![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Зарубежные концепции личности
Психоанализ З. Фрейда (1856 – 1939). Учение Фрейда о бессознательном широко известно и не без основания пользуется большой популярностью. Создавалось оно чрезвычайно биографично. Фрейд в первую очередь разрабатывал личные проблемы, которые выходили на первый план. Но, в целом, его учение представляет стройную систему взглядов на структуру личности, движущие силы и мотивы сферы бессознательного, механизмы, периодизацию психосексуального развития и другие проблемы. Поэтому логика изложения основных идей учения не совпадает с историей их возникновения и разработки. В ранних работах Фрейд отмечал, что психическая жизнь человека состоит как бы из двух частей: сознательной и бессознательной. Сознательная часть – как верхушка айсберга – невелика, и в общем то, не имеет существенного значения в психической жизни человека. Именно область подсознания, как подводная часть айсберга, содержит в себе инстинкты и движущие силы, объясняющие все нюансы поведения человека. Классификации человеческих инстинктов он не разработал, но выделял две большие группы инстинктов: - инстинкты жизни: голод, жажда, секс, направленные на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные силы или либидо – форма психосексуальной энергии в которой они проявляются; - инстинкты смерти – разрушительные силы, направленные внутрь (мазохизм, суицид) или во вне (агрессия, ненависть). В соответствие с этим в структуре личности выделяется следующие сферы или уровни: - Ид (Оно) – низший уровень – сфера бессознательного. Именно в ней действуют основные группы инстинктов, которые и определяют в основном психическую деятельность и особенности поведения человека; - Эго (Я) – уровень сознательной деятельности человека, рационального осмысления своей деятельности и поведения и стремления объяснить их с этих позиций; - Супер-эго (Сверх Я) – высший уровень надсознательных процессов, воспринятых морально-нравственных традиций, норм подлежащих категоричному исполнению. Это уровень долженствования – «то что я обязан делать, исполнять, не смотря ни на что». Эта модель личности тесно связана со стадиями, возрастными периодами психосексуального развития. Фрейд выделяет следующие периоды: - оральная стадия (0-18 месяцев) – зона сосредоточения энергии либидо – рот через который происходит удовлетворение главных потребностей существования (сосание, касание, жевание). Главная задача этого периода, состоит в закладке основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Фиксация на этой стадии порождает инфантильность, зависимость от взрослых (руководителей), причем может выражаться амбивалентно как в конформном, так и негативном (нонконформном) поведении; - анальная стадия (1,5-3 года) - зона сосредоточения энергии либидо - анус (удержание или выталкивание фекалий). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития - приучение к туалету (умение разграничить требования и социальные ограничения, исходящие от родителей). Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало на этой стадии. Поощрение детей к регуляторному опорожнению кишечника, поддерживающее старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей. Фиксация на этой стадии и проблемы формируют упрямство, часто жестокость или аккуратность и бережливость; - фаллическая стадия (3-6 лет) - зона сосредоточения энергии либидо - половые органы, дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери (став свидетелями полового акта родителей или рисуя «первичную» сцену в своем воображении). Доминирующие конфликты и основные понятия: комплекс Эдипа, комплекс Электры, страх кастрации, идентификация с агрессором, зависть к пенису. Следствием разрешения эдипова комплекса является развитие супер-эго или совести ребенка. Неразрешимые проблемы эдипова комплекса являются основным источником последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности; - латентная стадия (6-12 лет) - зона сосредоточения либидо проявляется слабо (сексуальное бездействие или начало мастурбации). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития - расширение социальных контактов со сверстниками; - генитальная стадия (пубертат - половое созревание) - зона сосредоточения энергии либидо - половые органы, когда для удовлетворения либидозного влечения необходим партнер. И молодой человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его личности (способность к гетеросексуальным отношениям). Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития - установление интимных отношений или влюбленность, внесение своего трудового вклада в общество. Фиксация на проблемах этой стадии порождает бесчисленное многообразие психических отклонений в развитии личности Психическое созревание личности заканчивается в основном в подростковом и юношеском возрасте. По Фрейду, на любой из этих психосексуальных стадий у индивида может произойти фиксация - задержка или остановка развития. Условиями возникновения фиксации Фрейд считал факторы фрустрации (возникает в результате пресечения родителями или воспитателями психосексуальных потребностей ребенка) и сверхзаботливости (предоставление ребенку недостаточного количества или отсутствие возможностей самому управлять своими внутренними функциями). В результате происходит чрезмерное скопление либидо, что в последствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения» (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии (то есть возврату на более раннюю стадию психосексуального развития) в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого индивидуума характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития, которой он достиг или на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связано формированииие и развитие различных типов характера. Оральный характер: - Орально-пассивный тип личности (формируется у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве). Основные черты - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной независимости. - Орально-агрессивный тип личности (формируется в результате фиксации на орально-садистической фазе в течении второй половины первого года жизни, когда кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения). Основные черты - любовь к спорам, пессимизм, саркастические «покалывания», а также частое циничное отношение ко всему окружающему; тенденция эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. Анальный характер: - Анально-удерживающий тип личности (формируется у ребенка при чрезмерной тенденции «удерживания» (запорах), распространяющейся на другие виды поведения, в ответ на жесткие требования родителей «сейчас же сходить на горшок»). Основные черты - необычайная упрямость, скупость, методичность и пунктуальность; недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. - Анально-выталкивающий тип личности (также обусловлен родительской строгостью в отношении туалета). Основные черты - склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, возможна даже садистская жестокость; в любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания. Фаллический характер: - Мужской фаллический тип личности. Основные черты - дерзкое поведение, хвастливость и опрометчивость; стремление добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителями противоположного пола) и постоянные попытки доказать свою мужественность и половую зрелость; они убеждены в том, что они «настоящие мужчины», один из вариантов - безжалостное завоевание женщин (поведение по типу Дон Жуана). - Женский фаллический тип личности. Основные черты - склонность флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться невинными и наивными в сексуальном отношении; некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными (таких женщин называют «кастрирующими»). Генитальный характер: это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Основные черты - способность достигать наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без следов чувства вины или конфликтных отношений; удовлетворение в гетеросексуальной любви; отказ от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность и комфорт легко давались и ничего не требовалось взамен; умение трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, и, прежде всего, брать на себя активную роль в разрешении жизненных проблем [8]. Эти стадии и типы характеров связаны у Фрейда с формированием защитных психических механизмов: вытеснения, регрессии, рационализации, проекции, сублимации (мы их не рассматриваем, для этого существует специальный курс). Таким образом, те негативные эмоции, психотравмирующие обстоятельства с которыми сталкивается человек в определенный период своего психосексуального развития подавляются и вытесняются в сферу бессознательного. Но в последствие, при определенных условиях они прорываются и проявляются в поведении человека в виде невротических реакций, снах, описках, оговорках и т.д. В соответствие с чем, Фрейд и его последователи разрабатывали разнообразные методы психодиагностики и психотерапии. Такова, в предельно общих чертах структура личности по Фрейду, основные движущие силы, стадии и механизмы психического развития (рис. 11.6.).
Рис. 11.6 - Структура личности по З. Фрейду
Главное отличие в вопросе о природе либидо. Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы. Юнг считает, что это жизненная энергия вообще, а секс как один из компонентов. Юнг отвергает понятие «эдипов комплекс» и объясняет привязанность ребенка к матери чисто житейскими потребностями, в способности матери их удовлетворять. У Юнга таковой опыт (эдипового комплекса) отсутствовал в собственных детских переживаниях.
Еще одно существенное различие, согласно Юнгу, в том, что человек не есть продукт детских переживаний (по Фрейду). Он может изменяться на протяжении всей жизни. Суть аналитической психологии сводится к следующим основным идеям. К. Юнг выделяет два уровня бессознательного. Личное бессознательное – т. е. воспоминания, желания, подвергшиеся вытеснению или забытые, но которые могут быть восстановлены в сознании. Ниже этого уровня лежит коллективное бессознательное – неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт предков, включая и животных предков (эволюционный опыт). Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного он называет архетипы. Они связаны с такими моментами жизненного опыта как рождение и смерть, основные стадии жизни, реакцией на смертельную опасность и т.д.
Четыре типа встречаются чаще всего: 1. Персона – маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимали окружающие. Персона может неи совпадать с подлинной личностью (аналогично понятию ролевого поведения в социальной психологии). 2. Анима и анимус – отражают предположение, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима – отражение женских (феминных) черт в мужском характере. Анимус – отражение мужский (мускулинных) черт в женском характере. 3. Тень – обратная, темная сторона Я. Глубоко укорена в животном прошлом человека. Совокупность всех аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что «тень» подталкивает нас совершить нечто такое, что чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. В тоже время Она – источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также не возможна. 4. «Я» - важнейший, гармонизирующий все аспекты бессознательного архетип. Создает единство и стабильность личности. Это стремление к самоактуализации, наиболее полное раскрытие личности. Возможно лишь в среднем возрасте (35-40 лет). Наиболее важный этап в развитии личности, не детство, а зрелые годы. К. Юнг вводит также понятия экстравертов и интровертов. Экстраверты – направленность либидо во вне, внешние события, других людей. Эти личности коммуникабельны, легки в общении, легко приспосабливаются, считая, что успех дела зависит от них, а причины неудач следует искать в себе. Интроверты – либидо направлено во внутрь, на собственное созерцание, мир внутренних переживаний. Эти люди любят уединение, не всегда общительны, часто причины неудач видят и ищут в сложившихся обстоятельствах. На основании этого К. Юнг предлагает выделять следующие психологические типы, с учетом того, что все личностные различия проявляют себя в 4 функциях: мышлении, чувствах, ощущении и интуиции. Согласно этому: - мышление и чувства – рациональный уровень восприятия мира (основан на причинных суждениях); - ощущения и интуиция – нерациональный уровень (отсутствует понятие причины). В зависимости от психологической направленности экстраверсии - интроверсии, та или иная функция, которая доминирует в каждой паре функций, в каждый отдельный момент образуется восемь психологических типов: Экстравертированный мыслительный тип; Интровертированный мыслительный тип; Экстравертированный чувствительный тип; Интровертированный чувствительный тип; Экстравертированный ощущающий тип; Интровертированный ощущающий тип; Экстравертированный интуитивный тип; Интровертированный интуитивный тип. Наряду с этим К. Юнг разработал словесно-ассоциативный тест, где в ответ на каждое слово, испытуемый должен сказать первое, что придет ему в голову. В последствии эта идея была положена в основу создания «детектора лжи». Еще одна наиболее известная модель личности в психологии представлена концепцией «иерархии потребностей» или мотивации поведения человека. Автор А. Маслоу (1908 – 1970) – американский психолог, один из основателей гуманистической (экзистенциальной) психологии. С точки зрения Мослоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации – наиболее полному раскрытию своих способностей, задатков и реализации своего потенциала. Это наивысшая человеческая потребность. Но для того, чтобы эта потребность проявилась, должны быть удовлетворены потребности нижележащего уровня (рис. 11.7): - физиологические (органические) потребности (голод, жажда, секс и др.); - потребности в безопасности (чувство защищенности, свободы от страха, неудач, агрессии); - потребности в принадлежности и любви (принадлежность к общности, чувство внимания, заботы, любви, принятия и признания с их стороны); - потребности уважения (почитания) (компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет); - познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать); - эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота); - потребности в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).
Потребность в самоактуализации реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности
Эстетические потребности гармония, симметрия, порядок, красота
Познавательные потребности знать, уметь, понимать, исследовать
Потребности уважения (почитания) компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет
Потребности в принадлежности и любви принадлежность к общности, чувство внимания, заботы, любви, принятия и признания с их стороны
Потребности в безопасности чувство защищенности, свободы от страха, неудач, агрессии
Физиологические (органические) потребности голод, жажда, секс и др.
Рис. 11.7 – Иерархия потребностей по А. Маслоу
В тоже время очень часто методы сбора данных и результаты исследований Маслоу подвергали критике в основном за то, что выборки слишком малы для столь широких обобщений. Кроме того, выбор испытуемых был явно субъективен и основывался лишь на собственных взглядах Маслоу, критерии отбора сформулированы слишком нечетко. В самом деле, выборка испытуемых формировалась из людей неординарных и сумевших себя реализовать,по мнению Маслоу, и самих испытуемых. Поэтому, она не могла быть многочисленной и составляла около 300 человек. Но, результаты и этих исследований показали, что к самоактуализированным можно отнести обычно людей среднего и старшего возраста, как правило, не подверженных неврозам. Таких людей, по мнению Маслоу, 1% от всего населения. А. Маслоу, хотя и соглашался с тем, что его работы не удовлетворяют строгим критериям научного исследования, все же настаивал на том, что никакими другими средствами феномен самоактуализации исследовать невозможно. Он рассматривал свои работы как сугубо предварительные и не терял надежды, что когда-нибудь они получат должное подтверждение [15, c. 475]. Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев - вовсе не подтверждается. Но это дает лишь только стимул к дальнейшим исследования в этом направлении. Трансакционный анализ. Его создатель Эрик Берн (1902 – 1970) американский психотерапевт, психиатр, психолог [2]. Концепция относится к синтетическим и не представляет школы или направления. Отличается оригинальностью подходов и идей – это синтез современных психоаналитических идей с другими концепциями. Основные идеи изложены в книге «Люди и игры», ставшая бестселлером и переведенная на многие языки. Автор считает, это книга о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, при лечении и психокоррекции всех разновидностей нервных и умственных расстройств. Основные положения Э. Берн сводит к тому, что его: - структурный анализ является теорией более общей, чем ортодоксальный психоанализ; - предлагаемая концепция «Я» не совпадает с официальным психоаналитическим направлением. Теоретическая основа и понятийный аппарат сводятся к следующему. Термин «трансакционный анализ» используется, когда речь идет о системе в целом, включая структурный анализ. «Трансакция» - единица взаимодействия в (при) межличностном общении (речь, слово. жест, поза и т.д.). Структурный анализ предшествует трансакционному и стремится проанализировать состояния «Я». Цель процедуры – выяснения годсподствующих состояний «Я». Трансационный анализ – анализ различных трансакций, с целью контроля над своими стремлениями управлять другими людьми или попыток безрассудно манипулировать собой. В структуре личности одновременно присутствуют и выделяются различные Эго-состояния Я: взрослый, родитель, ребенок. Краткая характеристика основных Эго-состояний: Родитель: контроль, запреты, требования, догмы, заботы, санкции, могущество. Девиз: «Так положено!». Формы проявления: «заботящийся» родитель; «контролирующий» родитель. Форма общения – монолог. Взрослый: рациональная оценка ситуации, компетентность, независимость. Девиз: «Давайте подумаем и разберемся!». Форма проявления – разумный компромисс, поиск альтернатив. Форма общения – диалог. Ребенок – аффективные комплексы (сильные кратковременные эмоциональные состояния), связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Девиз: «Я хочу!». Формы проявления: «естественный» ребенок свободный, раскованный, живой, подвижный; «адаптированный» ребенок. Разновидности: «бунтующий», «соглашающийся», «отчуждающийся». Эти Эго-состояния находятся в тесной взаимосвязи, исключают или контаминируют (взаимодействуют, взаимопроникают, «заражают») друг с другом, образуя сложные структурные связи характеризующие личность. Выявить структуру связей этих «эго-состояний», их аномалию - задача структурного анализа [2]. Одной из распространенных аномалий в психической структуре является исключение – проявляется в стереотипном и предусмотрительном образе действий или поведения (рис. 11.8).
Непоколебимый Непоколебимый Непоколебимый Родитель Взрослый Ребенок
Рисунок 11.8 – Аномалия исключение в психической структуре Эго-состояний личности по Э. Берну
Исключительный (непоколебимый) Родитель встречается очень часто среди шизофреников; в этих типичных случаях исключение составляет основную защиту от археопсихической спонтанной деятельности. Такие люди труднее всего допускают существование Ребенка, так как цель исключения – контролировать и отрицать этот аспект личности. Исключительный (непоколебимый) Взрослый: любимый способ рассуждения взвешивать все «за» и «против». Как следствие держит своего Ребенка и своего Родителя под железной пятой интеллекта. К несчастью, нередко это сказывается на сексуальной активности. Исключительный (непоколебимый) Ребенок наблюдается в жизни чаще всего среди импульсивных нарциссов, какими являются, например, проститутки высокого класса; в клиническом плане у этого типа людей наличествуют некоторые формы шизофрении или же отстранены рациональные состояния «Я» Взрослого и догматические Родителя. Другой распространенной аномалией в психической структуре является контаминация («заражение») одних Эго-состояний другими. На рисунке 11.9 представлены в качестве примера лишь некоторые виды контаминаций одних Эго-состояний другими.
Структура Структура Структура предрассудка бреда шизофрении
Рисунок. 11.9 - Виды контаминаций одних психических Эго-состояний личности другими по Э. Берну Исходя из результатов структурного анализа Эго-состояний личности осуществляется анализ трансакционных связей и особенностей взаимодействия людей при групповом общении и, при необходимости, психокоррекция или психотерапия для нормализации поведения и межличностных отношений индивида. Э. Берн выделяет различные виды трансакций, как единиц межличностного общения: прямые (открытые), пересекающиеся (сталкивающиеся), скрытые и т.д. Например, если это прямые трансакции, т.е. один человек с позиций Родителя обращается к другому как Ребенку и тот, принимая эти отношения, отвечает ему как Родителю, то конфликтов не возникает. Если же трансакции пересекаются, т.е. люди говорят и общаются с разных позиций своих «эго-состояний», то они говорят на разных языках не понимая, и не воспринимая друг друга. Элементарные примеры таких трансакций приведены на рисунке 11.10.
Рис. 11.10 - Примеры трансакций по Э. Берну Date: 2016-05-14; view: 511; Нарушение авторских прав |