![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Психологические структуры личности
В современной психологической науке существуют достаточно разные подходы к классификации теорий и концепций личности, и мы можем встретить самые разнообразные точки зрения на рассмотрение данной проблемы. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных изданиях. Так, Р.С. Немов, рассматривая в своей книге «Психология» существующие теории личности, говорит о существовании по крайне мере 48 вариантов, каждый из которых может быть оценен по ряду параметров, являющихся основанием для классификации. В качестве примеров рассмотрим некоторые, наиболее известные, концепции и теории личности. С точки зрения А.Г. Ковалева все образования психики подразделяются по степени устойчивости ее проявлений: - психические процессы (различные формы психического отражения); - психические состояния (интеллектуальные, эмоционально-волевые); - психические свойства (черты характера, способности, особенности ВНД) [7, с. 23-42]. Б.Г. Ананьев добавляет к этой структуре психофизические функции (сенсорные, мнемические и др.); мотивации поведения (потребности, установки). В обобщенном виде структура личности? по его взглядам? представляется следующим образом [1] (рис. 11.1.) Характер Склонности
![]() ![]() ![]() поведение
поведения
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
функции и роли жизни
![]()
статус личности
Жизненный путь личности в обществе Рис. 11.1 – Структура личности по Б.Г. Ананьеву Несомненное преимущество данной модели, на наш взгляд состоит в том, что на первый план выходят социально обусловленные подструктуры личности. Дальнейшее развитие получает идея С.Л. Рубинштейна о «жизненном пути личности», где личность представлена не статично, а в динамике процесса ее развития и факторов его определяющих. В тоже время провести достаточно полное и широкое научное исследование личности, руководствуясь данной моделью – это под силу лишь научному коллективу, а не отдельному исследователю. Развивая взгляды С.Л. Рубинштейна, иной подход предлагает К.К. Платонов. Обосновывая необходимость объединения биосоматического и социологического подхода в модели структуры личности, Платонов выделяет следующие ее подструктуры: - направленности -социально обусловленная: мировоззрение, ценностные ориентации, цели, интересы, установки, стремления, желания, потребности; - опыт -знания, умения, навыки, мастерство; - особенности функционирования психических процессов -познавательных, эмоционально-волевых; - особенности ВНД (ЦНС) -биологически обусловленная, сила - слабость нервной системы, тип темперамента, полововозрастные и т. д. На них накладываются такие психологические образования как способности и характер. [13, c. 37-38; 14, c. 70]. Рис. 11.2 – Структура личности по К.К. Платонову Некоторые психологи считают, что в этой модели динамика личностных черт явно не прослеживается. Отвечая на критику, К.К. Платонов считает, что его структура личности динамически функциональная, поскольку в ней представлены взаимосвязи и взаимозависимости различных уровней психической организации личности. Преимущество данного подхода состоит в том, что он может реально и эффективно использоваться при решении различных задач исследования учебно-профессиональной деятельности, профессионального психологического отбора, психологического сопровождения деятельности, консультации и т.д. Исходя из идей Б.Г. Ананьева о выделении потенций и тенденций как факторов, отношения между которыми способствуют или тормозят развитие личности, ленинградские психологи В.А. Ганзен и Л.А. Головей выделяют следующие структурные элементы личности (табл. 11.1): - потребности пронизывают все уровни структуры; - влечения выступают как неосознанные потребности; - мотивы - опредмеченные потребности; - установки - готовность к определенной активности; - отношения - система индивидуальных избирательных связей; - тенденции включают всю систему потребностей, влечений, мотивов, установок, ценностных ориентаций, направленности и отношений.
Таблица 11.1 – Структурные элементы личности по В.А. Ганзену и Л.А. Головей
Данная концепция представляет несомненную ценность как исследовательская программа системного изучения личности для научного коллектива. Однако ее реализация в рамках отдельных исследований практически трудно реализуема отдельным исследователем, вследствие масштабности задач и многоуровневости данной модели психической организации личности Поэтому интересны в плане реализации практической цели отбора специалистов для различных видов профессиональной деятельности модель и подходы исследования личности, предложенные сотрудниками Военно-медицинской академии в ряде, выполненных ими научно-исследовательских работ. В данной модели выделяют следующие уровни и подструктуры личности (табл. 11.2.): Таблица 11.2 – Структура личности для целей профессионального Психологического отбора
Обобщая различные полходы к созданию моделей личности свой вариант структуры личности предлагает В.Г. Крысько [9] (рис. 11.3). Рис. 11.3 – Структура личности по В. Г. Крысько В целом, рассмотренные модели личности, по мнению Б.Д. Парыгина (одного из ведущих специалистов в области социальной психологии) относятся к статическим структурам личности под, которыми следует понимать предельно отвлеченную…абстрактную модель, характеризующую основные … компоненты психики индивида [12, с.118]. И Парыгин Б.Д. предлагает свою статическую структуру личности, в которой выделяются три базовые структуры с их характеристиками [там же, с. 129-130]. 1) Индивидуально-неповторимое: вся совокупность представлений, впечатлений, символов, ценностных ориентаций и других элементов психического, приобретенные человеком итоге его … индивидуально-неповторимого жизненного опыта. 2) Социально-специфическое. Которое включает: Самосознание личности: - индивидуальное самосознание своей неповторимости; - социально-специфическое самосознание принадлежности определенной социальной общности; - родовое самосознание принадлежности человеческому роду. Позиция личности – отношение к системе норм, правил, шаблонов поведения, ролей. Степень интериоризации (усвоения) социального опыта. Символы – официальное закрепление системы ценностей. Ценностные ориентации, иерархия ценностей. Социальные роли личности, равно ее права и обязанности, вытекающие из социального положения. Принадлежность к определенной социальной общности (этнической, классовой, политической, идеологической, профессиональной и т.д. и соответствующие требования, нормы, правила и шаблоны поведения). 3) Общечеловеческое: комплекс основных психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, речь и т.д.). Представленная модель личности, несомненно, теоретически основательна и наиболее полна, но насколько она реализуема в конкретных теоретико-прикладных исследованиях, судить видимо тем, кто ее будет реализовывать. Динамические структуры личности. Под ними Б.Д. Парыгин подразумевает ту одномоментную фотографию или модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и пластов в психике индивида [12, с. 119]. При этом выделяются два аспекта динамической структуры личности: - внутренний, интроспективный; - внешний, поведенческий. С этих позиций динамическая структура личности может быть представлена следующими схемами [12,с. 131-133]. (рис. 11.4)
Рис. 11.4 – Динамическая структура личности по Б.Д. Парыгину
На сегодняшний день, отмечает Б.Д. Парыгин, нет сложившегося общепринятого представления об эквивалентах динамической структуры личности. В качестве таковых рассматриваются: - направленность и позиция личности; - мотивация и нормы поведения; - роли и установки; - ценности и отношения; - психический настрой. В связи с этим, Парыгин предлагает свое видение эквивалентов динамической структуры личности в ниже приведенной схеме [12, с. 133]. (рис. 11.5.)
Рис. 11.5 – Эквиваленты динамической структуры личности по Б.Д. Парыгину
Несомненный интерес в современной отечественной психологии представляет дальнейшая разработка и обоснование «Я – концепции». «Я-концепция» - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и др. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [4, с. 636-637]. Понятие «Я-концепции» появляется в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области «Я-концепции» принадлежат У. Джемсу, разделившему глобальное, личностное «Я» (Self) на взаимодействующие «Я-сознающее» (I) и «Я-как-объект» (Me). «Я-концепцию» часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней три структурных компонента: - когнитивный компонент - «образ Я», к которому относится содержание представлений о себе; - эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п., другими словами, систему самооценок; - поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т.ч. в речи, в высказываниях о себе). «Я-концепция» - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания это сложного образования. Чаще всего выделяют следующие компоненты: - реальное Я - каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле; - идеальное Я - каким я хотел бы и (или) должен стать; - зеркальное Я - каким меня видят другие. Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов: «физическое Я», «социальное Я», «умственное Я», «эмоциональное Я». Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в «Я-концепции» выделяют: - на уровне «организм - среда» - физический «Я-образ» (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма; - на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности; - на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание, о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации. С точки зрения содержания и представления о себе, преемственности и устойчивости во времени различают: «Я-прошлое», «Я-настоящее», «Я-будущее». Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «представляемое Я», «Я-маска» (каким я себя показываю другим ), «фантастическое Я» и т.п. Важнейшей функцией «Я-концепции» является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама «Я-концепция» формируется под воздействием жизненного опыта человека, первоначально, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые развивающаяся личность ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов на будущее, оценку их достижения - и тем самым на собственное развитие, деятельность и поведение. В психологической литературе соотношение понятий «Я-концепция» и самосознания точно не определено. Часто они выступают как синонимы. Вместе с тем существует тенденция рассматривать «Я-концепцию» как результат, итоговый продукт процессов самосознания. И следует отметить, что эта позиция не без основания. Но это направление дальнейших теоретико-прикладных исследований. Date: 2016-05-14; view: 808; Нарушение авторских прав |