учителями, специалистами, друзьями;
  • Вторичная социальная и психолого-педагогическая диагностика;
  • Выводы и рекомендации по проектированию жизненной перспективы ребенка;
  • Планирование следующего этапа социально-педагогической работы с ребенком.

 







Date: 2016-05-15; view: 252; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию