Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. Деньги, и это самое главное, являются средством обмена
Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.
Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.
Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.
Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>
Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
| Почему, по мнению авторов, нестабильность денег вредна для экономики? Какая причина нестабильности денег названа в тексте?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени, будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег, обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается;
2) ответ на второй вопрос: причиной нестабильности денег является быстрый рост денежной массы.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
|
| Правильно даны ответы на два вопроса
|
| Правильно дан ответ на один любой вопрос
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
| |
| Какие три функции денег отмечены авторами? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну функцию денег, не указанную в тексте.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы:
1) функции денег по тексту:
– средство обмена;
– средство накопления;
– единица измерения;
(Функции могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)
2) функция денег не по тексту, например: мировые деньги.
Может быть названа другая функция
|
| Правильно названы три функции по тексту и одна функция не по тексту
|
| Правильно названы любые две-три функции
|
| Правильно названа только одна функция.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
|
|
| Авторы полагают, что инфляция разрушает экономику страны. Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения этого тезиса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В правильном ответе могут быть приведены следующие пояснения:
1) высокий уровень инфляции приводит к остановке производства;
2) инфляция приводит к дезорганизации системы денежного обращения и её замене системой натуральных расчётов;
3) инфляция обесценивает трудовые услуги, существенно сокращает потребление.
Могут быть приведены другие примеры разрушающего
воздействия инфляции на экономику.
|
| Правильно названы три пояснения
|
| Правильно названы два пояснения
|
| Правильно названо одно пояснение
|
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Могут быть приведены такие аргументы:
1) антиинфляционная политика всегда негативно отражается на уровне жизни и социальном самочувствии большинства населения, поэтому недоверие населения к правительству может помешать осуществлению необходимых для снижения инфляции и оживления производства мер;
2) значительную роль в развитии инфляции играют инфляционные ожидания участников рынка, поэтому недоверие к правительству может усилить эти ожидания и дополнительно стимулировать увеличение инфляции;
3) недоверие граждан к правительству в условиях кризиса может привести к акциям социального протеста.
Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.
|
| Приведены три аргумента
|
| Приведены два аргумента
|
| Приведено только один аргумент
|
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основное содержание которой – изменение и преобразование мира;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о целях деятельности, опирающейся на знания курса, например: деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о целях деятельности.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности творческой деятельности, например: особенностью творческой деятельности является создание чего-либо нового, ранее не существовавшего.
(Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности творческой деятельности.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не
содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его
аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не
засчитываются при оценивании
|
| Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием
задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
|
| Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
|
| Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),
содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
|
| Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Укажите три любых категории дел, рассматриваемых в гражданском судопроизводстве, и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие примеры дел, рассматриваемых в гражданском судопроизводстве:
1) бракоразводные процессы (например, развод супругов, имеющих несовершеннолетних детей или споры по разделу имущества, превышающего по стоимости 50 тыс. рублей);
2) защита авторского права (например, иск автора к издательству о выпуске без его ведома дополнительного тиража книги);
3) нарушение имущественных прав (например, иск гражданина к фирме, не выполнившей в срок ремонтные работы);
Могут быть приведены другие примеры
|
| Правильно названы и проиллюстрированы примерами три
дела
|
| Правильно названы два-три дела, два из которых проиллюстрированы примерами.
ИЛИ Правильно названы два дела, приведены три примера
|
| Правильно названы одно–три дела, одно из которых
проиллюстрировано примером.
ИЛИ Правильно названо одно дело, приведены два-три примера
|
| Правильно названы только одно-три дела.
ИЛИ Приведены только один-три примера.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) социальное явление – социальный контроль;
2) два элемента:
– социальные нормы;
– социальные санкции;
3) пример: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.
Может быть проиллюстрирован другой элемент. Может быть приведён другой пример.
|
| Правильно указаны явление, два элемента и один пример
|
| Правильно указаны явление, два элемента.
ИЛИ Правильно указаны явление и один элемент
|
| Правильно указано явление.
|
| Явление не указано (указано неправильно) независимо от
наличия других элементов ответа.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
|
| Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Научное познание — один из видов познания объективного мира.
2. Формы научного познания:
а) научный факт;
б) эмпирический закон;
в) гипотеза;
г) теория;
д) проблема.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мыслительный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
Возможны другое количество и и(ли) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
|
| Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
|
|
Структура
предложенного
плана
| Наличие пунктов
плана, без которых
данная тема
не может быть
раскрыта
по существу
| Корректность
формулировок пунктов
плана
| Баллы
| Три или более
пунктов, любые
два изкоторых
детализированы
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов плана корректны и
позволяют раскрыть
содержание темы по существу
|
| Два пункта,
детализированы
в подпунктах.
ИЛИ
Три пункта,
любой один
из которых
детализирован
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана корректны и позволяют раскрыть
содержание темы по существу
|
| ИЛИ
| Три или более
пунктов, любые
два из которых
детализированы
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана позволяют в целом
раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не
искажают плана по существу
| План по своей
структуре
является простым и
содержит не
менее трёх
пунктов
| Два
|
Формулировки пунктов
плана корректны и
позволяют раскрыть
содержание темы по
существу
|
| ИЛИ
| Три или более
пунктов, любые
один-два изкоторых
детализированы
в подпунктах
| Один
| ИЛИ
| Три и более пунктов, любые
один-два из
которых
детализированы
в подпунктах
| Два
| В плане наряду с корректными
формулировками имеются
ошибочные позиции,
искажающие отдельные
аспекты раскрытия темы
| Два пункта,
любой один из
которых
детализирован
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана корректны и
позволяют раскрыть
содержание темы по
существу
|
| Два и более
пунктов, любые
один-два из
которых
детализированы
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана позволяют в целом
раскрыть содержание темы,
отдельные неточности в
формулировках не
искажают план по
существу
| Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям
выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
|
| ИЛИ
| План представляет собой набор абстрактных формулировок, не
отражающих специфики содержания данной темы
| Максимальный балл
|
|
|
|
|
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
|
Философия
| «Убеждение - это не начало, а венец всякого познания». (И.В. Гёте)
|
|
|
Экономика
| «Устойчивость бизнеса зависит не только от прибылей, но и от предвидения, от умения предчувствовать этические последствия». (В. Хендерсон)
|
|
|
|
Социология, социальная психология
| «Главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью». (Э. Фромм)
|
|
|
Политология
| «Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править, тесно замкнувшись в своих законных привилегиях, и которое предоставит свободное поле инициативе каждого.»(Э.Абу)
|
|
|
Правоведение
| «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам». (Ж. Д ' Аламбер)
|
|
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№
| Критерии оценивания ответа на задание 29
| Баллы
| К1
| Раскрытие смысла высказывания
| Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
|
| Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
|
| К2
| Характер и уровень теоретической аргументации
| Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания
положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
| В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами
аргументации понятия или положения
|
| Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
|
| К3
| Качество фактической аргументации
|
|
| Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
| Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:
используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)
|
|
| Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)
тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
|
|
| Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
|
|
| Максимальный балл
| 5
|
|
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
1.Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2.Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.
|