Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О личности, ее целостности, взаимосвязях, взаимообусловленности и развитии





С. 28. Генезис сознания неразрывно свя­зан со становлением человеческой личности, с выделением ее из окружающего и противопоставлением ей окружающего как предметного мира, объекта ее деятель­ности. Становление предметного сознания, в котором субъект противополагается объекту, является по существу не чем иным, как идеальным аспектом становле­ния личности как реального субъекта общественной практики.

С. 32. Психология человека обусловлена общественными отношениями, поскольку сущность человека определена совокупностью общественных отношений. Если в отличие от организма, как только биологического индивида, термином «лич­ность» обозначить социальный индивид, то можно будет сказать, что психология человека изучает психику как качественно специфическое свойство личности или что она изучает психику личности в единстве ее внутренних и внешних проявлений. Всякое изучение сознания вне личности может быть только идеа­листическим, так же как всякое изучение личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии, психология изучает его в процессе становления сознательной личности.

С. 88. Единство психики, сознания и деятельности выражается далее в том, что со­знание и все психические свойства индивида в деятельности его не только про­являются, но и формируются; психические свойства личности – и предпосыл­ка и результат ее поведения. Это следующее стержневое положение нашей трактовки психологии.

В новом свете выступает, таким образом, кардинальная проблема развития и формирования личности, всех ее психических свойств и особенностей - спо­собностей, характерологических черт. В деятельности человека, в его делах - практических и теоретических - психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

С. 510. В труде, игре и учении - в них всех совместно и в каждом из них по-своему и проявляется, и формируется личность. Психическое содержание труда, игры и учения - это психическое содержание личности в труде, игре и учении.

Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ психическо­го содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее.

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности вы­ражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам вос­приятия и наблюдения, памяти, внимания и т. д.

Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, … зависят от общего развития личности.

С. 512. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, вы­ражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые дей­ствия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она на­правляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была ей здесь дана, является психологией личности. Личность не выступает лишь как завершение курса психологии. Она проходит через все построение, от начала до конца. Она образует основу, изнутри определяющую трактовку психики челове­ка в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в бо­гатство ее внутренней жизни.

С. 513. Но от психиче­ских провесов надо все же отличать психические свойства личности, те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, состав­ляют основание самой личности и определяют ее психологический облик.

Психические процессы и психические свойства личности фактически неот­рывны друг от друга. С одной стороны, все психические процессы в их конкрет­ном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощуще­ний и восприятий, которые в полноте своего содержания и реального протека­ния зависят вовсе не только от деятельности будто бы изолированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее восприимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Поэтому при изучении любой категории психических процессов - познавательных, эмоцио­нальных, волевых - мы от изучения общих закономерностей переходили к тем индивидуально-типологическим особенностям, которые выступают в данной сфе­ре. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об индивидуально-типологических осо­бенностях в эмоциональной и волевой сфере, - это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: восприим­чивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психи­ческих процессов наметился совершающийся с внутренней необходимостью пе­реход к изучению психических свойств личности. Теперь они должны стать предметом специального изучения.

Психические свойства - не изначальная данность; они формируются и раз­виваются в процессе деятельности личности. Подобно тому как организм не раз­вивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формирует­ся, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется, и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вместе с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психи­ческих процессов к изучению психических свойств личности проходит поэтому через изучение психологической стороны ее деятельности. Единство деятельно­сти, объединяющей многообразные действия и поступки, - в единстве ее исход­ных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личностей в процессе ее деятельности. В труде, уче­нии, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психичес­кое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состоя­ние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психического облика. Некоторые акты в своем психическом содержании характеризуют, ско­рее, обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

С. 541. Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопостав­лять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство.

Об­щая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого.

Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответ­ствии с этим совершенно специфично и индивидуализированно развивается и одаренность.

С. 556. Через отношение к другим людям формируются у человека и специфические человеческие чувства к самому себе как человеческому существу, как личности, формируются личностные чувства как чувства общественные.

Не появление личностных чувств порождает личность и специфическое для человека отношение к окружающему миру и к самому себе, а становление в про­цессе общественной практики и исторического развития личности как субъекта практики и конкретного носителя общественных отношений порождает личност­ные чувства.

С. 583. В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие инди­видуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств.

Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различием в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направляются и какое отношение к ним человека они выражают.

С. 620. Итак, темперамент - динамическая характеристика личности во всех ее действенных проявлениях и чувственная основа характера. Преобразуясь в про­цессе формирования характера, свойства темперамента переходят в черты харак­тера, содержание которого неразрывно связано с направленностью личности.

Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.

С. 621. Характер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отношений. Напро­тив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, через отношение к миру и определяются.

 

Жизненный путь личности

С. 641. Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершаю­щегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только разви­вается как всякий организм, но и имеет свою историю…

…Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной челове­ческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был?- что я сделал? - чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была.

С. 642. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в извест­ном смысле другим человеком…

…В этом ключ к пониманию развития личности - того, как она формируется, совершая свой жизненный путь. Ее психические способности не только предпо­сылка, но и результат ее поступков и деяний, В них она не только выявляется, но и формируется.

С. 643. Всякий человек имеет историю, поскольку он включается в историю человечества. Можно даже сказать, что человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои «собы­тия» — узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

С. 643. Через посредство объективных про­дуктов своего труда и творчества человек становится человеком, поскольку че­рез продукцию своего труда, через все то, что он делает, человек всегда соотно­сится с человеком.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1977. – 304 с.

Глава V ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

1. Личность как предмет психологического исследования

 

С. 159- 160. Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности воз­никают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психоло­гии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; нако­нец, на определенном уровне анализа лич­ность выступает со стороны своих природ­ных, биологических особенностей как пред­мет антропологии, соматологии и генетики человека.

С. 167. Взгляды на соотношение биологического и социального факторов как на простое их скрещивание или делящие психику человека на сосуществующие эндосферу и экзосферу уступили свое место более сложным пред­ставлениям. Они возникли в связи с тем, что движение анализа как бы обернулось: глав­ной стала проблема внутренней структуры самой личности, образующие ее уровни, их соотношения.

С. 172. Марксистский диалектический ме­тод требует идти дальше и исследовать раз­витие как процесс «самодвижения», т. е. ис­следовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собст­венные моменты.

С. 173. Такой подход необходимо приводит к по­ложению об общественно-исторической сущ­ности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наде­ленный определенными природными свойст­вами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта обще­ственных отношений. Иначе говоря, в отли­чие от индивида личность человека ни в ка­ком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его, сознание, она ею порождается. Иссле­дование процесса порождения и трансформа­ций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных ус­ловиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

2. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ

С. 174. …как раз их четкое различение… понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово личность употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность жи­вотного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об ин­дивидах, об их индивидуальных особенно­стях (возбудимое, спокойное, агрессивное животное и т. д.; то же, конечно, и о ново­рожденном). Мы всерьез не говорим о лич­ности даже и двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество осо­бенностей, приобретенных под воздействием социального окружения; кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социаль­ного факторов. Любопытно, наконец, что в психопатологии описываются случаи раз­двоения личности, и это отнюдь не фигу­ральное только выражение; но никакой па­тологический процесс не может привести к раздвоению индивида: раздвоенный, «раз­деленный» индивид есть бессмыслица, про­тиворечие в терминах.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

С. 183. При другом подходе к личности в его ос­нову кладется категория предметной челове­ческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований и порождае­мых ею форм психического отражения.

Такой подход уже с самого начала позво­ляет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис лично­сти, от которого и зависит, что именно вхо­дит и что не входит в характеристику чело­века именно как личности. Решение это исходит из положения, что реальным бази­сом личности человека является совокуп­ность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятелъностей.

С. 186. Общий вывод из сказанного состоит в том, что в исследовании личности нельзя ограни­чиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее кон­кретных видов и форм и тех связей, в кото­рые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направле­ние исследования обращается — не от приоб­ретенных навыков, умений и знаний к ха­рактеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, делают их возможными.

 


[1] Крайг Г. Психология развития. - СПб. - 2000. - с. 89.

 

Date: 2016-05-14; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию