Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безразличие к найденному корму





Выработка стойкого тормозного условного рефлекса на отказ брать лакомство – пищу из рук чужого человека или пищу, найденную на земле, имеет большое практическое значение.

Этот навык не только дисциплинирует поведение собаки (развивает и укрепляет в нервной системе процесс активного торможения), но и предупреждает возможность ее отвлечения и случайного отравления.

Основными условными раздражителями для этого навыка служат команда «Фу», вспомогательные команды «Возьми», вид лакомства в руке «чужого» человека, а также вид пищи, лежащей на земле.

В качестве безусловных раздражителей используются рывок поводком, применение строгого ошейника, удар хлыстом, удар электрическим током.

Прием этот следует прорабатывать после отработки запрещения, а также после закрепления выдержки в различных положениях.

Первоначальные упражнения проводятся во время кормления собаки. Посадив или уложив собаку, дрессировщик ставит перед ней посуду с пищей. При попытках собаки подойти к пище дрессировщик использует команду «Фу», затем вновь принуждает собаку принять прежнее положение. После выдержки собаки перед пищей в течение 20–30 сек. дрессировщик по команде «Возьми» разрешает ей взять пищу. В последующих упражнениях выдержка собаки перед пищей доводится до 3–5 мин.

Дальнейшая проработка этого приема сводится к тому, что дрессировщик кладет на землю лакомство и при попытке собаки взять его подает команду «Фу», сопровождаемую сильным рывком поводка или ударом хлыста. Подобные действия повторяются на первом занятии не более двух-трех раз. Если собака по команде «Фу» не берет лежащее на земле лакомство, ее следует поощрить.

На последующих занятиях куски мяса, кости, хлеб а т.д. заранее разбрасываются помощником в определенных местах. Держа собаку на поводке, дрессировщик подходит с ней к местам, где был разбросан корм, и начинает прогуливаться в различных направлениях, тщательно наблюдая за собакой. При попытке собаки взять пищу с земли подается команда «Фу» в угрожающей интонации, сопровождаемая сильным рывком поводка.

Дальнейшие упражнения проводятся при участии помощника (желательно, чтобы в качестве помощника каждый раз выступали разные люди). Дрессировщик держит собаку на коротком поводке или привязывает ее к столбу, дереву, изгороди, становясь позади собаки. Помощник, выходит из-за укрытия и постепенно приближается к собаке, ласково называя ее по кличке и предлагая лакомство. Если собака сделает попытку взять лакомство, дрессировщик подает команду «Фу», сопровождаемую рывком поводка или ударом хлыста. После этого помощник быстро уходит за укрытие. Через несколько минут упражнение повторяется вновь, но не более чем два-три раза за одно занятие.

На дальнейших занятиях помощники не только предлагают собаке мясо из рук, но подбрасывают его перед собакой на землю. При попытках собаки схватить подброшенный корм дрессировщик подает команду «Фу», подкрепляемую сильным рывком поводка или ударом хлыста. Если собака отказывается брать корм, дрессировщик поощряет ее оглаживанием и восклицанием «Хорошо» и лакомством.

Усложнение этого приема состоит в том, что дрессировщик, привязав собаку за цепь и надев на нее строгий ошейник с длинным поводком, постепенно отходит от собаки. Подошедший из-за укрытия помощник «предлагает» собаке лакомство; если она пытается брать лакомство из рук помощника или с земли, дрессировщик делает сильный рывок поводком. После ухода помощника дрессировщик подходит и поощряет собаку.

Допустимы и более активные действия со стороны помощников. В этом случае дрессировщик уходит от собаки. Помощник, подходящий к собаке, держит в одной руке корм, а в другой (за спиной) – гибкий прут, плотный соломенный жгут или хлыст. Если собака пытается схватить пищу, помощник (из-за спины) наносит ей неожиданный удар прутом вдоль туловища. Такой удар вызывает у собаки проявление оборонительного рефлекса и торможение пищевого рефлекса.

Допустимо и другое действие помощника. В момент, когда собака пытается взять пищу из его рук, он отдергивает руку и легко ударяет собаку по морде той же рукой, в которой держал корм. Как только собака начнет проявлять оборонительную реакцию, помощник отбегает за укрытие. В этот момент подходит дрессировщик и поощряет собаку.

Если у собаки преобладает пищевая реакция и она не отказывается брать корм в указанных случаях, нужно использовать индуктор, дающий силу тока не более 0,05 а, а мощность не выше 16 вт. Помощник должен предварительно разбросать в месте, намеченном для занятия (для караульной собаки непосредственно на протяжении закрепленного за ней поста), крупные куски пищи, которые собака не сможет быстро проглотить. Все куски соединяются с очищенными концами тонкого изолированного провода, второй конец которого подсоединен к клемме заземленного источника тока (индуктора). Все провода тщательно маскируют дерном, землей, травой, листьями, снегом и т.д. Помощник, держащий индуктор, находится в укрытии не ближе 15–20 м и наблюдает за собакой. Собаку приводят на место занятий и подпускают на длинном поводке к разбросанным кускам пищи (караульную собаку, как обычно, ставят на пост). Как только собака найдет корм и попытается его взять, помощник включает ток. Притрагиваясь к мясу или кости, собака получает удар током, что заставляет ее не брать корм. Подобные упражнения повторяются два-три раза. Каждый раз дрессировщик подходит к собаке и успокаивает ее оглаживанием и восклицанием «Хорошо».


Занятия с использованием индуктора рекомендуется проводить преимущественно весной, летом и осенью, когда легко замкнуть электрическую цепь через заземление. Для собак караульной службы в зимних условиях нужно подключать один провод от индуктора к лежащей под блоком пище, а другой – непосредственно к проволоке блокпоста. В этом случае замыкание электрической цепи происходит с помощью проволоки, прикрепленной одним концом к кольцу караульной шлейки, а другим – к плотно надетому строгому ошейнику.

Основные ошибки: 1) привлечение к занятиям всегда одного и того же помощника и проведение дрессировки в одном и том же месте. В этих случаях у собаки возникает нежелательная связь и она приучается не брать корм только из рук определенного человека и только в определенном месте; 2) использование одного вида пищи (например, сырого или вареного мяса), вызывающее нежелательную связь, в результате которой собака не берет с земли только этот вид корма; 3) плохая маскировка проводов индуктора, идущих к кускам пищи, приучающая собаку не брать пищу с земли только при виде провода; 4) удар током в тот момент, когда пища находится в пасти собаки. Это может вызвать стойкое запредельное торможение, ведущее к угнетенному состоянию собаки и снижению ее работоспособности.

 

 

Подача голоса

Навык подачи голоса имеет вспомогательное значение и необходим для некоторых специальных служб (караульной, защитно-караульной, розыскной). Этот прием следует прорабатывать в конце общей дрессировки. В качестве основных условных раздражителей используются команда «Голос», которую можно заменить пощелкиванием пальцев правой руки, поднятой перед мордой собаки, или соответствующий жест – помахивание правой рукой, поднятой на уровень плеча ладонью вперед и согнутой в локте. По команде «Голос» или жесту собака должна громко и отрывисто залаять.

Раздражителями, побуждающими собаку к подаче голоса для выработки условных рефлексов на команду и жест, могут являться: пищевой раздражитель (лакомство), оборонительный раздражитель (дразнящий собаку помощник), аппортировочный предмет, лай другой собаки и т.д. Для собак с повышенной возбудимостью и хорошо выраженной пищевой реакцией с успехом можно использовать вкусопоощрительный метод дрессировки.


Посадив собаку перед собой и наступив ногой на опущенный на землю поводок (чтобы собака не могла подпрыгивать), дрессировщик берет в правую руку лакомство и, произнося команду «Голос», двигает лакомство перед мордой собаки (рис. 30). Вид лакомства возбуждает собаку, но взять его она не может и начинает лаять. Подкрепляя лай лакомством, дрессировщик оглаживает собаку и восклицает «Хорошо». Во время первых упражнений следует подкреплять лакомством всякую попытку собаки залаять, постепенно отрабатывая продолжительный лай. С этой целью можно усилить свое воздействие на собаку. Привязав ее к какому-либо предмету (колу, забору, дереву) и возбудив видом лакомства, можно отходить от нее, произнося при этом команду «Голос». Как только собака начнет лаять, дрессировщик подходит к ней и дает лакомство. Такие действия следует повторить два-три раза.

 

Рис. 30. Подача собакой голоса при виде лакомства.

 

Для собак с выраженной оборонительной реакцией можно использовать в качестве раздражителя возбуждающие действия помощника. Для этого дрессировщик держит собаку на коротком поводке или же привязывает на цепи к какому-либо предмету. Помощник выходит из-за укрытия и, постепенно приближаясь к собаке, начинает ее дразнить (размахивает руками, совершает резкие движения). В это время дрессировщик несколько раз подает команду «Голос» и, когда собака залает, поощряет ее оглаживанием и восклицанием «Хорошо». Помощник в это время скрывается за укрытие. Это повторяется два-три раза. После нескольких подобных упражнений у собаки образуется условный рефлекс на команду «Голос» и она начинает лаять лишь по одной команде, не видя помощника.

У многих собак навык подачи голоса может быть отработан на основе большого их стремления – «заинтересованности» в подаче предмета (аппортировки) Возбудив собаку видом привычного для нее аппортировочного предмета, дрессировщик кладет этот предмет на высокое место, недоступное для собаки (ветка дерева, высокий забор, полка). Подавая команды «Голос», «Голос», «Аппорт», он побуждает собаку взять предмет. Стремясь достать аппортировочный предмет, собака возбуждается и начинает лаять (рис. 31). Дрессировщик подкрепляет подачу голоса тем, что на виду у собаки достает указанный предмет и отдает его собаке, а также оглаживанием ивосклицанием «Хорошо».

 

Рис. 31. Подача собакой голоса на аппортировочный предмет.

 

Для щенков и молодых собак с успехом может быть применен подражательный метод. Для этого собаку, которая хорошо подает голос, ставят рядом с дрессируемой собакой. Подавая команду «Голос» или используя один из приведенных способов, вызывают голос у обученной собаки. Это побуждает вторую собаку тоже залаять. Действие ее подкрепляют поощрением.

Чтобы приучить собаку подавать голос по жесту, нужно сопровождать жест командой «Голос», не забывая при этом поощрять собаку. После ряда таких совместных воздействий жеста и команды у собаки устанавливается условный рефлекс на подачу голоса только по жесту (условный рефлекс второго порядка). Подачу голоса по жесту без сопровождающей команды каждый раз следует закреплять поощрением.


Усложнения при отработке этого навыка заключаются в следующем. Нужно добиться от собаки подачи голоса из различных положений (посадки, укладки, стойки на месте), на различных расстояниях (до 15 м), при наличии отвлечений и в случае задержки поощрения.

Основные ошибки: 1) попытка вызвать у собаки лай посредством сильных рывков поводка или ударов хлыста. Это вызывает пассивно-оборонительную реакцию и «боязнь» дрессировщика; 2) перевозбуждение собаки в результате слишком длительных действий помощника, приводящее к тому, что собака перестает подавать голос.

 

 

Глава IV

КАРАУЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

Караульные собаки используются для несения службы при охране различных сооружений, складов, магазинов, садов, аэродромов, железнодорожных мостов и других объектов.

Основное назначение караульной собаки – предупредить громким лаем часового или сторожа о приближении посторонних лиц, пытающихся проникнуть на объект, а также борьба с ними и помощь при задержании.

Служба караульных собак – это только вспомогательное средство, усиливающее надежность и бдительность охраны. Поэтому нельзя выставлять на пост собаку вне предела слышимости ее лая или, тем более, поручать охрану объекта только собаке.

Караульных собак можно использовать для несения службы в любое время суток (преимущественно с наступлением темноты), при любой погоде и видимости, во время тумана, сильного снегопада и дождя. Кроме того, караульные собаки успешно используются для охраны скрытых подступов к объекту.

Постом караульной собаки называется участок местности, приспособленный для использования караульной собаки, или закрытое помещение.

Посты караульной собаки могут быть двух видов: пост несвободного окарауливания, когда собака несет службу, находясь на привязи около двери, ворот, в узком проходе или на приспособленном участке местности; пост свободного окарауливания – в этом случае собака находится без привязи в загороженном со всех сторон участке или в закрытом, изолированном помещении.

Посты несвободного окарауливания в свою очередь делятся на подвижные и неподвижные.

Неподвижным называется такой пост, когда собака находится на цепи (на глухой привязи) и радиус ее движения равен примерно двум метрам (длина цепи). Чтобы устроить неподвижный пост на территории охраняемого участка, очищенного от мусора, в землю на глубину 1– 1,5 м вкапывают столб диаметром 20–25 см и высотой около 50 см (от земли). К столбу прочно прикрепляют скобу, к которой пристегивается цепь с двумя вертлюгами, необходимыми для того, чтобы собака не могла в ней запутаться.

Неподвижный пост устраивают обычно при охране узких проходов, при входе в помещение около входных ворот или двери, а также в тех случаях, когда по каким-либо причинам нельзя оборудовать подвижный пост или пост свободного окарауливания.

На подвижном посту (блок-пост) собаке может быть отведен для охраны участок до 60–80 м. В этом случае собака, находясь на привязи, может двигаться на длину приспособленной проволоки-катанки, по которой скользит кольцо (ролик), прикрепленное к цепи собаки. Блокпост может быть подвесной или наземный.

Для устройства подвесного блок-поста в землю на глубину не менее 1,5 м вкапывают два столба диаметром не менее 20 см. Расстояние между ними не должно превышать 80 м и может уменьшаться в зависимости от длины охраняемого участка.

Между столбами натягивается проволока диаметром 6–8 см; на нее надевается прочное, хорошо сваренное кольцо или ролик, к которому прикрепляется конец цепи с вертлюгами. Высота столбов над уровнем земли 2–2,5 м; она зависит от расстояния между столбами и от длины проволоки (чем больше расстояние, тем выше должны быть столбы). Проволока должна иметь при натяжении прогиб с таким расчетом, чтобы в центре блокпоста она не была ниже 1,5 м от земли. Нельзя сильно натягивать проволоку, так как в этом случае она будет очень пружинить и причинит собаке боль во время резких рывков и бросков вперед. Это может вредно отразиться на качестве работы собаки.

Чтобы собака не могла запутаться вокруг одного из столбов, около них на проволоке делают ограничители примерно на длину цепи (около 2–3 м), препятствующие скольжению кольца (ролика) до самых столбов. Для натяжения или ослабления проволоки нужно иметь на одном из ее концов соответствующее приспособление. Между одним из ограничителей и столбом можно приспособить полый цилиндр с ввинченными в него болтами (талреп) (см. приложение). Территория охраняемого участка, как и на неподвижном посту, должна быть очищена вдоль проволоки на ширину не менее 6–8 м.

Наземный блок-пост имеет почти то же устройство, что и подвесной. При оборудовании наземного блок-поста столбы, к которым прикрепляется проволока, выступают над землей лишь на 20–30 см и поэтому проволока в середине блока может соприкасаться с землей. Чтобы кольцо цепи лучше скользило по проволоке, землю вдоль блока хорошо утрамбовывают и делают небольшое углубление (это уменьшает возможность соприкосновения проволоки с землей) или прокладывают хорошо оструганные и пригнанные доски. В этом случае также рекомендуется делать ограничитель, но ролик для скольжения цепи не применяется.

Наземный блок-пост оборудуется обычно в целях маскировки поста или в тех случаях, когда проволока, натянутая на высоте 1,5–2 м, будет мешать движению транспорта.

Караульная собака, подготовленная для несения службы, должна отвечать следующим требованиям: 1) при несвободном окарауливании – предупреждать лаем часового о приближении постороннего человека не ближе как за 40 мот поста с внешней стороны охраняемого объекта; 2) при свободном окарауливании – предупреждать лаем часового о попытке постороннего проникнуть на территорию охраняемого участка (помещения); 3) быть недоверчивой к посторонним людям, проявляя к ним активно-оборонительную реакцию, вступать с ними в борьбу и задерживать до прихода вожатого; 4) не проявлять пассивно-оборонительной реакции на выстрелы, взрывы и другие сильные звуковые раздражители; 5) не брать корм, подброшенный посторонним, а также не подбирать никакой пищи на земле.

В соответствии с этими требованиями наиболее подходят для караульной службы собаки с преобладающей или сильно выраженной активно-оборонительной реакцией и непригодны собаки с ярко выраженной пищевой реакцией. По типу высшей нервной деятельности лучше должны работать собаки, которые ближе стоят к неуравновешенному возбудимому и уравновешенному подвижному типу. Караульные собаки должны иметь хороший слух, нормальное обоняние, зрение и здоровые зубы. По внешнему виду это крупные, сильные животные с хорошей мускулатурой и густым шерстным покровом.

Из собак служебных пород лучшими караульными собаками являются наши отечественные овчарки. Кавказская, среднеазиатская, южнорусская, а также восточноевропейская.

Положительные результаты дал опыт Центральной школы военного собаководства по выведению новых пород. Такие породные группы, как московская сторожевая, черный терьер и другие, успешно применяются последнее время для караульной службы.

Дрессировка караульной собаки включает обязательный минимум приемов общей дрессировки и специальные приемы, необходимые для успешного выполнения практической работы.

К обязательному минимуму приемов общей дрессировки относятся: подход к вожатому (команда «Ко мне»); движение рядом с вожатым (команда «Рядом»); переход в свободное, нерабочее состояние (команда «Гуляй»); прекращение нежелательных действий (команда «Фу»); безразличное отношение к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям; приучение к наморднику и шлейке; приучение к стойке на месте (команда «Стоять» – для чистки и осмотра собаки).

Нормативы отработки этих приемов те же, что и для собак прочих служб, с той лишь разницей, что дрессировку караульных собак можно заканчивать на удлиненном поводке (это сокращает при выполнении приемов расстояние от собаки до дрессировщика).

Для использования собаки по караульной службе у нее должны быть отработаны следующие навыки, составляющие специальный курс дрессировки: развитие злобности, смелости и недоверчивого отношения к посторонним людям; приучение к активному беспрерывному облаиванию посторонних людей; развитие правильной хватки; навык к охране неподвижного или подвижного поста, а также к свободному окарауливанию (в зависимости от назначения); приучение к отказу от корма, предлагаемого или подброшенного посторонним человеком, а также от корма, найденного на земле.

При проведении занятий по специальной дрессировке особенно важна роль помощников. Успех дрессировки и быстроты выработки у собаки необходимых навыков в первую очередь зависит от правильных действий помощника. Поэтому в качестве помощников можно привлекать только лиц, хорошо знакомых с техникой отработки у собаки специальных навыков. Это должны быть смелые и энергичные люди.

Для проведения занятий необходимо привлекать несколько помощников (желательно, чтобы они менялись на каждом занятии), так как наличие определенного помощника может вызвать у собаки нежелательную связь– активно-оборонительная реакция будет проявляться только на этого человека.

Во время занятий нужно стремиться создавать условия, наиболее близкие к той обстановке, которая может встретиться в действительности. Поэтому перед каждым занятием дрессировщик должен заранее детально проинструктировать помощников, ознакомить их с индивидуальными особенностями собаки, не допуская никакой искусственности в их действиях.

Такой инструктаж проводится обязательно в отсутствие собаки, так как во время занятий должна быть создана естественная обстановка, исключающая какие бы то ни было указания и разговоры.

В исключительных случаях, при необходимости дать какое-либо указание помощнику, дрессировщик должен сделать это незаметными для собаки условными знаками или сигналами.

Стремясь приблизить обстановку занятий к действительной обстановке, которая может встретиться на практической работе, необходимо обращать должное внимание на одежду помощников во время проявления собакой активно-оборонительной реакции, при развитии у нее злобности, а также при отработке задержания и конвоирования человека.

При проведении этих занятий с собаками караульной, защитно-караульной, розыскной и других служб помощник выполняет не только ответственную, но в ряде случаев и опасную работу (возможны сильные покусы).

Для предохранения от покусов имеются специальные дрессировочные костюмы и халаты из брезента, стеганные на вате. Недостаток их состоит в том, что подобная «одежда» резко отличается от обычной. При регулярном использовании дрессировочных костюмов у собаки образуется нежелательная связь: активно-оборонительная реакция проявляется только на человека, одетого в дрессировочный халат или костюм. Чтобы избежать этого, помощники должны пользоваться защитной одеждой только при крайней необходимости, иногда заменяя ее дрессировочным рукавом, обычно надеваемым на правую руку (рис. 32); когда собака находится на привязи, можно обходиться без него. Но и пользуясь защитным рукавом, помощник должен проявлять достаточную ловкость, наблюдательность и опыт, чтобы в нужный момент суметь подставить его нападающей собаке. Опытные дрессировщики очень редко пользуются специальными халатами и костюмами. Это, конечно, связано с некоторым риском, но дает хорошие результаты.

К отработке специальных приемов обычно приступают после того, как у собаки будут выработаны навыки по общим приемам и установится необходимый контакт с дрессировщиком.

 

Рис. 32. Дрессировочный рукав.

 

Вся работа караульной собаки построена на развитии и закреплении у нее активно-оборонительной реакции. Основой для дальнейшей отработки всех специальных приемов караульной службы является развитие злобности, агрессии, смелости и недоверчивого отношения к посторонним людям.

Чтобы уменьшить действия различных отвлекающих раздражителей, первые занятия по развитию злобности и недоверчивости нужно проводить в знакомой для собаки обстановке, в тихом месте, с минимальным количеством отвлечений. Место занятий желательно периодически менять, чтобы у собаки не выработалась нежелательная связь на то место, где проводятся занятия.

Первые занятия проводятся в присутствии дрессировщика. Он привязывает собаку на цепь или держит на крепком поводке. Желательно надевать на собаку широкий ошейник или специальную караульную шлейку (рис. 33).

Заранее спрятавшись в условном месте, помощник, изображающий злоумышленника, начинает привлекать к себе внимание собаки. Через короткие промежутки времени до нее должны доноситься шорохи (на первых занятиях достаточно сильные). Затем, делая крадущиеся движения, он нерешительно приближается к собаке. Дрессировщик возбуждает собаку к нападению на помощника командой «Фасс», указывая на него, и при активном нападении собаки поощряет ее восклицанием «Хорошо».

Замахиваясь на собаку мягким жгутом, помощник старается вызвать ее на агрессивные действия, причем его поведение должно показывать собаке, что он боится ее. Это особенно важно при дрессировке недостаточно активных собак. Когда собака достаточно возбудится и начнет нападать на помощника (рис. 34), он должен бросить жгут, побежать и скрыться за укрытие. После этого дрессировщик поощряет собаку. Через некоторое время, когда собака достаточно успокоится, «нападение» помощника повторяется. Это упражнение по развитию злобности не должно повторяться более двух-трех раз на одном занятии.

 

Рис. 33. Собака в караульной шлейке.

 

Рис. 34. Развитие у собаки злобности.

 

Бывает, что собака слабо реагирует на нападение помощника. В этом случае, чтобы вызвать у нее большую активность, можно применить другие методы. Помощник может, например, переключить «нападение» с собаки на дрессировщика (ее хозяина) или сделать вид, что он пытается отнять у дрессировщика кормушку с пищей, предназначенной для собаки.

В зависимости от агрессивности собаки, наступательные действия помощника с каждым разом должны усиливаться вплоть до нанесения собаке легких ударов. Однако нельзя забывать, что целью занятий является развитие у собаки агрессии и злобности. Поэтому ни в коем случае нельзя подавлять ее активность. Помощник должен внимательно следить за собакой и, учитывая ее поведение, в нужный момент «отступить». На занятиях и во время тренировки собака всегда должна оставаться «победителем».

Каждый раз после ухода помощника дрессировщик должен поощрять собаку восклицанием «Хорошо», оглаживанием и иногда лакомством. Но при поощрении караульных собак, а также собак других служб, требующих развития активно-оборонительной реакции на посторонних людей, нельзя злоупотреблять дачей лакомства; лучше ограничивать поощрение восклицанием «Хорошо» и оглаживанием.

Как только собака начнет достаточно активно нападать на помощника, дрессировщик постепенно отходит от нее, а затем оставляет привязанную собаку одну. Но при этом он на всех занятиях продолжает наблюдать за ее действиями, чтобы в нужный момент прийти на помощь. Особенно это важно вначале, когда требуется возбудить у собаки агрессивные действия. В этих случаях дрессировщик поощряет ее командой «Хорошо», возбуждает командой «Фасс», а также совместным «нападением» на помощника.

Иногда, в процессе занятий, дрессировщик должен выбрать подходящий момент, чтобы пустить собаку на задержание убегающего помощника. Это необходимо для подкрепления активно-оборонительной реакции; такое действие приучает собаку к правильной и сильной хватке, развивает большую агрессию и, вместе с тем, приближает занятия к условиям действительной обстановки.

Чтобы развить у собаки правильную и сильную хватку, помощник должен стараться во время борьбы с ней переключать ее нападение с одной руки на другую. Как только собака схватит его за правую руку, которую он подставляет при ее нападении, он должен левой рукой наносить удары, чтобы переключить внимание собаки на эту руку. Затем таким же образом переключить ее внимание на правую руку. В результате можно добиться того, что собака при борьбе будет наносить не один, а несколько покусов, приучаясь к правильной хватке с перехватом.

«Задержанный» собакой помощник после кратковременной борьбы перестает сопротивляться, а подбежавший дрессировщик принуждает собаку командой «Фу» прекратить активные действия по отношению к спокойно стоящему помощнику. Если собака очень возбуждена и не выполняет команду, нужно повторить команду и одновременно применить физическое принуждение. После короткой выдержки дрессировщик поощряет собаку и отводит от помощника, а другой помощник (знакомый собаке) конвоирует «злоумышленника» и уводит его из поля зрения собаки.

После нескольких занятий у собаки с каждым разом развивается все большая активно-оборонительная реакция, она становится настороженнее, недоверчивей к каждому постороннему человеку, перестает бояться ударов. Достигнув этого, нужно перенести подготовку собаки по специальности в то место, где она в дальнейшем будет нести службу. Если собака предназначается для несения службы на неподвижном посту, дальнейшая отработка и закрепление приобретенных навыков производится уже на этом посту.

Привязав собаку на цепь, дрессировщик дает ей возможность ознакомиться с охраняемым объектом, а затем подает команду «Охраняй» и, уйдя за укрытие, наблюдает за ее действиями. Эту команду нужно подавать каждый раз после постановки собаки на пост. В дальнейшем, как условный раздражитель, она будет служить для настораживания собаки на посту.

После того как дрессировщик поставит собаку на пост, помощник проводит те же занятия, что и при развитии злобности; таким образом, у собаки закрепляются приобретенные навыки, но уже в обстановке ее практической работы. Так как основная задача караульной собаки – предупреждать громким лаем о приближении посторонних людей, необходимо в процессе занятий обращать особое внимание на отработку активного лая.

Обычно собака лает в результате возбуждения, вызванного действиями помощника. Этот момент нужно использовать дрессировщику, чтобы в процессе занятий закрепить навык облаивания постороннего человека. Дрессировщик должен каждый раз поощрять собаку, лающую на появляющегося помощника, а кроме того, оглаживать ее и подавать команды «Хорошо», «Голос».

Иногда при активном облаивании помощник может не приближаться к собаке и совершать меньше движений. Но постепенно даже вид помощника будет вызывать все более и более продолжительный лай. Возбуждать собаку в этом случае нужно лишь после того, как она прекратит лай. После ряда таких упражнений собака будет облаивать также и спокойно приближающегося к ней или даже неподвижно стоящего помощника. Однако беспричинный лай собаки должен немедленно пресекаться дрессировщиком.

Приучение собаки к работе на подвижном посту требует предварительных занятий по приучению к блоку, так как скольжение кольца (ролика) по проволоке вызывает шум – явление, не привычное для собаки. Если собаку предварительно не приучить к тому, чтобы она спокойно и безразлично относилась при работе к этому шуму, собака будет не только отвлекаться на него, но может и проявлять трусость, вплоть до отказа от работы. Чтобы избежать этого, дрессировщик приучает собаку к работе на блоке постепенно. Привязав собаку за цепь к кольцу блока, он медленно проходит с ней вдоль блока и следит за ее поведением. Если собака начинает проявлять беспокойство, вызванное шумом от движения кольца, дрессировщик отвлекает ее игрой, лакомством и т.п. Затем он ускоряет движение с собакой вдоль блока и переходит на бег. Убедившись в том, что собака не обращает внимания и не отвлекается на этот шум, дрессировщик переходит к занятиям с участием помощника.

Чтобы заставить собаку двигаться по всему блоку, помощник пробегает вдоль блока, пытаясь увлечь ее за собой.

На первых занятиях дрессировщик побуждает собаку наброситься на помощника командами «Охраняй» и «Фасс».

Следует также иногда использовать одновременно двух помощников, которые, появляясь поочередно с разных концов блок-поста, заставляют собаку двигаться по блоку от одного к другому.

Посты несвободного окарауливания, как неподвижный, так и подвижный (блок-пост), устанавливаются, как правило, с таким расчетом, чтобы собака охраняла подход к объекту с внешней его стороны (с фронта), не отвлекаясь в тыл. Для того чтобы выработать у собаки дифференцировку, т.е. приучить ее быть настороженной и оповещать активным лаем лишь только в одном направлении, помощник во время занятий должен приближаться к ней из различных исходных точек, но обязательно с фронтовой стороны объекта.

Одновременно с этим собаку приучают не реагировать на людей, проходящих в тылу охраняемого объекта, и особенно на часового, который обычно находится с тыловой стороны поста, на расстоянии не менее 25– 30 м от собаки.

Для этого дрессировщик ставит собаку на пост и, подав ей команду «Охраняй», не уходит из поля зрения собаки, а остается в тылу поста, на расстоянии 30– 40 м от нее. Помощник, изображающий часового, через некоторое время подходит к дрессировщику из-за укрытия с тыла, и они начинают медленно и спокойно ходить. Второй помощник, изображающий злоумышленника, внимательно наблюдает из-за укрытия за поведением собаки и, если она начинает отвлекаться на помощника-часового, заставляет ее переключаться на себя, быстро приближаясь с фронта к посту и возбуждая ее своими действиями.

В процессе занятий дрессировщик постепенно начинает уходить дальше в тыл, и наконец занятия проводятся без него (дрессировщик находится в укрытии). В результате этого собака приучается не отвлекаться в сторону тыла и не реагировать на часового или другого человека, находящегося в тылу поста.

Однако на некоторых объектах собаку приучают к охране и с фронта и с тыла поста. Так, например, подготавливают собаку для несения службы внутри объекта около забора и приучают ее оповещать лаем о появлении постороннего и не допускать, чтобы какой-нибудь человек проник на территорию объекта через забор или вышел с объекта.

В таких случаях подготовка собаки соответственно изменяется. Для этого во время занятий помощник, изображающий злоумышленника, должен появляться и вызывать агрессию у собаки своими действиями не только с фронта, но и с тыла.

К подготовке собаки для работы на посту свободного окарауливания следует приступать после того, как у нее в достаточной мере будет развита злобность, агрессивность и недоверчивое отношение к посторонним людям.

Дрессировщик приводит собаку на ту территорию, где она в дальнейшем будет работать, и, не спуская ее с поводка, дает возможность ознакомиться с обстановкой; одновременно дрессировщик проверяет подготовленность поста и выясняет, можно ли оставить собаку на посту (нет ли свободного выхода для собаки с территории, нет ли повреждений в заборе, стене, двери, окне; убраны ли мусор и различные предметы, которыми собака может себя поранить, и т.п.).

После осмотра объекта дрессировщик спускает собаку с поводка и одновременно подает команду «Охраняй». Спустя некоторое время по условному сигналу дрессировщика заранее проинструктированный помощник начинает имитировать шорохи с внешней стороны забора. Привлекая внимание собаки командой «Охраняй» и направляющим жестом, дрессировщик начинает быстро двигаться и увлекает собаку к тому месту, откуда исходят шорохи.

В это время помощник влезает на забор (или перелезает через него) и начинает возбуждать собаку своими действиями. В дальнейшем занятие проводится так же, как во время приучения собаки к работе на неподвижном посту или на блок-посту.

При подготовке собаки к охране закрытого помещения помощник во время занятий проникает в помещение через окно или дверь после того, как он привлечет внимание собаки шорохом; он может также заранее спрятаться в помещении.

Каждый пост свободного или несвободного окарауливания рекомендуется закреплять за определенной собакой. Это позволит собаке хорошо освоиться с постом, меньше отвлекаться на новые раздражители, связанные с переменой поста, и поэтому она будет лучше, настороженней работать.

Время выставления собак на посты устанавливается в зависимости от обстановки, но максимальная продолжительность службы собак на наружных постах не должна превышать без смены десяти часов в сутки.

Летом, при жаре 30° и выше, рекомендуется сокращать работу собак до двух-четырех часов без смены, в зимнее время, при морозе свыше 25°, смену нужно производить через 4–6 час.

 

 

Глава V







Date: 2016-05-14; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию