Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. Аристократии не вечны
Аристократии не вечны. Каковы бы ни были причины, неоспоримо то, что через какое-то время они исчезают. История - это кладбище аристократий... Некоторые аристократии приходят в упадок не только в количественном, но и в качественном отношении, поскольку в них ослабевает энергия и изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым они завоёвывали власть и удерживали её. [...]
Правящий класс восстанавливается не только численно, но, что более важно, и качественно: благодаря семьям из низших классов, приносящим энергию и ресурсы, необходимые для удержания власти. Он восстанавливается также и благодаря тому, что теряет своих наиболее деградировавших членов.
Если один из этих процессов прекратится или, что ещё хуже, прекратятся оба, правящий класс придёт к упадку, часто влекущему за собой упадок всей нации. Это мощная причина, нарушающая равновесие: накопление высших элементов в низших классах и, напротив, низших элементов в высших классах. Если бы человеческие аристократии были подобны отборным видам животных, которые в течение длительного времени воспроизводят себе подобных примерно с теми же признаками, история человечества была бы иной.
В результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера. Время от времени происходят неожиданности и жестокие потрясения, подобные наводнениям; затем новая правящая элита вновь начинает постепенно меняться: река, вошедшая в свое русло, возобновляет обычный путь.
Революции происходят, поскольку с замедлением циркуляции элиты или по какой- либо другой причине в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти, которые избегают применения силы, в то время как в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
(В. Парето)
| В чём автор усматривает причины упадка аристократий в количественном и в качественном отношении? Каким образом происходит, по мнению автора, численное и качественное восстановление правящего класса (укажите два способа)?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Указаны причины упадка аристократий, допустим:
- в аристократиях ослабевает энергия;
- изменяются пропорции ресурсов, благодаря которым аристократии завоёвывали власть и удерживали её.
2. Приведены два способа восстановления правящего класса:
- за счёт притока выходцев из низших классов, которые приносят новые силы и энергию в элитарные группы;
- благодаря тому, что старая элита теряет своих наиболее деградировавших членов.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
|
| Правильно даны ответы на два вопроса
|
| Правильно дан ответ на один любой вопрос
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
| |
| В чём автор усматривает последствие упадка аристократий? Укажите по тексту два основных признака нарушения равновесия в обществе и любые два условия осуществления революции
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Дан ответ на вопрос, например:
- в случае прекращения циркуляции элит упадок правящего класса может повлечь за собой упадок всей нации.
2. Указаны признаки нарушения равновесия в обществе, допустим:
- накопление высших элементов в низших классах;
- сосредоточение низших элементов в высших классах.
3. Приведены условия свершения революции, к примеру:
- с замедлением циркуляции элиты в высших стратах общества накапливаются деградировавшие элементы, которые более не обладают ресурсами, необходимыми для удержания власти;
- одновременно в низших стратах возрастает число элементов высшего качества, обладающих потенциалом, необходимым для выполнения функции управления, и склонных к использованию силы.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
|
| Правильно дан ответ на вопрос и названы два основных признака нарушения равновесия в обществе и любые два условия осуществления революции.
|
| Правильно дан ответ на вопрос и названы один-два основных признака нарушения равновесия в обществе и любые одно-два условия осуществления революции.
ИЛИ
Правильно дан ответ на вопрос и названы два основных признака нарушения равновесия в обществе
ИЛИ
Правильно дан ответ на вопрос и названы любые два условия осуществления революции.
|
| Ответ неправильный
ИЛИ
Не дан ответ на вопрос, но названы два основных признака нарушения равновесия в обществе и любые два условия осуществления революции.
|
| Максимальный балл
|
|
|
|
|
| Автор пишет, что «в результате циркуляции элит правящая элита находится в состоянии постоянной и медленной трансформации, движется подобно реке; сегодня она уже не та, что была вчера». Опираясь на изученный материал по курсу отечественной и всеобщей истории, обществоведческие знания, приведите три примера, иллюстрирующие процесс постепенной трансформации элит.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Приведены примеры, допустим:
1) начиная с петровских времён и на протяжении всего XVIII в. происходит процесс формирования придворной аристократии, включающей ряд родов старой княжеско-боярской знати и возвышения новых людей, выходцев из податных сословий, выдвигающейся благодаря своей службе монархам (Меншиковы, Толстые, Ягужинские);
2) после наполеоновских войн правящую элиту французского общества пополняют представители буржуазии, новых дворян, восстановила свои позиции часть старого дворянства;
3) после Гражданской войны в США властная элита страны, ранее главным образом состоящая из южан, стала активно пополняться выходцами с Севера, предпринимателями, фермерами; реконструкция Юга позволила части южан-плантаторов сохранить свои позиции.
Могут быть приведены и иные верные примеры.
|
| Правильно приведены три примера
|
| Правильно приведены два примера
|
| Правильно приведен один пример
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Опираясь на материал курса обществознания, укажите три любых канала рекрутирования современной политической элиты, поясните кратко значение каждого из них.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Могут быть указаны каналы рекрутирования элиты и приведены
соответствующие им пояснения, допустим:
1) деятельность в рядах политической партии или гражданской организации, важность данного канала возрастает в связи с усилением фокуса гражданского общества, расширением его возможностей влияния на власть; деятельность в рядах политической партии может послужить хорошей стартовой площадкой для прихода в большую политику;
2) работа в средствах массовой информации, активность в блогосфере, в современном информационном обществе блогосфера становится всё более и более значимым фактором в политической жизни, люди, зарекомендовавшие себя как влиятельные блогеры, могут пополнить собой ряды профессиональных политиков;
3) деятельность в сфере бизнеса, занятие предпринимательством, предпринимательское сообщество тесно связано с реальной политикой, влияет на неё, поэтому часть представителей бизнеса может перейти на работу в правительство или быть избранными в парламент страны.
Могут быть указаны другие каналы, приведены иные пояснения.
|
| Приведены три объяснения
|
| Приведены два объяснения
|
| Приведено только одно объяснение
|
| Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Смысл понятия, например: присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основное содержание которой – изменение и преобразование мира;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).
2) Одно предложение с информацией о целях деятельности, опирающейся на знания курса, например: деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности;
(Могут быть составлены любые другие предложения.)
3) Второе предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности творческой деятельности, например: особенностью творческой деятельности является создание чего-либо нового, ранее не существовавшего.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности демократического режима).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не
содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его
аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не
засчитываются при оценивании
|
| Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием
задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
|
| Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия
|
| Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),
содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия
|
| Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких этому виду конкуренции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| В правильном ответе может быть:
1. Назван вид конкуренции, существующий только в теории.
совершенная конкуренция
2. Названы три примера рынков, близких этому типу конкуренции, допустим:
- рынок сельскохозяйственных товаров
- фондовая биржа
- биржа иностранной валюты;
|
| Правильно названы вид конкуренции и три примера
|
| Правильно названы вид конкуренции и два примера.
|
| Правильно названы вид конкуренции и один пример
|
| Не назван вид конкуренции, но приведены один-три примера
ИЛИ Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| В семье гражданки РФ и гражданина Франции, проживающих на территории РФ, родился сын. Используя обществоведческие знания, объясните, как может быть решён вопрос о гражданстве сына. Приведите три возможных способа решения этого вопроса.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| Могут быть даны следующие возможные способы решения вопроса:
1) гражданство сына может быть установлено на основе договорённости родителей
— по гражданству матери или отца;
2) гражданство сына может быть установлено по месту рождения;
3) возможно изменение сыном гражданства России на гражданство Франции по достижении совершеннолетия или ситуация установления двойного гражданства.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
|
| Правильно указаны три способа решения вопросу по гражданству
|
| Правильно указаны два способа решения вопроса о гражданстве
|
| Правильно указан один способ решения гражданства
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
|
|
|
| Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме: «Административно-территориальное устройство России». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
| При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
|
| Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Что такое административно-территориальное устройство?
2. Основные формы административно-территориального устройства:
2.1 Унитарное государство
2.2 Федеративное государство
2.3 Конфедерация
3. Признаки федерации
4. Конституционные основы федеративного устройства РФ:
4.1 Субъекты Федерации
4.2 Предмет ведения Российской Федерации
4.3 Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта
5. Российская Федерация сегодня
Возможны другое количество и и(ли) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
|
| Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
|
|
Структура
предложенного
плана
| Наличие пунктов
плана, без которых
данная тема
не может быть
раскрыта
по существу
| Корректность
формулировок пунктов
плана
| Баллы
| Три или более
пунктов, любые
два изкоторых
детализированы
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов плана корректны и
позволяют раскрыть
содержание темы по существу
|
| Два пункта,
детализированы
в подпунктах.
ИЛИ
Три пункта,
любой один
из которых
детализирован
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана корректны и позволяют раскрыть
содержание темы по существу
|
| ИЛИ
| Три или более
пунктов, любые
два из которых
детализированы
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана позволяют в целом
раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не
искажают плана по существу
| План по своей
структуре
является простым и
содержит не
менее трёх
пунктов
| Два
|
Формулировки пунктов
плана корректны и
позволяют раскрыть
содержание темы по
существу
|
| ИЛИ
| Три или более
пунктов, любые
один-два изкоторых
детализированы
в подпунктах
| Один
| ИЛИ
| Три и более пунктов, любые
один-два из
которых
детализированы
в подпунктах
| Два
| В плане наряду с корректными
формулировками имеются
ошибочные позиции,
искажающие отдельные
аспекты раскрытия темы
| Два пункта,
любой один из
которых
детализирован
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана корректны и
позволяют раскрыть
содержание темы по
существу
|
| Два и более
пунктов, любые
один-два из
которых
детализированы
в подпунктах
| Два
| Формулировки пунктов
плана позволяют в целом
раскрыть содержание темы,
отдельные неточности в
формулировках не
искажают план по
существу
| Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям
выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
|
| ИЛИ
| План представляет собой набор абстрактных формулировок, не
отражающих специфики содержания данной темы
| Максимальный балл
|
|
|
|
|
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания,полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
|
Философия
| «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать» (Б. Рассел).
|
|
|
Экономика
| «Устойчивость обществу придают или цепи или собственность» (Ф. Искандер)
|
|
|
|
Социология, социальная психология
| «Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?» (С. Дали)
|
|
|
Политология
| «Власть может переходить от одного меньшинства к другому, но никогда к большинству». (Г. Моска)
|
|
|
Правоведение
| «Одно дело - молчать, другое – умалчивать» (Латинское выражение)
|
|
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.
№
| Критерии оценивания ответа на задание 29
| Баллы
| К1
| Раскрытие смысла высказывания
| Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании
|
| Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании
|
| К2
| Характер и уровень теоретической аргументации
| Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания
положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
| Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы
|
| В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами
аргументации понятия или положения
|
| Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой
|
| К3
| Качество фактической аргументации
|
|
| Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании
| Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:
используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.
Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)
|
|
| Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)
тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример
|
|
| Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису
|
|
| Максимальный балл
| 5
|
|
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом...
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
1.Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21–28, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания (из заданий 21–28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2.Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К2 и К3 задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и К3), по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.
Date: 2016-05-13; view: 9928; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|