Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАЩИТНО-КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА





 

Защитно-караульная служба по сравнению с другими службами является новой. Подготовка собак для несения этой службы началась не более семи-восьми лет тому назад в клубах служебного собаководства.

Защитно-караульная собака вполне может быть использована в качестве патрульной, конвойной и караульной собаки (особенно на посту свободного окарауливания).

Собака, подготовленная для несения защитно-караульной службы, должна удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь все навыки общего курса дрессировки; 2) активно защищать хозяина при нападении на него злоумышленника; 3) задерживать по команде хозяина человека и конвоировать его; 4) производить обыск местности или помещения и находить в них укрывшихся людей; 5) не брать корм, предлагаемый или подброшенный посторонними людьми, и не подбирать ничего съедобного на земле; 6) по команде хозяина охранять оставленную вещь.

Кроме того, в курс специальной дрессировки входит тренировка защитно-караульной собаки в выборке из нескольких вещей вещи, положенной посторонним человеком.

Для этой службы наиболее пригодны собаки с выраженной активно-оборонительной реакцией, недоверчивые к посторонним людям. От защитно-караульной собаки требуется четкая дисциплина и безотказная послушаемость.

По типу внешней нервной деятельности для этой цели лучше подходят собаки уравновешенного, подвижного типа, а также животные, близко стоящие к нему. При отборе предпочтение можно отдать промежуточному типу между уравновешенным подвижным и уравновешенным спокойным, так как у собак неуравновешенного, возбудимого типа значительно труднее будут отрабатываться тормозные рефлексы, причем в момент возбуждения собаки они могут оказаться непрочными.

Основное назначение защитно-караульной собаки – быть защитником и телохранителем своего хозяина. Поэтому она должна быть хорошо физически развита, иметь хорошую мускулатуру, нормальную зубную систему, обладать тонким обонянием и слухом. Собаки защитно-караульной службы, так же как и караульные собаки, должны быть смелыми, активными, недоверчивыми к посторонним людям, готовыми в любой момент прийти на помощь своему хозяину и защитить его.

Приступать к отработке специальных навыков, необходимых для защитно-караульной службы, рекомендуется лишь после того, как у собаки будут хорошо закреплены навыки общего курса. Особое внимание следует обратить на безотказность подхода к дрессировщику по команде «Ко мне», прекращение нежелательных действий по команде «Фу», а также и других приемов, связанных с определенной выдержкой.

Занятия с защитно-караульной собакой по привитию специальных навыков следует начинать с развития активно-оборонительной реакции, совмещая их с укреплением навыков, дисциплинирующих собаку. Первые занятия по развитию злобности, активности и недоверчивого отношения к людям проводятся так же, как и с караульной собакой.

Как только собака будет достаточно активно реагировать на нападающего «злоумышленника», нужно совмещать дальнейшие занятия с отработкой навыков по охране хозяина, а также по задержанию и конвоированию «злоумышленника». Одновременно с этим закрепляются и навыки, дисциплинирующие собаку. От нее требуется безотказное выполнение приемов по командам «Фу», «Ко мне», «Сидеть» и др.

На первых занятиях собаку следует держать на поводке. Задача дрессировщика состоит в том, чтобы, наряду с недоверчивым отношением к посторонним людям, приучить собаку спокойно и настороженно реагировать на приближение постороннего человека и нападать на него только по команде дрессировщика «Фасс» или в случае неожиданного нападения «злоумышленника».

Заранее проинструктированный помощник, выполняющий роль злоумышленника, приближается к дрессировщику, держащему собаку на поводке, и спокойно проходит в двух-трех шагах возле них. Дрессировщик внимательно наблюдает за поведением собаки и предупреждает ее попытку броситься на помощника; для этого используется команда «Рядом» и, как крайняя мера, запрещающая команда «Фу», сопровождаемая применением принуждения.

Через некоторое время помощник (лучше, если это будет другой человек) снова приближается к дрессировщику с собакой и, не доходя три-четыре шага, начинает вызывать агрессивные действия собаки: замахивается на нее или на дрессировщика, совершает резкие движения, возбуждающие собаку.

Подав команду «Фасс», дрессировщик своими действиями возбуждает собаку на борьбу с помощником. Когда собака будет достаточно возбуждена, помощник пускается бежать. Продолжая возбуждать собаку к активному нападению, дрессировщик спускает ее с поводка на задержание помощника, повторяя команду «Фасс».

На первых занятиях собаку следует пускать на задержание, как только помощник отбежит на 10–15 шагов. В дальнейшем, чтобы собака начинала преследование помощника лишь по команде «Фасс», это расстояние должно постепенно увеличиваться. Для этого дрессировщик командой «Сидеть» заставляет собаку оставаться на месте и сесть. Преследование начинается лишь после некоторой выдержки собаки и подачи команды «Фасс».

Когда собака настигнет помощника, он вступает с ней в борьбу (как и на занятиях по развитию злобности и правильной хватки), а затем прекращает сопротивление и остается неподвижным. Дрессировщик должен добиться того, чтобы в этот момент собака прекращала нападение. Он подает команду «Фу» и, если это необходимо, применяет принуждение, заставляя собаку сесть и не нападать на спокойно стоящего помощника.

При повторном нападении помощника или при его попытке к бегству дрессировщик подает опять команду «Фасс» и упражнение повторяется.

Чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь, необходимо разнообразить занятия. Иногда не посылать собаку на задержание убегающего помощника, не повторять на одном занятии «нападение» помощника, практиковать спокойный подход помощника к дрессировщику с собакой, оставлять собаку на выдержке одну, чтобы мимо нее спокойно проходили посторонние люди, и т.д.

Для того чтобы собака приучилась спокойно относиться к посторонним людям, необходимо совершать с ней прогулки, постепенно перенося их в более людные места. Ни в коем случае нельзя разрешать защитно-караульной собаке проявлять агрессию и нападать на встреченных животных.

Как только будет отработан навык на нападение и задержание «злоумышленника» по команде «Фасс», в занятия вводится конвоирование, которое в дальнейшем тесно связано с задержанием злоумышленника и защитой хозяина.

Конвоирование (рис. 35) заключается в том, что собака должна спокойно и в то же время настороженно следовать в трех-четырех шагах позади «злоумышленника», а в случае его попытки повторить нападение или убежать – нападать на него и задерживать.

 

Рис. 35. Отработка у собаки навыка конвоирования.

 

При конвоировании дрессировщик идет в одном-двух шагах позади собаки. Конвоирование должно заканчиваться передачей «злоумышленника» третьему липу или отводом его в какое-либо определенное место. После этого дрессировщик поощряет собаку и удаляется вместе с ней.

Навык конвоирования отрабатывается у собаки после того, как она задержит помощника. Дрессировщик усаживает собаку в трех-четырех шагах от задержанного и дает ей успокоиться, поощряя командой «Хорошо» и оглаживанием. Затем для привлечения внимания собаки подается команда «Охраняй» (рис. 36); одновременно дрессировщик указывает на спокойно стоящего помощника.

Через небольшой промежуток времени помощник по команде дрессировщика начинает медленно двигаться в указанном ему направлении. Повторяя команду «Охраняй», дрессировщик следует за ним, держа собаку на поводке. Попытки собаки наброситься на спокойно идущего помощника пресекаются командой «Фу» и рывком поводка. Затем вновь подается команда «Охраняй» и конвоирование продолжается. Во время конвоирования помощник делает попытку к бегству. Заметив это, дрессировщик подает команду «Фасс» и спускает собаку с поводка на задержание. Как только собака задержит помощника, дрессировщик поощряет ее и конвоирование продолжается.

 

Рис. 36. Отработка у собаки навыка охраны задержанного человека.

 

Иногда во время конвоирования помощник вместо того, чтобы совершить побег, должен попытаться напасть на дрессировщика. Это приучает собаку к большей настороженности при защите хозяина.

В период окончательной отработки навыка конвоирования собака приучается работать без поводка.

В процессе шлифовки этого навыка рекомендуется приучать собаку конвоировать одновременно двух помощников. В этом случае, при их побеге, собака посылается на задержание одного помощника, а другого задерживает сам дрессировщик. Можно поступить и иначе. После задержания одного «злоумышленника» дрессировщик, оставаясь около задержанного, посылает собаку за другим.

В специальный курс защитно-караульной службы входит также приучение собак к обыску местности (помещения) с целью обнаружить спрятавшихся людей.

Собака, подготовленная по защитно-караульной службе, должна по команде «Ищи» обыскать участок местности и обнаружить укрывшихся на нем людей. Тех, кто оказывает сопротивление, она задерживает; тех, кто не сопротивляется и не пытается бежать, облаивает до прихода вожатого.

Чтобы собака могла проверить обыскиваемую местность в более короткий срок и не пропускала при этом отдельных участков, ее приучают работать зигзагообразным поиском. Обучение этому навыку можно начинать после того, как у нее хорошо отработаны аппортировка и дисциплинирующие приемы общего курса.

Аппортировка в данном случае является необходимым вспомогательным приемом. Сначала собаку приучают отыскивать на местности вещи, разложенные в шахматном порядке; одновременно с этим она приобретает навык поиска по зигзагообразной линии.

Кроме того, к моменту переключения с поиска вещи на поиск человека у собаки должны быть отработаны навыки задержания и конвоирования, которые в дальнейшем отрабатываются в комплексе.

На первоначальных занятиях по приучению к обыску местности нужно выработать у собаки заинтересованность в поиске вещей по зигзагообразной линии по команде «Ищи» и направляющему жесту дрессировщика.

Для занятий выбирается участок (поле) около 80– 100 м в ширину и 120–150 м в длину. Желательно, чтобы на участке имелись отдельные деревья или кусты, – это может повысить заинтересованность собаки в поиске.

 

Рис. 37. Путь помощника при разбрасывании вещей.

 

Перед началом занятий помощник по указанию дрессировщика разбрасывает три-четыре вещи в шахматном порядке (рис. 37), не заходя на территорию участка, предназначенного для обыска.

Спустя некоторое время дрессировщик подходит с собакой к границе участка, предназначенного для обыска. Усадив собаку командой «Сидеть», он отстегивает поводок и, подав команду «Ищи», сопровождаемую направляющим жестом в сторону первой положенной на участке вещи, бегом направляется к ней вместе с собакой. Повторяя на бегу команду «Ищи» и жест, дрессировщик наводит собаку на разыскиваемую вещь.

Как только собака найдет и возьмет вещь, дрессировщик должен подозвать ее, взять вещь по команде «Дай» и поощрить собаку лакомством и командой «Хорошо».

Если собака, подойдя к вещи, не берет ее, дрессировщик должен подать команду «Аппорт» и обязательно поощрить собаку после того, как она принесет найденную вещь.

Затем собака посылается на поиск остальных вещей.

Таким образом, собака, направляемая вначале дрессировщиком, приучится бегать при поиске вещей по зигзагообразной линии (рис. 38).

Когда все вещи будут собакой найдены, дрессировщик поощряет ее и уводит с участка.

После небольшого отдыха упражнение следует повторить еще один-два раза. При этом необходимо следить за тем, чтобы собака во время упражнений работала заинтересованно. Если этого не наблюдается, нужно прекратить занятия до следующего дня.

 

Рис. 38. Первоначальный путь собаки и дрессировщика при обыске местности.

 

После нескольких занятий у собаки будет отрабатываться навык самостоятельного розыска вещи по команде «Ищи» и жесту, причем двигаться она будет по зигзагообразной линии. На последующих занятиях нужно уменьшить количество раскладываемых вещей вначале до двух, а затем ограничиться одной вещью.

Дрессировщик, двигавшийся в начале занятия рядом с собакой, постепенно начинает несколько отставать от нее и не доходит до тех углов, где собака делает поворот. В дальнейшем он уже движется посредине участка и изменяет направление поиска собаки только при помощи команды и жеста (рис. 39).

На обыскиваемом участке необходимо оставлять «пустые» углы, иначе у собаки может образоваться нежелательная связь– изменять направление поиска только после обнаружения вещи.

 

Рис 39. Зигзагообразный поиск собаки и путь дрессировщика.

 

Чтобы избежать образования нежелательной связи на порядок раскладывания вещей, на каждом занятии следует оставлять как «пустые» углы, так и углы с вещами (на новых местах), но в последнем углу нужно обязательно оставлять вещь, так как занятие должно закончиться находкой вещи.

Когда будет закреплен навык поиска по зигзагообразной линии по команде «Ищи» и направляющему жесту (к этому же времени должны быть отработаны навыки задержания и конвоирования «злоумышленника»), в занятия вводится дальнейшее усложнение – собаку переключают с поиска вещи на поиск человека.

Занятия переносятся на участок с большим количеством кустов или деревьев. Помощник, изображающий злоумышленника, бросает одну или две вещи и маскируется за деревом или кустом в конце обыскиваемого участка (рис. 40).

 

Рис. 40. Схема работы собаки при обыске местности.

 

После этого дрессировщик, как и на предыдущих занятиях, пускает собаку на обыск. Найдя вещи, собака обнаруживает помощника. На первых занятиях, в момент приближения собаки, помощник привлекает на себя ее внимание, имитируя достаточно сильные шорохи. Как только собака его обнаружит, помощник вступает с ней в борьбу. Затем следует его задержание и конвоирование.

Занятия нужно разнообразить. Иногда помощник, обнаруженный собакой, не нападает на нее, а остается в спокойном положении. В этом случае подбежавший дрессировщик заставляет собаку сесть и подать голос, а уже затем конвоировать помощника.

Таким образом собаку переключают на поиск человека; в дальнейшем раскладка вещей является необязательной.

На последующих занятиях закрепляются привитые собаке навыки. Занятия проводятся в сумерки, а затем и ночью. Вводится стрельба (стреляют помощник и дрессировщик). Помощник тщательно маскируется в укрытии и не привлекает внимания собаки шорохами; это приближает занятия к действительной обстановке, в которой придется работать собаке.

Собака, подготовленная по обыску местности, легко может быть переключена на обыск различных помещений.

К обязательным специальным навыкам, необходимым защитно-караульной собаке, относится также охрана вещи, оставленной хозяином. По команде «Охраняй» собака должна оставаться около охраняемой вещи и пресекать попытки постороннего человека взять вещь активным нападением на него. В то же время, несмотря на возбуждение, собака не должна уходить от охраняемой вещи.

К отработке этого навыка можно приступать после того, как у собаки будут развиты злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям. Кроме того, особенно четко должны быть отработаны отказ от корма, предлагаемого или подброшенного посторонними, и возвращение по команде на место.

Приступая к занятиям, дрессировщик привязывает собаку на цепь или крепкий поводок и подает команду «Лежать». На землю перед ней он кладет вещь (вначале рекомендуется использовать вещь, хорошо знакомую собаке) с таким расчетом, чтобы собака не могла достать ее лапами. Затем дрессировщик привлекает внимание собаки к вещи, указывает на нее и подает команду «Охраняй». Сам он остается в одном-двух шагах несколько в стороне от собаки.

Затем собаку приучают безразлично относиться к проходящим людям. С этой целью из-за укрытия с различных сторон выходят два-три помощника и, не возбуждая собаку, спокойно проходят несколько раз мимо нее. Попытки собаки наброситься на одного из них дрессировщик пресекает командами «Место» и «Охраняй», указывая на охраняемую вещь.

После ухода помощников дрессировщик поощряет собаку. Затем упражнение повторяется, но при вторичном выходе помощников один из них пытается взять вещь. Следует команда дрессировщика «Охраняй», и, как только собака набросится на помощника, он «испуганно» убегает. Каждый раз после «бегства» помощника дрессировщик поощряет собаку; особенно это необходимо делать в начале занятий.

Если собака переключает все внимание на помощника, забывая об охраняемой вещи, помощник, чтобы привлечь ее внимание к вещи, начинает ее двигать («оживлять»), то приближая к собаке, то удаляя от нее. Как только собака переключится на вещь, пытаясь ее схватить и не дать помощнику, он убегает.

После нескольких занятий у собаки установится нужная связь на команду «Охраняй». После этого можно не привязывать собаку. Чтобы она при подходе помощника не отходила от охраняемой вещи, следует брать ее на удлиненный поводок. Уложив собаку перед вещью и подав команду «Охраняй», дрессировщик отходит назад на три-четыре шага. Если при виде помощника собака оставит вещь и будет пытаться нападать на него или преследовать, дрессировщик подает в строгой интонации команду «Место» и рывком поводка заставляет собаку вернуться к охраняемой вещи. После этого он подает команду «Охраняй» и поощряет собаку.

С каждым занятием дрессировщик постепенно начинает уходить все дальше от собаки. С целью спровоцировать собаку помощник может иногда, пытаясь взять вещь, давать или подбрасывать собаке лакомство или отвлекать ее от охраняемой вещи ласковым обращением и подачей различных команд. Дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки, чтобы своевременно предупредить ее нежелательные действия.

Во время приучения собаки к охране вещи помощнику не следует вызывать сильную агрессию на себя, так как основной задачей является выработка у собаки внимания к охраняемой вещи.

При дальнейшем закреплении и шлифовке этого навыка дрессировщик оставляет собаку одну у охраняемой вещи, а сам уходит за укрытие и внимательно наблюдает за ее действиями, появляясь в тот момент, когда собака не подпускает помощника к охраняемой вещи. В момент появления дрессировщика помощник убегает; собаку необходимо поощрить.

Наряду с этим в занятия вводится усложнение. Оно заключается в том, что одновременно два помощника пытаются взять у собаки (с противоположных сторон) охраняемую вещь. На этих занятиях дрессировщик поначалу остается около собаки, чтобы пресечь возможные попытки собаки оставить вещь и начать преследование одного из помощников.

При хорошей работе собаки ее можно оставлять на охране без поводка. Затем занятия постепенно переносятся в более многолюдные места, с наличием более сильных отвлечений.

Подготовленная защитно-караульная собака должна четко выполнять указанные специальные навыки. Кроме того, от нее требуется, чтобы она не брала корм, предлагаемый или подброшенный посторонними людьми, не подбирала пищу с земли и хорошо производила выборку чужих вещей.

Техника подготовки собаки к отказу от корма указана в разделе «Общий курс дрессировки».

Выборка чужих вещей, как самостоятельный прием, почти не применяется. Она введена в нормативы подготовки защитно-караульных собак лишь для тренировки их обоняния. Техника проработки этого приема указана в разделе «Розыскная служба».

 

 

Глава VI

РОЗЫСКНАЯ СЛУЖБА

 

Розыскных собак используют главным образом для борьбы с преступными элементами, во время охраны границ, а также для защиты социалистической собственности и личной собственности граждан.

Идя по запаху, обнаруженному на местности или в помещении, собака должна найти определенного человека.

Обнюхав оставленную вещь, она находит нужный след и по нему приводит своего проводника туда, где скрывается владелец оставленной вещи. Если обнаруженный злоумышленник будет оказывать сопротивление, розыскная собака набрасывается на него а помогает проводнику задержать преступника.

Подготовка собак этой службы – наиболее сложная и трудная работа. Отбор собак для розыскной службы должен быть тщательным. Наиболее пригодны для этой цели собаки, хорошо поддающиеся дрессировке. Это обычно животные уравновешенного подвижного типа и близко подходящих к нему типов, у которых быстро и хорошо вырабатываются и прочно держатся положительные и тормозные условные рефлексы.

Розыскная собака должна иметь хорошо развитое обоняние (чутье), острый слух и зрение, быть сильной, недоверчивой к посторонним, смелой и злобной.

Из собак служебных пород больше всего подходят для розыскной службы восточноевропейские овчарки, ризеншнауцеры, доберман-пинчеры, ротвейлеры, эрдельтеррьеры и некоторые другие.

В Советском Союзе широкое и успешное применение для этой службы нашли восточноевропейские овчарки.

Подготовленная розыскная собака должна удовлетворять следующим требованиям: 1) иметь все навыки общего курса дрессировки; 2) задерживать убегающего человека, конвоировать или охранять его на месте как в присутствии своего проводника, так и в его отсутствие; 3) защищать проводника в случае нападения на него; 4) охранять оставленную проводником вещь; 5) выбирать по запаху из нескольких предметов вещь постороннего человека; 6) выбирать из группы людей определенного человека по индивидуальному запаху; 7) прорабатывать «слепые» следы средней сложности протяженностью не менее 2–3 км и обнаруживать их даже в том случае, если они появились за 60–90 мин. до ее прихода; 8) обыскивать участок местности (или помещение) площадью не менее 100х200 м и находить на нем вещи, след или укрывшегося постороннего человека; 9) оповещать своим поведением, без лая, о приближении постороннего человека.

В подготовку розыскной собаки, кроме сложной и трудоемкой следовой работы, входят следующие приемы: задержание, конвоирование, защита хозяина, обыск местности и охрана вещей. Техника проработки этих приемов та же, что и при подготовке защитно-караульной собаки (см. главу V). Некоторые особенности отработки у розыскной собаки навыков конвоирования и обыска местности совместно со следовой работой будут указаны ниже.

Выборка вещи постороннего человека по его индивидуальному запаху из нескольких вещей необходима в качестве вспомогательного приема; она понадобится в дальнейшем во время приучения собаки работать по следу для тренировки обонятельного анализатора, развития навыка активного принюхивания и умения различать запахи по команде «Нюхай».

Приступать к занятиям по отработке этого приема можно лишь после того, как у собаки будет четко отработана аппортировка. Занятия по выборке вещей, делятся на два этапа.

На первом этапе собака приучается выбирать из нескольких вещей, принадлежащих посторонним людям («чужих» вещей), вещь, принадлежащую дрессировщику («свою» вещь); на втором этапе собаку переключают на выборку только «чужих» вещей; на этом этапе собака начинает выбирать из нескольких одинаковых вещей, не имеющих свежего запаха людей, вещь с запахом постороннего человека.

К концу проработки приема собака должна выбирать вещь с запахом постороннего человека из нескольких вещей с различными запахами посторонних людей (по внешнему виду вещи должны быть также различными).

Для занятий удобно место с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей; особенно нужно следить за тем, чтобы на площадке не было сильных запахов и чтобы перед занятиями на ней не выгуливались другие собаки.

На первом этапе помощник по указанию дрессировщика раскладывает две-три вещи одинаковой формы на расстоянии 20–30 см одна от другой. К этим вещам не должен прикасаться дрессировщик. Важно также, чтобы помощник, раскладывающий вещи, не прикасался перед этим к пустующей суке. Нельзя раскладывать вещи, обладающие сильным запахом – это может привлечь собаку и помешать ей проявить чутье.

Обычно в качестве вещей для выборки поначалу пользуются аппортировочными предметами (аппортами), форма которых знакома собаке, или одинаковыми палочками размером 20–25 см.

Когда вещи будут разложены, помощник удаляется, а дрессировщик усаживает собаку в пяти-шести шагах от вещей. Дав ей обнюхать такую же «свою» вещь, он одновременно подает команду «Нюхай», поначалу незнакомую собаке.

Прежде чем положить свою вещь к остальным вещам, дрессировщик некоторое время держит ее в руках, чтобы она приобрела присущий ему запах.

Возвратившись к собаке, он левой рукой осторожно, чтобы не причинить ей боль, берет собаку за морду, а ладонь правой руки прикладывает к мочке ее носа (рис 41). Держа руку в таком положении 5–10 сек., он одновременно два-три раза подает команду «Нюхай». Затем посылает собаку на выборку, подает команды «Аппорт» и «Нюхай», сопровождаемые направляющим жестом в сторону разложенных вещей.

Дрессировщик внимательно следит за поведением собаки, подходящей к вещам. Если собака пытается взять «чужую» вещь, ее нужно поправить запрещающей командой «Фу», поданной в мягкой интонации, и вновь подать команду «Нюхай». После того как собака выберет «свою» вещь, дрессировщик подзывает ее и, подав команду «Дай», берет вещь и поощряет собаку.

Основным условным раздражителем для образования навыка принюхивания служит команда «Нюхай». Команда «Аппорт» подается только на первых занятиях.

 

Рис 41. Приучение собаки к принюхиванию.

 

Обычно после двух-трех занятий собака безошибочно начинает выбирать «свою» вещь. После этого количество разложенных вещей можно постепенно увеличивать, используя при этом вещи с запахом посторонних людей. Опыт показал, что большое количество разложенных вещей (6–10) помогает собаке лучше принюхиваться и спокойнее выбрать нужную вещь.

Если собака, не принюхиваясь, хватает первую попавшуюся вещь, нужно посылать ее на выборку на поводке, чтобы несколько снизить темп ее подхода, причем дрессировщик должен обязательно следовать за ней.

В том случае, когда одна из вещей имеет запах, особенно привлекающий собаку (запах слюны другой собаки, запах пищи и т.п.), она может выбирать только эту вещь. Чтобы устранить это, нужно незаметно заменить такую вещь.

Постепенно на занятиях вводятся усложнения. Вещи раскладываются более кучно и в различном порядке; используются и неодинаковые вещи; дрессировщик дает собаке обнюхивать перед посылом не ладонь, а какую-нибудь принадлежащую ему вещь.

На выборке «своих» вещей задерживаться не рекомендуется. Как только собака по команде «Нюхай» будет безошибочно выбирать нужную вещь в усложненной обстановке, ее следует переключать на выборку «чужих» вещей и не возвращаться к выборке «своих» вещей.

Подготовку к занятиям по выборке «чужих» вещей проводят вначале два помощника: один раскладывает две-три одинаковые вещи (как и при отработке выборки «своих» вещей), другой кладет одну вещь, имеющую его индивидуальный запах.

Помощники должны одновременно брать вещи перед укладкой и приблизительно одинаковое время держать их в руках. Только при этом условии «сила» запаха и его «свежесть» будут примерно одинаковы.

После укладки вещей помощники удаляются. Причем помощник, положивший одну вещь, оставляет для дрессировщика в семи-восьми шагах от разложенных вещей свою фуражку, носовой платок, ботинок или другой предмет, имеющий его запах.

Занятия вначале проводятся так же, как и при выборке своих вещей. Разница состоит в том, что дрессировщик дает собаке нюхать не «свою», а «чужую» вещь (принадлежащую помощнику). При этом он не должен прикасаться к ней, чтобы не оставлять на «чужой» вещи своего запаха.

Некоторая трудность при отработке этого навыка заключается в том, что собака ищет вначале вещь со знакомым запахом дрессировщика. Поэтому часто случается, что, не взяв никакой вещи, она возвращается к дрессировщику.

Задача дрессировщика на втором этапе обучения состоит в том, чтобы приучить собаку «забыть» знакомый запах и искать только тот, к которому ее заставляли принюхиваться. Для этого дрессировщик должен руководить действиями собаки. Если она берет не ту вещь, нужно подать команду «Фу», но не в угрожающей интонации, а более мягким тоном. Как только собака выбросит вещь, дрессировщик подает команду «Нюхай» с оттенком угрозы и заставляет собаку искать нужную вещь. Каждую правильную выборку нужно обязательно поощрять командой «Хорошо» и лакомством (на первых занятиях).

Иногда дрессировщику приходится помогать собаке, подкреплять командой «Хорошо» ее попытку взять нужную вещь.

При выборке собакой вещи дрессировщик должен быть особенно внимателен к своим действиям, должен безошибочно знать местонахождение выбираемой вещи, правильно и своевременно подавать команды, учитывая то, что систематическая преждевременная подача команды «Фу» или «Хорошо» может выработать нежелательную связь на них и собака не будет пользоваться чутьем, а будет ожидать команду. Если в момент правильной выборки вещи дрессировщик повторит несколько раз одно и то же невольное движение, у собаки может также образоваться нежелательная связь и она будет связывать выборку с этим движением.

Для лучшей работы собаки необходимо использовать разных помощников, менять место занятий, расположение раскладываемых вещей, разнообразить их форму и размеры.

Когда собака приучится выбирать чужие вещи, нужно увеличить их количество, привлекая больше помощников к раскладке вещей. Затем постепенно вводятся усложнения, как и при выборке «своих» вещей.

Подготовленность собаки проверяют при «слепой» выборке: дрессировщик, посылая собаку на выборку, не знает расположения разложенных вещей и того, какую вещь она должна выбрать.

Аналогичным образом отрабатывается навык выборки человека из группы людей по запаху принадлежащей ему вещи. Этот навык позволяет собаке находить человека не только по его следу, но и по запаху принадлежащей ему вещи, что имеет большое значение во время практической работы.

К отработке указанного навыка обычно приступают после того, как собака будет достаточно хорошо идти по следу. В качестве условного раздражителя, так же как и при выборке вещей, применяется команда «Нюхай».

Вначале три-четыре помощника, одетые в одинаковые костюмы, становятся в одну шеренгу с интервалами в два-три шага. Один из них по указанию дрессировщика оставляет какую-нибудь принадлежащую ему вещь. Дрессировщик с собакой на поводке подходит к этой вещи, и занятие проводится так же, как занятия по выборке «чужой» вещи. Подав команду «Нюхай», дрессировщик дает собаке обнюхать вещь и посылает на выборку ее владельца. Помощники при этом должны стоять спокойно, ничем не привлекая к себе собаку. Подойдя с собакой к группе помощников, дрессировщик указывает на них, произнося команду «Нюхай».

Так как у собаки уже отработаны навыки выборки вещей и она работает на розыске человека по запаху его следа, она обычно быстро переключается на поиск. Задача дрессировщика – поправлять ее командой «Фу» при неправильной выборке человека. В нужном случае он может применять рывок поводком. Правильная выборка каждый раз поощряется.

Найдя в группе людей человека со знакомым запахом, собака обычно бросается к нему, хватает за платье или начинает на него лаять (рис 42). Дрессировщик поощряет собаку командой «Хорошо». Чтобы не допустить покусов помощника, следует придерживать собаку поводком, но без рывков. Затем он приказывает помощнику выйти из шеренги и после этого проводится «конвоирование». Так собаку приучают к тому, что человека, обнаруженного по запаху, нужно конвоировать.

В зависимости от четкости работы собаки, постепенно вводятся усложнения: увеличивается количество помощников, затем они начинают располагаться более тесной группой, садятся или ложатся на землю; таким образом занятия приближаются к обстановке практической работы.

 

Рис. 42. Выборка человека из группы.

 

Окончив отработку этого навыка, необходимо перейти к занятиям по «слепой» выборке. Это позволит убедиться в том, что собаке правильно привит навык пользования чутьем.

Основным и наиболее сложным навыком, отрабатываемым у розыскной собаки, является работа по следу. Благодаря этому навыку собака приучается разыскивать человека по его индивидуальному запаху, оставленному на местности, в помещении или на какой-нибудь вещи.

Чтобы ускорить подготовку собаки, можно приучать ее к работе по следу до окончания курса общей дрессировки. Однако при этом необходимо, чтобы приемы, при помощи которых устанавливается контакт дрессировщика с собакой, и некоторые вспомогательные приемы (прекращение нежелательных действий, подход к дрессировщику, движение рядом, посадка, укладка, аппортировка) были достаточно проработаны. Наряду с этим у собаки должны быть развиты злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, она должна производить выборку чужих вещей и иметь некоторые навыки в задержании «преступника» и его конвоировании.

В качестве условного раздражителя в период приучения к работе по следу служит знакомая собаке команда «Нюхай» и новая команда «След». Вначале эти команды подаются одновременно; по мере того как у собаки будет устанавливаться связь на команду «След», команду «Нюхай» можно подавать реже (главным образом на исходной точке или в случае потери следа).

Для первых занятий рекомендуется выбирать тихое место, с минимальным наличием отвлекающих раздражителей. По возможности нужно создать более легкие условия для работы собаки. Известно, например, что запах следа хорошо удерживается на луговой и лесной почве. Поэтому лучше выбирать поляну в лесу, покрытую низкой травой и защищенную от ветра. Занятия лучше проводить ранним утром, так как в это время на траве еще держится роса.

Нельзя начинать занятия на каменистой и песчаной почве, так как здесь значительно меньше задерживается запах.

При прокладке следа на снегу, на сырой глинистой почве могут оставаться видимые отпечатки ног. Это может вызвать образование у собаки нежелательной связи: она переключится на поиск по видимым следам и при переходе на другую почву будет быстро терять след и откажется от работы.

Чтобы избежать появления нежелательной связи на местность, нужно как можно чаще менять место занятий. Кроме того, на незнакомой и малознакомой местности собака будет заинтересованнее работать и лучше принюхиваться. Рекомендуется также часто менять помощников.

Если занятие проводится в ветреную погоду, то в этом случае след нужно прокладывать по ветру, так как при встречном ветре собака хуже принюхивается и приучается работать верхним чутьем, что при первоначальных занятиях нежелательно. При боковом ветре запах следа относится несколько в сторону и собака легко может его потерять.

Приступая к занятиям по следу, дрессировщик привязывает собаку или держит ее на поводке. Помощник выходит из-за укрытия и, приближаясь к собаке, возбуждает ее своими действиями. Степень агрессивности действий помощника должна соответствовать индивидуальным особенностям собаки (ее злобности, смелости, возбудимости). Например, при дрессировке злобной, быстро возбуждаемой собаки помощник должен быть менее активным. В этом случае излишнее возбуждение будет мешать собаке при проработке следа.

Возбудив собаку своими действиями, помощник делает несколько движений, как бы вытирая ноги о траву, чтобы усилить концентрацию запаха на следах. Затем он отбегает на 100–150 м по прямой или несколько закругленной линии, не делая поворотов с углами. Во время бега он продолжает совершать шаркающие движения, чтобы оставить больше следов.

Чтобы приучить собаку пользоваться при поиске чутьем, нужно выбрать удачное место для занятий. Желательно, чтобы на протяжении 30–40 м оно было открытым, а затем переходило бы в кустарник или лес. Это позволит помощнику быстро скрыться и спрятаться от собаки.

После небольшой выдержки дрессировщик, держащий собаку на удлиненном поводке, подходит к исходной точке следа, оставленного помощником. Указывая на след, он одновременно два-три раза подает команды «Нюхай.», «След», наводя собаку на запах помощника.

Возбужденная помощником собака обычно устремляется за ним. Используя это, дрессировщик пускает ее по следу на распущенном поводке (длина поводка примерно 2 м), повторяя на ходу команды «Нюхай», «След» и несколько сдерживая темп движения собаки, но не допуская рывков, чтобы не затормозить ее стремление к поиску.

Дрессировщик должен точно знать путь следования помощника и место, где он будет прятаться, чтобы в случае необходимости помочь собаке – поправить ее, навести на след, добиться того, чтобы она обязательно нашла помощника. След, который известен дрессировщику, называется контрольным.

Как только собака по следу обнаружит помощника, дрессировщик дает ей возможность наброситься на «злоумышленника»; при этом он продолжает держать собаку на поводке. После непродолжительной борьбы с собакой помощник убегает и прокладывает, как и в первый раз, новый след, несколько увеличивая его протяженность, но не делая поворотов. Через несколько минут дрессировщик посылает собаку по следу помощника и занятия повторяются (не более двух раз). Кончать занятие нужно «задержанием» помощника и его «конвоированием».

Для дрессировки собак, заинтересованных в аппортировке и проявляющих чрезмерную злобность и возбудимость на появление помощника, можно успешно применить другой способ. При использовании этого способа в начале занятий не требуется участия помощника. Дрессировщик вводит в этом случае в качестве раздражителя аппортировочный предмет.

Привязав собаку, дрессировщик показывает ей аппортировочный предмет, возбуждая у нее стремление его схватить.

Как только собака будет пытаться схватить аппорт, дрессировщик (так же как и при первом способе помощник) прокладывает след на 100–150 м и, оставив предмет на конечной точке, возвращается обратно строго по проложенному следу. Вернувшись к собаке, он подводит ее к исходной точке своего следа, показывает на него правой рукой и, повторяя команды «Нюхай», «След», заставляет собаку двигаться по проложенному следу. При необходимости можно сокращать поводок, заставляя собаку пригибаться к земле и принюхиваться к следу. Правильные действия собаки поощряются восклицанием «Хорошо» и повторением команд «Нюхай», «След». В случае плохого принюхивания и отвлечений нужно поступать так же, как при приучении к проработке следа помощника (по первому способу).

Обычно собака, пройдя по следу, находит и самостоятельно берет аппортировочный предмет. Если же она его не возьмет, нужно заставить ее это сделать, подав команду «Аппорт». Отобрав предмет по команде «Дай», дрессировщик поощряет собаку восклицанием «Хорошо» и лакомством, а затем предоставляет ей свободное состояние, подав команду «Гуляй». После небольшого отдыха (5–10 мин.) упражнение повторяется (не более двух-трех раз на одном занятии). При этом можно немного удлинить протяженность следа и даже ввести повороты под тупыми углами.

На след дрессировщика («свой» след) собака обычно принюхивается лучше и связь на команды «Нюхай» и «След» устанавливается значительно быстрее (через три-четыре занятия).

Как только это будет достигнуто, нужно переключать собаку на проработку следа помощника («чужого» следа). Для этого дрессировщик кладет в 3–5 м перед привязанной собакой аппортировочный предмет. Это расстояние нужно для того, чтобы собака не могла достать аппортировочный предмет и чтобы подходящий помощник не слишком возбуждал ее. После этого помощник спокойно подходит к предмету, берет его и прокладывает след. С исходной точки следа помощника дрессировщик пускает собаку на проработку следа.

Придя на конечную точку следа, помощник кладет предмет, взятый у собаки, на землю и, не маскируясь, остается в одном-двух шагах около него. Дрессировщик принуждает собаку взять предмет, не реагируя на помощника. После этого собаку поощряют и отводят от помощника.

Убедившись в том, что эти упражнения отработаны достаточно четко, собаку переключают после проработки следа на задержание и конвоирование помощника. Независимо от того, каким способом приучали вначале собаку, протяженность следа постепенно увеличивается; вместе с этим дрессировщик увеличивает и длину поводка, предоставляя собаке возможность больше работать самостоятельно и лишь поправляя ее при ошибках и затруднениях.

При следовой работе умелое пользование поводком имеет очень важное значение. Не допуская рывков поводком, когда собака идет по следу, дрессировщик должен уметь в нужный момент быстро сократить или увеличить длину паводка. Если собака сбивается со следа, поводок укорачивают и она направляется на правильный след. Если собака идет по следу не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними ногами собаки. В этом случае при натяжении на ходу он будет несколько пригибать голову собаки вниз, что заставит ее прорабатывать след нижним чутьем, принюхиваясь к. почве.

При успешной работе собаки нужно постепенно вводить усложнения. Обычно в процессе занятий можно наблюдать, как изменяется поведение собаки при правильной и неправильной проработке следа. Если собака идет по следу правильно, она низко опускает голову, хороню принюхивается, ускоряет бег и во всем ее поведении чувствуется уверенность. Правильная работа обязательно должна подкрепляться поощрением (восклицанием «Хорошо», «Нюхай», «След», «Хорошо»). При потере следа поведение собаки резко меняется: темп движения уменьшается, иногда она начинает даже останавливаться, оглядываться по сторонам и в ее поведении нет уверенности. В этом случае дрессировщик должен направить ее на след, используя поводок и подавая команды «Нюхай» и «След» в несколько угрожающей интонации. Как только собака правильно возьмет след, нужно поощрить ее восклицанием «Хорошо».

Строго устанавливать последовательность ввода усложнений было бы неправильно, так как это зависит от индивидуальных особенностей собаки, от степени ее подготовленности и успеваемости, от окружающей обстановки. Усложнения рекомендуется вводить примерно в такой последовательности.

При достаточно четкой проработке следа и наличии у собаки установившейся связи на команды «Нюхай» и «След» можно постепенно увеличивать длину следа (не более чем на 50 м на каждом занятии). Резкое увеличение протяженности следа недопустимо собака может не справиться со следом и отказаться работать.

Наряду с этим помощник перед прокладкой следа должен постепенно уменьшать свою активность по отношению к собаке, чтобы приучить ее брать след без предварительного возбуждения. Так же постепенно увеличивается промежуток времени (выдержка собаки) между моментом ухода помощника и пуском по его следу собаки; к концу подготовки выдержка доводится до 2–2,5 часов.

Постепенно усложняется и линия следа. Помощник начинает прокладывать след, делая повороты с различными углами. Сначала вводятся более легкие тупые углы, затем наиболее сложные прямые и острые.

Введение поворотов с углами является усложнением. Собака, привыкшая до этого идти почти по прямой линии, может пробежать поворот и потерять след, это часто случается на первых усложненных занятиях. В подобном случае дрессировщик должен перед поворотом немного придержать поводком собаку, если в этом будет необходимость. Чтобы у нее не образовалась нежелательная связь, следует иногда сдерживать собаку и в тех случаях, когда след идет по прямой. Иногда умышленно следует допускать, чтобы собака пробегала мимо поворота. Если собака самостоятельно не найдет следа, нужно ей помочь, направив на правильный след. С этой целью на нее воздействуют поводком и командами «Нюхай», «След», произнесенными в требовательной интонации и повышенным голосом.

Вначале следует делать редкие (не более одного-двух) повороты; желательно, чтобы расстояние между ними было не менее 100–150 м. В дальнейшем можно это расстояние уменьшить, вводя в то же время большее количество поворотов под различными углами.

Когда собака приучится четко идти по следу, усложненному поворотами, можно ввести новое усложнение – обучить ее подбирать вещи, оставленные помощником при прокладке следа.

Зная, где помощник должен положить вещь, дрессировщик внимательно наблюдает за действиями собаки в момент ее приближения к вещи. Может случиться, что собака сама возьмет вещь. В этом случае дрессировщик поощряет ее действия возгласом «Хорошо», а затем подходит к собаке или подзывает ее и берет принесенную ею вещь, подав команду «Дай». После этого подаются команды «Нюхай», «След», которые являются сигналом для продолжения поиска помощника по следу. Если собака пройдет мимо вещи, не реагируя на нее, дрессировщик продолжает идти за собакой по следу. Однако на следующем занятии в момент подхода собаки к положенной на следу вещи дрессировщик подает команду «Аппорт», заставляя принести эту вещь. Затем собаку поощряют и посылают на дальнейшую проработку следа.

После нескольких занятий собака будет приносить все вещи, оставленные на следу помощником. Этот навык имеет большое значение для практической работы собаки по обнаружению вещей, потерянных или брошенных злоумышленником во время преследования.

Для усложнения этого навыка помощник в дальнейшем должен иногда оставлять вещи в стороне (в 1–2 м) от следа, маскировать их и т.п.; это приблизит условия подготовки к условиям, которые могут встретиться во время практической работы собаки.

Для того чтобы собака во время проработки следа не отвлекалась на встречающихся людей и животных, а также для подготовки ее к выборке помощника по запаху его следа из группы людей, вводится усложнение. На пути следования собаки должен стоять новый помощник. Вначале он находится в 1–2 м от следа, затем на следу.

В случае попытки собаки броситься на стоящего помощника или залаять на него дрессировщик подает запрещающую команду «Фу», сопровождаемую рывком поводка. Как только собака прекратит агрессивные действия по отношению к помощнику, подаются команды «Нюхай», «След», заставляющие ее продолжить работу. Однако дрессировщик не должен мешать собаке подойти к помощнику и обнюхать его.

Постепенно собака должна встречать на следу нескольких помощников. Вначале они стоят на расстоянии 100–150 м друг от друга, затем это расстояние уменьшают и наконец помощники стоят на следу группами. Вблизи них могут находиться на привязи различные животные.

После нескольких таких занятий собака не только не будет отвлекаться на людей и животных и перестанет проявлять на них активно-оборонительную реакцию, но у нее выработается навык лучше различать искомый запах следа из других запахов, встречающихся на пути.

Полезно, чтобы помощник, прокладывающий след, иногда не прятался от собаки, а оставался в группе других помощников.

В этом случае собака по следу сможет найти этого помощника, как при отработке вспомогательного приема – выборки человека из группы людей.

Для облегчения выборки помощника рекомендуется, чтобы он в конце следа (в 20–30 м, а затем и далее) вначале оставлял свою вещь. Собака должна найти ее, перед тем как обнаружить помощника в группе людей.

При отработке этого навыка можно применить и другой способ.

После того как собака по следу найдет помощника, дрессировщик дает ему возможность убежать, придерживая собаку поводком. Помощник скрывается из поля зрения собаки, проложив короткий след (примерно в 100 м), а затем подбегает к группе других помощников, одетых в такую же одежду. В момент приближения собаки все помощники стоят неподвижно. Дрессировщик ослабляет поводок, подает команду «Нюхай», и собака выбирает из группы помощника, проложившего след.

Необходимо отметить, что для дрессировки возбудимых и злобных собак больше подходит первый способ.

В дальнейшем обстановку на занятиях нужно усложнять. При прокладке следа помощник должен проходить открытые, закрытые и пересеченные участки, а также людные места, с наличием больших отвлекающих раздражителей. След прокладывается и на менее благоприятной почве; чем на предыдущих занятиях (песчаная, каменистая, дорога и т.п.). Занятия проводятся в различное время суток и при любой погоде: след прокладывают в ветреную погоду, при встречном и боковом ветре.

Как правило, собака должна работать все время по контрольному следу, так как только дрессировщик, знающий след, может оказать необходимую помощь собаке при ее ошибках.

После того как дрессировщик при работе по следу хорошо изучит особенности поведения собаки, иногда, для самопроверки и проверки подготовленности собаки, следует проводить занятия с прокладкой следа, не известного дрессировщику, т.е. «слепого» следа. В этом случае необходимо обеспечить контроль не только за работой собаки, но и за действиями дрессировщика. Для этого выделяют инструктора или одного из помощников, имеющего достаточный опыт.

После того как собака будет достаточно хорошо и четко прорабатывать след с исходной точки, следует начинать занятия по поиску запаха следа.

Приведя собаку к проложенному следу, дрессировщик усаживает ее примерно в 10 м от исходной точки следа и дает обнюхать какую-нибудь вещь, принадлежащую помощнику (команда «Нюхай»), а затем посылает собаку на поиск, подавая команды «Ищи», «След», сопровождаемые подачей направляющего жеста. При необходимости он помогает собаке, направляя на след и повторяя эти команды.

К этому времени у собаки должен быть отработан навык обыска местности. Поэтому, услышав знакомую команду «Ищи», она довольно быстро (не более как через два-три занятия) начнет самостоятельно разыскивать запах следа. Как только след будет найден, дрессировщик подает команды «Нюхай», «След», по которым собака будет прорабатывать след, как и с исходной точки.

В дальнейшем это занятие дополняется обыском местности на большей площади.

Чтобы отработать у собаки четкое различие (дифференцировку) запаха следа помощника из запахов следов других людей и животных, необходимо вводить при проработке следа дальнейшие усложнения.

При обычной прокладке следа второй помощник одновременно прокладывает другой след, пересекающий его под прямым углом. Если в точке пересечения следов собака переключается на след второго помощника, дрессировщик подает команду «Фу» и направляет ее на правильный след.

Постепенно условия работы собаки еще усложняют: угол пересечения следов делается острый; второй помощник прокладывает след позднее и он будет свежее; вводятся следы животных, пересекающие правильный след; след второго помощника не пересекается, а идет некоторое время по одной линии со следом первого помощника, а затем следы расходятся, причем в точке их расхождения оба помощника делают повороты в разные стороны (на последующих занятиях первый помощник сворачивает в сторону, а второй продолжает идти по прямой); прокладка следа переносится в более людные места и населенные пункты; правильный след пересекают следы нескольких помощников и, наконец, проводится так называемая веерная выборка.

При веерной выборке к искомому следу подходят со стороны три-четыре следа других помощников, проложенных в разное время. Затем все следы одновременно расходятся веером в различных направлениях. Это отвлекает собаку, но она не должна сбиваться. Продолжая идти по правильному следу, собака должна найти помощника.

Обычно веерная выборка вводится после того, как собака будет прорабатывать достаточно четко слепой след. Но начинать указанные занятия необходимо все же по контрольному следу.

После того как у розыскной собаки будут отработаны задержание, конвоирование, работа по следу и обыск местности, курс специальной дрессировки заканчивается выработкой навыка «сторожовки» на месте и в движении.

По команде «Слушай» и направляющему жесту дрессировщика собаку приучают к длительному настораживанию. О приближении человека или группы людей она должна оповещать без лая только изменением своего поведения. Кроме того, ее приучают активно задерживать посторонних по команде дрессировщика.

Настораживание собаки является по существу проявлением одной из врожденных особенностей – проявлением ориентировочной реакции на все новое (новый звук, шум, шорох, появление человека и т.п.). Эта реакция всегда предшествует другой реакции, т.е. за ней, в зависимости от обстановки, следует какое-либо ответное действие собаки.

У розыскной собаки при сторожовке длительное настораживание сменяется проявлением активно-оборонительной реакции – стремлением обнаружить приближающегося человека и наброситься на него. Объясняется это тем, что при обучении собаки появление постороннего человека было связано с его нападением на нее.

Для занятий следует выбирать участок местности, покрытый кустарником, деревьями или другими предметами, прячась, за которые помощник мог бы скрытно приблизиться к собаке.

Желательно, чтобы первые занятия проводились в местах с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей в сумерки или на рассвете. В это время у собаки обостряются слух и обоняние и она скорее услышит или учует приближающегося «злоумышленника».

Перед занятиями дрессировщик подробно инструктирует помощника, указывает место, откуда он должен начинать подход к собаке, и согласовывает все дальнейшие действия (начало подхода, его скорость, количество остановок, момент появления в поле зрения собаки, активность нападения на собаку и т.п.).

Усадив собаку в 80–100 м от укрывшегося помощника, дрессировщик продолжает держать собаку на поводке, стоя справа около нее. Взявшись за поводок левой рукой (в 10–20 см от ошейника), он два-три раза шепотом в настороженном тоне произносит команду «Слушай», одновременно указывая правой рукой в сторону помощника.

В заранее установленное время, но ни в коем случае не раньше, помощник начинает медленно двигаться по направлению к собаке. Чтобы лучше привлечь ее внимание, он несколько раз останавливается, имитируя на ходу достаточно сильные шорохи.

Первой задачей дрессировщика является выработка у собаки настораживания по команде «Слушай» и предупреждение возможного лая. Он должен внимательно наблюдать за изменением поведения собаки. При настораживании собаки в сторону приближающегося помощника дрессировщик немедленно поощряет ее командой «Хорошо» и после этого опять подает команду «Слушай».

По мере приближения помощника настороженность собаки обычно усиливается, поведение ее становится возбужденным (особенно у злобных собак с выраженной активно-оборонительной реакцией).

Чтобы своим появлением не вызвать у собаки лая, а также в тех случаях, когда она залаяла на шорох, помощник на первых занятиях не выходит на собаку. Отклоняясь постепенно в сторону, он проходит мимо, маскируясь в кустах или между деревьями.

Визг или лай собаки, вызванный ее возбуждением, дрессировщик должен немедленно пресекать командой «Фу» и рывком поводка. Если собака, несмотря на запрещение и применение поводка, продолжает лаять, нужно повторить команду «Фу» и зажать морду собаки рукой. С такими собаками рекомендуется провести несколько занятий по более четкой и безотказной отработке запрещающей команды «Фу».

Если собака слабо реагирует на шорохи и даже на появление помощника, последний должен подойти к ней и вызвать у нее агрессию. Для этого помощник нападает на собаку и, если потребуется, несильно ударяет ее несколько раз жгутом, а затем убегает. В этот момент дрессировщик подает команду «Фасс» и спускает собаку с поводка на задержание помощника.

После нескольких занятий, когда у собаки установится связь на команду «Слушай», можно вводить усложнения: проводить занятия каждый раз в новой обстановке; постепенно увеличивать расстояние от исходной точки помощника до дрессировщика с собакой, ослабить шорохи, имитируемые помощником; использовать различных помощников, появляющихся с разных сторон; проводить занятия в любую погоду и в разное время суток; после обнаружения помощника посылать собаку на его задержание.

Одновременно с отработкой у собаки навыка настораживания она приучается не проявлять агрессии и безразлично относиться к людям, сопровождающим дрессировщика и находящимся поблизости от него. Сначала собаку приучают к присутствию одного человека, который должен находиться в пяти-десяти шагах позади дрессировщика, не возбуждая собаку своим поведением. Малейшее отвлечение собаки строго пресекается дрессировщиком (использование команды «Фу» в угрожающей интонации и, если необходимо, принуждения).

На каждом занятии должен присутствовать новый человек, чтобы у собаки не появилось безразличного отношения только к определенному человеку. Когда собака перестанет реагировать на этого человека, следует оставлять на занятии двух, трех и более человек.

После того как у собаки будет достаточно хорошо отработан навык на команду «Слушай» и заторможен лай на шорохи, следует вводить усложнения, переходя к занятиям по отработке сторожовки во время движения.

Занятия проводятся, как и при отработке этого навыка на месте. Желательно, чтобы участок, где проводятся занятия, был покрыт кустарником и деревьями, причем длина участка должна быть значительно больше.

Взяв собаку на поводок, дрессировщик идет с ней навстречу помощнику, который находится в 250–300 м. Момент выхода дрессировщика с собакой необходимо заранее согласовать с помощником, который должен одновременно медленно идти на сближение. Чтобы привлечь внимание собаки, помощник иногда делает короткие остановки и имитирует сильные или слабые шорохи (в зависимости от подготовленности собаки).

Дрессировщик с собакой останавливается примерно через каждые 30–50 м. Делая вид, что он внимательно прислушивается, дрессировщик шепотом подает команду «Слушай», сопровождая ее направляющим жестом в ту сторону, откуда должен приближаться помощник. При этом дрессировщик должен очень внимательно наблюдать за собакой. Только в этом случае он заметит перемены в ее поведении, связанные с тем, что она услышала или учуяла помощника.

Как только собака своим поведением оповестит дрессировщика о приближении «злоумышленника», ее поощряют восклицанием «Хорошо». Затем снова подается команда «Слушай». Дрессировщик удлиняет и ослабляет поводок, чтобы собака могла свободно двигаться по направлению к помощнику.

Как только помощник будет обнаружен, нужно послать собаку на его задержание, подав команду «Фасс». После задержания собака конвоирует помощника, а дрессировщик следует за ними и по приходе на место «сдает» помощника третьему лицу.

Специальный курс дрессировки розыскной собаки заканчивается отработкой навыка сторожовки на месте и в движении. В дальнейшем, для закрепления и совершенствования привитых собаке навыков, занятия совмещаются с работой по следу и обыском местности. При этом нужно стремиться, чтобы условия занятий были приближены к условиям практической работы розыскной собаки.

 

 

Глава VII

Date: 2016-05-14; view: 469; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию