Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические структуры личности





В современной психологической науке существуют достаточно разные подходы к классификации теорий и концепций личности, и мы можем встретить самые разнообразные точки зрения на рассмотрение данной проблемы. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных изданиях. Так, Р.С. Немов, рассматривая в своей книге «Психология» существующие теории личности, говорит о существовании по крайне мере 48 вариантов, каждый из которых может быть оценен по ряду параметров, являющихся основанием для классификации. В качестве примеров рассмотрим некоторые, наиболее известные, концепции и теории личности.

С точки зрения А.Г. Ковалева все образования психики подразделяются по степени устойчивости ее проявлений:

- психические процессы (различные формы психического отражения);

- психические состояния (интеллектуальные, эмоционально-волевые);

- психические свойства (черты характера, способности, особенности ВНД) [7, с. 23-42].

Б.Г. Ананьев добавляет к этой структуре психофизические функции (сенсорные, мнемические и др.); мотивации поведения (потребности, установки). В обобщенном виде структура личности? по его взглядам? представляется следующим образом [1] (рис. 11.1.)

Характер Склонности

       
   

поведение

 

мотивация

поведения

 

СТРУКТУРА

ЛИЧНОСТИ

       
 
   
 

 


общественные цели и ценности

функции и роли жизни

       
 
   
 

 


статус

личности

 

 

Жизненный путь личности в обществе

Рис. 11.1 – Структура личности по Б.Г. Ананьеву

Несомненное преимущество данной модели, на наш взгляд состоит в том, что на первый план выходят социально обусловленные подструктуры личности.

Дальнейшее развитие получает идея С.Л. Рубинштейна о «жизненном пути личности», где личность представлена не статично, а в динамике процесса ее развития и факторов его определяющих.

В тоже время провести достаточно полное и широкое научное исследование личности, руководствуясь данной моделью – это под силу лишь научному коллективу, а не отдельному исследователю.

Развивая взгляды С.Л. Рубинштейна, иной подход предлагает К.К. Платонов. Обосновывая необходимость объединения биосоматического и социологического подхода в модели структуры личности, Платонов выделяет следующие ее подструктуры:

- направленности -социально обусловленная: мировоззрение, ценностные ориентации, цели, интересы, установки, стремления, желания, потребности;

- опыт -знания, умения, навыки, мастерство;

- особенности функционирования психических процессов -познавательных, эмоционально-волевых;

- особенности ВНД (ЦНС) -биологически обусловленная, сила - слабость нервной системы, тип темперамента, полововозрастные и т. д.

На них накладываются такие психологические образования как способности и характер. [13, c. 37-38; 14, c. 70].

Рис. 11.2 – Структура личности по К.К. Платонову

Некоторые психологи считают, что в этой модели динамика личностных черт явно не прослеживается. Отвечая на критику, К.К. Платонов считает, что его структура личности динамически функциональная, поскольку в ней представлены взаимосвязи и взаимозависимости различных уровней психической организации личности. Преимущество данного подхода состоит в том, что он может реально и эффективно использоваться при решении различных задач исследования учебно-профессиональной деятельности, профессионального психологического отбора, психологического сопровождения деятельности, консультации и т.д.

Исходя из идей Б.Г. Ананьева о выделении потенций и тенденций как факторов, отношения между которыми способствуют или тормозят развитие личности, ленинградские психологи В.А. Ганзен и Л.А. Головей выделяют следующие структурные элементы личности (табл. 11.1):

- потребности пронизывают все уровни структуры;

- влечения выступают как неосознанные потребности;

- мотивы - опредмеченные потребности;

- установки - готовность к определенной активности;

- отношения - система индивидуальных избирательных связей;

- тенденции включают всю систему потребностей, влечений, мотивов, установок, ценностных ориентаций, направленности и отношений.

 

Таблица 11.1 – Структурные элементы личности

по В.А. Ганзену и Л.А. Головей

VII. Социальный уровень   П о т р е б н о с т и   М о т и в ы У с т а н о в к и Ценностные ориентации Направленность Отношения Т е н д е н ц и и
VI. Социально- психологический
V. Психологический
IV. Психофизиологический Влечения  
III. Физиологический
II. Морфологический  
I. Генетический

 

Данная концепция представляет несомненную ценность как исследовательская программа системного изучения личности для научного коллектива. Однако ее реализация в рамках отдельных исследований практически трудно реализуема отдельным исследователем, вследствие масштабности задач и многоуровневости данной модели психической организации личности

Поэтому интересны в плане реализации практической цели отбора специалистов для различных видов профессиональной деятельности модель и подходы исследования личности, предложенные сотрудниками Военно-медицинской академии в ряде, выполненных ими научно-исследовательских работ.

В данной модели выделяют следующие уровни и подструктуры личности (табл. 11.2.):

Таблица 11.2 – Структура личности для целей профессионального

Психологического отбора

I. Социально-психологический задатки социализации отношение к себе и другим, навыки социального поведения
  Подструктура интеллекта
II. Психологический Подструктура воли
  Подструктура эмоций
  Подструктура сенсомоторики
III. Физиологический соматическое здоровье и физическое развитие
IV. Морфологический полноценность генотипа, свойства конституции - фенотип

 

Обобщая различные полходы к созданию моделей личности свой вариант структуры личности предлагает В.Г. Крысько [9] (рис. 11.3).

Рис. 11.3 – Структура личности по В. Г. Крысько

В целом, рассмотренные модели личности, по мнению Б.Д. Парыгина (одного из ведущих специалистов в области социальной психологии) относятся к статическим структурам личности под, которыми следует понимать предельно отвлеченную…абстрактную модель, характеризующую основные … компоненты психики индивида [12, с.118]. И Парыгин Б.Д. предлагает свою статическую структуру личности, в которой выделяются три базовые структуры с их характеристиками [там же, с. 129-130].

1) Индивидуально-неповторимое: вся совокупность представлений, впечатлений, символов, ценностных ориентаций и других элементов психического, приобретенные человеком итоге его … индивидуально-неповторимого жизненного опыта.

2) Социально-специфическое. Которое включает:

Самосознание личности:

- индивидуальное самосознание своей неповторимости;

- социально-специфическое самосознание принадлежности определенной социальной общности;

- родовое самосознание принадлежности человеческому роду.

Позиция личности – отношение к системе норм, правил, шаблонов поведения, ролей.

Степень интериоризации (усвоения) социального опыта.

Символы – официальное закрепление системы ценностей.

Ценностные ориентации, иерархия ценностей.

Социальные роли личности, равно ее права и обязанности, вытекающие из социального положения.

Принадлежность к определенной социальной общности (этнической, классовой, политической, идеологической, профессиональной и т.д. и соответствующие требования, нормы, правила и шаблоны поведения).

3) Общечеловеческое: комплекс основных психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, речь и т.д.).

Представленная модель личности, несомненно, теоретически основательна и наиболее полна, но насколько она реализуема в конкретных теоретико-прикладных исследованиях, судить видимо тем, кто ее будет реализовывать.

Динамические структуры личности. Под ними Б.Д. Парыгин подразумевает ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и пластов в психике индивида [12, с. 119]. При этом выделяются два аспекта динамической структуры личности:

- внутренний, интроспективный;

- внешний, поведенческий.

С этих позиций динамическая структура личности может быть представлена следующими схемами [12,с. 131-133]. (рис. 11.4)

 

Динамическая структура личности  
     
Психические состояния   Поведение
     
Внутреннее вербальное состояние   Невербальное психическое состояние   Внешнее невербальное поведение   Внешнее вербальное поведение

 

Рис. 11.4 – Динамическая структура личности по Б.Д. Парыгину

 

На сегодняшний день, отмечает Б.Д. Парыгин, нет сложившегося общепринятого представления об эквивалентах динамической структуры личности. В качестве таковых рассматриваются:

- направленность и позиция личности;

- мотивация и нормы поведения;

- роли и установки;

- ценности и отношения;

- психический настрой.

В связи с этим, Парыгин предлагает свое видение эквивалентов динамической структуры личности в ниже приведенной схеме [12, с. 133]. (рис. 11.5.)

 

Эквиваленты динамической структуры личности  
Неосознанное эмоциональное состояние   Умонастроение Переживание Мотивация Планы поведения   Невербальный стереотип поведения   Вербальный стереотип поведения
Психический настрой личности Стереотип социального поведения
               

Рис. 11.5 – Эквиваленты динамической структуры личности по Б.Д. Парыгину

 

Несомненный интерес в современной отечественной психологии представляет дальнейшая разработка и обоснование «Я – концепции».

«Я-концепция» - разви­вающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, соци­альных и др. свойств; б) самооценку; в) субъектив­ное восприятие влияющих на собственную лич­ность внешних факторов [4, с. 636-637].

Понятие «Я-концепции» появляется в 1950-е гг. в русле феноменологической, гумани­стической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Значи­тельное влияние на становление этого понятия ока­зали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические раз­работки в области «Я-концепции» принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное «Я» (Self) на взаимодействующие «Я-сознающее» (I) и «Я-как-объект» (Me).

«Я-концепцию» часто определяют как совокупность уста­новок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней три структурных ком­понента:

- когнитивный компонент - «образ Я», к которому относится содержа­ние представлений о себе;

- эмоционально-цен­ностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к от­дельным сторонам своей личности, деятельности и т. п., другими словами, систему самооценок;

- поведен­ческий компонент, который характеризует прояв­ления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т.ч. в речи, в высказываниях о себе).

«Я-концепция» - целостное образование, все компонен­ты которого хотя и обладают относительно само­стоятельной логикой развития, тесно взаимосвя­заны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания пред­ставлений о себе, сложности и дифференцирован­ности этих представлений, их субъективной зна­чимости для личности, а также внутренней цель­ности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени.

В литературе нет единой схемы описания это сложного образования. Чаще всего выделяют следующие компоненты:

- реальное Я - каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле;

- идеальное Я - каким я хотел бы и (или) должен стать;

- зеркальное Я - каким меня видят другие.

Каждая из этих модальностей включа­ет ряд аспектов: «физическое Я», «социальное Я», «умственное Я», «эмоциональное Я».

Расхождение между «идеальным Я» и «реаль­ным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития лич­ности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В зависимости от того, на каком уровне - орга­низма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в «Я-концепции» выделяют:

- на уровне «организм - среда» - физический «Я-образ» (схема тела), вызывающийся потребнос­тью в физическом благополучии организма;

- на уровне социального индивида - социальные иден­тичности: половая, возрастная, этническая, граж­данская, социально-ролевая, связанные с потребно­стью человека в принадлежности к общности;

- на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание, о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение соб­ственной уникальности, обеспечивающий потреб­ности в самоопределении и самореализации.

С точки зрения содержания и представления о себе, преемственности и устойчивости во времени различают: «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее».

Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я-маска» (каким я себя показываю другим ), «фантасти­ческое Я» и т.п.

Важнейшей функцией «Я-концепции» является обеспе­чение внутренней согласованности личности, от­носительной устойчивости ее поведения. Сама «Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опы­та человека, первоначально, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобре­тает активную роль, влияя на интерпретацию это­го опыта, на те цели, которые развивающаяся личность ставит пе­ред собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов на будущее, оценку их до­стижения - и тем самым на собственное развитие, деятельность и поведение.

В психологической литературе соотношение понятий «Я-концепция» и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рас­сматривать «Я-концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самосознания. И следует отметить, что эта позиция не без основания. Но это направление дальнейших теоретико-прикладных исследований.

Date: 2016-05-14; view: 702; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию