Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 16. 1. Мышление Виды, логические формы, мыслительные операции. Способы активизации мыслительной деятельности педагога





Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление является высшим познавательным процессом и в то же время присутствует во всех других процессах: в восприятии, внимании, памяти.

Виды мышления: 1) Наглядно-действенное – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления; 2) Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы ;3) Абстрактно-логическое – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных; 4) Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями ;5) Теоретическое направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой; 6) Теоретическое образное использует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы ;7) Практическое направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.); 8) Дискурсивное совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности; 9) Интуитивное осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения; 10) Репродуктивное (шаблонное) – это воспроизводящее мышление; 11) Продуктивное(творческое)– мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.

Формы мышления: 1) Понятие– форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими; 2) Суждение– основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно – путем умозаключений или рассуждений. Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными; 3) Умозаключение– форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу. Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Умозаключения по аналогии – вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Операции мышления:1) Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части; 2) Синтез– это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому; 3) Сравнение– мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение; 4) Обобщение– мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам; 5) Абстрагирование– мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений; 6) Конкретизация– мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта; 7) Классификация– группировка объектов по существенным признакам.

Способы активизации мыслительной деятельности:

1. С целью повышения продуктивности мыслительной деятельности необходимо научится управлять следующими ее этапами: постановка задачи; создание оптимальной мотивации; регуляция направленности непроизвольных ассоциаций; максимальное включение образных, логических и символических компонентов в процесс мышления; использование преимуществ понятийного мышления; избегание излишней критичности при оценке результатов деятельности.

2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок.

 







Date: 2016-05-14; view: 905; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию